Образ Хлестакова в комедии «Ревизор»

сочинение по литературе 8 класса, набирает популярность🔥
Произведение: Ревизор Рекомендованный объем: 250-350 слов (2-3 страницы в тетради)

Первый вариант сочинения

Иван Александрович Хлестаков – главное действующее лицо комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Это молодой двадцатитрехлетний человек, стройный и тонкий, поверхностный, без четкого представления о своем месте в жизни. По словам автора, таких людей окружающие считают пустышками, потому что они не способны отвечать ни за слова свои, ни за действия.Образ Хлестакова в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

Хлестаков проиграл большую сумму денег. За неимением средств он ютится в скромном номере гостиницы уездного городка N. У него нет еды и чистой одежды. Тут его и обнаруживает городничий, думая, что тот на самом деле ревизор, инкогнито находящийся в городе.

Маленький человек

В Хлестакове Гоголь раскрывает образ «маленького человека», понимающего свою ничтожность в мире. Он занимает должность советника в канцелярии, получает скромнейшее жалованье. Но в мыслях, мечтах он видит себя человеком значительным, перед которым преклоняются, который живет красиво, которого обожают женщины, бегают за ним по пятам. Но такая жизнь не суждена для него.

Фантазии Хлестакова

Нельзя не отметить умение Ивана Александровича талантливо и беспрестанно врать и фантазировать. Его легкомысленность и поверхностное мышление производят впечатление человека «без царя в голове». Он не способен видеть последствий своих поступков, поэтому с легкостью вступает в авантюру с лжеревизором. Его не смущает обман, он постоянно врет о себе, выдумывая все новые невероятные факты из своей «роскошной» жизни. Утверждает, что на улицах его все узнают, что порой принимают за генерала.

Самое удивительное, что он сам начинает верить в свои глупые фантазии. Воображает себя большим писателем, главнокомандующим, общественным деятелем, приближенным к императору, чуть ли не самим государем.

“Ревизор”

Не чувствуя нисколько угрызений совести, Хлестаков занимает деньги у чиновников, осознавая, что вернуть их не сможет. Его нравственное воспитание позволяет ему ухаживать сразу за двумя женщинами – супругой и юной дочкой самого городничего. Причем и той, и другой он клянется в вечной любви, цитируя Карамзина, убеждает их в отсутствии границ для великого чувства.

Перейдя все границы дозволенного, Хлестаков по чистой случайности уезжает из города. Эта случайность является для Ивана Александровича счастливой, потому что в городе совсем скоро объявляется настоящий ревизор. Городничий и все чиновники города N узнают, что пригрели обманщика. Но больше всего они переживают из-за того, что Хлестаков всем теперь расскажет об их позоре.

Хлестаковы в России

В образе Хлестакова Н.В. Гоголь представил нам такое типичное для России того времени понятие как «хлестаковщина». Хотя, на мой взгляд, это явление актуально по сей день. И сегодня мы можем повстречать людей, овеянных аурой вранья, фантазии, легкомыслия, поверхностности и глупости. Самое страшное в них, что они стремятся выдать себя за тех, кем не являются, показывая тем самым крайнюю степень безответственности.


Второй вариант сочинения

Гоголь в комедии «Ревизор» постарался заострить внимание общественности на отношение должностных лиц к своим обязанностям на рабочем месте. Образ и характеристика Хлестакова в комедии «Ревизор» позволит составить сборный портрет всех чиновников в лице главного героя.

Хлестаков умудрился собрать в себе все общечеловеческие пороки, дав название целому явлению – «хлестаковщине», под которым скрывается глупость, вранье, легкомыслие и безответственность за свои поступки.

Образ Хлестакова в комедии «Ревизор»

Главный герой комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» Иван Александрович Хлестаков – личность неоднозначная и противоречивая. Об этом не раз упоминал и сам автор. Хлестакова сложно назвать мошенником и авантюристом, ведь он не выдает себя за «значительное лицо» сознательно, а только пользуется обстоятельствами. Но авантюрная жилка и склонность к жульничеству в герое присутствуют. Честный человек сразу бы опроверг ошибочное мнение окружающих и не стал бы одалживать деньги, зная, что никогда их не вернет. И уж точно не стал бы одновременно ухаживать за матерью и дочкой.

Хлестаков – грандиозный врун, он обманывает всех так легко и вдохновенно, как это делают дети, когда сочиняют небылицы о себе и своих близких. Иван Александрович получает удовольствие от своих фантазий и даже верит в них. По словам Гоголя, Хлестаков «лжет с чувством», без всякого плана и корысти.

Молодой человек двадцати трех лет, приятной наружностию, чиновник самого низкого ранга, «простой елестратишка», бедный, да еще и полностью проигравшийся в карты – таким предстает перед нами герой в начале пьесы. Он голоден и умоляет трактирного слугу принести хоть какой-нибудь еды. Хлестаков приехал из провинции покорять столицу, но в силу отсутствия связей и финансовых возможностей остается неудачником. Даже слуга относится к нему с пренебрежением.

Такую фамилию своему герою Гоголь выбрал не случайно. В ней явно видны ассоциации с глаголами «хлестать»«ухлестывать» и выражением «столичный хлыщ», что вполне соответствует образу.

Автор так характеризовал свой персонаж: «несколько глуповат»«делом не занимается»«человек ловкий»«одет по моде». А вот слова самого Хлестакова: «У меня легкость в мыслях необыкновенная». И это не просто легкомыслие. Герой молниеносно перескакивает в разговоре с предмета на предмет, судит обо всем поверхностно и ни о чем всерьез не задумывается. Безответственность, духовная пустота, размытость нравственных устоев стирают в поведении и разговоре Хлестакова любые границы.

Сначала Александр Иванович просто берет взятки, а потом уже сам их вымогает. Он с легкостью переходит от роли взяточника к роли защитника угнетенных, от робкого просителя к наглому «хозяину жизни».

Хлестаков, как большинство недалеких людей, считает, что для успеха вовсе не нужно прикладывать серьезные усилия, иметь знания и талант. По его мнению, достаточно случая, удачи, подобно выигрышу за карточным столом. Писать романы или управлять министерством – одно удовольствие. Это сможет любой, кто окажется в нужное время и в нужном месте. И если фортуна ему улыбается, почему он должен упускать свой шанс?

Хлестаков не идет к чинам, славе и богатству путем интриг, коварства и преступлений. Для этого он слишком прост, глуп и ленив. Долгое время он даже не понимает, почему с ним так носится городская элита. Случайные обстоятельства возносят Хлестакова на вершину. Однако герой искренне считает себя умнее и достойнее глупых провинциалов. Полное ничтожество с грандиозными претензиями, лгун, трус и ветреный хвастун Хлестаков – порождение своей эпохи. Но Гоголь создал образ, который несет в себе общечеловеческие пороки. Сегодня продажные чиновники вряд ли примут подобную пустышку за ревизора, но во многих личностях есть немного от Хлестакова.

Характеристика личности

Прежде всего, Хлестаков выделяется в обществе умением красиво и складно врать – для человека предпочитающего жить иллюзией состоятельности, создавать видимость значимого человека, это необходимость.

Иван Александрович осознает своих пробелы в знаниях, но не спешит их искоренять – фиктивный успех, созданный его ложью, высокомерным и напыщенным видом, окрыляют его. Все же время от времени он читает книги и даже пытается что-то писать самостоятельно, но, судя по тому, что о его работах нет никаких отзывов со стороны других персонажей, можно сделать вывод, что эти попытки не увенчались успехом.

Хлестаков любит, когда его хвалят и восхищаются ним, это еще один повод выдумать что-то о своей жизни. Он обожает быть в центре внимания – такого успеха сложно добиться в Петербурге, но в провинции, где даже его манера говорить на столичный манер вызывает бурю положительных эмоций – это легкое дело.

Хлестаков не отличается смелостью, он не готов отвечать за свои поступки. Когда к нему в гостиничный номер приходят чиновники, его сердце переполняет страх перед возможностью быть арестованным. По своей сути он тряпка, но зато хороший актер – он умеет создать видимость человека значимого и очень умного, хотя на самом деле ни первое, ни второе не соответствует истинному положению вещей.

Отношение Хлестакова к женщинам

Автор умалчивает о взаимоотношениях Хлестакова с женщинами в Петербурге, но активно расписывает поведение Ивана Александровича с представительницами женского пола в провинции.

Хлестаков умеет играть на публику и вызывать у людей чувство симпатии – это касается не только показателей воспитанности и показной аристократичности. Хлестаков – умелый обольститель и соблазнитель. Ему приятно общество женщин и их внимание. Вряд ли он ставит перед собой цель обзавестись женой. Для Хлестакова любовные увлечения – своеобразный способ игры, манипуляции людьми.

Приехав в город N и, познакомившись с женой и дочерью губернатора, он не упускает возможности пококетничать с обеими женщинами. Сначала он признается в любви дочери, но уже через пару минут клянется в любви матери. Хлестакова такой факт нисколько не смущает. Кроме того, когда Марья Антоновна становится случайным свидетелем нежности Хлестакова по отношению к своей матери, Иван Александрович, пользуясь глупостью женщин и возникшим у них чувством влюбленности по отношению к нему, оборачивает всю ситуацию в пользу свадьбы с Марьей Антоновной – при этом ни мать, ни дочка не понимают своего унизительного положения и не чувствуют себя обиженными.

Уезжая из города, Хлестаков понимает, что его сватовство было игрой только для него, все остальные, и Марья Антоновна, в том числе, воспринимают все за чистую монету. Его не беспокоит дальнейшая судьба молодой девушки и возможность травмировать ее своим поступком – он покидает город со спокойной душой.

Таким образом, Иван Александрович Хлестаков – это типичный подлец, способный ради своего удовольствия принести горе и хлопоты другим людям. Он не ценит заботу о себе и не спешит ответить окружающим за оказанное по отношению к нему добро тем же. Скорее всего, наоборот – он ловко пользуется доверчивостью и простодушием окружающих.

Типичный «маленький человек»

Хлестаков – это типичный «маленький человек», осознающий свое полное ничтожество. Он служит в канцелярии и получает мизерную зарплату. Но, в то же время, герой мечтает о другой жизни, которую он каждый день видит в Петербурге. Хлестаков хочет чувствовать себя значительным лицом, вести роскошный образ жизни, хочет быть любимцем дам. Но на самом деле все это герою не дано. Не дано от рождения, а, значит, Хлестаков никогда этого не получит. При этом Иван Александрович наделен талантом неудержимого фантазера и враля. Кроме всего прочего, этот герой очень легкомыслен и поверхностен, он не задумывается о последствии своих поступков. Именно поэтому он, оказавшись в роли лжеревизора, начинает неудержимо врать о себе.

Что самое интересное, Хлестаков сам верит в то, о чем говорит. Он, завираясь, представляет себя и великим писателем, и генералом, и общественным деятелем, чуть ли не самим государем-императором. Без зазрения совести этот герой берет «в долг» от чиновников деньги, зная, что не вернет их. Хлестаков считает допустимым волочиться сразу за двумя дамами – женой и дочерью городничего, обеим обещая любовь до гроба. И все это могло бы продолжаться еще долго. И закончилось бы очень плачевно для самого Хлестакова, ведь герой не смог бы вовремя остановиться. По счастливой случайности он уезжает из города, и вскоре городничий и весь город узнают, что это был не настоящий ревизор, а всего лишь обманщик. По имени Хлестакова названо целое явление – «хлестаковщина». Оно подразумевает и безудержное вранье, и легкомысленность, и поверхностность, и глупость, и стремление выдать себя не за того, кем ты являешься на самом деле, и безответственность.

Оценка образа Хлестакова

Конечно, литературоведов озадачивало, как правильно оценить образ Хлестакова – в положительном или отрицательном ключе. Нет, Гоголь не намеревался представить своего персонажа злобным бандитом, аферистом, хитрым интриганом или пройдохой. Больше того, в этом герое настолько мало хитрости, что Осип – слуга героя – порой проявляет в поступках куда больше мудрости, чем его хозяин.

Хлестаков – это жертва обстоятельств, круговорота случайных событий. Герой вызывает всеобщие симпатии, потому что для образа Хлестакова характерными являются такие черты, как милая внешность, обходительность, обаятельность, а также благовоспитанность. Герой принадлежал к аристократическому роду, но проявлял такую же неприспособленность к жизни, где приходилось самостоятельно зарабатывать себе на проживание, как и все дворяне. Душа мужчины жаждала петербургской жизни.

Гоголь оценивает Хлестакова максимально нейтрально. Писатель представляет героя как молодого человека возрастом около «двадцати трех – двадцати четырех лет». Герой отличался жеманность и худобой, осанка у героя – красивая, тонкая, стройная. Однако молодой человек был «несколько приглуповат и, как говорят – без царя в голове, – один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими».

Заключение

Гоголь создал уникальный образ Хлестакова в комедии «Ревизор», сгруппировав пороки всего чиновничества в одном человеке. Автор привлекает внимание читателей к проблеме бюрократии, пренебрежении властями своими обязанностями. Главный герой олицетворяет всю низменность, наигранность, алчность представителей правления. Портрет Хлестакова состоит из множества негативных привычек, свойственных руководящему звену того времени.

После появления произведения в народе появилось понятие «хлестак», «хлестаковщина». Оно символизирует бездельничество, ленивых, легкомысленных людей, не несущих ответственности за свои действия.


Третий вариант сочинения

Комедия Гоголя «Ревизор» наделена наболевшими социальными темами, которые заставляет задуматься не одно поколение читателей. Герои в произведении яркие, узнаваемые. Главный герой этой комедии – аферист Хлестаков. Этот персонаж самоуверенный и слишком наглый молодой человек, который досконально знает человеческую психологию и умеет, пользуясь человеческими слабостями, добиваться успеха в задуманных планах. Хлестаков считает, что люди обязаны помогать, поэтому герой принимает взятки и подарки, играя роль ревизора.

Образ Хлестакова в комедии «Ревизор» помогает представить абсурдность происшедшей ситуации. Перед глазами разыгрывается комедия, за сюжетом которой разворачивается трагедия нескольких поколений.

Внешность

Как и большинство плутов и негодяев, Хлестаков обладает приятными, располагающими к доверию чертами лица. У него волосы каштанового цвета, «милый носик» и быстрые глаза, которые заставляют смутиться даже решительных людей. Он невысокого роста. Его комплекция далека от грациозных и физически развитых юношей – он излишне худой.

Такие физические данные значительно портят впечатление, производимое им. Но хитрый Хлестаков находит ловкий способ исправить ситуацию – дорогой и ухоженный костюм.

Иван Александрович понимает, что первое впечатление о нем всегда складывается исходя из его внешнего вида, поэтому не может себе позволить допустить здесь промашку – одежда из дорогой ткани, пошита исходя из модных тенденций. Всегда вычищена до блеска – такой внешний фактор значительно отвлекает внимание общества от внутренней сути человека.

Семья и образование

Как же нужно было выглядеть и как себя вести, чтобы в первой половине XIX века сойти за ревизора?

В первую очередь, нужно было родиться аристократом. Человеку, имеющему простонародное происхождение, создать видимость принадлежности к высшему обществу – дело крайне затруднительное. Манера говорить, пластика движений, жестикуляция – этому необходимо было учиться много лет. Для людей дворянского происхождения такой стиль был обычным делом, они перенимали его у своих родителей, их знакомых, приходивших в гости.

Иван Александрович не был светилом высшего общества, но все же был дворянином по происхождению. Его родители владеют имением Подкатиловка. О состоянии дел и важности имения известно мало – тот факт, что родители присылали деньги своему сыну, говорит, что имение не было убыточным, оно приносило достаточный доход, чтобы обеспечить жизнь всей семьи хотя бы самым необходимым.

Об образовании Хлестакова не известно ничего. Вполне вероятно, что он получил среднее по качеству образование. Такой вывод можно сделать исходя из занимаемой им должности. Хлестаков работает коллежским регистратором. Этот вид гражданской службы находился в самом конце списка Табеля о рангах. Если бы родители Хлестакова были людьми состоятельными, они бы смогли обеспечить с помощью связей или денег своему сыну лучшую должность. Так как этого не произошло, то говорить о большом доходе семьи или о важности их на фоне аристократии нецелесообразно.

Таким образом, можно прийти к выводу, что финансовая нестабильность всегда была присуща Хлестаковым, их доход никогда не был высок, а значит отправить сына обучаться за границу или же нанять ему высоко квалифицированных преподавателей у них не было денег.

Служба и жизнь в Петербурге

Отец отправил сына в Петербург в надежде, что тот достигнет каких-то высот, будет жить лучше его – деревенского помещика, но ленивый юноша не любит службу. Ему нравится посещать увеселительные заведения, играть в карты и гулять. Также Иван Александрович любит изысканную кухню и не отказывает себе в удовольствии вкусно и сытно поесть.

В канцелярии Хлестакову поручено переписывать бумаги, такой несложный труд воспринимается им как «толкотня». Пустая работа должна была стать отправной точкой, а стала пределом возможностей. Отец разочарован, ведь его сын занимает самую низшую ступень в табеле о рангах: «елистратишка», по научному – регистратор. Должность предполагает рост, с нее начинают, но нужно проявить рвение, которого нет у Ивана Александровича.

Тем не менее, Иван Александрович не мыслит свою жизнь без Петербурга. Именно в этом месте собрано все, что так мило его сердцу – возможность провести время в разнообразных удовольствиях.

Характер Хлестакова

Хлестаков говорит по-французски, умеет вовремя раскланяться, сказать избитую, но нужную фразу. В речи много лишних слов: в своем роде, понимаете ли, так это все славно. Разговаривая, Хлестаков размахивает руками, пугается, «бледнеет и съеживается». Если учесть, что он и так маленький, то глагол «съеживается» вызывает усмешку.

Иван Александрович любит рисоваться и привирать. Он говорит, что знаком с Пушкиным, сам пишет и публикует в журналах свои творения. Названия книг хвастун и лжец не помнит, часть из них принадлежат известным авторам. Зачем Гоголь использует их в произведении? Литература – это творчество, а оно далеко от Хлестакова. Вранье лишь чуть-чуть перемешивается с правдой: любит писать и почитать, но в комнате темно.

Основные черты характера образа: лень, обман. Хлестаков – трус по натуре. Он боится трактирщиков. За долги ему могут арестовать, а оказать в ужасных условиях мужчина не может. В губернском городе у чиновника есть возможность получить взятки. Он берет деньги, обещая все вернуть, но понятно, что этого никогда не будет. В другом городе Хлестаков все спустит за игральным столом или прогуляет в трактире.

Поступки

Основная тема произведения четко прослеживается в поступках Ивана Александровича. Его жизнь наполнена безнравственностью. Тяга к азартным играм постоянно возвращает героя к нищете. Жизнь преподнесла ему очередной урок, он возвращается в родительский дом. Его сопровождает слуга, вместе они останавливаются в уездном городке, в небольшой гостинице.

Характеристика Хлестакова в комедии «Ревизор» в поступках:

  • Грубое отношение к слуге. Неспособность героя расплатиться за жилье, питание не мешает ему вести себя подобно важному господину, помыкать, грубить;
  • Взяточничество. Для Хлестакова взять взятку – лишь способ дополнительно заработать. Ему льстит, что сам городничий заискивает перед его персоной. Это дает возможность потребовать большую сумму денег. Герой не чурается брать драгоценности;
  • Персонаж очень быстро освоил новую роль – Хлестаков-ревизор; описание поведения героя указывает на его желание получить максимальную выгоду от своего положения;
  • Привычка набираться долгов, зная, что рассчитываться с ними нечем. Хлестаков уверен, чтобы добиться своего, не нужно трудиться. Он ждет счастливый случай. Сейчас его время пришло – чиновники готовы давать взятки, ему не отказывают в займах. Нельзя упускать такой шанс;
  • Завышенная самооценка заставляет героя смотреть на окружающих с пренебрежением, считать всех глупцами;
  • В отношениях с женским полом персонаж также проявляет себя как нечестный, подлый человек. Он предлагает руку и сердце сначала жене своего друга городничего, после – дочери.

Пороки, воплощенные в образе Хлестакова

Герой представляет класс людей, умеющих красноречиво, убедительно врать. Лгун умеет вовремя подобрать нужный глагол, сделать комплимент, убедить собеседника в своей значимости. Он предпочитает жить в иллюзорном мире, где является обеспеченным, состоявшимся человеком. Если рассматривать образ Хлестакова кратко, можно выделить следующие пороки:

  • Трусость. Персонаж не может нести ответственность за свои деяния, рассказы, обещания. Достаточно было чиновникам посетить героя в гостиничном номере, чтобы вызвать в нем нарастающий страх;
  • Слабохарактерность. Будучи хорошим актером, создающим видимость важного члена общества, персонаж является человеком-тряпкой. В реальной жизни он ничего из себя не представляет;
  • Азарт. Отец Хлестакова с завидной регулярностью материально поддерживал сына, отправляя ему последние копейки. Иван тратил все средства на карточные игры, постоянно проигрывая все до нуля.
  • Неудачник. Писатель показывает образ маленького человека через главное действующее лицо. Он получает крошечную зарплату от канцелярии, при этом мечтая о красивой жизни. В Петербурге Иван завидовал состоятельным людям, позволявшим себе любые удовольствия, растраты. Он мечтал стать одним из них, но его статус, бедность не давали такой возможности;

Подобная характеристика личности главного героя указывает на его несостоятельность. Главными пороками являются завистливость, самовлюбленность, постоянный обман. Персонаж в глубине души обвиняет весь мир в своих неудачах, не замечая проблемы в себе.

Вывод

Образ Хлестакова — это типичный образ прожигателя жизни, лоботряса и кутилы. Волей судьбы он попал в такую жизненную ситуацию, когда его мечты стали будто бы сбываться сами собой. Его приняли за высокопоставленное лицо, его боялись, перед ним дрожали и давали взятки. Это было выше его мечтаний! Но это мимолётное счастье быстро улетучилось, потому что, будучи недалёким человеком, Хлестаков все же понимал, что он не сможет так продолжать долгое время. Он уехал, забрав с собой немало денежных средств, полученных “в долг” от чиновников.

Таким образом, главная мысль, которую писатель воплотил в своем герое: Хлестаков – не просто смешной и глуповатый «елистратишка», которого ошибочно приняли за ревизора, он – порождение всего бюрократического режима, пустоты и упадка крепостнического общества.

Список рекомендованной и использованной литературы

  1. Александрова И.В. Литературный генезис образа лжеца в “Ревизоре” Н.В. Гоголя: (Н.В. Гоголь и А.А. Шаховской) // Вопросы рус. лит. – Львов. -1991 г.
  2. Ветловской В.Е Гоголь – комедиатор // Рус. лит. – 1990 г.
  3. Войтоловская Э.Л. Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор». Комментарий. – Ленинград: Просвещение, 1971 г.
  4. Гоголь в воспоминаниях современников. – М., 1952 г.
  5. Есин А.Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения. – М.: Владос,1998 г.
  6. Зарецкий В.А. О смысле финала в художественной системе “Ревизора”: Конфликт и авторский взгляд // Проблема автора в художественной литературе. – Ижевск, 1974 г.
  7. Кулешов В.И. Гротескная сюжетность “Ревизора” // Кулешов В.И. Этюды о русских писателях. – М., 1982 г.
  8. Маймин Е.А. Сюжетная композиция в драматическом произведении. Построение сюжета в комедии Гоголя “Ревизор” // Маймин Е.А. Опыты литературного анализа. – М.: Просвещение, 1972
  9. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. – М., 1978 г.
  10. Маркович В.М. Комедия Н.В. Гоголя “Ревизор” // Анализ драматического произведения. – М., 1988 г.
  11. Машинский С.И. Художественный мир Гоголя. – М.: Просвещение, 1971 г.
  12. Михайлов А.В. Гоголь в своей литературной эпохе // Гоголь: история и современность. – М., 1985 г.
  13. Скатов Н. Иван Александрович Хлестаков и другие. // Скатов Н. Литературные очерки. – М., 1985 г.
  14. Турбин В.Н. Герои Гоголя. – М.: Просвещение, 1983 г.
  15. Финк Э.Л. Эволюция смысла гоголевской комедии “Ревизор” и движение времени. / Поэтика реализма. – Куйбышев, 1982 г.
  16. Храпченко М.Б. Николай Гоголь: Литературный путь: Величие писателя. – М., 1984 г.
Даниил Романович | Просмотров: 2.6k

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *