Человек-слон • фильм 💡

1980, Великобритания, США Дэвид Линч • драма В главных ролях: Энтони Хопкинс, Джон Хёрт, Энн Бэнкрофт, Джон Гилгуд, Венди Хиллер • Главные герои: Человек-слон •

«Человек-слон» – фильм американского режиссёра Дэвида Линча, основанный на биографии знаменитого британца Джозефа Кэри Меррика. В основе сюжета – книга Фредерика Тривза «Человек-слон» и частично Эшли Монтегю «Человек-слон: Этюд о человеческом достоинстве». Кинолента о нетерпимости общества к тем, кто отличается от большинства. Картина о важности внутренней красоты перед лицом физических недостатков, о низости тех, кто готов высмеять чужое несчастье, о важности любви и заботы, о проблемах насилия и эксплуатации человека. Ключевая идея фильма – уродство не физическое, а душевное.

Реальная история

Реальное фото Джозефа Кэри Меррика

Реальное фото Джозефа Кэри Меррика

Эта лента основана на реальных событиях и рассказывает историю Джозефа Кэри Меррика, жившего в Великобритании 19-го века. В возрасте 5-ти лет на его теле и лице стали проявляться деформации, полностью обезобразившие внешность. Он был вынужден покинуть свой дом и стать частью «цирка уродов». Вскоре Меррик был ограблен, обманут и в результате несчастного случая попал в Лондонский госпиталь. Там он прожил до 23-х летнего возраста. Рассмотрим подробнее, какие темы раскрываются в киноленте Дэвида Линча. Также определим, какие проблемы поднимает в своей работе режиссёр.

Жестокость

Режиссёр медленно подготавливает зрителя к появлению на экране человека-слона. Именно так Джона Меррика называют многие герои фильма. Сначала показывают не его самого, а окружающих, которые смотрят на «чудовище» в балагане, ужасаются, падают в обморок. Когда появляется «человек-слон», зритель видит его не полностью. Вскоре перед нами возникает, действительно, безобразное чудовище. Меррик страдает от хронического бронхита, его тело покрыто язвами, а позвоночник совершенно деформирован. Вдобавок его лицо и череп представляют собой сплошные искривления и бугры.

Важно понимать, что фильм «Человек-слон» о  давно ушедшей эпохе – Викторианской, в которой гуманизм прекрасно сочетался с рабством и издевательствами. В глазах жестокосердных людей Джон Меррик – животное с деформированным телом, а не человек. Сам факт того, что он живёт в неволе и имеет своего «хозяина», говорит о многом. Джон нем, безобиден и покорен судьбе.

Байтс показывает Меррика в цирке уродов

Байтс показывает Меррика в цирке уродов

Наибольшую жестокость к главному герою проявляет его «хозяин» Байтс. Он избивает Меррика, морит голодом и содержит в ужасных условиях. Из-за этого Джон часто болеет, боится людей и не может нормально говорить. Циничный делец объясняет уродливость своего «подопечного» тем, что в джунглях Центральной Африки его мать, утонченную английскую аристократку, затоптало стадо слонов.

Байтс не оставляет Меррика в покое даже после того, как жизнь несчастного наладилась. Он похищает Джона из госпиталя, сажает в клетку к обезьянам и отправляется с ним на гастроли в Европу, чтобы опять выставлять его напоказ. Джон, а вместе с ним и зритель, в этот момент сильнее всего ощущает контраст между жизнью в госпитале и этим животным существованием, полным отчаяния и несвободы. Злой Байтс избивает и своего малолетнего подручного, жестоко наказывает ребёнка за любое неповиновение.

Не меньшую жестокость проявляет ночной сторож госпиталя, который не просто показывает человека-слона за деньги, а психологически насилует Меррика: спаивает, специально подносит к его лицу зеркало, бросает из стороны в сторону. «Клиенты», которых он приводит в палату, смотрят на Джона как на диковинного зверя и всячески его унижают. Они заставляет женщин целовать Джона, швыряют его, как предмет, В этой сцене Джон единственный, кто напоминает настоящего человека. Именно из-за сторожа Меррик вновь попадает в лапы Байтса.

Издевательства над Мерриком

Издевательства над Мерриком

Главная причина жестокости владельца цирка уродов Байтса и циничного ночного сторожа – жадность, стремление к обогащению. Для них человек-слон – это всего лишь товар, который приносит доход. Они не упускают возможности заработать на его болезненной внешности. Но через внешние изъяны Меррика проявляется нравственное разложение окружающих. Страшно в этом фильме не лицо Джона, безобразны поступки этих людей.

Жестока и публика, которая толпится вокруг Джона на вокзале, несмотря на то, что он ничего не сделал и даже пытался скрыть свои уродства, чтобы никого не пугать. Загнанный в угол герой парализует беснующуюся толпу выкриком: «Я не слон! Я не животное! Я – человек!» Именно эти люди больше всего напоминают животных. Меррик более чистый и нежный, чем любой другой персонаж в фильме. Он добрый, бескорыстный, честный и религиозный.

Толпа загнала Джона в угол

Толпа загнала Джона в угол

Сострадание

Не приемлет жестокости и равнодушия доктор Фредерик Тривз, роль которого мастерски исполняет Энтони Хопкинс. Мужчина с сострадательным и взволнованным взглядом меняет жизнь Джона Меррика. Он смог увидеть человека под кожей чудовища, не побоялся откликнуться на его страдания. Доктор поместил подопечного в госпиталь, где несчастного окружили заботой, которой он был лишён большую часть своей сознательной жизни.

Миссис Энн Тривз тоже проявляет искреннее сочувствие, старается морально поддержать нового знакомого. Во время первой встречи с этой женщиной Джон заплакал, ведь раньше никто к нему так хорошо не относился. Впервые Меррик показывает Фредерику и Энн единственную фотографию своей матери. О ней он говорит: «Если бы я только мог её найти… Должно быть, моё рождение стало для неё величайшим разочарованием». На что женщина возражает, что любящий сын не может разочаровать мать. В этот момент миссис Тривз не может сдержать слёз.

Миссис Тривз и Меррик

Миссис Тривз и Меррик

Добросердечными оказываются и медсёстры госпиталя. Сначала они боятся заходить в палату к Меррику, но со временем проникаются симпатией к необычному пациенту и действительно заботятся о нём. Старшая сестра больницы миссис Мотерсхед и вовсе привязывается к Джону, всегда старается защитить его.

Остаются небезразличны к судьбе Джона и обитатели цирка: лилипуты, великаны, сиамские близнецы и другие. Они не могли смотреть, как Байтс издевался над Мерриком, поэтому помогли несчастному сбежать. Эти люди знали, какого это отличаться от остальных и быть униженными.

Режиссёр стремится пробудить человеческое сочувствие к главному герою, лишённому любви и тепла. И у него это получается. Ведь невозможно спокойно смотреть на то, как Джона превратили в экспонат, объект травли и презрения. По мнению Дэвида Линча, такого отсутствия человечности следует опасаться. Меррик хочет слышать рассказы о детях, мечтает пойти в театр и общаться с окружающими, конструирует масштабную модель собора и много читает. По ходу фильма зритель начинает смотреть сквозь внешность Джона и видит ранимого, напуганного, хорошего человека.

Джон с друзьями впервые посещает театр

Джон с друзьями впервые посещает театр

Изъяны общества

У большинства героев фильма «Человек-слон» искажённые жизненные установки и ценности. Многие из них эгоистичны, равнодушны, лицемерны, грубы. Дэвид Линч показывает несколько ступеней классовой иерархии, которым свойственны определённые черты. Они раскрываются при общении с Джоном Мерриком.

Высшее общество

Джон имеет светский успех. Он учится вращаться в обществе. Сама королева Виктория интересуется его здоровьем. Его опекает знаменитая актриса миссис Кендал. С Мерриком пьют чай, едят, разговаривают состоятельные и благородные леди и джентльмены. Любопытство светских людей скрытое, щадящее. Возможно, это объясняется образованностью и воспитанностью высшего общества. Они эгоистичны и, конечно же, равнодушны к страданиям «человека-слона». Но не показывают этого, подчеркнуто не замечают его уродства.

Можно ли верить в искренность их поступков и слов? Скорее всего, им просто наскучили привычные развлечения, а знакомство с «человеком-слоном» – это новый способ разнообразить досуг. Джон делает то, чего от него ждут: вежливо улыбается, красиво одевается, нежно душится. Он старается соответствовать своим новым знакомым. Но эти люди мало чем отличаются от зрителей балагана.

Чаепитие Джона и его светских гостей

Чаепитие Джона и его светских гостей

Низший и средний класс

Любопытство завсегдатаев ярмарок и баров агрессивное, жестокое. Они тычут в «человека-слона» пальцем, смеются и издеваются над ним, искренне ненавидят, унижают. Байтсу ничего не стоит забить своего «раба» до смерти. По ночам к Меррику приходят пьяницы из ближайшего к госпиталю бара. Эти люди никогда не перестанут считать Джона безобразной вещью, уродцем, экспонатом. Но режиссёр показывает эти жестокие сцены не просто так. Он заставляет задуматься о человечности. Дэвид Линч напоминает нам о том, что же такое уродство и что такое красота. Зритель забывает о чудовищной внешности «человека-слона», потому что душа его прекрасна и восхитительна. А сколько героев привлекательных внешне заставляют содрогнуться на протяжении фильма!

Дэвид Линч говорит о том, что нельзя плохо относиться к людям с деформациями, отклонениями. Они такие же, как мы. Они живут среди нас. Джон Меррик не хочет никого развлекать, он стремится познавать мир вокруг себя. За уродливой, вызывающей ужас оболочкой прячется чуткая, ранимая душа.

Сторож госпиталя издевается над Джоном

Сторож госпиталя издевается над Джоном

Внутренняя борьба

Режиссёр заставляет задуматься о ещё одной важной теме – внутренней борьбе. Она происходит в душе Фредерика Тривза. Зритель не до конца понимает, зачем доктор взял этого несчастного человека: из жалости или из-за жажды славы в научном мире. Да, доктор Тривз интересуется необычной мутацией Меррика, воспринимает Джона как подопытного и имеет глубокий научный интерес. Он показывает «человека-слона» выдающимся терапевтам и хирургам, демонстрирует его своим коллегам. Лишь когда пациент начинает говорить, доктор видит в нём человека с самосознанием и волей и с этого момента пытается облегчить жизнь Джона. Тривз делает всё возможное, чтобы Меррик остался в лондонской больнице навсегда.

Доктор Тривз показывает Джона коллегам

Доктор Тривз показывает Джона коллегам

С согласия доктора Меррик быстро становится объектом любопытства высшего общества. Миссис Мотерсхед выражает обеспокоенность тем, что Джона все ещё выставляют на всеобщее обозрение как урода. Тривз начинает сомневаться в нравственности собственных действий: «Сделал ли я доброе дело, поместив этого несчастного человека из одной клетки, в другую, золотую, но тоже темницу?» Душевные терзания доктора говорят о том, что в его душе есть место любви, доброте, состраданию. Возможно, в самом начале он использовал редкую болезнь Меррика, чтобы засвидетельствовать обнаружение неизлечимой редкой болезни и тем самым повысить свой статус в научном сообществе. Но, несмотря на упреки бывшего угнетателя Меррика и старшей медсестры, доктор честен перед самим собой. Он не зарабатывал на уродстве Джозефа, а хотел обогатить мир науки новыми знаниями и оградить Меррика от страданий.

Доктор Тривз размышляет о своих действиях

Доктор Тривз размышляет о своих действиях

Жизнь и смерть

В конце фильма Меррик впервые посещает театр. После представления зал аплодирует ему. В эту ночь Джон ложится спать на спине как нормальный человек. В фильме не показана смерть героя как таковая, хотя из контекста она абсолютно понятна. Меррик знает, что это приведёт его к смерти в силу особенностей строения его деформированного тела. За несколько месяцев в больнице Джон прожил удивительную жизнь, полную дружбы, любви, уважения, красоты и искусства. Оторвавшись от этого несовершенного мира, зритель вместе с Джоном приближается к звёздам, где проступает светлый образ его матери, которая сообщает, что смерти нет. Одухотворённое, спокойное лицо матери Меррика наталкивает на такую мысль: Меррик в конце концов обретёт покой.

Смерть Джона Меррика

Смерть Джона Меррика

Таким образом, кинолента «Человек-слон» учит оценивать внутреннюю красоту, которая не всегда лежит на поверхности и может скрываться за россыпью шрамов и увечий. Это страшная, но вместе с тем сентиментальная жизненная драма, наполненная глубоким философским смыслом, вопросами этики и морали. Картина Линча выражает глубокую, чисто человеческую жалость, которая, на примере трагического и исключительного случая с Джоном Мерриком, обращена на всё человечество в целом. Фильм повествует о главной проблеме общества – непринятие человека таким, какой он есть.

Художественное своеобразие

Историю о человеке-слоне Дэвид Линч вывел на экран в чёрно-белых тонах. Он сделал это, чтобы показать викторианский мир, в котором жил Джон Меррик. Такая атмосфера хорошо ложится на постоянно возникающие страшные образы (балаган, нищета, пьянство).

Викторианская Англия

Викторианская Англия

Фильм дополнен сюрреалистическими эпизодами, в центре которых мать Меррика. Также Линч использовал «Адажио» композитора Сэмюэля Барбера, чтобы подчеркнуть кульминацию – смерть Меррика.

Фотография матери Меррика

Фотография матери Меррика

Актёрский состав

Английский актёр Джон Хёрт с блеском передал всю боль Джона Меррика. Сложный грим не помещал ему великолепно раскрыть образ своего героя, передать всю гамму чувств и эмоций.

Актёр Джон Хёрт

Актёр Джон Хёрт

Энтони Хопкинс предстаёт перед зрителями в образе молодого Фредерика Тривза. Сыгранный им врач с ярким и выразительным взглядом благороден и добр.

Актёр Энтони Хопкинс

Актёр Энтони Хопкинс

Роль бессердечного и циничного Байтса досталась актёру Фредди Джонсу.

Актёр Фредди Джонс

Актёр Фредди Джонс

Жестокого и жадного ночного сторожа сыграл английский актёр Майкл Джон Элфик.

Актёр Майкл Джон Элфик.

Актёр Майкл Джон Элфик.

Текст: Ирина Мещерякова, 615 👀

Кадры и фотоматериалы