Крёстный отец

Год производства: 1972

Страна: США

Жанр: криминальная драма, гангстерский фильм

Режиссер: Френсис Форд Кополла

В главных ролях: Марлон Брандо, Аль Пачино, Джеймс Каан, Роберт Дюваль

Длительность: 177 минут

Фильм «Крёстный отец» режиссёра Френсиса Форда Кополлы впервые вышел на экраны в 1972 году. Сценарий был создан по одноимённой книге Марио Пьюзо. Перед зрителем разворачивается история сицилийской семьи, обосновавшейся в США. События в фильме происходят с конца 1945 года по 1955 год. При небольшом бюджете в 6 миллионов долларов эта гангстерская драма собрала в прокате 268,5 миллиона. Главной темой стала неразрывная связь семейной и криминальной жизни итальянской мафии.

Истинные ценности

«Никогда не иди против семьи» – одна из ключевых фраз культового фильма. Семейные ценности проходят через весь сценарий «Крёстного отца». Режиссёр наделил своих героев кровными родственными узами большой сицилийской семьи, в которой каждый из членов связан чувством долга и уважения друг к другу. Корлеоне не прощают одного – предательства. Однако общий положительный облик этой семьи контрастирует с их деяниями. Ради семьи проливается кровь, во имя неё герои жертвуют всем.

Дон Вито Корлеоне

Вито Корлеоне дорожил семейными традициями. Он всю жизнь работал и старался во благо родных, никогда их не подводил. Дон понимал, что он глава семейства, поэтому на нём лежит ответственность за всех. Каждую минуту свободного времени Вито проводил с семьёй и считал это своим долгом.

Дон Корлеоне и дочь Конни

«Тот, кто не проводит время со своей семьей, никогда не сможет считаться настоящим мужчиной»

Дон Корлеоне

Отец семейства уверен, что доверять можно только «своим». Ради детей и всех, кто ему доверился, он был сильным, часто безжалостным к «чужим». Сложная фигура Корлеоне удивляет зрителей: герой совмещает в себе жестокость к врагам и безграничную любовь к семье, преступную деятельность и помощь обездоленным.

Вито полностью, всей душой предан родным. Семья для Корлеоне – всё. Именно поэтому он против, чтобы его сыновья связывали свою жизнь с преступной деятельностью. Герой вовсе не хочет для детей того же, что пережил сам. Он надеется, что младший сын Майкл свяжет жизнь с политикой.

«Я знал, что Сантино придется пройти через это. И Фредо. Ну… Фредо был… Но я никогда не хотел этого для тебя. Я работал всю жизнь, и не жалею о том, что заботился о своей семье. Я отказывался быть шутом, танцующим под дудку больших шишек. Я ни о чем не жалею. Это моя жизнь. Но я надеялся, что когда настанет твое время, ты будешь дергать за веревочки. Сенатор Корлеоне. Губернатор Корлеоне…»

Дон Вито сыну Майклу

Смысл существования дона Вито был в детях, поэтому когда один из его сыновей умирает, он теряет тягу к жизни.

Сантино (Санни) Корлеоне

Санни – старший сын дона Вито. Он был надёжным защитником своей семьи, всегда готовым заступиться за неё. Так, он защищает свою беременную сестру Конни от мужа-тирана. Когда мужчина видит синяки на лице сестры, он теряет голову. Санни хочет убить обидчика, но Конни пытается успокоить вспыльчивого брат. Тот не слушает сестру, находит Карло Рицци и избивает его. Сантино Корлеоне не может оставить безнаказанным грубое обращение с сестрой. Он считает, что сильный не должен обижать слабого!

Как окажется позже, это был подлый приём врагов Корлеоне. Враги вошли в сговор с мужем Конни, чтобы спровоцировать Санни. Это помогло им убить старшего Корлеоне.

Фредерико (Фредо) Корлеоне

Фредо – средний сын дона Вито. В семье его воспринимают как слабое звено и не рассматривают в качестве возможного преемника. При этом он тоже хотел помочь семье. Он повсюду сопровождал отца и старался быть полезным. Но его мягкий характер и душевная слабость не позволяли ему занять место главы семейства. Он стал подчинённым Мо Грина. Из-за этого Майкл разочаровался в брате – ещё ни один Корлеоне не позволял себе терять достоинство.

Майкл Корлеоне

Каждый человек начинает свой жизненный путь под воздействием системы ценностей семьи, в процессе жизни у него формируется собственная система координат и ориентиров. У Майкла Корлеоне, младшего сына дона Вито, тоже был свой взгляд на жизнь.

В начале фильма мы видим молодого парня, который не считает себя итальянцем, старается максимально отстраниться от дел своей семьи и не хочет иметь ничего общего с мафией. Даже на свадьбу сестры он пришёл не в смокинге, как остальные Корлеоне, а в военной форме. Ему не нравится то, как отец добивается высокого положения в обществе.

Майкл и Кей

На свадьбе у сестры Майкл говорит своей подруге Кей: «Это – моя семья. Это – не я». Он считает, что у него свой путь. Младший Корлеоне выражает протест против консервативных взглядов семьи. Военная служба – это его желание показать себя настоящим патриотом Америки, отношения с американкой – тоже своеобразный протест.

Однако после покушения на отца всё меняется. Майкл понимает, что нет ничего дороже семьи. Он перестаёт думать о собственной безопасности и делает то, что необходимо: остаётся рядом с отцом, чтобы защитить его. В его словах чувствуется преданность, любовь и уважение: «Я с тобой, папа. Ты под моей защитой».

Когда-то беззаботный, добрый и послушный гражданин встал во главе семьи, чтобы спасти родных. Холодная выдержка, терпение и повышенное чувство ответственности Майкла показали, что он имеет полное право называть себя доном. Ради защиты близких людей он начинает совершать преступления, мстить врагам.

Томас (Том) Хейген

Семья является главной ценностью и для приёмного сына дона Вито – Томаса Хейгена. Несмотря на то, что мальчик попал в семью в возрасте 12-ти лет и не был Корлеоне родным по крови, он считался полноправным её членом. Впоследствии Том стал личным адвокатом и консильери дона. Вито доверял своему приёмному сыну, а тот, в свою очередь, всеми силами поддерживал высокий статус фамилии. Благодаря Хейгену семья Корлеоне обрела поддержку высокопоставленных лиц. Режиссёр показывает нам пример того, что семья может выявляться не только по кровному родству, но и по духовной близости.

Новость о смерти покровителя и приёмного отца потрясает Тома. Он не может сдержать слёз. Хейген делает всё от него зависящее, чтобы обезопасить семью и наказать обидчиков. Его рациональный ум и холодная выдержка позволили клану не распасться после покушения на дона.

Таким образом, центральная тема фильма «Крёстный отец» – семья. Особое внимание Френсис Кополла отводит взаимоотношениям дона Вито и Майкла. Глава семейства считал, что сможет обеспечить сыну счастливое будущее. Однако сам того не подозревая, привёл его к тому, от чего ограждал всю жизнь. Майкл не хотел быть похожим на отца, отвергал его видение мира, но в конце концов стал таким же.

Судьбы Корлеоне сплелись в одну общую трагедию: дон Вито выбрал преступность и этим обрёк сыновей на незавидную жизнь. Все Корлеоне навсегда были связанными с делами своей семьи. Для них личная свобода и возможность распоряжаться своей жизнью самостоятельно – несбыточная мечта.

Дружба

Семья в понимании дона Корлеоне, как и для многих сицилийцев – это не только родственники. Вито берёт под свою защиту каждого, кто готов признать его другом. К нему приходят на поклон, так как знают, что он по-настоящему беспокоится за каждого просителя. Друзья для него – не пустой звук. Каждому он готов помочь по мере своих возможностей: кому-то оказать финансовую поддержку, за кого-то попросить, а за кого-то и заступиться.

Дон Корлеоне беседует с Бонасерой

Это хорошо показано в первом эпизоде фильма, когда к дону Корлеоне обращается за помощью могильщик Америго Бонасера. Вито оскорблён тем, что вместо дружбы посетитель предлагает ему деньги.

«… А теперь ты пришёл и просишь: “Дон Корлеоне, мне нужна справедливость”. Но просишь без уважения. И не предлагаешь дружбы»

Дон Корлеоне

И когда Бонасера просит дона быть ему другом – Корлеоне соглашается ему помочь. Это говорит о том, что Вито ценит дружбу.

Любовь и ненависть

Любовь в кинокартине «Крёстный отец» показана с разных сторон. С одной стороны, это чувство, способное принести великое счастье, с другой – оно может наносить душе человека глубокие раны и доставлять страдания.

Майкл и Кей

С американкой Кей Адамс Майкл познакомился в колледже. Девушка была уверенной в себе и не боялась высказывать своё мнение. Она курила за столом, что для того времени являлось редкостью. Рядом с Кей Майкл чувствовал себя свободным от своей семьи, в которой главную роль занимали обычаи и традиции.

Кей и Майкл за ужином

Однако Корлеоне младший не любил Кей по-настоящему. Это было видно по его поступкам. Он не рассказывал девушке о делах Корлеоне, редко брал её с собой на мероприятия, никогда не говорил ей о своих чувствах. Эпизод, в котором Майкл и Кей ужинают в ресторане, доказывает это. Молодые люди находятся поодаль. Кажется, что между ними пропасть.

У Кей искренние чувства. Ведь она всегда ждёт Майкла и остаётся вместе с ним до последнего.

Майкл и Аполлония

Майкл встретил Аполлонию Вителли на Сицилии. Он влюбился в девушку чистой красоты до беспамятства. Корлеоне красиво ухаживал за Аполлонией, а потом добился благословения на брак от её родителей.

Брак Аполлонии и Майкла был счастливым, хотя и очень коротким. Девушка погибла от бомбы, которая предназначалась для Майкла. Смерть Аполлонии сделала Майкла человеком с неконтролируемой жаждой мести. Этот момент для героя стал переломным и привёл к саморазрушению семьи Корлеоне. Жестокое убийство любимой навсегда изменило Майкла. Он принял взгляды отца и превратился в криминального авторитета.

Свадьба Майкла и Аполлонии

После смерти жены Майкл возвращается в Соединенные Штаты. Несмотря на повторный брак с Кей Адамс и рождение двоих детей, Майкл не может оправиться от потери. Он будет помнить Аполлонию до конца жизни.

Конни и Карло Рицци

Разрушающие отношения показаны на примере отношений Конни Корлеоне и Карло Рицци. Мужчина безжалостно избивает беременную женщину. Он не даёт ей говорить то, что она думает. Карло изменяет ей, обесценивает. Конни раздражает его даже своим присутствием. Скорее всего, Карло женился на дочери Корлеоне не по любви. Карло Рицци хотел достичь власти и богатство в клане Корлеоне. Но его надежды не оправдались, поэтому он срывает всю свою злость на слабой женщине.

Конфликт поколений

Вито Корлеоне хотел строить бизнес относительно честно. Он думал, что Америка даст ему возможность спокойно зарабатывать. Но, въезжая в эту страну, эмигранты привозили свои «неписанные» законы. Одним из них оказался Вирджил Соллоццо. Он попросил у дона содействия в торговле наркотиками. Соллоццо нужны деньги и продажные судьи. Вито отказывается. Корлеоне отстаивает свои моральные правила, но приобретает смертельных врагов.

Разговор с Солоццо

Дон Корлеоне представляет собой идеальный пример противостояния старых нравов с духом приближающихся перемен. Продажа наркотиков для Вито – мерзость и низость. Но бандиты нового века совсем другие: у них нет никаких ценностей, кроме власти и денег. Ради выгоды они пойдут на всё. Для Корлеоне, аристократа мафиозного мира, честь и достоинство – не пустые слова. Однако Вито хочет навязать моральные принципы людям без морали, а это невозможно.

В конечном итоге дон всё равно вынужден был сдаться и подписать договор с остальными семьями, чтобы сохранить свой бизнес и жизни близких. Как бы ни был могущественен Корлеоне, он потерпел поражение. Жестокая реальность оказалась сильнее.

Бедность и богатство

У семьи Корлеоне есть миллионы долларов и связи. Свадьба дочери Вито – прямое доказательство богатства и успеха. Масштаб праздника говорит о том, насколько могущественны и влиятельны члены этой семьи. Кажется, что они добились главного – исполнили американскую мечту. Хорошая семья, хороший дом, что ещё нужно человеку, чтобы спокойно встретить старость? Но за стенами роскошного дома скрывается тёмная сторона их бизнеса.

Свадьба Конни Корлеоне

Власть и влияние для дона Вито – не самоцель, а инструмент, с помощью которого он создаёт беззаботное настоящее и будущее для детей и внуков. Корлеоне-старшему нужны деньги для достижения материальных благ семьи. Однако когда встаёт выбор между безопасностью семьи и деньгами, он выбирает первое:

«… Скажу одно: твой бизнес слишком опасен. Все члены моей семьи жили последние десять лет, не подвергаясь опасности. Я не могу рисковать их жизнью и благополучием ради погони за деньгами»

Дон Вито

Не все мафиозные семьи могу похвастаться этим. Для многих деньги важнее совести и жизни родных. Так, деньги оказываются важнее собственной совести и для коррумпированного капитана полиции Марка МакКласки. Он соглашается убрать телохранителей дона Вито за щедрое вознаграждение.

Жизнь и смерть

Все сцены фильма, в которых разыгрываются преступления, совершены. Они завораживают зрителя. Убийства становятся предметом исследования, так как с их помощью можно многое понять о героях.

Смерть Сантино (Санни) Корлеоне

Убийство Санни происходит с лёгкой руки мужа Конни Корлеоне. Карло Рицци вступает в преступный сговор с кланом Барзини. Враги Корлеоне подговорили Карло избить Конни, зная, что вспыльчивый Санни, несмотря на опасность, приедет разбираться с ним. Сантино мчится на помощь сестре. Его убивают, устроив засаду на шоссе.

Показательно то, как происходит убийство. Чтобы покончить с Сантино, отправляют целый отряд людей с автоматами, в него выпускают сотни пуль. Вспомним: когда покушались на жизнь дона Корлеоне, отправили всего двух человек. Санни убит, убит жестоко. А предал его член семьи.

Санни Корлеоне

Смерть Аполлонии

Гибель Аполлонии – это событие, которое изменит Майкла Корлеоне. Режиссёр обращает внимание не на смерть как таковую, а на то, к каким последствиям она привела. Трансформация, произошедшая с младшим Корлеоне – главная смысловая часть фильма. Из доброго человека Майкл превратился в безжалостного мафиози. Он не безрассуден, а твёрд и последователен. Он не останавливается перед убийством родного брата – Фредо.

Смерть дона Корлеоне

Дон Корлеоне умирает мирно в своём винограднике. Последнее, что он слышит – это весёлый смех внука. Как раз это соответствовало его жизненным принципам. Вито закончил жизнь в окружении близких людей, потому что вовремя понял границы своих возможностей и правила большой игры. Он не отказался от коррупции и силовых методов как инструмента расширения своего влияния, но понял, в какой момент нужно остановиться.

Интересно, что в фильме «Крёстный отец» символом трагедии, смерти и приближающейся беды выступает апельсин. Так, сразу после того, как дон Вито покупает апельсины, его пытаются застрелить. Попытка оказалась неудачной. Но в кадре вновь появляются апельсины в саду Корлеоне. Он играет с внуком и через несколько минут умирает.

Дон Корлеоне за несколько минут до покушения

Апельсины не сулят ничего хорошего и врагам Корлеоне: во время встречи глав пяти семейств на столе опять-таки – апельсины. Совсем скоро их всех расстреляют.

Смерть предателя Тессио также не стала исключением.

Смерть врагов семьи Корлеоне

Все преступления, которые совершают члены семьи Корлеоне – часть их жизни. Они не упиваются насилием, для них людские слабости – просто инструмент, а убийства – способ воздействия. Неуважительное отношение к членам семьи Корлеоне всегда оборачивается бумерангом для тех, кто посмел недооценить их влияние и мощь.

Майкл убивает Солоцци и капитана полиции Маккласки, ведь он понимает, что те не оставят его отца в живых. После смерти отца он решает уничтожить всех врагов Корлеоне. В ходе обряда крещения погибают главы четырёх враждебных семей. Мо Грин, владелец казино и отеля, тоже был убит за угрозу сотрудничать с Барзини и плохое обращение с Фредо.

Убийство Солоцци и капитана Маккласки

Майкл также разбирается с предателями внутри семьи. Он отдаёт приказ убить Тессио, который был в сговоре с доном Барзини. Потом приговаривает к смерти Карло Рицци, виноватого в смерти Санни.

Спасая честь семьи, герой обрекает себя на зло, теряет свою душу. Майкл Корлеоне в погоне за местью теряет остатки своей человечности. Как видно из сюжета фильма, смерть приходит за каждым – будь ты доном мафии или последним уличным воришкой.

Романтизация насилия

Многие критикуют фильм «Крёстный отец» за романтизацию криминального мира, жестокости и насилия. Однако Френсис Кополла не оправдывает противозаконных действий и убийств. Режиссёру интересна не мафия как таковая, а семья, взаимоотношения героев.

Гангстерская тема – художественный приём. Френсис Кополла создаёт несколько сильных и притягательных героев, которые наслаждаются красивой жизнью. Идеально выглаженные костюмы, дорогие машины и красивые жёны создают притягательный образ мафиози, у которых есть мораль и честь. Но на деле всё оказывается сложнее. Герои разрушаются изнутри и остаются ни с чем. В фильме присутствует нравоучительная линия: зло в конечном итоге уничтожает само себя.

Художественные особенности

В фильме «Крёстный отец» уникальный и неповторимый визуальный ряд. Оператор создал тёмный и мрачный образ картины, который символизирует сокрытое зло в каждом человеке. Контраст между светом и тьмой помог показать разницу между положительными и отрицательными персонажами.

Картина потеряла бы часть своего шарма без великолепного саундтрека итальянского композитора Нино Роты. Его музыка – это неотъемлемая часть фильма, которая работает на общий сюжет. Заглавная композиция под названием «The Godfather Waltz» задаёт последующий тон киноленты. Она символизирует образ Вито Корлеоне. Зритель слышит эту композицию несколько раз при появлении дона на экране.

Актёрский состав

Главная роль досталась Марлону Брандо. Он – один из самых именитых актеров Голливуда. За роль в «Крестном отце» получил премию «Оскар».

Марлон Брандо

Роль Майкла Корлеоне в фильме «Крёстный отец» досталась актеру итальянского происхождения Аль Пачино. Роль мафиози сделала актёра знаменитым.

Аль Пачино

Джеймс Каан сыграл Санни Корлеоне. После выхода фильма американский актёр стал всемирно известен.

Джеймс Каан

В роли среднего сына Федерико выступил американский актер итальянского происхождения Джон Казале.

Джон Казале

Роль консильери сыграл Роберт Дюваль. За неё актёр был номинирован на «Оскар» как актер второго плана. Публика высоко оценила артиста как мастера перевоплощения.

Роберт Дюваль

Роль Аполлонии режиссёр доверил Симонетте Стефанелли.

Симонетта Стефанелли

Дайан Китон исполнила роль Кей Адамс.

Дайан Китон

Даниил Романович | Просмотров: 112

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *