Смысл эпиграфа комедии «Ревизор»

сочинение по литературе 8 класса
Произведение: Ревизор Рекомендованный объем: 250-350 слов (2-3 страницы в тетради)

Первый вариант сочинения

Эпиграф – важнейшая часть произведения, отражающая его главную мысль, призванная лучше понять его смысл.

Достоверность произведения

Смысл эпиграфа комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»Н.В. Гоголь поставил во главу своей комедии «Ревизор» народную пословицу: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». Эпиграф появился лишь спустя шесть лет после первой постановки комедии в ответ на критику современников. Их возмущало столь нелицеприятное изображение современной им действительности, охватившее все русские характеры и социальные пороки.

Гоголь создал настолько достоверные художественные типы, что почти каждый мог найти в них себя: почтмейстеры так же, как Шпекин, вскрывали письма и читали их, заведующие богоугодных заведений так же, как Земляника, экономили на лекарствах.

Сюжетная линия произведения проста до крайности: чиновники уездного города ждут появления ревизора с проверкой. Случайно приняв за него другого человека, начинают выслуживаться перед ним. Когда последний покидает город, они выясняют свою ошибку. Появляется настоящий ревизор.

“Пренеприятное известие”

Первая фраза комедии стала крылатой и каждый из нас ее знает наизусть: «Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить пренеприятное известие. К нам едет ревизор». Так завязывается сюжет. Чиновники ожидают проверки с неподдельным страхом, потому что у каждого есть свои грешки на службе. Они пытаются скрыть все недочеты, чтобы внешне все выглядело более-менее нормально: надеть белые чепчики на больных вместо приобретения необходимого лекарства.

Самым страшным для них становится тайный приезд ревизора, теперь они могут подозревать любого гостя их городка. Тут внимание их привлекает молодой человек, поселившийся в местной гостинице, – Иван Александрович Хлестаков. Первый раз о нем рассказывает его слуга Осип. Он – служащий канцелярии, сбежавший из Санкт-Петербурга около месяца назад.

Хлестаков

Когда городничий и другие чиновники приходят к нему с поклоном, он не может понять, что происходит. Они глядят друг на друга испуганно и не смеют сказать ни слова.

Когда Хлестаков понимает в чем дело, за кого его принимают, он быстро берет ситуацию в свои руки и старается извлечь максимум пользы для себя: берет взятки, ухлестывает за женой и дочкой городничего, которые по своей безмерной глупости ведутся на его уловки.

Иван Александрович врет так творчески, что сам начинает верить в свои фантазии. А чиновники, ослепленные страхом, даже и подумать не могут, бывает ли описанное ревизором на самом деле. Едва не женившись на дочери городничего, Хлестаков уезжает под предлогом посетить дядюшку.

После его отъезда наконец выясняется правда, приезжает настоящий ревизор.

Настоящий ревизор

Комедия заканчивается немой сценой, которая призвана сыграть роль зеркала. Зрители, по замыслу Н.В. Гоголя, должны смотреть на сцену, как в зеркало. Так автор призывает рассмотреть в себе недостатки, присущие героям комедии и попытаться их исправить.

Тут еще раз подтверждается смысл, вложенный автором в эпиграф к произведению – не ругайте зеркало за то отражение, которое видите в нем.


Второй вариант сочинения

Зачастую авторы используют эпиграфы, чтобы дать читателю представление, о чем пойдет речь в произведении. Несмотря на то, что эпиграф к комедии Гоголя появился уже после ее публикации, он является ключом к пониманию сути пьесы и отношения Гоголя к критике «Ревизора».

«На зеркало неча пенять, коли рожа крива»

В качестве эпиграфа к своему бессмертному произведению Гоголь взял русскую народную пословицу – «На зеркало неча пенять, коль рожа крива».

Изначально эпиграфа не было, он появился лишь спустя шесть лет после выхода комедии в свет, представляя собой своеобразный ответ на критику окружающих. Автор сравнивает свое произведение с зеркалом. Ведь многие, узнав в комедии себя, начали обвинять автора в клевете, так как он обличил многие общественные пороки, такие как: лень, эгоизм, алчность и др. Также общество стало упрекать Николая Гоголя в том, что он искажает реальность и хочет опорочить жизнь русского народа.

В комедии эпиграф играет большую роль, он передает основную мысль автора. Н.В. Гоголь хочет донести до читателей то, что именно они послужили прототипами героев произведения. И осуждая их, читатель в первую очередь осуждает себя.

Смысл пословицы

Смысл пословицы, написанной в эпиграфе, заключается в том, что прежде чем безосновательно винить окружающих во всех своих бедах, нужно искать корень проблемы в себе, анализировать свои действия. Автор не зря использовал именно это высказывание, поскольку оно отражает смысл произведения и носит обличительный характер. В емкой метафорической форме автор выражает свое отношение к людям, которые не замечают собственных недостатков.

Значение эпиграфа

Значение пословицы, использованной Николаем Васильевичем в качестве эпиграфа к своей комедии, понятно каждому. В контексте пьесы оно приобретает дополнительные краски. Лучше всего эпиграф разъясняет заключительный монолог Сквозник-Дмухановского. «Чему смеётесь? Над собою смеётесь!..» – кричит он, обращаясь к залу. Зрители видят на сцене самих себя, словно глядятся в зеркало.

Предвидя негативные отзывы, Гоголь включил в монолог городничего такие слова: «… найдется щелкопер, бумагомарака, в комедию тебя вставит. Чина, звания не пощадит, и будут все скалить зубы и бить в ладоши». Театр – зеркало для мира. Потешаясь над карикатурными персонажами, люди не понимают: смешны их собственные недостатки, их представления о мире, их поведение и убеждения. А ругая автора за гротескное уродство героев, никто не признает, что это он сам, его семья, знакомые.

Целая палитра пороков представлена Гоголем в «Ревизоре». Взяточничество и бездеятельность чиновников, искренне считающих, что занимаемое место даёт им право на дополнительный доход, намного превышающий жалование.

В зеркале сатиры могут рассмотреть себя и столичные молодые люди с «необыкновенной лёгкостью в голове». Не обременённые заботами даже о своей жизни, они видят её целью бездумное получение примитивных удовольствий. Бессмысленное, пустое существование рано или поздно доведёт до большой беды. А самовлюблённые и высокомерные дамы демонстрируют дурно воспринятые светские манеры и пытаются вести «умные» беседы, употребляя не к месту французские словечки. Заняты они только слухами, нарядами и сплетнями.

Общий для всех героев и самый страшный недостаток – низкопоклонство. Решив, что Хлестаков – «большая шишка», все в городе пресмыкаются перед ним, ссужают деньгами, верят его безудержной лжи. Жена и дочь городничего наделяют «елистратишку» немыслимыми достоинствами.

В зеркале, которое поставил Гоголь перед дворянской Россией, отразились ограниченность, стяжательство, глупость, угодничество, безответственность. И нет смысла критиковать за это автора. Он лишь нарисовал портреты современников. Смешны герои пьесы, не способные ни к размышлениям, ни к поступкам, ни к честной оценке себя и своей жизни.

Реакция общественности

Первая же постановка комедии вызвала массу критики со стороны большинства зрителей. «Ревизор» создал всеобщий ажиотаж, и все билеты были раскуплены заранее, однако, писатель все равно продолжал сильно переживать за успех пьесы. И его опасения оказались оправданы, поскольку он настолько четко и ярко описал своих персонажей, что многие посетители узнали в героях самих себя.

Чиновники увидели себя в отрицательных персонажах. Им не нравилось, что Гоголь выставил их в плохом свете. Они не желали признавать реалистичность созданных писателем образов, не хотели замечать своих пороков. Таким образом, эпиграф помогает понять сущность и психологию героев, их моральные качества, а также говорит о том, что Гоголь хотел реалистично изобразить устройство общества.

Вывод

Следует сказать, что эпиграф у произведения появился спустя несколько лет после выхода пьесы. С одной стороны, пословица стала ответом всем злым языкам и критикам, которые спустили на комедию всех собак. Гоголь тем самым показал критикам, что все их недовольства – это результат того, что в героях каждый увидел себя.

С другой стороны, эпиграф хорошо объясняет и смысл самой пьесы. Ведь, сам того не понимая, Хлестаков становится зеркалом для других героев комедии. Именно с его появлением обнажаются все пороки, которые завладели чиновниками всех уровней. В финале пьесы чиновники ссорятся между собой, но дружно обвиняют во всех бедах Хлестакова. Хотя, если бы они могли взглянуть на все объективно, увидели бы, что виноваты только они сами.


Третий вариант сочинения

В большинстве произведений весомое значение имеет вступление, которое подготавливает нового читателя к правильному восприятию информации. В этом случае также стоит понимать смысл эпиграфа в комедии «Ревизор», который скрывает в себе все виды насмешки над своими же героями.

История выбора эпиграфа

Эпиграф появился не сразу. Первоначально автор не брал к комедии эпиграфа, было обычное начало текста для театральной постановки: афиша, в которой описывались действующие лица. Критиковать «Ревизора» стали после первого показа пьесы на сцене.

Гоголь очень переживал, хотя знал, что на постановку комедии не было свободных билетов. Всем хотелось посмотреть и посмеяться над пороками общественного строя. Критика исходила чаще от тех, кто находил в героях сходные с собой черты. В ответ на такую реакцию Гоголь добавляет эпиграф.

Между первой постановкой и выбором строчек народной мудрости к тексту прошло 6 лет. Комедия стала зеркалом для взяточников, казнокрадов, лентяев и лицемеров. Значение эпиграфа – это намек многочисленным критикам: нашли сходство, лучше молчите, а не кричите об этом на всех углах.

Смысл эпиграфа

Эпиграф вводит читателя в текст, готовит к восприятию. Смысл эпиграфа «Ревизор» заключается в понимании пословицы: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». В народной мудрости есть насмешка, ирония, упрек и сарказм, то есть то, все то, что скрыто за строчками комедии.

У жителей уездного города, которые встретились с Хлестаковым, было «рыльце в пуху». Они так боялись ревизора, что приняли за него никчемного чиновника самой низшей ступени рангов.

Комедия Гоголя стала зеркалом для глупости в лице Хлопова и отсутствия милосердия в образе Земляники. «Кривые рожи» увидели зрители на сцене: городничий, ворующий из казны, судья, разрешивший сторожу держать в конторе гусей. Пьеса остается актуальной и сегодня: мусора «навалено на сорок телег». Городничий приказывает жителям говорить, что они довольны городом, а сам восклицает противоположное: «…скверный город!».

Смысл эпиграфа комедии «Ревизор» уточняет художественный сюжет. За каждым персонажем можно наблюдать, но если его захочется покритиковать, то начинать следует с себя. Эпиграф стал неким предупреждением разбушевавшимся чиновникам, считающим, что Гоголь преувеличил проблемы страны.

Роль эпиграфа в пьесе

Роль эпиграфа в произведении довольна высока. Его смысл чётко отражает самую суть пьесы, именно с этой фразы Гоголь решил начать свой рассказ, чтобы сразу донести до читателя мысль, что изначально необходимо начинать с себя, прежде чем обвинять других. С одной стороны, это зрители, читатели, осуждающие пьесу, не узнав её истинный смысл, с другой — главные герои, которые по своей глупости принимают за ревизора совсем иного человека.

Хлестаков, который также имеет «кривую рожу», впрочем, как и все герои этой пьесы, является неким зеркалом для всех жителей уездного городка. И его основная задача — показать им их истинное лицо, «кривую рожу». Автор пожелал, чтобы каждый герой узнал в этом «зеркале» свои пороки и некие изъяны. Однако жители видят проблему только в проверке, которую себе организовали, даже не догадываясь, что «зеркало» здесь ни при чём.

Заканчивается пьеса немой сценой, основная функция которой — сыграть роль зеркала. Смотря на сцену, зрители должны увидеть все недостатки главных героев и отразить их на себя.

Список рекомендованной и использованной литературы

  1. Александрова И.В. Литературный генезис образа лжеца в “Ревизоре” Н.В. Гоголя: (Н.В. Гоголь и А.А. Шаховской) // Вопросы рус. лит. – Львов. -1991 г.
  2. Ветловской В.Е Гоголь – комедиатор // Рус. лит. – 1990 г.
  3. Войтоловская Э.Л. Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор». Комментарий. – Ленинград: Просвещение, 1971 г.
  4. Гоголь в воспоминаниях современников. – М., 1952 г.
  5. Есин А.Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения. – М.: Владос,1998 г.
  6. Зарецкий В.А. О смысле финала в художественной системе “Ревизора”: Конфликт и авторский взгляд // Проблема автора в художественной литературе. – Ижевск, 1974 г.
  7. Кулешов В.И. Гротескная сюжетность “Ревизора” // Кулешов В.И. Этюды о русских писателях. – М., 1982 г.
  8. Маймин Е.А. Сюжетная композиция в драматическом произведении. Построение сюжета в комедии Гоголя “Ревизор” // Маймин Е.А. Опыты литературного анализа. – М.: Просвещение, 1972
  9. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. – М., 1978 г.
  10. Маркович В.М. Комедия Н.В. Гоголя “Ревизор” // Анализ драматического произведения. – М., 1988 г.
  11. Машинский С.И. Художественный мир Гоголя. – М.: Просвещение, 1971 г.
  12. Михайлов А.В. Гоголь в своей литературной эпохе // Гоголь: история и современность. – М., 1985 г.
  13. Скатов Н. Иван Александрович Хлестаков и другие. // Скатов Н. Литературные очерки. – М., 1985 г.
  14. Турбин В.Н. Герои Гоголя. – М.: Просвещение, 1983 г.
  15. Финк Э.Л. Эволюция смысла гоголевской комедии “Ревизор” и движение времени. / Поэтика реализма. – Куйбышев, 1982 г.
  16. Храпченко М.Б. Николай Гоголь: Литературный путь: Величие писателя. – М., 1984 г.
Даниил Романович | Просмотров: 2.8k | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован.