Жизнь прекрасна

Год производства: 1997

Страна: Италия

Жанр: трагикомедия, драма

Режиссёр: Роберто Бениньи

В главных ролях: Роберто Бениньи, Николетта Браски, Джорджо Кантарини

Длительность: 116 минут

«Жизнь прекрасна» – итальянская трагикомедия, рассказывающая историю о маленьком еврейском мальчике, который попал в концлагерь во время холокоста и был спасён ценой жизни своего отца. Фильм получил поистине мировую славу и популярность. Кинокартина взяла гран-при Каннского кинофестиваля и три «Оскара» в 1998 году. И режиссером, и одним из авторов сценария, и исполнителем главной мужской роли выступил один и тот же человек – Роберто Бениньи.

Гуидо и Джозуэ в поезде

Фильм строится на контрастах. Картина заставляет задуматься над ужасами войны, показывает страшные картины издевательств над евреями, их истребление. Однако во всё это безумие режиссёр помещает чистую и искреннюю любовь. Зритель восхищается самопожертвованием, верностью, силой духа, оптимизмом и жизнелюбием главного героя. Лента напоминает нам о том, что даже в самое страшное время можно сделать мир прекраснее.

Любовь

Любовь – это тема проходит через весь сюжет фильма Роберто Бениньи «Жизнь прекрасна». Картина описывает любовь мужчины и женщины, которая перерастает в семью.  Именно семья, по мнению режиссёра, является для человека поддержкой, защитой и опорой. Она делает людей счастливыми, наполняет жизнь смыслом. А в нелёгкие времена заставляет бороться с трудностями и радоваться каждому прожитому дню.

Любовь Гуидо к Доре

Начало картины в жанре легкой романтической комедии знакомит нас с главными героями – жизнерадостным евреем-весельчаком Гуидо и его возлюбленной Дорой. Их отношениям посвящена половина кинокартины. Это сделано для того, чтобы зритель смог поближе познакомиться с персонажами.

Первая встреча Гуидо и Доры

Сцена их знакомства представлена с иронией, используются элементы клоунады. Гуидо хочет завоевать сердце учительницы любой ценой, поэтому совершает невероятные и забавные поступки. Главный герой проявляет настойчивость. Он не опускает руки после первой неудачи и доказывает Доре, что с ним она будет по-настоящему счастлива. Зритель уверен, что это любовь с первого взгляда.

Становится понятно, что за нелепой внешностью главного героя таятся горячее сердце и тонкий ум. Его искромётный юмор, жизнелюбие и непосредственность покоряют Дору. Вскоре у них рождается ребёнок – Джозуэ. Гуидо и Дора настолько счастливы, что не замечают грозовых туч, уже сгустившихся над их головами. Они не чувствуют леденящее дыхание войны.

Оказавшись в концлагере, Гуидо делает всё, чтобы его жена, находящаяся в другом крыле, не волновалась. Примечательна сцена, в которой Гуидо, рискуя жизнью, передаёт несколько слов в громкоговоритель для Доры, чтобы та не переживала. Благодаря этому у женщины появляется желание жить. Также главный герой включает в лагере их любимую песню, тем самым он хочет сказать, что любит и поддерживает её.

Гуидо и Джозуэ передают послание Доре

Любовь Гуидо к сыну Джозуэ

Гуидо, его дядя Элизео и Джозуэ попадают в списки нацистов. В день рождения мальчика их увозят в концлагерь. Отец говорит сыну, что они едут путешествовать. Даже в такой ситуации герой продолжает шутить и смеяться, чтобы не травмировать ребёнка. Любовь Гуидо к сыну проявляется в его желании оградить Джозуэ от ужасов войны.

Далее Гуидо продолжает использовать смелое воображение и несгибаемый дух. Герой говорит сыну, что они не находятся в концлагере, а всего лишь играют в увлекательную игру. А чтобы победить, им нужно набрать тысячу очков и выполнить условия. А правила не так уж и просты: нельзя плакать, жаловаться, просить еду и, самое главное, показываться на глаза надзирателям… Приз в этой игре – настоящий танк!

Эпизод с объяснением «правил игры» в лагере кажется смешным и в то же время грустным. Гуидо не знает немецкого, но «переводит» другим заключенным слова начальника. Он продолжает легенду об игре.

Гуидо «переводит» правила игры

«Мы будем изображать злых, будем орать на вас. Кто испугается, теряет очки. В трёх случаях вы теряете очки: 1 – если заплачете, 2 – если захотите к маме, 3 – если захотите перекусить. И не просите у нас леденцов, мы их все съели. Лично я вчера съел 20 штук!»

Мужчина носит на руках тяжелые камни, валится с ног, но не перестаёт заботиться о сыне. Гуидо отдаёт Джозуэ свой хлеб. Герой прекрасно понимает, какой у него будет конец, но единственное желание – спасти семью и оградить ребёнка от происходящего всеми возможными способами, даже если при этом придётся пожертвовать собственной жизнью.

В конце фильма Гуидо оказывается под дулом немецкого автомата. Но он, чтобы не пугать прячущегося неподалеку сына, изображает клоунскую походку. Готовность сохранять позитив и шутить ради сына даже в самые отчаянные моменты – это проявление огромной мужественности и силы.

Гуидо изображает клоунскую походку перед расстрелом

Вера в лучшее и истинная любовь к своим родным толкает Гуидо на безумные поступки, которые помогают его близким пережить это тяжёлое время. Жертвуя собой, он спасает других. Главный герой доказывает, что даже в самые тёмные времена есть место любви и вере в то, что жизнь прекрасна.

Любовь Доры к мужу и сыну

Чувства Доры к Гуидо не вызывают сомнения. Героиня выбрала не состоятельного мужчину, а простого и небогатого Гуидо.

После известия об отправке Гуидо и сына в концлагерь, женщина пытается остановить поезд, в котором они ехали. Дора не боится гнева агрессивно настроенных итальянцев-националистов. Она борется за свою семью, но безрезультатно.

Дора в концлагере

Женщина отправляется в концлагерь вслед за Гуидо и Джозуэ. Она могла бы этого не делать, ведь была итальянкой. Однако любящая мать и жена не могла поступить иначе. Дора оказывается на женской половине концлагеря, за забором. Она старательно работает и надеется, что встретится с близкими.

Война и мир

В начале киноленты перед нами предстают картины мирной Италии. Ничто не предвещает грядущей трагедии. Однако внимательный зритель может заметить зарождающиеся фашистские настроения. Например, когда Гуидо спрашивает у итальянца о его политических взглядах. Главный герой всё понимает, когда узнаёт, что одного из детей собеседника зовут Адольф. Фашистские идеалы показаны ненавязчиво и крайне карикатурно во время выступления Гуидо в школе: «Посмотрите на этот арийский пупок! Это итальянский пупок – признак высшей расы».

Гуидо в школе

В фильме раскрывается судьбы целого континента, охваченного Второй Мировой войной. На экране представлена жизнь Италии, вступившей в войну. Стремительно развиваются фашистские настроения, источником которых стал итальянский диктатор – Бенито Муссолини.

Первым знаком приближающейся беды стал конь дяди Гуидо, раскрашенный зелёной краской и расписанный оскорбительной надписью «Ахтунг! Еврейская лошадь». Это значило, что семья Гуидо уже оказалась под прицелом нацистов, которые стремились провести среди населения городка идеологическую обработку.

Но даже в этой ситуации главный герой умудряется всё свести в шутку:

— Как грустно, какая чушь, еврейский конь! — Брось, дядя, я даже не знал, что твой конь – еврей.

Разукрашенная лошадь дяди Элизео

Маленький Джозуэ задаёт Гуидо вопросы. Ребёнок не понимает, почему на магазинах написано: «Евреям и собакам вход воспрещён». Но и тут главный герой использует своё остроумие. В результате ребёнок воспринимает всё, как безобидную прихоть некоторых людей. Показателен эпизод, когда на магазине Гуидо написали «Евреям тут не место!». Главный герой спокойно закрыл магазин, как будто ничего необычного не произошло.

Очень быстро нацисты разрушают привычный мир героев… Начинают строиться концлагеря, устраивается тотальная слежка. Вскоре герои фильма оказываются в концентрационном лагере.

Режиссёр отсылает зрителя к страшной и тяжелой теме – Второй мировой войне и холокосту. Но для её раскрытия он не изображает адские страдания. Все понимают, куда уводят престарелого дядю героя, говоря, что ему нужно принять душ. Всем известно, какой дым идёт из крематория концлагеря. Однако страшные убийства не показаны.

Тем не менее, Роберто Бениньи делает некоторые знаки и намеки, самым ярким из которых является сцена, где Гуидо несёт спящего на руках сына сквозь туман и совершенно случайно натыкается на огромную гору из тел убитых узников. В этот момент камера показывает настоящее лицо главного героя – белое от страха с широко открытыми тёмными глазами.

Гуидо видит гору трупов

Герои фильма ощутили на себе всю тяжесть националистической политики. В фильме удачно показана фашистская символика и атрибутика. Форма, в которую были одеты работники, порождала страх.

Интересно и важно здесь то, что дети-узники оказываются в равных условиях со взрослыми. Этот приём даёт зрителю почти документальное представление о том времени и о тех условиях, в которых оказались заключённые в концентрационном лагере.

В киноленте есть страшные факты войны, но всему этому противостоит внутренний мир главного героя. Его жажда жизни, преданность близким и бесстрашие в самом настоящем аду заставляют зрителя видеть прелесть жизни, свет, который он так отчаянно хотел донести для своего сына.

Как видим, вторая часть фильма «Жизнь прекрасна» – трагичная. Это попытка режиссёр Роберто Бениньи поговорить о чудовищном преступлении с использованием комических приёмов. Однако это не умаляет трагизма случившегося. В финале картины многие не могут сдержать слёз.

Отзывчивость и равнодушие

Об отзывчивости в фильме «Жизнь прекрасна» можно говорить лишь в контексте семьи главного героя. Дора, Гуидо, дядя Элизео и даже маленький Джозуэ умеют откликаться на просьбы, помогать друг другу и сопереживать. Остальным это качество чуждо.

Зритель впервые замечает равнодушие, когда люди за ужином говорят о задаче, которую решают немецкие дети в третьем классе. Итальянка искренне удивляется сложности задачи. Её ничуть не смущает то, что в условии говорилось об истреблении больных людей ради выгоды Рейха.

Вопиющие равнодушие связано с именем персонажа доктора Лессинга. В начале фильма он часто заходит в ресторан, в котором работал Гуидо. Они много общались. Доктор увлекался загадками и казался милым человеком. Однако война показала его истинное лицо. Смерть и боль людей вокруг Лессинга абсолютно не интересовала. И это не укладывается в голове.

Доктор Лессинг и Гуидо

В концлагере Гуидо и доктор Лессинг встретились вновь. Главный герой надеется на помощь, но быстро понимает, что ждать чего-то напрасно. Он ошарашен поведением собеседника. Доктор и не думал помогать Гуидо. Лессинг хотел, чтобы смекалистый еврей помог отгадать ему загадку, потому что его мучала бессонница. Во взгляде Гуидо тает надежда. Актёр тонко и точно передаёт реакцию своего героя.

Жизнь и смерть

Отношение к жизни и смерти у всех разное. Гуидо просто жил, радовался объятиям жены и смеху своего маленького сына, наслаждался хорошей погодой. Он никого не обманул, никому не сделал плохого. Соприкосновение жизнерадостности, открытости героя и геноцида создают парадокс, от которого жутко. Юмор подсвечивает весь трагизм этой истории.

Главный герой для своего сына был окном в мир, которое показывало, как этот мир воспринимать и как с ним взаимодействовать. Гуидо был примером для Джозуэ. Режиссёр фильма хочет показать, что при любых условиях и внешних обстоятельствах любовь в семье способна побороть зло и спасти от войны.

Гигантская, всеобъемлющая любовь к сыну, фантазия и самопожертвование помогли главному герою сохранить не только жизнь, но и психику ребёнка. Он дал мальчику опору не только внешнюю, но и внутреннюю.

Для спасения сына Гуидо пожертвовал самым ценным, что есть у человека – собственной жизнью. Когда его ведут на расстрел, герой продолжает делать вид, что это очень весёлая игра. Мальчик верит в это и не выходит. Итог – свобода и сохранённая жизнь ребёнка.

Джозуэ катается на танке освободителей

«Вот какую жертву принес мой отец. Вот какой подарок он мне сделал»

Джозуэ

Режиссёр мастерски доказывает, что комическое не значит бездумное. Роберто Бениньи выбирает такую форму повествования, потому что знает, что смех – лучшая защита от страха. Он подарил великолепное осмысление ужасов войны через детское восприятие действительности.

Фильм «Жизнь прекрасна» показывает зрителю, что никогда не стоит опускать руки и терять надежду. Выход есть всегда, даже если он заключается лишь во внутреннем эмоциональном настрое. Ситуация зависит от того, как её воспринимает человек. Картина учит тому, что в любой ситуации можно найти что-то прекрасное или создать его самому.

Актёры

Главная мужская роль в фильме досталась Роберто Бениньи. Харизматичному актёру удалось сыграть сложного персонажа. Кажется, что Гуидо – простак и весельчак, который не может быть серьёзным. Однако зритель видит у этого героя спектр эмоций: отчаянье, безысходность, страх, волнение. Весь этот синтез комического и драматического Бениньи мастерски воплотил на экране.

Актёр Роберто Бениньи

Главную женскую роль в картине «Жизнь прекрасна», роль жены Гуидо, исполнила супруга Бениньи  Николетта Браски. Актриса играет женщину, которой чужд пафос высшего света и противны бесчеловечные нравы местной элиты.

Актриса Николетта Браски

Роль сына Гвидо и Доры исполнил Джорджио Кантарини, для которого эта работа стала дебютом в кино. Ребёнок в этой роли абсолютно очаровательный и искренний.

Актёр Джорджио Кантарини

Даниил Романович | Просмотров: 110

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *