Запах женщины

Год производства: 1992

Страна: США

Жанр: драма

Режиссёр: Мартин Брест

В главных ролях: Аль Пачино, Крис О’Доннелл, Филип Сеймур Хоффман, Джеймс Ребхорн

Длительность: 156 минут

«Запах женщины» – это американский ремейк одноимённого итальянского фильма Дино Ризи, по роману Джованни Арпино 1969 года «Мрак и лёд». Эта культовая кинолента о предательстве, дружбе, любви, счастье, честности и мужественности. Режиссёр Мартин Брест поднимает вопросы трусости и смелости, одиночества, тяжести морального выбора, преодоления разочарования в жизни, возвращения веры в себя и в людей.

Главные герои: Чарли и Слейд

Главные герои

Чарли – молодой человек, которому предстоит сделать сложный выбор.

Полковник Слэйд – своенравный бывший военный, потерял зрение по собственной глупости.

Джордж Уиллис – подлый и трусливый одноклассник Чарли.

Директор Траск – тщеславный директор элитной школы.

Истинные ценности

Часто люди хотят добиться желаемого с помощью нечестных поступков. В такие моменты человек не задумывается о последствиях такого выбора для окружающих и самого себя. Деньги, положение в обществе или заветные звания затуманивают разум. Собственное достоинство, бескорыстность и любовь к ближнему отходят на второй план. Жизнь этих людей превращается в погоню за авторитетностью, ощущением собственной значимости. Однако человеку с ложными ценностями обычно противопоставлен тот, для которого главным является честность и смелось. Так, борьба людей с разными жизненными ценностями показана в фильме Мартина Бреста «Запах женщины».

Чарли Симмс и одноклассники

Зритель знакомится с учеником элитной школы – Чарли Симмсом. Этот смелый и честный молодой человек становится свидетелем злой шалости одноклассников. Директор требует, чтобы он назвал имена хулиганов. В качестве награждения учитель обещает парню помочь поступить в престижный университет.

Режиссёр обращает внимание на то, как отличается материальное положение учеников. Это важно для понимания сюжета в целом. Мартин Брест противопоставляет Чарли избалованной компании, у которой есть покровительство богатых родителей. Молодые люди проделывают всякие шалости, пока целеустремлённый Симмс готовится к занятиям. Главному герою приходится рассчитывать только на себя. Он понимает, что хорошее образование – единственный путь подняться по социальной лестнице, найти хорошую работу и добиться успеха. Также юноша дорожит стипендией.

Одноклассники Чарли

Его одноклассники ничем не обременены. В День благодарения они собираются лететь на богатый курорт. Однако Чарли не родился с серебряной ложкой во рту. Он ищет подработку на выходные, чтобы накопить деньги на будущую поездку к родителям. При этом у главного героя нет зависти и злости по отношению к сыновьям «сливок общества». Сам факт зарабатывания денег характеризует парня с положительной стороны: он целеустремлённый, ответственный, знает цену деньгам.

Весь уикенд, проведённый с Фрэнком, Чарли мучается раздумьями, продолжать ли следовать своим нравственным принципам и отказаться от билета в будущее, или же продать их и обеспечить себе благополучную жизнь, где не останется места самоуважению.

Пока главный герой пытается найти решение проблемы, ещё один свидетель, Джордж Уиллис (сын спонсора школы, что важно!), поддаётся на уговоры отца сдать друзей. Он рассказывал Чарли про принцип товарищества, но оказалось, что он сам не знает, что это такое. У Джорджа нет ни принципов, ни морали. В отличие от Джорджа, Симмсу хватает смелости не предавать товарищей. Стоит обратить внимание на то, что эти парни Чарли даже не друзья, а просто сокурсники-мажоры. В то время как Джордж-младший дружил с теми, кто облил машину директора краской. Тем не менее, главный герой не из тех, кто будет доносить. Чарли Симмс подтверждает свою порядочность, принимая ответственность за судьбу этих людей.

Джордж и Чарли

Директор Траск

Ещё один персонаж, для которого главным являются деньги и собственный «имидж» – директор Траск. Мужчина получает новую машину от попечительского комитета, куда входят богатые родители привилегированных учеников. Он знает, кто облил краской его автомобиль, но не может наказать хулиганов, так как это дети спонсоров. Ему стыдно перед учениками, поэтому он решает наказать хоть кого-то, чтобы спастись от позора. Он выбирает себе жертву послабее в лице Чарли. Траск готов сломать жизнь талантливому парню, чтобы обелить себя в глазах общественности.

Директор с такими жизненными ценностями не сможет научить молодых ребят ничему хорошему. Он подаёт плохой пример: заставляет ребят сплетничать и доносить. Траск показывает ученикам, что деньги и связи в мире могут решить всё.

Директор Траск угрожает ученикам

«Вы создаёте здесь корабль для крыс, для стукачей. И если вы думаете, что готовите эти ничтожества для взрослой жизни, вы ошибаетесь»

Фрэнк о директоре

Режиссёр Мартин Брест поднимает вопрос трусости и смелости. Молодые люди, которые облили машину директора, знали, что Джордж и Чарли находятся под угрозой отчисления, но им не хватило смелости признаться. Джордж тоже струсил: выдал друзей. Директор Траск побоялся наказать детей спонсоров. Все эти герои не пошли против системы, они позаботились о собственном благополучии.

Полковник Слэйд

Противоположность директору – Фрэнк. Полковник Слэйд не хочет, чтобы Чарли попадал в зависимость от ложных ценностей. Именно поэтому он нарочно затевает ссору с племянником. Фрэнк хочет показывать своему новому другу, к чему приводит концентрация лишь на деньгах. Он говорит родственнику: «Ты так погряз в сахарном бизнесе, что забыл вкус настоящего меда». Здесь герой имеет в виду, что племянник впал в зависимость от искусственных ценностей (денег). Настоящая жизнь, по мнению Фрэнка, – это мёд (любовь).

Фрэнк в кругу родственников

«Чарли, насчет твоей проблемы… На свете есть два типа людей: кто-то встречает грозу, а кто-то прячется от неё под крышей. Крыша лучше»

Слэйд проверяет Чарли

Полковник Слэйд показывает на собственном примере, что роскошный ужин, дорогой номер в отеле, изысканная еда и шикарные автомобили никогда не смогут принести человеку счастья. Всё это ничего не значит, если нет самого главного – душевного покоя, любви, поддержки близких. Даже среди роскоши можно чувствовать себя одиноким и хотеть вышибить себе мозги.

Далее из сюжета мы понимаем следующее: Фрэнк не стал генералом, потому что никого не закладывал и не предавал ради звания и повышения. Горестно ли ему оттого, что он не продвинулся по карьерной лестнице? Конечно, да! Но вряд ли бы он потерял самоуважение и предал товарищей, если бы вернулся в прошлое.

Полковник защищает Чарли

«Ему [Чарли] не нужно носить это «почётное звание человек Бейерда». Что это за идиотизм? Что у вас за принципы?! «Ребята, стучите на своих товарищей. Прикрывайте свою задницу или мы вас заживо сожжём». Джентльмены! Когда пахнет жареным, некоторые удирают, а кто-то остаётся. Чарли принял огонь на себя. А Джордж спрятался в кармане папочки. И что делаете вы? Вы хотите наградить Джорджа и уничтожить Чарли»

полковник Слэйд

В финальной сцене полковник Слэйд выступает в роли отца Чарли. Он передаёт истинные ценности молодому поколению. Фрэнк говорит о мужестве, благородстве и важности принципов в воспитании молодёжи, которая не должна продавать себя ради будущего. Он с блеском произносит свою легендарную речь. Герой на своем опыте убедился, что несправедливость приводит к ампутации души. Это то, с чем столкнулся сам Фрэнк и что его сломало. Поэтому он просит совет попечителей не портить жизнь прекрасному парню.

«Было время, когда я видел, и я видел таких ребят, и даже моложе. У них были оторваны руки и отрезаны ноги. Но хуже всего – это ампутированная душа!»

полковник Слэйд

Любовь и ненависть

Любовь к женщине

Отношение полковника Слэйда к женщинам проходит красной нитью через весь сюжет фильма. Фрэнк эстет соблазнения. У героя есть неукротимый интересе к прекрасной половине человечества и преклонении перед нею. Женщина для него – всё! Во время общения с ней он мгновенно преображается: из обиженного жизнью грубияна Слэйд превращается в галантного кавалера. Достаточно вспомнить страстное танго… Полковник смог очаровать девушку намного младше себя. В глазах Донны читалось восхищение и любование незнакомцем. А запах – это своеобразный инструмент, с помощью которого Фрэнк сразу мог узнать всё о даме, стоящей рядом с ним. Именно знание ароматов позволяло ему мгновенно сокращать дистанцию.

Танго

« – Вы очень любите женщин, полковник.

– О, больше всего на свете. А уже потом, далеко на втором месте, – Феррари…»

Фрэнк и Чарли

«Женщины… Пока ты смотришь на них, ты живешь»

Фрэнк

«Женщины… Больше нечего сказать… Кто сотворил их? Господь Бог непревзойденный гений. Волосы… Говорят, что волосы – это всё… Знаешь ли ты, что такое зарыться лицом в облако волос и захотеть уснуть вечным сном… Или губы… Когда они касаются твоих губ – это словно глоток вина после перехода через пустыню…»

Фрэнк

Интересно!

Почему фильм называется «Запах женщины», если сцены, связанные с женщинами, носят второстепенный характер? Можно предположить, что режиссёр вложил в название дополнительный смысл: запах женщины – как отсутствие мужественности, то есть это картина о мужчинах без мужественности (парни, совершившие злодеяния, директор Траск, Джордж Уиллис).

Ненависть к окружающим

Полковник Слэйд – сложный, своенравный человек. Персонаж Пачино ненавидит своих родственников (даже маленьких племянников), непрерывно пьёт и уже много лет не видит ничего радостного и светлого. На его характере наложен отпечаток прошлого. Постепенно нам становятся понятны причины такого поведения. После многих лет службы полковник несколько раз исключался из списков на присвоение генеральского звания. После очередного пролёта с повышением Фрэнк от злости решил пожонглировать гранатами. Одна из них взорвалась. Это и привело к потере зрения. Его опыт и прекрасные аналитические способности остались невостребованным, а он сам – выброшенным из жизни, оставленным доживать… Героя раздражает собственная беспомощность, гнетёт то, что теперь он стал обузой. Теперь зритель знает, что всё это напускное, защитная реакция в виде цинизма.

Жизнь и смерть

Внешне персонаж Пачино кажется сильными, но в душе он испытывает боль и одиночество, груз внутренних переживаний доводит героя до предела. Полковник Слэйд упорно отрицает потребность в любви, понимании и сочувствии. Он потерял смысл жизни, сломался. Его вымотала человеческая подлость, вечная темнота. Герой на закате жизни остался уставшим, слепым полковником в отставке, до которого никому нет дела. Именно поэтому Фрэнк хочет покончить с собой. Но всё меняется с появлением Чарли. Оказалось, что парню не всё равно. Он не остаётся в стороне, а пытается помочь.

Полковник Слэйд

Герои сближаются в непростое для них обоих время: Чарли проходит проверку на прочность своей системы ценностей, а полковник Слэйд не находит причин жить дальше. Постепенно Фрэнк становится для парня отцовской фигурой. Полковник обучает юношу, наставляет, даёт советы, указывает, как вести себя и оставаться настоящим человеком, мужчиной. Симмс не протестует, ведь родного отца у него нет. Однако Чарли тоже берёт на себя роль учителя и доказывает Фрэнку, что смысл в жизни есть всегда, нужно только увидеть его. А смотреть нужно душой, своими чувствами, эмоциями.

«В тебе есть цельность, Чарли. Не знаю, пристрелить тебя или усыновить»

полковник Слэйд

«Тебе знакомо это чувство, когда ты собрался уйти, но непонятно зачем остаёшься?»

Фрэнк

Когда Чарли помешал полковнику убить себя, тот наставил на него пистолет. Симмс мог убежать и не рисковать своей жизнью. Вместо этого Чарли приводит наивные, на первый взгляд, аргументы: умение Фрэнка хорошо танцевать танго и водить машину. Но эта «зацепка» и оказалась спасательным кругом во внутренней борьбе, которая происходила в сознании полковника. Симмс действует как отличный психолог: ни на минуту не оставляет человека, пытающегося свести счёты с жизнью. Парень совершил подвиг: он не струсил, пошёл навстречу опасности и этим доказал, к какому типу людей он относится. Эти отчаянные попытки производят впечатление на Фрэнка, ведь они говорят о решительности и нравственной силе молодого человека. Чувствуя доброту и искренность Чарли, полковник отказывается от глупой затеи. Это подтверждает лишь то, что страдающий человек нуждается во внимании окружающих.

Фрэнк пытается прогнать Чарли

«Вы не плохой человек, полковник! Просто Вам больно»

Чарли о Слэйде

С этого момента отношение героев к собственной жизни трансформируется. Они спасают друг друга. В результате взаимодействия этих персонажей происходит их взаимное обогащение. Благодаря Чарли полковник вновь почувствовал себя нужным, обрёл душевный покой и радость жизни. Изменения, произошедшие с бывшим военным, особенно ярко показаны в финальной сцене фильма, в которой полковник ласково поговорил с племянниками и пригласил их к себе, чтобы угостить зефиром. Симмс после знакомства с Фрэнком наконец расставил жизненные приоритеты, укрепился на своём пути и понял, что нельзя жертвовать принципами ради сиюминутной выгоды.

Таким образом, фильм «Запах женщины» о том, как вовремя подставленное плечо может вселить веру в человека и вернуть надежду, когда он стоит на самом краю бездны, а жизнь кажется никчемной и бессмысленной. Кинокартина о предательстве, о морали и принципах, о порядочности и честности, об отношениях в семье. Зритель видит пример того, как один человек может оказать неоценимую помощь другому простыми, казало бы, действиями.

Актёрский состав

Аль Пачино сыграл в этой картине слепого полковника Слэйда. Роль ироничного, гордого, самоуверенного, жёсткого бывшего военного удалась актёру на все сто. Он настолько вжился в роль, что зритель верит в реальное существование Фрэнка Слэйда. За это мастерство актёр получил «Оскар».

Актёр Аль Пачино

Крису О’Доннеллу досталась роль Чарли Симмса. Американский актёр отлично передал особенности характера своего персонажа. О’Доннелл очень реалистично представил юношу, который всецело верит в вежливость, доброту и человечность. Актёр в течение фильма меняется вместе со своим героем.

Актёр Крис О’Доннелл

Джеймс Ребхорн сыграл малодушного и продажного директора Траска.

Актёр Джеймс Ребхорн

Хорошо справился с ролью трусливого Джоржда Уиллиса известный актёр Филип Сеймур Хоффман.

Актёр Филип Сеймур Хоффман

Особое впечатление производит танго в ресторане, исполненное слепым полковником и красивой девушкой. В этом танце есть не только страсть, но живость и характер. Великолепная напарница Аль Пачино – британская актриса Габриэль Анвар.

Актриса Габриэль Анвар

Даниил Романович | Просмотров: 81 | Оценить:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *