Леон • фильм 💡

1994, США, Франция Люк Бессон • боевик, драма В главных ролях: Жан Рено, Натали Портман, Гэри Олдман • Главные герои: Леон Монтана (профессиональный киллер), Матильда Ландо (девочка-подросток из неблагополучной семьи, соседка Леона), Стэнсфилд (сотрудник департамента по борьбе с наркотиками, убил семью Матильды), Майкл Ландо (отец Матильды, наркоторговец) •

Существуют два варианта криминальной драмы «Леон»: обычная версия (110 минут) и расширенная (135 минут), в которую включены 25 минут дополнительных сцен. Её также называют «режиссёрской» (или «международной»). Впервые «расширенная версия» была показана в кинотеатрах в 1996 году. Именно о расширенной версии пойдёт речь далее.

В культовом фильме «Леон» поднимаются темы любви, дружбы, семьи, жестокости. Люк Бессон в своей работе использует жанр криминального боевика как удобную обёртку для драматичной истории взаимоотношений двух очень разных персонажей. Режиссёр соединяет на экране десятки противоречий: кровожадность и заботу, любовь и ненависть, убийство и жизнь, знакомство и одиночество. «Леон» показывает нам, что любовь и забота – это то, что может окрылить и осветить любого.

Одиночество

Одиночество Леона

Фильм «Леон» о двух случайно встретившихся одиноких людях, которые оказываются близкими друг другу. Леон Монтана – хладнокровный наёмный убийца. Круг его общения – наркобароны и насильники. Персонаж Жана Рено не умеет жить по-другому. Получив новую цель, он бесстрастно расправляется с ней. Всё его существование – сплошное задание. Главный герой стал профессионалом своего дела, но не смог приспособиться к социальной и бытовой жизни. Он превратился в несчастного человека без дружбы и заботы, без счастья и любви. Нет никого, с кем мужчина мог бы просто поговорить. Его единственный друг – это цветок, с которым Леон не расстаётся на протяжении всего фильма. Герой с отеческой заботой и любовью ухаживает за растением: увлажняет, утром выставляет на подоконник, а вечером убирает обратно в помещение. Он переносит цветок из одной съёмной квартиры в другую.

— Ты любишь свой цветок?

— Это мой лучший друг. Всегда в хорошем настроении, не задаёт вопросов. И ещё он, как я, видишь? Без корней.

Леон и Матильда

Леон ухаживает за цветком

Вид главного героя может многое о нём рассказать. Леон носит тёмные круглые очки. Он не хочет показывать глаза, ведь глаза – это зеркало души. На мужчине всегда тёмная одежда. Так ему легче слиться с толпой, остаться незамеченным. Он всегда говорит мало и тихо. Образ главного персонажа фильма противоречив. С одной стороны – он бесчувственный киллер, с другой – глубоко одинокий и несчастный человек. Он остался один на всём белом свете. Также для характеристики персонажа важно то, что Леона не радуют деньги. Он не стремится к богатству, живёт достаточно скромно.

Режиссёр Люк Бессон с помощью нескольких немых кадров доносит до зрителя множество информации о главном герое. В этом плане показателен эпизод уединения Леона после его первого рабочего дня, «разговора» с наркобароном. У наёмного убийцы не так уж много интересов, кроме работы. Мы видим далеко не характерные для киллера черты. Оказывается, он обожает смотреть кино, любит пить молоко и спать сидя. Молоко – это яркая деталь фильма. Леон пьёт его практически в каждой сцене. Этот напиток ассоциируется с детством, наивностью и невинностью. Глубоко внутри главного героя живёт маленький мальчик, заключенный в теле мужчины, который совершенно не приспособлен к взрослой жизни. Он не умеет читать и писать, боится ужасов внешнего мира.

Одиночество Матильды

Матильда у двери Леона

Матильда у двери Леона

Матильда – двенадцатилетняя соседка Леона. Этой юной девочке пришлось очень рано повзрослеть. Семью героини можно назвать неблагополучной, в ней она чувствовала себя чужой, одинокой, непонятой. Отец Матильды – Майкл – жестокий человек, который связан с наркотиками. Девочка живёт словно прислуга. Мачехе на неё плевать, сводную сестру Матильда раздражает. Все они поднимают на девочку руку, оскорбляют и унижают. Матильду никто не любит и не защищает. Единственный, кто не обижает девочку и тянется к ней – четырёхлетний брат. За собой и маленьким братиком героиня привыкла ухаживать самостоятельно. Она хочет выглядеть взрослой, поэтому ругается матом и курит сигареты. Её броский стиль одежды и манера поведения выдает в ней ту самую маленькую неуверенную девочку, которая пытается получить внимание и любовь.

— Жизнь всегда такая — или только когда маленький?

— Всегда.

Матильда и Леон

Матильда курит в подъезде

Матильда курит в подъезде

И вот однажды персонаж Натали Портман вмиг теряет всё. Какую-никакую семью и единственного близкого человека – младшего брата. Ей некуда идти, ещё чуть-чуть и не станет её самой, юная жизнь оборвется, так и не успев начаться. Открывающаяся перед девочкой дверь – это одна из самых главных и значимых сцен в фильме. Она является переломной для обоих персонажей. Свет солнца, который падает на лицо Матильды, можно считать своеобразным символом. День, когда была убита вся её семья, стал как самым тёмным, так и самым светлым в её жизни. Леон открыл дверь и подарил ей надежду на столь желанную заботу и любовь. С этого и начинается история взаимоотношений Матильды и Леона.

Любовь

Недостаток любви – это одна из главных тем всей картины. Это горькое чувство мучает и юную девочку, и взрослого мужчину. Фундамент сюжета фильма – отношения Леона и Матильды. Но какое место они занимают в жизни друг друга? Учитель и ученик, отец и дочь, партнёры, друзья, влюблённые? Попробуем разобраться в этом.

Любовь Матильды к Леону

Матильда – подросток с раненой душой. В одной из сцен девочка говорит директору школы по телефону: «Матильда умерла». Из-за недостатка любви со стороны близких людей героиня потеряла смысл жизни. Она пытается подарить младшему брату любовь, которой у неё не было. Но родного ей человека зверски убивают. Теперь её никто не любит, ей некому дарить свою любовь.

Матильда говорит с директором школы

Матильда очень быстро влюбляется в главного героя. Почему? Ответ прост. Леон был первым человеком, который позаботился о ней и поставил её интересы превыше своих. Отец девочки всю жизнь занимался криминалом, ему было не до воспитания дочери. Она недополучила любви, внимания и заботы отца. По этой причине Леон становится для неё ключевой фигурой, способной защитить и поддержать. Он представляется ей сильным и бесстрашным. Матильда привязывается к мужчине и начинает испытывать к нему неоднозначные чувства. Она говорит о любви к своему наставнику на протяжении всего фильма. Однако для сюжета картины важно не это. Показательно то, что их отношения спасают их обоих.

Ты так добр со мной, Леон. Со мной так ещё никто не обращался.

Матильда

Ты спас меня — теперь ты в ответе за меня.

Матильда

Любовь Леона к Матильде

Зритель понимает, что Леон – глубоко травмированный человек. В девятнадцать лет он влюбился в девушку из богатой семьи. Отец его избранницы не хотел, чтобы она встречалась с обычным парнем. Но дочь его не послушала. Вскоре рассерженный итальянец убивает девушку. Спустя время Леон отомстил за смерть возлюбленной. Это событие повлияло на дальнейшую судьбу героя, привело к отшельническому образу жизни. Он покинул родную Италию и отправился в «чужой» Нью-Йорк. Леон стал киллером и больше не заводил отношения с женщинами.

И вот в один из дней Леон принимает решение пустить девочку к себе. Интересно то, что ночью герой начинает сомневаться в правильности своего поступка. Он подходит к спящей девочке и хочет нажать на курок, но передумывает. Его тёмная сторона подчёркивается сменой белой футболки на чёрную. Но человечность и верность принципу не убивать ни женщин, ни детей побеждают. С этого момента его привычный уклад жизни полностью меняется, все события предрешены: киллер, пошедший на поводу у эмоций, обречен.

Если ты мне не поможешь, то я умру сегодня вечером, а я не хочу умирать сегодня…

Матильда Леону

Леон учит Матильду стрелять

Леон учит Матильду стрелять

Герои быстро сближаются. Леон учит новую знакомую мастерству убивать, а она обучает киллера грамоте. Постепенно в нём просыпаются отцовские чувства. Девочка заменила ему семью, которой никогда не было. Она стала для него смыслом жизни. На протяжении кинокартины мы видим, как меняется внутренний мир Леона. Киллер узнаёт, что такое забота и простое человеческое тепло. Только с Матильдой он впервые в жизни спит спокойно, не сидя, как он привык, а лёжа. Встреча Матильды и Леона была необходима им обоим. Их знакомство подарило настоящие светлые чувства, спасло от одиночества и заставило увидеть в мире новые оттенки.

— Как спалось?

— Я никогда толком не сплю, только вполглаза.

— Да? Никогда не слышала, чтоб спящий вполглаза так храпел.

Матильда и Леон

В основе характера двух главных героев лежит двойственность их натуры. Леон на работе – пугающий хладнокровный чистильщик, Леон в быту и в общении с Матильдой – неловкий, сомневающийся, заботливый. Жан Рено здорово демонстрирует этот контраст между двумя сторонами личности своего героя. Матильда же ведёт себя как взрослая, чтобы противостоять жестокому миру, который окружает её с рождения. Но детское начало постоянно даёт о себе знать: когда она играет, хохочет, дурачится. Чего стоит изумительная сцена озорства Леона и Матильды, когда они обливают друг друга водой. Вспомните абсолютно живой смех Матильды, свойственный детям.

Ненависть

Матильда осматривает дом после убийства её семьи

Матильда осматривает дом после убийства её семьи

Однако главные герои фильма могут испытывать не только любовь, но и ненависть. Так, центральная нить сюжета – месть Матильды Стэнсфилду и его помощникам. Режиссёр обращает внимание на то, что девочка хочет отомстить только за смерть маленького брата. Остальных членов семьи, по словам Матильды, она, возможно, убила бы сама. Это неудивительно, ведь у неё не было нормального детства. Изо дня в день ей приходилось выживать. Сцена обучения тонкостям ремесла убийцы демонстрирует непоколебимую решимость героини довести дело до конца и всё-таки наказать обидчиков.

Жестокость

Жестокость Стэнсфилда

В кинокартине также показана жестокость и несправедливость современного мира в лице полицейских, занимающихся поставкой наркотиков для собственной наживы. Зло воплощается в образе бесчеловечного Стэнсфилда – агента управления по борьбе с наркотиками. Он нанимает отца Матильды для хранения партии запрещённых веществ. Когда персонаж Гэри Олдмана узнаёт об обмане, он и его помощники расстреливают всю семью Майкла Бадалукко, за исключением 12-летней Матильды. Должностные преступления Нормана начинают казаться чем-то незначительным по сравнению с тем наслаждением, с которым он лишает людей жизни. Если для Леона убийство – тяжёлая работа, то для Стэна – это настоящее развлечение. Стэнсфилд сравнивает свои убийства с произведениями Бетховена. Кажется, что мужчина считает себя сверхчеловеком, вершителем судеб. Подчинённые боятся Стэна, а начальство закрывает глаза на беспредел, который творят Норман и его товарищи. Поведение персонажа Гэри Олдмана пугает: он обнюхивает своих жертв, подобно зверю, принимает сильнодействующие наркотики.

Норман Стэнсфилд обнюхивает Майкла

Норман Стэнсфилд обнюхивает Майкла

Жестокость Леона

Многие зрители не замечают недостатков главного героя. Они обращают внимание только на его мастерство в деле убийства, честность и моральные правила. Некоторые и вовсе видят в этом человеке «хорошего парня», закрывая глаза на его род занятий. Режиссёру удаётся это сделать с помощью сюжетного хода. Люк Бессон использует классический приём: показывает отрицательного главного героя на фоне ещё более страшных злодеев. В фильме служители закона оказываются безжалостными преступниками. И если у Леона есть правило не убивать детей и женщин, то Стэнсфилд и его подручные с лёгкостью это делают. Норман использует свой статус, чтобы быть безнаказанными. Вот поэтому Леон кажется «неплохим» или даже «славным».

Киллер пугает жертву

Киллер пугает жертву

В конце концов, профессиональная деятельность героя уходит на второй план после появления в его жизни Матильды. Зритель восхищается трансформацией, произошедшей с Леоном. Он наконец-то начинает жить, смеяться, получать удовольствие, любить, заботиться и спокойно спать. Девочка делает небритого киллера человечнее.

— Не хочу тебя терять, Леон!

— Ты меня не потеряешь. Ты научила меня любить жизнь. Я хочу быть счастливым. Я хочу спать в настоящей постели. Хочу иметь корни. Ты никогда не будешь одна, Матильда, никогда!

Матильда и Леон

Также отметим, что в фильме «Леон» отсутствует романтизация профессии наёмного убийцы и употребления наркотиков. Это лишь составляющие криминальной драмы. Картина Люка Бессона не столько про сюжет, сколько про взаимоотношения совершенно разных и непохожих друг на друга людей.

Жизнь и смерть

Леон, ранее хладнокровный и расчетливый, вместе со стимулом жить обретает и слабость. Рискуя всем, он спасает девочку из полицейского участка. Раньше герой никогда не получал ранения, он всегда работал безупречно. С появлением Матильды киллер становится уязвимым. Сначала мужчину ранят, а затем он погибает. Перед смертью персонаж Жана Рено выполняет последнюю просьбу Матильды – убивает Стэнсфилда. Может быть, собственная смерть была для Леона единственным возможным счастливым концом, освобождающим от зла.

Смерть Леона

Смерть Леона

Месть хороша, пока ты её не совершил.

Леон

Главный герой сделал Матильду свободной, пусть и ценой собственной жизни. Теперь девочке не придётся пачкать свои руки кровью. Матильда, которая до знакомства с Леоном хотела умереть, находит в себе силы жить дальше. Наёмный убийца даёт девочке надежду на будущее. Режиссёр Люк Бессон показывает настоящие чувства, убийства и прочие спецэффекты уходят на второй план. Главный смысл фильма «Леон» заключается в самопожертвовании.

Ещё одна важная деталь картины – цветок, с которым Леон не расстаётся. Герой ассоциирует себя с Аглаонемой Амелией (название цветка), говорит, что у него тоже нет корней. Перед смертью мужчина отдаёт своего лучшего друга Матильде, чтобы та позаботилась о растении. Этот поступок говорит о том, что Леон полностью доверяет девочке. В финальной сцене Матильда высаживает цветок в открытый грунт напротив школы.

Матильда сажает цветок

Матильда сажает цветок

Однако этот эпизод нельзя трактовать однозначно. С одной стороны, Матильда хочет, чтобы растение прижилось на одном месте, пустило корни, которых не было у Леона. С другой стороны, Аглаонема Амелия – комнатный цветок, весьма требовательный к температуре, освещению и влажности. Скорее всего, он погибнет в первую же нью-йоркскую зиму. Зрителю остаётся догадываться, было это режиссёрской ошибкой или нет.

Актёры

Все три ключевые роли – выдающиеся.

«Леон» – дебют Натали Портман. Юная актриса прекрасно передала всю драму, все переживания своего персонажа. Трудный подросток в её исполнении выглядит естественно. На протяжении фильма зрители верят в изменения, которые происходят с героиней.

Актриса Натали Портман в роли Матильды

Актриса Натали Портман в роли Матильды

Жан Рено смог передать все грани неоднозначного образа Леона. Его персонаж – это не просто киллер, это целый мир, заключенный внутри одного человека. Инфантильный убийца в исполнении актёра обладает неповторимым обаянием и харизмой.

Актёр Жан Рено в роли Леона

Актёр Жан Рено в роли Леона

Гарри Олдман сыграл эксцентричного и непредсказуемого Нормана Стэнсфилда. Он отлично вжился в образ коррумпированного полицейского. Его полубезумный персонаж, который поражает своим спокойствием и пугает внезапными вспышками гнева, получился очень интересным. Благодаря своей жестикуляции и мимике актёр создал самобытного персонажа.

Актёр Гарри Олдман в роли полицейского

Актёр Гарри Олдман в роли полицейского

Музыка

Стоит отметить прекрасное музыкальное сопровождение, созданное французским композитором Эриком Серра. Мелодии заполняют отдельные фрагменты киноленты, связывая их в одно целое. В музыке слышны тревога, грусть, любовь – чувства, которые сопровождают героев по мере развития сюжета. Музыкальные композиции «Venus as a boy» (исполненяет исландская певица, актриса и композитор Бьорк) и «Shape of my heart» (исполняет британский рок-музыкант Стинг) дополняют атмосферу киноленты.

Одежда

Кроме того, важная составляющая фильма – одежда главных героев. Леон носит жёсткое чёрное пальто, вязаную шапку и короткие брюки. Его верхняя одежда служит защитным панцирем, шапка не даёт волосам падать и становиться уликами, а брюки подчеркивают инфантильность персонажа. На Матильде агрессивные наряды в уличном стиле. Благодаря такому образу зрители понимают, что девочка хочет выглядеть старше, чем на самом деле. Стэнсфилд носит светлый пиджак, чтобы не казаться ещё более безумным и жестоким.

Текст: Ирина Мещерякова, 1.8k 👀

Кадры и фотоматериалы