Анализ «Ревизор»

сочинение по литературе 8 класса, набирает популярность🔥
Произведение: Ревизор Рекомендованный объем: 250-350 слов (2-3 страницы в тетради)

Первый вариант анализа

Анализ комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»В 1835 году Н.В. Гоголь просил у Пушкина чисто русский сюжет – анекдот, чтобы написать комедию. Пушкин подсказал идею, и в декабре 1835 года Гоголь набросал «Ревизора». Долго еще он вносил изменения в текст, за восемь лет произведение претерпело 6 редакций, и, наконец, в 1842 году появилось окончательное издание.

Целью своей комедии Гоголь считал изображение российской провинции и сравнение ее со столичной жизнью николаевской России.

Действие охватывает сразу всех действующих лиц пьесы с необычайным динамизмом. Уже с первой фразы – «К нам едет ревизор», – мы видим реакцию на происходящее всего городского чиновничества.

Ревизор

Что такое ревизор для государственных служащих городка N? В первую очередь, это высокий чин. А боязнь высоких чинов автоматически порождала в горожанах всеобщее оцепенение.

Возомнив Хлестакова ревизором, городничий боится его. Иван Александрович же боится городничего не меньше до тех пор, пока не осознает, что он для всех в городе является ревизором. Так Гоголь показывает возможность человека подстраиваться под определенные ситуации, которых требует общество: тон речи Хлестакова меняется от заискивающего и приниженного до наглого и развязного. По сути, Хлестаков дает чиновникам то, чего они хотят – они хотят раболепствовать перед столичным ревизором – безудержное вранье Ивана Александровича дает им такую возможность.

Русские характеры

В «Ревизоре» на главную сцену выводятся типичные «русские характеры». Автор высмеивает пороки общества, созданные крепостным строем: взяточничество, расхищение государственной казны. По своей достоверности комедия приобретает статус документа, обличающего социальный уклад.

Язык героев

Еще одной особенностью произведения является язык героев, которые говорят в соответствии с местом проживания и уровнем образования. Из авторских ремарок становится понятно, как меняется интонация персонажа с изменением его внутреннего состояния.

Ремарки

Вообще ремарки в «Ревизоре» очень многообразны и многозначительны. Ни один драматург до Гоголя не придавал им такого значения. Они указывают на изменение интонаций, на интенсивность действий, описывают место происходящих событий.

Немая сцена

Финал комедии знаменателен еще одной особенностью – немой сценой, аналогов которой нет в мировой литературе. Ремарка подробно описывает местоположение каждого персонажа, позу, в которой он застыл, выражения лиц. Такое положение актеры должны сохранять полторы минуты, чтобы глядя на героев пьесы, зрители смогли узнать в них себя.

Смех

Главным положительным героем своей пьесы автор назвал смех. Гоголь собрал все человеческие пороки, какие только знал воедино, и посмеялся над ними. Но такой смех больше напоминает смех сквозь слезы. На мой взгляд, автор таким образом заставляет нас задуматься над отрицательными моментами в жизни и постараться исправить их.


Второй вариант анализа

Изображенные Гоголем в комедии «Ревизор» люди с удивительно беспринципными взглядами и невежеством любого читателя поражают и кажутся абсолютно вымышленными. Но на самом деле, это не случайные образы. Это лица типичные для русской провинции тридцатых годов XIX столетия, которые можно встретить даже в исторических документах.

В своей комедии Гоголь затрагивает несколько очень важных вопросов общественности. Это отношение должностных лиц к своим обязанностям и исполнению закона. Как ни странно, но смысл комедии актуален и в современных реалиях.

Год написания: 1835 год, последние правки в пьесу Н. В. Гоголь внёс в 1842 году – это окончательный вариант.

Жанр: комедия социально-сатирической направленности.

Направление: реализм

История создания

В 1835 году, прервав работу над «Мёртвыми душами», Николай Васильевич просит у Пушкина идеи для написания сатирической пьесы, которая бы высмеивала общественные недостатки, жизнь высших чинов. Пушкин делится с Гоголем историей о П.П. Свиньине, которая случилась в Бессарабии. Также он сообщает, что однажды сам попал в подобное положение в Нижнем Новгороде, когда приехал собирать материал о Пугачёве. Ситуация, действительно, комичная: она понравилась Гоголю, и в течение октября-ноября 1835 года он написал пьесу.

В этот период похожие темы фигурируют у нескольких писателей-современников Гоголя, его это расстраивает, теряется интерес к замыслу. В своих письмах к Пушкину, он говорит о желании бросить работу, но Александр Сергеевич убеждает его не останавливаться, закончить своё произведение. Наконец, комедия была зачитана автором в гостях у В. Жуковского, где собрались известные литераторы и писатели. Присутствующие восприняли её с восторгом, но суть комедии ускользнула от слушателей, что расстроило автора.

«Ревизора» посчитали обычной классической пьесой с типичными персонажами и выделяющейся из себе подобных только благодаря чувству юмора автора. Сцена обрела пьесу далеко не сразу (первая постановка была в 1836 году в Александринском театре), сам Жуковский уговаривал императора разрешить постановку произведения, уверяя его в благонадёжности сюжета и идеи. Само драматическое действие оказало двоякое впечатление на правителя, но пьеса ему понравилась.

Тематика

  1. Чиновники – главные нарушители законов и моральных норм. Когда нарушения исходят от тех людей, которые должны следить за исполнением законов, общество начинает деградировать, разрушение нравственных ценностей происходит на всех уровнях.
  2. Материальные ценности. Главенство материальных интересов над всеми остальными на фоне глупости и невежества. Государственная служба и общественный долг стоят на последнем месте, поэтому всюду процветает казнокрадство, взяточничество и желание обогащения.
  3. Чинопочитание. Страх перед высшими чинами как двигатель любой деятельности в городе. Люди как будто утратили свою личность и стали набором социальных ролей. Имеют значение только статус, чин, почести, богатство, умение приспосабливаться и заискивать.
  4. Тема города. Провинциальный городок представлен, как глухое и невзрачное захолустье, населённое дикими и неряшливыми людьми. Горожане живут в атмосфере ненависти к власти и друг другу. При этом они слишком глупы и пассивны, чтобы хоть что-нибудь предпринять, и могут лишь уповать на милость ревизора. Верхушка города считает свое захолустье ничтожным и всей душой стремится в столицу.
  5. Закон. Закон в городе безбожно попирается всеми слоями общества. Чиновники руководствуются лишь собственной волей. Даже те, кто приходят к Хлестакову просить избавления от гнёта чиновников-коррупционеров, не стесняются сами давать ему большие взятки и подарки.
  6. Мир чиновничества. Чиновники представлены в виде кучки самодовольных самодуров. Они открыто нарушают закон и воспринимают это, как должное. В то же время каждый чиновник готов продать другого чиновника с потрохами, если это поможет ему избежать ответственности. Под маской благожелательности прячется взаимная зависть.
  7. Нравы города. Отношения между горожанами строятся на лицемерии, страхе и тайном презрении. Это демонстрируется в сцене, когда ревизор принимал жителей города и выслушивал их жалобы. Тогда купцы начали «топить» чиновников и жаловаться на местную власть, которую спонсировали взятками все это время, а чиновники и вовсе обрушились друг на друга, лишь бы спасти себя.

Основная идея

Несправедливость в нашей жизни исходит от глупых, жадных, бесчестных и властолюбивых ничтожеств, которые живут сегодняшним днём и думают лишь о себе. Это по-настоящему жалкие личности, которые неизбежно погубят и самих себя, и всю Россию. Пока страной правят городничие, заинтересованные лишь в себе и своем преуспеянии, они будут блокировать все инициативы из центра и саботировать любой проект. Интересно, что безответственные чиновники не являются частными случаями, это прямое следствие тирании. Царь не подчиняется законам и может наградить и казнить произвольно, а значит, подданному безопаснее ничего не делать, ведь раб ни за что ответа не несет: у него нет свободной воли, нет и ответственности. В этом выводе и заключается смысл «Ревизора», а именно: самодержавие разлагает нацию, под его влиянием люди становятся лишь холопами, которым чужды идеалы гражданской доблести и чести. Царь сам довел Россию до положения города Н, поэтому стране необходима смена правления.

Гоголь хотел высмеять пороки, которые не дают нашей стране развиваться, которые делают жизнь богатого, по сути, народа нищей и рабской. Главная мысль автора — показать, как делать не надо, а также научить людей объективно оценивать свои и чужие поступки, не сглаживая углы и не соглашаясь на компромиссы с совестью.

Смысл немой сцены в финале раскрывает авторский замысел в полной мере: рано или поздно все вороватые чиновники ответят за свои пороки перед высшим и неподкупным судом. В образе настоящего ревизора угадывается высшая справедливость небесного суда, который не помилует грешников. Также им придется ответить перед судом истории, которая безжалостно линчует память тех, кто оказался недостоин своих потомков.

Система образов

Хлестаков — обычный молодой человек, которого приняли за влиятельного чиновника. Он ни плох, ни хорош, скорее, типичен. Обманывает чиновников, воспользовавшись их страхом перед начальством и случайной ошибкой.

Городничий — порочный и злобный человек, создающий видимость заботы о городе и горожанах. Боится проверки вышестоящими инстанциями, так как понимает, что его могут отправить в тюрьму. Рассчитывает на то, что ревизор окажется таким же продажным, как и он сам, и его можно будет «купить» взятками.

Анна Андреевна — жена городничего, всем недовольная дама. Оживляется, когда приезжает ревизор, мечтает блистать в столице, хотя не имеет ни ума, ни вкуса, ни хороших манер. Принимает Хлестакова за умного порядочного человека только потому, что она никогда не встречала таких людей.

Марья Антоновна — дочь городничего, на ней собирается жениться Хлестаков, когда его застают за двусмысленными ухаживаниями. Не любит Машу, одинаково волочился за ней и ее матерью из любопытства.

Чиновники — собирательный образ людей, которые боятся начальства, но не настолько, чтоб престать обманывать и нарушать закон.

Добчинский и Бобчинский — подчеркнуто комичные персонажи, помещики, которые могут не бояться проверок ревизора, ведь они не служат. Те, с кого началось распространение сплетни о прибытии ревизора.

Композиция

Всякий сюжет строится по схеме: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Гоголь нарушает стандартную схему. Он начинает с завязки. Первая фраза: «…к нам едет ревизор…» — и действие пьесы уже началось. Читатель моментально погружается в круговорот событий и лиц, поражённых этим сообщением. Потом из отдельных реплик, монологов и диалогов персонажей будут реконструированы события, которые происходили в городе до прибытия «ревизора», а также образ жизни главных чиновников — это экспозиция. Она помогает понять, почему они стали такими, какими мы их увидели.

Николай Васильевич Гоголь подает экспозицию после завязки, а не наоборот, потому что ему важно было сразу определить конфликт произведения, показать его источник — страх, и дать всему действию мощный толчок.

Кульминация пьесы Гоголя «Ревизор» — это сцена безудержного вранья Хлестакова в третьем действии. Он самозабвенно врёт, причём не намеренно. Хлестакова спровоцировали и его «понесло».

Развязка действия, как и завязка, неожиданная. Появляется почтмейстер с распечатанным письмом Хлестакова. Казалось бы, наступает развязка. Но неожиданно появляется жандарм с известием о настоящем ревизоре. Произведение заканчивается на самой высокой точке — «немой сцене», которая передает высшую степень потрясения персонажей. Это последний аккорд произведения, завершающий развитие его темы.

Со слов — «к нам едет ревизор» пьеса началась, закончилась она другими словами, но их смысл тот же — приехал ревизор. То есть, жизнь уездного города протекает в рамках «от ревизора до ревизора». Он единственный, на кого город обращает внимание.

План романа

  1. Сообщение городничего о приезде ревизора.
  2. Распоряжения городничего по благоустройству города и различных уч­реждений.
  3. Визит городничего к Хлестакову.
  4. Знакомство Хлестакова с семьей городничего и чиновни­ками.
  5. Встречи Хлестакова с другими чиновниками, прием купцов.
  6. Сватовство Хлестакова к дочери городничего и его отъезд из города.
  7. Чтение письма Хлестакова на рауте у городничего, из ко­торого все узнают, что он вовсе не ревизор.
  8. Известие о приезде настоящего ревизора.

Проблематика

Социальные и нравственные пороки играют главную роль в книге. Гоголь создал целый калейдоскоп проблем российского общества, которые были актуальны в его дни и остаются злободневными до сих пор:

  • Безынициативная и холопская Россия. Писатель подчёркивал повсеместность показанного в комедии. Его очень волновала судьба страны, которой управляли люди, подобные тем, кого он изобразил в своём творчестве. Но самая основная проблема заключалась в пассивности и смирении народа, который не только терпел беззаконие и несправедливость, но и сам активно участвовал во всем этом. Если бы в одночасье горожан поняли местами с чиновниками, они бы продолжили делать то же самое: воровать и прожигать жизнь.
  • Взятки. Гоголь резко негативно вырисовывает коррупцию в Российской империи, изображая взяточников недалёкими и грубыми людьми, безразличными к судьбе страны. Неслучайно почти все чиновники изображены в теле, так писатель обличает их эгоизм и жадность: они присваивают все богатство страны себе, уже лопаются от него, но не могут прекратить потреблять.
  • Ложь. Хорошо показана атмосфера всеобщей лжи, когда человек сам начинает верить в то, что он придумал, и убеждает в этом других. В чиновничьей среде принято лицемерить и не говорить начистоту. Так, при малейшей опасности чиновники, которые прежде лишь хвалили друг друга, начинают резко критиковать коллег. Но ложь показывает и в более глобальном плане: периферийные руководители приняли легкомысленного фанфарона Хлестакова за ревизора, потому что были такого же мнения обо всех чиновниках из центра и были готовы к их обману. Они понимали, что деловитость и власть верхушки — такие же показные, как и их исполнительность и ответственность.
  • Казнокрадство. Показан безграничный цинизм чиновников. Расхищение средств достигло такого масштаба, что люди умирают, не получив самой элементарной медицинской помощи.
  • Невежество. Все вороватые чиновники представлены, как крайне необразованные люди. Они совершенно не разбираются в сфере управления. Отличным примером является деятельность Ляпкина-Тяпкина. Судья совершенно не умеет работать и не знает законов.
  • Легкомыслие.Никто из персонажей не хочет отвечать за свои действия. Никто не хочет долго и упорно работать и самосовершенствоваться. Все стремятся пройти по лёгкому пути и получить всё, не сделав ничего. Последствия волнуют героев в последнюю очередь.
  • Чинопочитание. Чиновники вместо работы лишь удовлетворяют свои амбиции и стараются сохранить свои должности. Жестоко, тираня и подавляя слабых, они готовы унижаться перед сильными и могущественными людьми.

Литературные приемы

  • Отсутствие экспозиции – вступления, которое бы познакомило зрителей и читателей с героями и дальнейшими событиями. Действие комедии сразу погружает в ситуацию.
  • «Путаница» – автор сразу показывает, что все герои не на своих местах: вместо умных и благонравных людей на главных постах в городе обыватели и ничтожные субъекты. Затем добавляется внешняя «путаница» с Хлестаковым, которого приняли за важное лицо.
  • «Хлестаковщина» как обобщенное явление. Пустой и глупый человек живет ничтожной жизнью, которая сводится к простым удовольствиям, но рассказывает о своих мнимых достижениях.
  • Монологи героев, в которых они разоблачают и себя, и других.
  • Диалоги между героями, в которых отчетливо виден страх чиновников.
  • Письма как символ главного источника новостей в мире, где царит путаница (при этом они вскрываются тайно и незаконно).
  • «Говорящие» фамилии чиновников и помещиков.
  • Комичные ситуации (Бобчинский разбивает нос, в другой сцене сталкивается лбом с Добчинским, городничий надевает футляр вместо шляпы).
  • Парные персонажи, которые усиливают комичность происходящего (Добчинский и Бобчинский; жена и дочь городничего, за обеими ухаживает Хлестаков).
  • Яркий образный язык, раскрывающий сущность героев (Хлестаков врет, прибегая к гиперболе (преувеличению), городничий грубо ругается как простой мужик, речь жены и дочери городничего полны жеманства).
  • Авторские ремарки психологического характера, проясняющие, что чувствуют герои.

Критики о комедии «Ревизор»

Написание «Ревизора» повлекло за собой широкий общественный резонанс. Публика восприняла комедию неоднозначно: отзывы последовали как восторженные, так и возмущенные. Критика заняла противоположные позиции в оценке произведения.

Многие современники Гоголя стремились проанализировать комедию и сделать какой-либо вывод относительно ее ценности для русской и мировой литературы. Некоторые сочли ее грубой и вредной для чтения. Так, Ф.В. Булгарин, представитель официозной прессы и личный враг Пушкина, писал, что «Ревизор» – это поклеп на российскую действительность, что если и существуют подобные нравы, то не в нашей стране, что Гоголь изобразил малороссийский или белорусский город да такой гадкий, что не ясно, как он может держаться на земном шаре.

О.И. Сенковский отметил талант писателя, считал, что Гоголь наконец-то нашел свой жанр и должен совершенствоваться именно в нем, но сама комедия была встречена критиком не так благодушно. Сенковский считал ошибкой автора смешать в своем произведении нечто хорошее, приятное с тем количеством грязи и низости, с которым читатель в итоге сталкивается. Также критик отметил, что завязка, на которой держится весь конфликт, неубедительна: не могли такие матерые прохвосты, как чиновники города N, быть столь легковерными и дать ввести себя в это судьбоносное заблуждение.

Существовало иное мнение относительно комедии Гоголя. К.С. Аксаков заявлял, что те, кто ругает «Ревизора», не поняли его поэтику и должны внимательнее вчитаться в текст. Как истинный художник, Гоголь скрыл свои настоящие чувства за насмешкой и сатирой, в действительности же его душа болела за Россию, в который на самом деле есть место всем персонажам комедии.

Интересно то, что в своей статье «Ревизор» комедия, соч. Н. Гоголя» П.А. Вяземский в свою очередь отмечал полный успех сценической постановки. Вспоминая обвинения в неправдоподобности в адрес комедии, он писал о психологических причинах явлений, описанных автором, как о более существенных, но также был готов признать произошедшее возможным и со всех остальных точек зрения. Важным замечанием в статье является эпизод о нападках в сторону персонажей: «Говорят, что в комедии Гоголя не видно ни одного умного человека; неправда: умен автор».

Сам В.Г. Белинский высоко оценил «Ревизора». Как ни странно, он много писал о комедии Гоголя в статье «Горе от ума». Критик внимательно рассмотрел как сюжет и некоторых персонажей комедии, так и ее суть. Говоря о гениальности автора и расхваливая его произведение, он признавал, что все в «Ревизоре» превосходно.

Нельзя не упомянуть критические статьи по поводу комедии самого автора. Гоголь написал пять пояснительных статей к своему произведению, так как счел, что оно было неверно понято актерами, зрителями, читателями. Он очень хотел, чтобы публика увидела в «Ревизоре» именно то, что он показал, чтобы восприняла его в определенном ключе. В своих статьях писатель давал наставления актерам о том, как нужно исполнять роли, раскрывал суть некоторых эпизодов и сцен, а также общую – всего произведения. Особое внимание он уделил немой сцене, ибо считал ее неимоверно важной, самой главной. Отдельно хочется упомянуть «Театральный разъезд после представления новой комедии». Эта статья необычна своей формой: она написана в виде пьесы. Между собой беседуют зрители, только что посмотревшие представление, а также автор комедии. Здесь содержатся некоторые уточнения относительно смысла произведения, но главное – ответы Гоголя на критику в адрес его произведения.

В конечном итоге пьеса стала важной и неотъемлемой составляющей русской литературы и культуры.


Третий вариант анализа

Отличительной особенностью комедии является отсутствие в ней героев положительного характера, поскольку все персонажи представляются писателем в образе порочных, лицемерных, беспринципных, вульгарных личностей, обладающих чертами представителей тогдашнего российского общества.

Год написания: 1835 г.

Год публикации: 1836 г.

Жанр

Гоголя можно назвать основателем сатирического драматического жанра в русской литературе. Именно он вывел главные закономерности комедии, которые стали классическими. Он ввёл в драматургию приём «немой сцены», когда действующие лица безмолвствуют. Именно Николай Васильевич привнёс в комедию сатирический приём гротеска. Чиновничество изображено не просто глупым, а чудовищно ограниченным. В комедии нет ни одного персонажа нейтрального или положительного, решительно все действующие лица погрязли в пороках и собственной глупости.

Жанр произведения – социально-сатирическая комедия в духе реализма.

История создания

Работа над произведением началась в 1835 году. По легенде, желая написать комедию, но не находя достойную этого жанра историю, Гоголь обратился за помощью к Александру Сергеевичу Пушкину в надежде, что он подскажет подходящий сюжет. Так и случилось, Пушкин поделился «анекдотом», который произошел то ли с ним самим, то ли со знакомым чиновником: человека, приехавшего в некий город по своим делам, местные власти приняли за ревизора, прибывшего с тайным поручением проследить, выведать, доложить. Восхищавшийся талантом писателя Пушкин был уверен, что Гоголь справится с поставленной задачей даже лучше него, очень ждал выхода комедии и всячески поддерживал Николая Васильевича, особенно когда тот подумывал бросить начатое произведение.

Впервые комедия была прочитана самим автором на вечере у Василия Андреевича Жуковского в присутствии нескольких знакомых и друзей (в том числе и Пушкина). В том же году «Ревизора» поставили на сцене Александринского театра. Пьеса возмутила и насторожила своей «неблагонадежностью», ее могли запретить. Лишь благодаря ходатайству и протекции Жуковского было решено оставить произведение в покое.

В то же время первой постановкой оказался недоволен и сам Гоголь. Он решил, что ни актеры, ни публика не восприняли «Ревизора» верно. За этим последовало несколько разъяснительных статей писателя, дающих важные указания тем, кто действительно хочет вникнуть в суть комедии, правильно понять персонажей, сыграть их на сцене.

Работа над «Ревизором» продолжалась вплоть до 1842 года: после внесения многочисленных правок, он приобрел тот вид, в котором дошел до нас.

Новаторство

Новаторство этого произведения Гоголя проявилось в целом ряде моментов:

  1. Это первая в русской литературе комедия, не имеющая по­ложительного героя.
  2. Композиционно она построена необычно: отсутствует экспо­зиция, действие начинается сразу с заявки («К нам едет реви­зор!»), развивается стремительно и динамично. Заканчивается пье­са тем же, чем и начинается, то есть автор использует прием кольца. Но у Гоголя действие после развязки вступает в новую фазу развития.
  3. Впервые в русской и мировой литературе введена немая сцена.
  4. Даны два конфликта: внешний (между Хлестаковым и чи­новниками) и внутренний (между бюрократической верхушкой и народом). Этот глубинный конфликт определяет основное со­держание пьесы.
  5. Вначале даны замечания для актеров, которые содержат основные характеристики персонажей.

В комедии показана жизнь всей России. Мир, нарисованный Гоголем, отражает важные части действительности: суд, народ­ное образование, больницы, почта, полиция. Действие построено на общественном конфликте. Здесь предметом осмеяния являют­ся городские власти. Характеры чиновников сочетают как типи­ческие, так и индивидуальные черты.

Открытием автора является характер Хлестакова. В замечани­ях для актеров он описывается как «человек без царя в голове». В этом образе Гоголь показывает необоснованные и неумеренные претензии человека. Явление хлестаковщины — социальное, ко­торое обозначает стремление кого-либо казаться чином повыше, чем он есть на самом деле.

Хлестаков настолько глуп, что даже не сразу понимает, за кого его принимают. Он живет одной минутой, вдохновенно мо­жет лгать, но делает это не сознательно, не ставя целью кого — нибудь обмануть. Он не отдает себе отчета в своих поступках, «легкость в мыслях необыкновенная». Парадокс заключается в том, что такого пустого человека все принимают за важную персону.

Тематика

Главная тема пьесы – проблемы и пороки общества, глупость и лицемерие чиновничества, показ моральной и духовной стороны жизни этого сословия. Язык комедии острый, сатирический, язвительный. У каждого персонажа своя неповторимая речевая манера, характеризующая и обличающая его же самого.

Среди героев пьесы нет положительных персонажей, что достаточно ново для жанра и направления, в котором работал автор.

Гоголю хотелось вскрыть огромный пласт пороков общества, тем самым излечив его от них. Автор планировал поднять всё самое подлое, несправедливое и безнравственное, что творится в современном обществе. Идея, которая реализована автором в пьесе – показать бездуховность, пошлость и низость жизненного уклада русского чиновничества. То, чему учит произведение, находится на поверхности: остановить ситуацию можно, если каждый начнёт с себя. Странно, что автор хотел адекватного восприятия пьесы от зрителей, которые являлись фактически прототипами его действующих лиц.

Идея

В эпиграфе, предшествующем комедии: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» — заложена основная мысль пьесы. Осмеивается среда, порядок, устои. Это не «насмешка над Россией», а «картина и зеркало общественной… жизни». В статье «Петербургская сцена в 1835-36 году» Гоголь писал: «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости… и за одним разом посмеяться над всем. Но это, как известно, произ­вело потрясающее действие».

Мысль Гоголя не только посмеяться над происходящим, но ука­зать на будущее возмездие. Немая сцена, завершающая действие, яркое тому свидетельство. Чиновников уездного города ожидает возмездие.

Разоблачение отрицательных героев дано в комедии не через положительного героя (такового нет в пьесе), а через действие, по­ступки, диалоги. Отрицательные герои Гоголя сами разоблачают се­бя в глазах зрителя. Разоблачаются не при помощи морали и нраво­учений, а путем осмеяния. «Только смехом поражается здесь по­рок», — писал Н.В. Гоголь.

Композиционные особенности

Особенностью композиции является то, что пьеса не имеет экспозиции, а начинается с завязки. В произведении присутствует кольцевая структура: оно начинается и заканчивается сообщением о том, что «приехал ревизор». Хлестаков оказывается в центре событий совершенно случайно, некоторое время не понимая, отчего в городе так хорошо его встречают. После он принимает условия игры, поддерживая роль, которую ему навязали.

Впервые в литературе главный герой – лживый, беспринципный, низкий и отвратительно изворотливый персонаж. Произведение хорошо воспринимается в форме пьесы при чтении благодаря авторским ремаркам и замечаниям, которые раскрывают психологию героев, их внутренний мир. Гоголь создал удивительную коллекцию образов в одной небольшой пьесе, многие из них стали нарицательными.

Смысл названия

Название «Ревизор» — обозначает источник страха чиновников — проверяющего «сверху», который приехал, чтобы контролировать работу местной власти и доложить о ней куда следует. Именно страх приводит сюжет комедии в движение и руководит действиями всех персонажей.

Название комедии лучше всего подчёркивает ту черту, которую больше всего осуждал Гоголь — страх ответственности и наказания.

Кроме того, название подчеркивает символичность и смысл финала комедии — приехал настоящий ревизор, и всем чиновникам грозит реальное разоблачение. Именно этого и желал автор. Приезд ревизора стал бытовым воплощением религиозного понятия — судного дня. Гоголь был религиозным человеком и нередко вплетал в канву произведения библейские мотивы.

Конфликт произведения

Очевидный конфликт комедии раскрывается во взаимодействиях Хлестакова и чиновников: одни ошиблись – другой воспользовался ошибкой. Хлестаков обманывает чиновников так же, как они ежедневно обманывают людей.

Более глубинный конфликт выражен в противостоянии правящей верхушки, которой все можно, и народа, которому приходится терпеливо выносить чиновничий произвол.

Значение произведения

Комедия «Ревизор» не сходила со сцен театров России и в современной истории является одной из самых по­пулярных постановок и пользуется успехом у зрителя.

Комедия оказала значительное влияние на русскую литерату­ру в целом и драматургию в частности. Современники Гоголя от­мечали её новаторский стиль, глубину обобщения и выпуклость образов. Произведением Гоголя сразу после первых чтений и публикаций восхищались Пушкин, Белинский, Анненков, Герцен, Щепкин. Первый классический критический разбор «Ревизора» принад­лежит перу Белинского и был опубликован в 1840 г.

Фразы из комедии стали крылатыми, а имена героев нарица­тельными в русском языке.

Список рекомендованной и использованной литературы

  1. Александрова И.В. Литературный генезис образа лжеца в “Ревизоре” Н.В. Гоголя: (Н.В. Гоголь и А.А. Шаховской) // Вопросы рус. лит. – Львов. -1991 г.
  2. Ветловской В.Е Гоголь – комедиатор // Рус. лит. – 1990 г.
  3. Войтоловская Э.Л. Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор». Комментарий. – Ленинград: Просвещение, 1971 г.
  4. Гоголь в воспоминаниях современников. – М., 1952 г.
  5. Есин А.Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения. – М.: Владос,1998 г.
  6. Зарецкий В.А. О смысле финала в художественной системе “Ревизора”: Конфликт и авторский взгляд // Проблема автора в художественной литературе. – Ижевск, 1974 г.
  7. Кулешов В.И. Гротескная сюжетность “Ревизора” // Кулешов В.И. Этюды о русских писателях. – М., 1982 г.
  8. Маймин Е.А. Сюжетная композиция в драматическом произведении. Построение сюжета в комедии Гоголя “Ревизор” // Маймин Е.А. Опыты литературного анализа. – М.: Просвещение, 1972
  9. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. – М., 1978 г.
  10. Маркович В.М. Комедия Н.В. Гоголя “Ревизор” // Анализ драматического произведения. – М., 1988 г.
  11. Машинский С.И. Художественный мир Гоголя. – М.: Просвещение, 1971 г.
  12. Михайлов А.В. Гоголь в своей литературной эпохе // Гоголь: история и современность. – М., 1985 г.
  13. Скатов Н. Иван Александрович Хлестаков и другие. // Скатов Н. Литературные очерки. – М., 1985 г.
  14. Турбин В.Н. Герои Гоголя. – М.: Просвещение, 1983 г.
  15. Финк Э.Л. Эволюция смысла гоголевской комедии “Ревизор” и движение времени. / Поэтика реализма. – Куйбышев, 1982 г.
  16. Храпченко М.Б. Николай Гоголь: Литературный путь: Величие писателя. – М., 1984 г.
Даниил Романович | Просмотров: 1.4k

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *