Общество мёртвых поэтов • фильм 💡
«Общество мёртвых поэтов» – художественный фильм, снятый режиссёром Питером Уиром в 1989 году. Эта знаменитая картина о поэзии, свободе, дружбе, любви, предательстве, отношениях родителей и детей.
Семеро молодых людей, в числе которых были Нил Пэрри, Тодд Эндерсон, Нокс Оверстрит, Чарли Далтон, Ричард Камерон, Стивен Микс, Джерард Питтс учились в одной из самых лучших школ Соединенных Штатов Америки – в Велтоне. Когда в школе появляется Джон Китинг – новый преподаватель английского языка и литературы – его будущие ученики и представить себе не могут, как этот человек повлияет на их судьбы.
Истинные ценности
В самом начале фильма зритель видит церемонию открытия учебного года, где старшеклассники несут четыре плаката, на которых написан девиз школы: «Традиции, Честь, Дисциплина, Совершенство». Велтон отличался жёсткой дисциплиной. День мальчиков в учебном заведении был строго структурирован: определённое время отведено для принятия пищи, учёбы, душа, прогулки, самоподготовки в общих комнатах, сна.
И вот ученикам представляют нового учителя – Джона Китинга. Противопоставляя строгим традиционным методам преподавания живой ум и непосредственность, общаясь со студентами в простой и дружелюбной манере, Китинг быстро завоёвывает их уважение. Он хочет, чтобы ребята научились мыслить самостоятельно, не боялись иметь собственное мнение и умели его отстаивать. На первом же занятии Китинг заставляет учеников задуматься о том, насколько коротка и стремительна человеческая жизнь. Учитель напоминает, как важно жить сегодняшним днём и не терять ни одной минуты впустую:
«Рвите розы, пока не поздно. На латинском эта фраза звучит как «carpe diem». Дословный перевод – лови мгновение».
«Мы – пища для червей, юноши. Как бы ни казалось невероятным, но каждый из нас в один прекрасный день перестанет дышать, похолодеет и умрёт».
Джон Китинг
Учитель знакомит молодых людей с прекрасным миром поэзии. Литература открывает им неведомую прежде область жизни. Основная цель учителя – пробудить творческое семя в своих учениках. По мнению Китинга, акт создания стихотворения соответствует «carpe diem», так как подразумевает поимку момента и постановку жизни на паузу с целью её осмысления. Создавая стихотворение, поэт ловит момент жизни. Процесс написания стихотворения наполняет жизнь автора смыслом и счастьем. Поэзия Джоном Китингом приравнивается к взрослению, осознанию человеком своего места в жизни.
Китинг не восстаёт против системы и не подталкивает к этому своих учеников. Он против бунта, считает это глупостью. Когда он предлагает вырвать страницы введения из учебника, он пытается определить бунтарский дух. Джон использует действенный метод: он обозначает систему ценностей, а потом выступает против неё. Таким образом он склоняет их на свою сторону, а затем даёт установку протестовать. Но все соглашаются с ним. Никто не задаёт вопросов, все просто подчиняются. Ученики идут на поводу преподавателя так же, как бы покорно послушали и другого учителя. Китинг показывает, что бунтарство – тоже акт подчинения, а не свобода. Ученики этого не понимают, потому что Китинг стал для них своим, когда повесил негативный ярлык на автора статьи.
Чем именно Джону Китингу не понравилась статья? Автор статьи предлагал не искать в стихотворениях истинный смысл, а просто давать им оценку. Но главный герой выступает против оценок вообще, а тем более против попытки оценить стихотворение другого. Ведь литературное произведение – это попытка автором осмыслить свою жизнь. Стихотворения должны помогать понять, что осознал автор к моменту создания произведения.
Чарли Далтон первый согласился вырвать страницу. Но он отказался от другого задания учителя, когда Китинг предложил каждому молодому человеку выбрать свой шаг, походку, определённую манеру. И в первый, и во второй раз Джон Китинг положительно отнёсся к его выбору. В обоих случаях парень слышит от учителя одобрение. По мнению Китинга, оправданное занятие нейтральной позиции – не всегда слабость, а иногда и попытка выйти из подчинения.
Мистер Китинг отстаивает право каждого человека идти по собственному пути. Но не за счёт противопоставления себя чему бы то ни было, не за счёт конфликта, а за счёт умения любоваться, мечтать, чувствовать, наслаждаться каждым моментом бытия. Это, а вовсе не протест, составляет для Китинга сущность полноценной личности. Он учит многообразию точек зрения не для того, чтобы каждый решил, что любое мнение верно, а для того, чтобы развить гибкость мышления при взаимодействии с бесконечно разнообразной и изменчивой действительностью.
Именно поэтому, когда Чарли выступает против руководства школы Велтон (призывает нарушить консервативные устои и допустить к занятиям девушек), Китинг впервые даёт негативную оценку его действиям. Такие поступки юноши не соответствовали тому, чему он учил:
– Вы на стороне мистера Нолана?! – недоуменно воскликнул Далтон. – А как же carpe diem, высасывание из жизни её …
– Да, но высасывать костный мозг надо так, чтобы не подавиться костью, Чарльз! Есть время для дерзости – и есть для осмотрительности. Мудрый понимает, что пустить в ход.
Чарли Далтон и Джон Китинг
«Carpe diem» для Китинга – это точно не исключение юноши из школы. Ведь Чарли не ловит момент, не наслаждается жизнью, а просто дурачится. Он начинает строчить пошлые заметки в школьную газету, а на заседании разыгрывает сценку, где ему звонит Бог. Какой смысл в его действиях? Этот эпизод очень важен для понимания того, что сценарист и режиссёр не празднуют глупость. Полноценная жизнь, по мнению Китинга, не имеет ничего общего с безответственным поведением. Речь идёт о том, чтобы ценить мелочи, распознавать в них красоту. Учитель хочет показать, что и отсутствие собственного мнения, и бессмысленный бунт не приведут ни к чему хорошему. Он пытается объяснить ученикам простую истину: всё, что они могут, – это радоваться каждому дню. Нельзя изменить этот мир, нужно научиться жить в нём.
Очень скоро ещё нескольким парням предстоит проверить, правильно ли они поняли уроки Китинга. Также важно отметить, что в фильме «Общество мёртвых поэтов» нет одного главного героя. Все ученики Китинга – один коллективный герой.
Смелость и трусость
Когда учитель просит учеников прочитать свои стихи, никто из них не решается выступить перед классом. Китинг выбирает Тодда Эндерсона. Молодой человек боится выступать перед людьми, боится быть лидером мнений, боится, что его могут понять неправильно. Герой олицетворяет отсутствие голоса (как «за», так и «против»).
Тодд Эндерсон – персонаж, совершивший самый необычный путь самореализации. Потому что поначалу его не привлекала литература, а тем более идея публичного чтения собственных стихов из-за его застенчивости. Но благодаря «заразительному» творческому вдохновению Китинга Тодду удаётся преодолеть свои ограничения и декламировать свои сочинения перед другими. Юноша берёт на себя ответственность в том, что может быть понят неправильно.
Правда – это короткое одеяло, одеяло, под которым всегда мерзнут ноги.
Его можно натянуть, завернуть, но его всегда не хватает.
Можно ворочаться, брыкаться, но укрыться им нельзя.
И с рождения до самой смерти оно закрывает только наше лицо,
Искаженное плачем, воплем и визгом.
Тодд Эндерсон читает стихотворение, экспромт
Однажды ночью в пещере собирается общество мёртвых поэтов. На этой встрече Тодд наконец решается читать свои стихи. Однако наиболее значимый эпизод, в котором юноша показывает изменения – финальный. Тодд первым становится на парту, чтобы проститься с учителем.
Любовь
Ещё один герой, с которым по ходу сюжета фильма происходят существенные изменения – Нокс Оверстрит. Мы видим Нокса, увлечённого девушкой, с которой он случайно познакомился в доме знакомых его отца. Крис очень понравилась Ноксу, но он не делал попыток вновь встретиться с ней. Влияние Китинга повлияло на взаимоотношение Нокса с девушкой. Сначала он отважился позвонить ей, потом он встретил девушку перед занятиями и подарил цветы, после этого признался ей в любви и пригласил пойти вместе с ним на спектакль.
В этой сюжетной линии влияние Китига проявляется в том, что он учит юношу ловить момент и не отчаиваться в случае неудачи. Молодой человек берёт на себя ответственность услышать отрицательный ответ от той, кому собирается задать вопрос. Парень правильно понимает то, о чём говорил учитель. Он осознаёт, что ему ничего не светит с девушкой, но понимает, что любовь и семья для него – это самое важное. Нокс стремится занять эту нишу, наполнить жизнь этим смыслом.
На примере Нокс Оверстрита режиссёр показывается момент появления в жизни поэзии. По мнению Китинга, романтические отношения – лучший толчок к творчеству. Именно через любовь отражается момент прихода к поэзии. Учитель лишь говорит, что есть средство к самопознанию – стихотворения. А любовь подталкивает Нокса к акту их написания.
Конфликт поколений
Несомненно, «Общество мёртвых поэтов» – фильм, освещающий вопрос разногласий поколений. Отец Нила солидарен с руководством и основным педагогическим составом Велтона в принципах отношения к учащимся – быть послушным и покорным, не возражать и чётко следовать указаниям. То есть не быть личностью, не проявлять своего Я. Мистер Пэрри отказывается видеть в сыне самостоятельную личность. В самом начале фильма он запрещает Нилу работать в редколлегии. Парень расстраивается и пытается возразить. В коридоре, вполголоса и оглядываясь, мистер Пэрри произносит:
«Не смей спорить со мной при посторонних. Окончишь медицинский факультет и будешь делать всё, что тебе вздумается, а пока ты должен слушаться меня. Ясно?»
мистер Пэрри
Нил покорно соглашается. Примечательно то, что сын называет отца «сэр». Мистер Пэрри явно и сильно давит на нравственную ответственность, на чувство долга сына. В этом диалоге заложена суть и причина конфликта.
Семья Нила не богата. Отец не раз напоминает о том, что он многим пожертвовал, чтобы сын учился в Велтоне. Мистер Пэрри распланировал за сына всю жизнь и не спросил Нила, чего он на самом деле хочет. Летом Нил не отдыхал, а учил химию по приказу отца. И у друзей Нила родители планировали жизнь своим детям. В частности, выбирали им профессию, не интересовались желаниями, были отдалёнными. Так, на примере Тодда Эндерсона мы видим безразличие родителей к чувствам своего ребёнка. Отец и мать дарят ему на день рождение один и тот же подарок несколько лет подряд.
Нил Пэрри становится одним из самых пылких приверженцев Джона Китинга, который активировал, разбудил интерес мальчика к искусству, к театру. Парень, воодушевлённый учителем, хочет участвовать в постановке шекспировской пьесы «Сон в летнюю ночь». Однако отец выказывает несогласие с тем, чтобы его единственный сын, в обучение которого он вкладывает средства и душу, тратил драгоценное время на пустое занятие.
Джон Китинг не говорит парню выступать на сцене несмотря ни на что. Чтобы как-то помочь ученику, он советует Нилу поговорить с мистером Пэрри:
«Ты всю жизнь играл роль послушного сына. Ты не пробовал поговорить с отцом откровенно?»
Джон Китинг
Но юноша этого не делает. Нилу не хватило воли объяснить отцу, что дальше можно жить по-другому. Он боялся услышать от отца «нет», поэтому решил участвовать в постановке без его согласия. Очередной обман раскрывается. Это выводит мистера Пэрри из себя. После этого отец говорит ему: «Мы не в силах понять, почему ты всё делаешь нам наперекор! Но коверкать твою жизнь мы тебе не позволим!».
Жизнь и смерть
Режиссёр Питер Уир на примере Нила Пэрри показывает, что бывает, когда ученик неверно интерпретирует своего учителя. Китинг пытался объяснить юноше следующее: если Нилу не удастся переубедить отца, то юноша сможет распоряжаться своей жизнью после окончания школы. Ведь он будет уже совершеннолетним. У каждого поступка, идущего вразрез с волей родителей или школы, существуют тяжёлые последствия, которые ученик должен будет принять на свои плечи. Если же ученик не способен их принять, то такая игра заведомо ведёт к поражению. А в случае с Нилом – к суициду.
Когда люди молоды, они чувствуют только то, что их душа попала в ловушку, и нет никакого будущего. Многие не осознают, что есть другие возможности, другие варианты. Джон Китинг говорил именно об этом: если не можешь изменить ситуацию, измени своё отношение к ней. Нужно соизмерять последствия. Но Нил понимает Китинга по-своему и ошибочно полагает, что задача общества мёртвых поэтов – не понимать и принимать жизнь, а противостоять ей. Однако Китинг не ставит под сомнение родительский авторитет или ценность образования. Учитель английского языка и литературы не призывал менять систему, он предлагал взглянуть на мир по-новому, познать жизнь через поэзию, что и делало общество мёртвых поэтов при Китинге.
Ещё одно качество, которому учил Джон – ответственность. Китинг не побоялся и взял на себя бремя школьной трагедии. Он попытался донести до учеников то, что хотел, и ушёл. И пусть уроки учителя усвоили не все, цель Китинга была достигнута.
Таким образом, Китинг был понят правильно Ноксом и Тодом. Однако Чарли и Нил интерпретировали знания по-своему. Это привело к тому, что Чарли Далтон был исключён из школы, то есть потерпел поражение, а Нил Пэрри и вовсе покончил с собой.
Актёрский состав
Робин Уильямс сыграл эксцентричного английского профессора Джона Китинга, человека, который заставляет своих учеников увидеть, что есть место для любопытства и возможность быть самим собой, не подчиняясь тому, чего от них ожидают общество и семья.
Роберт Шон Леонард сыграл влюблённого в театр Нила Пэрри, юношу с властным отцом.
Чрезвычайно застенчивого Тодда Андерсона сыграл Итан Хоук.
Джош Чарльз сыграл безнадежного романтика Нокса Оверстрита.
Гейл Хэнсен сыграл свободолюбивого Чарли Далтона.
Дилан Кассман сыграл Ричарда Кэмерона, студента, который винит в смерти Нила профессора Китинга.
Джеймс Уотерстон сыграл Джерарда Питтса, одного из самых тихих членов поэтического клуба.
Аллелон Руджеро сыграл ещё одного члена поэтического клуба – Стивена Микса.
Куртвуд Смит сыграл отца Нила, который разрушает мечты своего ребенка стать театральным актером и хочет отправить его в военное училище.
Спасибо за разбор!