Титаник

Год производства: 1997

Страна: США, Мексика, Австралия

Жанр: фильм-катастрофа, история, драма

Режиссер: Джеймс Кэмерон

В главных ролях: Леонардо ДиКаприо, Кейт Уинслет, Билли Зейн, Фрэнсис Фишер, Глория Стюарт

Грандиозная эпопея Джеймса Кэмерона о катастрофе знаменитого лайнера  навсегда вошла в историю мирового кинематографа. О «Титанике» было снято несколько фильмов, но ни один из них не был воссоздан с такой точностью и не вызывал такого мощного эмоционального отклика. Трагическая гибель более полутора тысяч человек до сих пор считается одной из величайших трагедий новейшей истории. Режиссер, снявший фильм на основе реального исторического факта, мастерски смешал в нем самые различные жанры. «Титаник» можно назвать и исторической драмой, и фильмом-катастрофой, и романтической мелодрамой, в которой вымышленная история Джека и Розы переплетается с подлинными событиями и персонажами. Кроме сквозной темы любви, в фильме поднимаются общечеловеческие проблемы, которые по сей день не утратили своей значимости.

“Титаник” отправляется в свое первое плавание

“Титаник” все называли сказочным кораблём… Таким он и был на самом деле.”

                                                                                                                                                             Из воспоминаний Розы

Классовое неравенство

В фильме сам корабль представляет собой своеобразную миниатюру общества начала 20-го века, в котором ярко проявляется деление на классы, преклонение перед богачами и презрение к малоимущим. Разницу между пассажирами первого и третьего классов можно представить следующим образом: чем выше класс, тем больше шансов на спасение. Богатство и титул – это ключ ко всем дверям, если же ты беден – тебя просто оставят погибать за закрытой решеткой, отрезав путь к шлюпочной палубе. Различия наблюдаются уже с первых кадров киноленты.

Личная палуба Кэла Хокли

 

Шикарные апартаменты Розы

 

Четырехместная каюта Джека

Роскошные апартаменты Розы, личная прогулочная палуба Кэла и маленькая тесная каюта на четверых с двухъярусными кроватями, в которую заселяется Джек со своим другом. Забегая вперед, можно сказать, что Джека никогда бы не приняли за равного в компании пассажиров первого класса. Об этом красноречиво говорит сцена за ужином, на который он был приглашен в знак благодарности за спасение Розы. Даже идеально сидящий фрак, который ему одолжила Молли Браун, не спасает положения. Мать Розы смотрит на Джека, как на опасное насекомое, а Кэл всячески старается напомнить гостям, что Джек поднялся к ним из третьего класса.

Джек направляется в ресторан в сопровождении Розы и Молли Браун

 

Мать Розы смотрит на Джека с нескрываемой антипатией

“Ты даже не представляешь, во что ты вляпался, сынок”

Молли Браун Джеку

Шикарный ресторан, дорогая посуда, изысканные блюда, живая музыка – все это в распоряжении элиты первого класса.  После трапезы мужчины, – сплошь финансовые воротилы, отправляются в курительный зал, где ведут долгие беседы о бизнесе и политике, а дамы возвращаются в каюты попить чай и посплетничать. На контрасте построена сцена праздника в общей столовой для бедняков из третьего класса. Вместо чопорности и надменности здесь царит веселье, вино и пиво льются рекой. Смех, шутки, пляски под ирландскую музыку – все это ошеломляет Розу, когда Джек приводит ее на нижнюю палубу. В отличие от общества, к которому принадлежит девушка, здесь настоящие, с открытой нараспашку душой люди, способные любить, сопереживать и радоваться от всего сердца.

Джек и Роза на нижней палубе

“Я покажу тебе настоящий праздник!”

Джек Розе

Социальная несправедливость проявляется и в момент крушения Титаника. Достаточно вспомнить, как стюарды раздавали спасательные жилеты пассажирам первого и третьего классов. Поскольку каюты третьего класса находились на самой нижней палубе, а некоторые даже ниже ватерлинии, их обитатели первыми ощутили результат столкновения с айсбергом. В лабиринте коридоров многие так и не смогли найти дорогу наверх, а двери, ведущие в зону первого класса, так и остались закрытыми. Часть людей продолжала отчаянную борьбу за жизнь, многим же просто оставалось смириться.

Пассажиров третьего класса держат за закрытой решеткой, отрезав путь к спасению

Самоопределение

На примере главных и второстепенных героев показаны личные жизненные позиции и цели людей, то, в чем они видят свое предназначение. Так Джек, обаятельный художник-бродяга, привык жить одним днем. По его словам, у него есть для этого всё: воздух, чтобы дышать и папка с листами бумаги. Вчера он ночевал под мостом, а сегодня пьёт шампанское в изысканном обществе. Он знает настоящую жизнь, и она даёт ему ощущение полной свободы, от которой он никогда не откажется. Именно этим он и покоряет сердце юной Розы.

“Все, что мне нужно, у меня есть: воздух, чтобы дышать, и папка с листами бумаги. Я люблю просыпаться утром, не зная, что меня ждет, с кем я встречусь и где я окажусь потом”.

Джек

Роза, в силу своего возраста, пока еще не знает, чего она хочет. Ей незнакомо ощущение свободы, она никогда не принимает самостоятельных решений. Даже предстоящее замужество не является выбором девушки – за нее все решила ее мать. На грани отчаяния Роза чуть было не лишает себя жизни, но встреча с Джеком полностью переворачивает ее представление о мире. Она еще больше осознает, что счастье заключается не в деньгах состоятельного жениха, а в той свободе, которую подарил ей Джек. Поэтому она принимает решение бежать с ним, как только «Титаник» достигнет берегов Америки.

Роза

Руфь, мать Розы, привыкшая быть частью элитного общества, в отличие от дочери, мечтает заполучить Кэла в зятья. Этот брак нужен, прежде всего, ей самой, потому что ее некогда богатый супруг после своей смерти не оставил ей ничего, кроме громкого имени. Когда Роза спрашивает мать, почему она должна жертвовать собой, Руфь начинает манипулировать дочерью, упрекая ее в том, что, если она откажет Кэлу, то ей придется работать белошвейкой.

Мать упрекает Розу в бездушности

Мечтой пассажиров третьего класса, большинство из которых были мигрантами из разных стран, было поскорее пересечь Атлантику и найти работу в Америке. Поэтому на это путешествие они возлагали огромные надежды о предстоящей лучшей жизни.

Проблема ответственности и безответственности

Следствием большинства катастроф, происходящих на земле, в воздухе или на море, становится, так называемый, человеческий фактор. Не является исключением и крушение «Титаника». Первой ошибкой инженеров было то, что с самого начала «Титаник» позиционировался ими, как непотопляемое судно, на которое не смогут воздействовать никакие силы природы. Но уже первый рейс, который стал единственным, доказал, что это далеко не так.

Капитан “Титаника” Эдвард Смит

Следующей роковой ошибкой было полное игнорирование сводок о близости дрейфующих айсбергов. Лайнер шел на предельной скорости, несмотря на то, что капитан поначалу противился запускать все двигатели. Но Брюс Исмей, глава компании «Уайт Стар Лайн», который путешествовал в качестве пассажира, уговорил капитана дать кораблю разогнаться, чтобы прийти в порт назначения раньше означенного времени. Этим он хотел произвести сенсацию и засветить этот рекорд во всех газетах. Достаточно вспомнить кадр, где Джек и Роза накануне столкновения попадают в машинное отделение. Кочегары без устали кидают уголь в горящие котлы, давая кораблю разогнаться в полную силу.

Брюс Исмей убеждает капитана дать кораблю полный ход

“Теперь то уж газеты непременно напишут о Вас, мистер Исмей”

Капитан Брюсу Исмею

Следующей фатальной ошибкой было то, что команда не в полной степени оценила опасность ситуации. Шлюпки спускались на воду полупустыми, а количество их было изначально уменьшено по распоряжению всё того же Исмея. Так, из-за банальной людской халатности и сопутствующих ей обстоятельств, легендарное чудо инженерии, считавшееся непотопляемым, опустилось на дно океана, унеся жизни более полутора тысяч человек.

Тема любви

Любовь между Розой и Джеком возникает вопреки всем канонам высшего общества. Роза, находящаяся на грани отчаяния и разочарованная своей помолвкой, пытается покончить жизнь самоубийством, прыгнув с кормы. Но тут появляется пассажир третьего класса, художник по имени Джек Доусон, который убеждает ее не делать этого.

Джек уговаривает Розу не прыгать в воду

 

Роза рассматривает рисунки Джека

   
“Роза, ведь ты не подарок. Ты до невозможности избалованный ребенок. Но при этом, Роза, ты самая поразительная, очаровательная, удивительная девушка из всех, что я встречал”.                                                                                                                                                                                                   Джек

Девушка сначала упрямится, но позже благодарит Джека за спасение, а он делится с ней историями о своих приключениях, путешествиях и показывает свои рисунки. Постепенно между ними зарождаются чувства. Джек знакомит Розу со своими друзьями и приводит ее на нижнюю палубу, чтобы показать настоящий праздник. Розу нисколько не смущает простое общество, с Джеком она чувствует себя по-настоящему счастливой. Однажды Роза просит Джека нарисовать ее, но предупреждает, что на ней не будет надето ничего, кроме огромного бриллианта «Сердце океана».

Джек рисует Розу

   
“Сердце у меня колотилось вовсю. Это был самый эротический момент всей моей жизни”                                                                                                                                                                                         Роза
                                                                                                                                                                                           Роза оценивает рисунок Джека

Роза прячет рисунок в сейф и пишет Кэлу записку: “Теперь ты сможешь держать нас обоих взаперти в своем сейфе”.  Тем временем, помощник Кэла Лавджой отправляется на поиски Розы. Начинается самая настоящая погоня. Влюбленные в состоянии куража убегают от лакея, не забывая показывать ему неприличные жесты. Спасаясь от Лавджоя, беглецы оказываются сначала в машинном, а затем в багажном отделении. Там, в одной из машин, забыв обо всем на свете, они отдаются своему чувству. Но для Джека и Розы это не просто секс, это знак величайшего доверия и высшая степень их любви.

 
“Куда прикажете, мисс?” – “К звёздам…”

Прочитав записку, Кэл приходит в ярость. Чтобы опорочить Джека в глазах Розы, он приказывает Лавджою подбросить драгоценность Джеку в карман пиджака. Джека помещают в каюту для арестованных, уже наполовину заполненную водой. Роза, рискуя жизнью, спасает Джека и они продолжают спасаться теперь уже от самого Кэла, который пускает в ход револьвер. Оторвавшись от преследования, влюбленные решают бежать после того, как корабль пришвартуется к берегу Филадельфии. Но их мечты разбиваются о трагическую реальность, в которой одному из них повезет меньше, чем другому.

Кэл требует объяснений от Розы

 

Джек в наручниках в камере для арестованных

 

Роза, рискуя жизнью, спешит на помощь к Джеку

 

Джек умер…

Любовь Джека – сильного, свободолюбивого и талантливого, помогает Розе обрести себя. Она больше никогда не будет жить по чужому сценарию, играть навязанную ей роль. Таким образом, в фильме Кэмерона мы видим современную трактовку любви как чувства, которое дарит внутреннюю свободу и помогает обрести свой путь. Роза пошла с Джеком до конца. Она рисковала быть осужденной высшим обществом, она, по сути, предала семью и сама чуть не погибла. После истории с Джеком Роза прожила долгую и интересную жизнь, вышла замуж и родила детей. Она постаралась быть счастливой, как того хотел Джек.

Самопожертвование

Трудно осуждать людей, которые в критической ситуации думают исключительно о своем спасении. Когда на кону стоит собственная жизнь, включается инстинкт самосохранения, и любое живое существо старается выжить любой ценой. Но главные герои Роза и Джек своим примером показали, что бывает и по-другому. Уже находясь в спасательной шлюпке и прощаясь взглядом с Джеком, Роза понимает, что не может оставить любимого умирать на корабле. Когда шлюпка достигает одной из палуб, Роза буквально повисает на ее перилах, и, несмотря на призывы вернуться, бежит по кораблю в поисках Джека. И снова звучит та же самая фраза, сказанная Джеком во время спасения Розы: «Если ты прыгнешь, – прыгну и я». Только теперь ее произносит сама Роза.

Роза прыгает из шлюпки, чтобы вернуться к Джеку

 

“Если ты прыгнешь, – прыгну и я”

Жертва, которую принес Джек, несоизмеримо больше и трагичнее. Спасение Розы оказалось для него дороже собственной жизни. Перед смертью он взял с девушки обещание, что она будет жить дальше и умрет совсем старой женщиной в теплой постели. Но не здесь и не сейчас. Роза выполнила наказ Джека и прожила долгую и яркую жизнь. Об этом говорят многочисленные рамочки со снимками, расставленные в ее каюте. Но все эти годы Роза бережно хранила в памяти образ Джека, хотя у нее не было даже его фотографии.

“Роза, пообещай мне, что останешься в живых. Что ты не сдашься, что бы ни случилось, что бы ни произошло, обещай мне сейчас, Роза, и любой ценой выполни обещание”.

                                                                                                                                                                                        Джек

По мере того как корабль все глубже погружался в воду, обезумевшие люди все громче взывали о помощи. Но полупустые шлюпки не спешили возвращаться, боясь, что в панике люди перевернут лодки и потопят их. Лишь одна женщина по имени Молли Браун призвала налечь на весла и вернуться. Однако ее призыв был встречен угрозой со стороны матроса, управляющего шлюпкой. Не услышала она поддержки и со стороны остальных женщин. А ведь будь таких, как Молли большинство, можно было бы помочь десяткам тонущих людей.

Молли Браун призывает развернуть шлюпку

Капитан Эдвард Смит выполнял на «Титанике» последний рейс в своей карьере, после чего должен был уйти в отставку. Он понимал, что в катастрофе судна есть и его вина, поэтому предпочел погибнуть вместе с оставшимися на корабле людьми. Такое же решение принял и конструктор «Титаника», Томас Эндрюс. Осознав, как велико было его заблуждение относительно надежности «Титаника», он даже не пытался спастись, до последней минуты помогая пассажирам покинуть корабль.

Капитан Смит встретил смерть за штурвалом “Титаника”

 

Конструктор “Титаника” Томас Эндрюс предпочел до конца оставаться на корабле

Среди множества благородных поступков, совершенных той ночью, отдельно хочется отметить поведение музыкантов, которых в прямом смысле можно назвать героями. Они до последнего не выпускали из рук инструментов и исполняли одну вещь за другой, чтобы приободрить людей и хоть как-то погасить панику. Позже газеты писали, что их музыка «дала им право быть внесенными в список героев вечной славы».

Музыканты до последнего не выпускали из рук инструментов

Сильные моменты

У каждого фильма есть наиболее сильные, запоминающиеся моменты, которые вызывают эмоциональный отклик у зрителя. В «Титанике» таких сцен большое количество, и относятся они не только к теме любви Розы и Джека. Мать, укачивающая детей, зная, что они уже не проснутся, пожилые супруги, обнявшись лежащие на кровати в полузатопленной каюте, господа из первого класса, готовые с бокалами шампанского достойно встретить смерть. Или короткая, но пронзительная сцена, в которой офицер Мердок убивает молодого пассажира, а затем стреляет себе в висок.

Мать укачивает детей на тонущем корабле

 

Пожилые супруги прощаются друг с другом в полузатопленной каюте

 

Мистер Гуггенхайм встречает смерть с бокалом виски

 

Офицер Мёрдок предпочитает смерть бесчестью

Сильное впечатление оставляет сцена, когда на освещенном «Титанике», уже наполовину погрузившемся в воду, внезапно гаснут огни. Именно этот кадр оставляет в душе чувство неотвратимости и безысходности. Непередаваема по своему трагизму сцена, где офицер стоит на корме шлюпки и освещает фонарем черную поверхность океана, сплошь покрытого заиндевевшими телами женщин, детей, стариков.

Погибшие пассажиры “Титаника”

Что касается любовной линии, очень эмоциональным моментом является прыжок Розы на корабль из спускаемой на воду шлюпки. В этой сцене проявляется вся сила ее любви к Джеку. И, конечно же, гибель Джека, которому так и не суждено было ступить на берег Америки. Кадр, где его лицо исчезает в бездне океана, надолго врезается в память.

Одним из самых душещипательных моментов фильма можно назвать возвращение Розы на «Титаник», показанное после ее смерти. Старый остов на глазах превращается в сказочный корабль, а под часами стоит молодой Джек. Улыбаясь, он протягивает Розе руку и целует ее под аплодисменты всех пассажиров «Титаника». Этим потрясающим кадром Джеймс Кэмерон заканчивает свое повествование.

Джек протягивает руку Розе

 

Заключительный кадр фильма

Визуальная составляющая

Кэмерон сделал всё для того, чтобы зрители увидели «Титаник» таким, каким его никто никогда не видел – во всей его первозданной красе. И ему это удалось: корабль, обстановка, всё, вплоть до мельчайших деталей выглядят в фильме так, как в его первом и последнем плавании. С точки зрения технических моментов этот фильм не имел себе равных на момент своего создания. Великолепные визуальные эффекты и потрясающий масштаб декораций создают ощущение полной погруженности в происходящее. Затопление «Титаника» – величайшая сцена крушения корабля, была снята с такой мельчайшей детализацией, что трудно представить, что гибель морского судна можно было бы снять лучше.

Крушение “Титаника”

Из спецэффектов режиссер широко  использует компьютерную графику, съемки на зеленом фоне, отражение в зеркалах и множество других приемов монтажа. Чего только стоит невероятная трансформация носовой части затонувшего «Титаника», которая возвращает зрителя в 1912 год, открывая тщательно воссозданные интерьеры; или первые сцены, когда «Титаник» покидает док Саутгемптона, и стайка дельфинов выпрыгивает из воды, мчась перед роскошным кораблем. Поистине волшебным моментом является сцена, где Роза и Джек «летят», возвышаясь над передним поручнем корабля; переплетение прошлого и настоящего, когда Джек рисует Розу, а камера приближается к ее глазу, чтобы преобразовать его в состарившийся глаз актрисы Глории Стюарт.

Музыка

Музыка в фильме сопровождает почти все его сцены. Она заставляет еще сильнее прочувствовать романтизм ситуации, ее напряженность или трагичность. Благодаря музыке, фильм становится еще более атмосферным, погружающим зрителя в особое состояние, меняющим его настроение. Огромная заслуга в этом принадлежит талантливому американскому композитору Джеймсу Хорнеру, а песня «My heart will go on» в исполнении Селин Дион, стала самым настоящим хитом. В фильме также звучат классические вещи, исполняемые оркестром и веселые ирландские польки, под которые пляшут обитатели нижней палубы.

Актерский состав

Весь актерский состав «Титаника» отлично справился со своей работой. Образы главных героев воплотили на экране совсем еще молодые актеры Леонардо ДиКаприо и Кейт Уинслет. Кейт восхитительна в роли Розы, молодой женщины из высшего общества, помолвленной с грубияном и снобом Кэлом Хокли, которого великолепно сыграл Билли Зейн.

Леонардо ДиКаприо и Кейт Уинслет

 

Билли Зейн

ДиКаприо мастерски воссоздал образ авантюрного и свободного художника-бродяги Джека Доусона. Неповторима знаменитая Кэти Бейтс в роли непотопляемой Молли Браун, а также Фрэнсис Фишер, сыгравшая мать Розы. Она так искренне изображала страх и отвращение, когда смотрела на Джека, что невозможно было не поверить в искренность ее чувств. Особо необходимо отметить старейшую голливудскую актрису Глорию Стюарт, ее потрясающий рассказ в образе старой Розы о любви к Джеку и гибели «Титаника».

Кети Бейтс

 

Фрэнсис Фишер

 

Глория Стюарт

Общая атмосфера и впечатление о фильме

В фильме великолепно передана та же самая атмосфера, которая царила на настоящем «Титанике». Режиссер отлично справился с точным воссозданием исторических деталей, а затем органично вплел их в вымышленный роман. В итоге получился отличный фильм, в котором можно найти все, начиная от юмора, и заканчивая катастрофой. Выдуманная история Джека и Розы не отвлекает зрителя от трагических реальных событий, она, напротив, кинематографически усиливает их. В значительной части затопления вымышленное бедственное положение Джека и Розы вполне разумно отодвинуто в сторону, давая зрителям время подумать о правде и о том, каково было находиться на борту корабля в ту ужасную ночь. Кэмерон не только талантливо рассказал все о Титанике и его гибели, он с глубоким уважением показал, какой ужас пережили жертвы, и позаботился о том, чтобы это была не просто история любви, а память о тех, кто погиб в том трагическом путешествии.

Рабочие моменты съемок “Титаника”

Постеры и афиши

Ирина Зарицкая | Просмотров: 148 | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован.