Анализ пьесы «Горе от ума»
Первый вариант анализа
Комедия Александра Грибоедова «Горе от ума» считается первым произведением реалистического направления в русской литературе, несмотря на еще ощутимое влияние классицизма. Присутствует в комедии и эстетика романтизма, особенно заметная в образе главного героя.
Характерным признаком реализма в пьесе является то, что персонажи социально
мотивированы. Они – порождение того общества, в котором живут.
К новаторству Грибоедова можно отнести и язык комедии. Он наделяет ка
ждого своего героя индивидуальной манерой речи. Поэтому их нельзя перепутать. При помощи острой полемики в диалогах автор показывает характер и способ мышления героев. Многие высказывания настолько афористичные и уникальные, что стали крылатыми. Даже спустя многие годы они остаются для нас актуальными. Например, знаменитая реплика главного героя Чацкого: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».
История создания пьесы
Автор работал над пьесой на протяжении нескольких лет, с 1822 по 1824 год. Однако замысел написать о нравах общества возник намного раньше. По одной из версий, толчком для создания пьесы стал один из аристократических приемов, на котором побывал Грибоедов. Его сильно возмутило то, как люди преклоняются перед иностранным гостем, ведь тогда была мода на все иностранное. Когда писатель намекнул, что такое поведение выглядит смешным и неправильным, то его сочли сумасшедшим человеком. Эта история дает повод считать Грибоедова прототипом его главного героя – Чацкого.
Когда произведение было закончено, автор думал, что без труда его издаст. Но оказалось, что комедии «нет пропуску». Поэтому при жизни Грибоедова удалось опубликовать произведение лишь фрагментарно. Хотя рукописные варианты быстро разошлись среди передовой читающей публики, а писатель снискал славу.
Сюжет произведения
Александр Чацкий, молодой дворянин, приезжает в дом семейства Фамусовых после долгого пребывания за границей. Его цель – жениться на Софье Фамусовой, с которой они вместе росли и дружили в детстве. Но девушка встречает его холодно, потому что влюблена в другого мужчину. Чацкий не хочет сдаваться, тем более, что избранник Софьи ему кажется человеком недостойным. В пьесе всего две сюжетные линии – романтическая и социальная. Первая в последствие перетекает во вторую. Пытаясь добиться руки Софьи, Чацкий постепенно разочаровывается в ней, ведь она ничем не отличается от остального консервативного загнивающего московского общества. Главный герой имеет блестящий ум, но в данном обществе он бесполезен, потому что здесь ценятся лишь чинопоклонство и хитрость. Красноречие Чацкого и его передовые идеи воспринимаются как бред сумасшедшего. В результате главный герой уезжает из Москвы.
Тематика, проблематика и основная идея пьесы
К основным темам произведения можно отнести: реалистичное отображение жизни и нравов современного автору общества дворян; история несчастной любви; противостояние передового главного героя обществу.
Автор в пьесе подымает такие важные проблемы, как: невежество, карьеризм, чванство, крепостничество, преклонение перед чинами, подражание всему иностранному.
Основная идея пьесы: разоблачение нравственной низости и убогости крепостнического общества, в котором не воспринимаются прогрессивные идеи.
Тем не менее, симпатия автора на стороне таких людей, как Чацкий. Поэтому, несмотря на поражение здравого смысла в лице героя, писатель надеялся, что вскоре грядут перемены.
Второй вариант анализа
Грибоедов писал произведение о своей современности. В «Горе от ума» отразилась эпоха конца 1810-х – начала 1820-х годов.
С одной стороны, драматург изобразил в комедии консервативное московское дворянство («фамусовское общество»).
С другой стороны, в лице Чацкого показана либерально настроенная часть дворянской молодежи.
Годы написания: 1822-1824
Год публикации: 1825
Жанр: комедия в стихах
Направление: реализм с элементами классицизма и романтизма.
Тема
Темой комедии «Горе от ума» является борьба прогрессивно настроенного дворянства против фамусовского общества, которое охраняет традиционный уклад и устаревшие ценности.
Краткая характеристика эпохи конца 1810-х – начала 1820-х годов
Комедия Грибоедова создавалась в эпоху, непосредственно предшествовавшую восстанию декабристов.
1810-е годы – время национального подъема, вызванного победой России в войне 1812 года. Этот подъем продолжался и в начале 1820-х годов. Одно из следствий победы над Наполеоном – формирование оппозиционного движения, кульминацией которого явилось восстание декабристов в 1825 году.
Конец 1810-х годов – время активного размежевания между либеральной и консервативной частью дворянства, что и нашло отражение в произведении Грибоедова.
Просветительские взгляды оппозиционно настроенного дворянства нашли художественное воплощение в образе Чацкого.
Консервативные тенденции отразились в миропонимании представителей фамусовского общества.
Реалии эпохи в «Горе от ума»
В «Горе от ума» отражены некоторые реалии эпохи конца 1810-х – начала 1820-х годов. Это воспоминания и суждения о недавних событиях Отечественной войны 1812 года, о пожаре Москвы (разговор Фамусова с Чацким и со Скалозубом во втором действии).
Упоминается учреждение Ученого комитета (1817 год), члены которого проводили консервативную книгоиздательскую политику (Чацким упомянут некий «чахоточный», «книгам враг», который «поселился» в Ученый комитет и «с криком требовал присяг, / Чтоб грамоте никто не знал и не учился»).
В пьесе звучат отголоски злободневных известий о движении итальянских революционеров – карбонариев, вызывавшие противоположные суждения в среде консервативного и оппозиционно настроенного дворянства (реплика Фамусова, относящаяся к Чацкому: «Ах! Боже мой! Он карбонари!»).
Отмечены также либеральные веяния в Педагогическом институте в Петербурге (об оппозиционно настроенных профессорах этого института с возмущением говорит княгиня Тугоуховская); деятельность масонских лож (графиня-бабушка презрительно говорит о «фармазонах»): как известно, с масонскими ложами были связаны многие будущие декабристы); ланкастерская система взаимных обучений (о ней с ненавистью вспоминает Хлестова): эту систему успешно применяли будущие декабристы при обучении грамоте солдат.
Московская дворянская жизнь
В своем произведении Грибоедов отразил не только исторические реалии, относящиеся к конкретной эпохе (к концу 1810-х – началу 1820-х годов). Драматург показал также многие явления московской дворянской жизни, выходящие за указанные временные рамки. Это, к примеру, служба дворян – как гражданская, так и военная (служат Фамусов, Молчалин, Скалозуб; со службой связано прошлое Чацкого, Платона Михайловича Горича, а также двоюродного брата Скалозуба); взаимоотношения московских бар с крепостными слугами (вспомним об отношении Фамусова к его крепостным людям: к Лизе, Петрушке, Фильке, к другим слугам; об отношении Хлестовой к «арапке-девке»; отметим также обличение крепостников в монологе Чацкого «А судьи кто?», сочувствие героя жертвам их произвола).
Грибоедов показывает жизнь именитого дворянского дома, дворянской семьи: званые вечера, визиты, «обеды, ужины и танцы» (всё это мы видим на примере домашнего уклада Фамусовых, а также на примере их гостей). Отмечены такие события в жизни московских жителей, как сватовство (Москва – «ярмарка невест»), поиск богатых невест и достойных женихов (мотив сватовства – один из главных в комедии); похороны (вспомним монолог Фамусова в начале второго действия – о покойном камергере Кузьме Петровиче); крестины (отметим тот же монолог).
Автор пишет о таком явлении, как влияние французского языка и французской культуры на дворянскую жизнь; в «Горе от ума» отражены, в частности, воспитание детей с помощью гувернеров-французов (в пьесе даются сведения о такого рода воспитании Софьи и Чацкого); изучение молодыми дворянами иностранных языков, прежде всего французского; чтение французских книжек; увлечение французами и французскими модами (упоминаются «Кузнецкий мост», «вечные французы», «французик из Бордо»; о преклонении перед иностранцами и перед всем иностранным с возмущением говорят и Фамусов, и Чацкий – каждый со своих позиций).
В пьесе имеют место игра на музыкальных инструментах (Софья играет на фортепьяно; Молчалин и Платон Михайлович Горич – на флейте); карточные игры; «стихи в альбомах». Неоднократно упоминается Английский клуб – место общения мужской половины московской знати (его посещают и такие «тузы», как Фамусов, и псевдолиберальная молодежь – Репетилов и его друзья). Говорится о театрах, в том числе крепостных (об этом мы узнаем из монологов Чацкого в первом и во втором действиях); о прогулках на бульварах; о верховой езде (вспомним неудачный опыт Молчалина, а также княгини Ласовой, которую упоминает Скалозуб).
Таким образом, комедия Грибоедова, как и роман Пушкина «Евгений Онегин», отличается энциклопедичностью; «Горе от ума» можно назвать энциклопедией московской дворянской жизни того времени. И.А. Гончаров писал о произведении Грибоедова: «В группе двадцати лиц отразилась, как луч света в капле воды, вся прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний ее дух, исторический момент и нравы. И это с такой художественной, объективной законченностью и определенностью, какая далась у нас только Пушкину и Гоголю».
Проблематика. Проблема ума и другие проблемы произведения
Основная проблема произведения – это проблема ума. Она имеет и конкретно-исторический, и нравственный, и философский аспекты.
Конкретно-исторический аспект этой проблемы состоит в следующем. Ум Чацкого – это прежде всего либеральные идеи, близкие идеям декабристов. Подобные взгляды главного героя вызывают ненависть со стороны консервативного дворянства. Чацкого называют безумным и изгоняют из общества.
Нравственный аспект проблемы заключается в том, что ум Чацкого неотделим от таких душевных качеств героя, как честность, искренность, благородство. Подобный склад ума приходится не ко двору в фамусовском обществе. Здесь умным считается тот, кто умеет приспосабливаться к обстоятельствам, кто низкопоклонством, раболепием добивается чинов, денег, высокого положения в обществе.
Наконец, проблема ума имеет и философский аспект. Чацкий – носитель просветительских идей. Он искренне верит в силу человеческого разума. Герой убежден в том, что с помощью образования, с помощью научных знаний можно изменить мир в лучшую сторону. При этом Чацкий никак не может понять, почему в обществе так низко ценятся знания, образованность, а невежество торжествует. В результате герой терпит горе от своего ума. Похоже, что и сам автор комедии отчасти сомневается в успехе общественных преобразований, вдохновляемых просветительскими идеями.
С проблемой ума соотносятся и такие проблемы произведения, как смысл жизни, счастье, честь и бесчестье, личность и общество, национальная культура и иностранное засилье, другие проблемы. Как известно, проблема смысла жизни – центральная проблема всей русской литературы. Осмысляют эту проблему и герои «Горя от ума». Так, Чацкий видит смысл жизни в служении высоким общественным идеалам, а Молчалин – в том, чтобы «награжденья брать и весело пожить». Отметим также проблему чести и бесчестья. Чацкий, человек чести, оказывается изгнанным из общества, в то время как бесчестного, но ловкого Загорецкого «всюду принимают».
Основная идея
Сама идея пьесы уже заложена в её названии. Прогрессивные взгляды Чацкого не соответствуют общепринятым нормам консервативного дворянства, и общество обвиняет его в безумстве. Обвинить в безумстве легче, чем менять свою тихую обывательскую жизнь в соответствии с новыми веяниями времени, ведь это коснется не только личного мирка каждого, но и общества в целом, касаясь множества и других сфер жизни. Надо будет пересматривать и национально-культурные, и бытовые, и политические вопросы, менять всё устройство жизни.
Особенности композиции
Особенность композиции текста пьесы Грибоедова состоит в её целостной завершённости. Уверенная и смелая подача действий, яркие образы, параллельное и симметричное развитие двух сюжетных линий, общественной и личной – в целом всё это выливается в единый, динамичный сценарий.
Разделение пьесы на четыре действия, явилось грибоедовским нововведением в создание этого жанра. Отказ от общепринятого механизма создания пьесы, новизна подачи материала – всё это вызвало потрясение зрителей и сделало произведение Грибоедова бессмертным.
Особенности композиции пьесы вызвали недружелюбное отношение критики, и эти же особенности выявили в авторе великий талант поэтического мастерства.
Композиция
Завязка – приезд Чацкого в Москву и дом Фамусова;
Развитие сюжета – Чацкий пытается выяснить, кто является предметом интереса Софьи, критикует фамусовское общество;
Кульминация – Чацкий объявлен сумасшедшим;
Развязка – Чацкий и Софья узнают всю правду о Молчалине, Чацкий уезжает.
Конфликты в пьесе
Новаторская комедия Грибоедова имеет в конфликте две линии: любовную и социальную.
Любовный треугольник — основа любовного конфликта. Начиналось всё с того, что Чацкий приехал к своей любимой девушке. С этого же места берёт начало социальный конфликт, когда Чацкий встречается с « Фамусовым обществом». Любовный треугольник состоит из Софьи, Чацкого и Молчалина. Чацкий является главным героем этой пьесы. Он же позитивный герой, а Молчалин наоборот негативный персонаж с подлыми, низкими чертами. Весь конфликт построен на том ,что Софья предпочла именно Молчалина с надеждой обрести «мужа — слугу» который будет нежен и ласковый к ней, как мальчик послушный и исполняющий все её прихоти. В чем и позднее разочаровалась, потому что он не имел к ней никаких чувств, а только свои корыстные цели. Он хотел лишь одного — разбогатеть и получить власть, где Софья сыграла инструмент для достижения этих эгоистичных целей. В конечном счёте ни Софья и Молчалин не получили того чего ожидали. Софья почувствовала себя кинутой и разочаровалась в своих предпочтениях к мужу. Молчалин же потерял все надежды на богатство и власть, несмотря на усилия и унижения которые он претерпевал, он потерял ключ — Софью.
Ещё один конфликт ярко выраженный в борьбе с «веком нынешним» и «веком минувшим». Чацкий представитель новой идеологии времени, новый человек. Фамусовы более склонны к консервативному обществу. Прижитый и старый образ жизни был им родным, они хотели прожить всю свою жизнь не выходя за границы светских законов и не огорчать таких светских лиц, как Татьяна Юрьевна и Марья Алексеевна. В то же время новый образ жизни диктует свои правила и захватывает консервативную жизнь. Чацкий старается открыть глаза Фамусову, показать проблемы их образа жизни. Но старое Барское общество не принимает идей Чацкого и называет его сумасшедшим. Этот конфликт хорошо показывает борьбу нового образа жизни со старим, борьбу декабристов с барским обществом.
В пьесе Грибоедова присутствует несколько конфликтов: любовный и общественный, также борьба «века нынешнего» с «веком минувшим». На мой взгляд самый поучительный — общественный конфликт. Он учит ставить реалистичные цели в жизни, не жить старыми принципами, не быть тем каким тебя хотят видеть другие. Жить, пробовать что-то новое. Если не поступать как герои этой комедии можно избежать много жизненных проблем с которыми они столкнулись.
Новаторство и традиции
Знаменитая комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» создавалась в первой четверти XIX столетия. Литературная жизнь этого периода определялась явными признаками кризиса самодержавно-крепостнической системы и созреванием идей дворянской революционности. Совершался процесс постепенного перехода от идей классицизма, с его пристрастием к «высоким жанрам, к романтизму и реализму. Одним из ярких представителей и родоначальников критического реализма и стал А.С. Грибоедов. В его комедии «Горе от ума», удачно сочетающей завоевания классицизма и реализма, бытовая конкретность и характерность языка, психологизм и житейская колоритность сюжета приобрели решающее значение. Это произведение стало первой русской реалистической комедией, произведением совершенно новым и необычным для литературы того времени.
В соответствии с традициями классицизма, Грибоедов выдерживает три единства в комедии: действия, времени и места. Но эта традиционная форма наполнена совершенно новым содержанием. Кроме того, комедия имеет и черты романтизма, ведь в центре ее — сильная, яркая, незаурядная личность Чацкого. Его монологи наполнены сильным чувством, высоким обличительным пафосом. Но в отличие от романтика, писатель-реалист отделяется от своего героя и изображает его объективно, как порождение реальной действительности.
Традиционен и любовный конфликт, на основе которого начинает развиваться действие в пьесе. Легкомыслие и непостоянство Софьи — невесты Чацкого, не несет здесь главной идеологической нагрузки: любовный конфликт существует в комедии в тесной связи с конфликтом социально-политическим. Это столкновение нормы разумного миропонимания с реальностью общественных нравов, основанных на предрассудках «древней старины». Главный герой, описывая высокое, решительно порывает с фамусовским обществом, оплотом косности и консерватизма. По-новаторски показывая воздействие общественных условий на человеческие судьбы, влияние социальных обстоятельств на нравы и духовный мир людей, Грибоедов раскрывает нам фабулу своего произведения, которая состоит не в тривиальном конфликте между положительным и отрицательным героем, а представлена в виде злободневного конфликта эпохи, когда представитель передовой дворянской интеллигенции йе находит ни признания, ни применения в консервативной барско-чиновничьей среде. Окончательный разрыв главного героя с этой средой еще раз подчеркивается в «открытом» финале пьесы. Интересно и необычно заканчивает Грибоедов комедию: неизвестно, что же произойдет с героями после скандала в доме Фамусова. Не акцентируя внимания на житейских перипетиях героев, автор переносит внимание читателя на социально-политический аспект: важно, что мыслящий и деятельный Чацкий выбирает иной путь нежели Молчалины, Фамусовы и прочие.
«Горе от ума представляет собой синтез традиций и новаторства и в отношении жанра и в изображении героев. В жанровом своеобразии произведения Грибоедова мы видим слияние и сатирической комедии, и лирико-психологической драмы. В своей статье «Миллион терзаний» Гончаров пишет, что в «Горе от ума» дана и картина нравов фамусовской Москвы, и галерея живых типов, и есть жгучая сатира на человеческие пороки. Но все же критик видит в произведении «…истинную комедию, комедию положений и одновременно комедию характеров». Так Гончарову удается небывалое: он раздвигает границы многих других жанров.
По-новому изображены и герои комедии. Используя приемы реализма, драматург показывает своих героев в тесной связи с той средой, в которой они выросли и жили, которая положила на них свой отпечаток. Каждый из героев изображен Грибоедовым полно и всесторонне, каждый из них — это не воплощение какого-либо человеческого порока или добродетели, а живой человек, который обладает всеми гранями человеческого характера. Не принимая одни, Грибоедов А.С. удачно использует другие достижения сатирической литературы XVIII в. Он применяет для своих персонажей «говорящие» фамилии, указывая тем самым на определенные отличительные качества своих героев.
Еще одно главное и бесспорное достоинство комедии — это ее язык. А. С. Пушкин один из первых выразил восхищение по поводу неординарности стихов комедии. Они полны естественности и непринужденности, лаконизма и в то же время смысловой насыщенности. «Половина (их) — должны войти в пословицу» — это пророчество Пушкина сбылось полностью. Чуть не половина стихов комедии превратилась в крылатые выражения, которые и по сей день служат украшением русской речи.
По богатству своего содержания и художественности форм «Горе от ума» явилось комедией замечательной и исключительной. В ней реалистически описаны и общественная жизнь России того времени, и все социально-политические вопросы, поднятые эпохой. Грибоедов дал образец новой русской комедии, нового литературного языка и стихотворного слога. Он вместе с Пушкиным стоял у истоков нового реалистического направления, принесшего русской литературе мировую известность.
Третий вариант анализа
Русская драматургия породила огромное количество шедевров не только русской, но и мировой литературы, и позволила реализовать себя многим замечательным русским писателям. Одним из таких деятелей был и Александр Грибоедов. Его пьеса «Горе от ума» обессмертила имя этого дипломата, прочно вошла в золотой фонд русской литературы и ныне известна почти каждому жителю России.
Дата написания: 1822-1824 гг.
Дата первой публикации: 1825 (первая полная публикация 1862 г)
Направление
«Горе от ума» сочетает в себе элементы классицизма и новых для начала XIX века романтизма и реализма
Черты классицизма:
- единство места и времени (дом Фамусовых в течение одних суток), но нет единства действия — два конфликта;
- наличие больших монологов, «говорящих» имен;
- любовная интрига;
- традиционные амплуа обманутого отца, недалекого военного.
Черты реализма:
- проблематика реалий России 19 века;
- типизация характеров и обстоятельств;
- характеры персонажей многогранны.
Черты романтизма:
- исключительный герой (Чацкий) в необычных обстоятельствах;
- непонятость героя окружающими, одиночество, максимализм и противостояние.
Жанровое своеобразие
Пьесу Грибоедова можно отнести как к жанру комедии, так и к жанру драмы, общая суть произведения от этого не меняется. Социальный и любовный конфликты идут параллельно друг другу, они тесно взаимосвязаны между собой, и не приводят к логическому завершению. И в том, и в другом конфликте каждая сторона противоборствующих сил остается при своём мнении, не находя понимания со стороны оппонента. Развитие сразу двух конфликтов не укладывается в рамки традиционного классицизма, и пьеса имеет, наряду с ним, ярко выраженное реалистическое начало.
Система образов
Система образов в пьесе «Горе от ума» состоит из 4 типажей героев:
- Главные герои: Чацкий, Софья, Фамусов, Молчалин. Их отношения — основа сюжета.
- Второстепенные герои: Лиза, Горичи, Скалозуб, Хлестова. Они дополняют действие и служат катализаторами для развития сюжета.
- Герои-маскиобразуют социально-политические декорации для пьесы, чтобы пояснить предмет и суть противостояния героев и реалии их существования. Например, княжны — они все на одно лицо и нужны лишь для того, чтобы продемонстрировать универсальный типаж московской барышни. Ту же функцию кривого зеркала имеют Репетилов, Зарецкий и Тугоуховский.
- Внесценические персонажи. О них упоминают вскользь, но на сцене они не появляются. Почти у каждого из них есть реальный прототип. Это нужно для погружения зрителя в атмосферу времени и места.
Говорящие фамилии
Павел Афанасьевич Фамусов . Фамилия его соотнесена с латинским словом «fama» – молва. Таким образом, автор подчёркивает одну из важнейших черт этого героя: его зависимость от молвы и страсть разносить слухи. Мнение света – единственное, о чем печется Павел Афанасьевич. Недаром финальной фразой этого героя стало полное горечи восклицание: «Ах, боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексеевна!» Добавим также, что фамилия Фамусов вполне соотносится и с английским «famous», то есть «известный, знаменитый», что не менее важно в характеристике «московского туза», ведь Фамусов — достаточно известный и уважаемый в Москве человек.
Софья (с греч. – «умная»). Девушки с этим именем властны и независимы. Так и грибоедовская Софья в свои семнадцать лет независима от мнений, что делает её не похожей на Молчалина и её отца.
Софья способна искренне полюбить, она романтична, любовь ее ослепляет. Но чувство достоинства она обретает только после разоблачения Молчалина. И в конце концов она все-таки понимает, что глубоко ошибалась. Если бы она не была умной, то так и не смогла бы осознать это.
Алексей Степанович Молчалин. Фамилия Молчалин является одной из самых простых для понимания фамилий в произведении «Горе от ума». Она подчеркивает склонность этого героя поступать так, как это делает старшее поколение: прислушиваться к мнению света, выслуживаться перед вышестоящими. Фамилия Молчалин отражает главный жизненный принцип этого героя: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь».
Сложны для расшифровки его имя и отчество. Алексей – значит «покладистый, смирный человек». Отчество же Алексея Молчалина указывает на его незнатное происхождение. Тверской обыватель Степан Молчалин – это вам не московский туз Павел Афанасьевич Фамусов.
Александр Андреевич Чацкий. Имя этого персонажа в переводе с греческого означает мужественная защита, а в паре с отчеством Андреевич (Андрей- «храбрый») они составляют весьма удивительный «букет». И мы уже не удивляемся темпераменту, мужеству Чацкого и его умению отстаивать свои убеждения! Всем известно, что фамилия «Чацкий» -это зарифмованный намек на имя одного из интереснейших людей той эпохи: Петра Яковлевича Чаадаева. В черновых вариантах «Горя от ума» Грибоедов писал имя героя иначе, чем в окончательном: «Чадский».Фамилию же Чаадаева тоже нередко произносили и писали с одним «а»: «Чадаев».
Побывав за границей, спустя три года герой оказывается в доме, где он воспитывался, но понимает, что здесь ему не рады. Его удивляет холодность и равнодушие, с какими его встречает Софья. Он не может принять законы, по которым живет дворянское общество, потому что они расходятся с его нравственными установками. Его побаивается свет, ведь Чацкий – сторонник Просвещения. Он может нарушить привычный уклад жизни консервативного дворянства. Поэтому свет объявляет своего противника сумасшедшим. Герой вынужден находиться в «чаду» собственных переживаний, нападок общества, непонимания. И последнее: его фамилия указывает на то, что этот человек — потомственный дворянин, принадлежащий к знатному и старинному роду, так же, как и Трубецкие, Волконские, Оболенские.
Сергей Сергеевич Скалозуб. Фамилия образована от прозвища «Скалозуб», в основе которого лежит нарицательное «скалозуб», имеющее значение «пересмешник, тот, кто постоянно зубоскалит, скалит зубы». Очевидно, таким прозвищем нарекали человека, который постоянно смеялся, подшучивал над другими, подчеркивая недостатки окружающих людей. Таким образом, прозвище, указывая на черты характера и поведение, которыми обладал Скалозуб, и легло в основу фамилии. Имя Сергей происходит от римского родового Сергиус, что значит — «высокий, высокочтимый, почтенный». Отсюда понятна характеристика, данная ему: «И золотой мешок, и метит в генералы». В комедии много имён, совпадающих с отчествами (Антон Антонович, Фома Фомич). Это означает, что предрассудки и нравы «века минувшего» переходят в «век нынешний».
Репетилов. Фамилия Репетилов образована от прозвища Репетило. Оно же, скорее всего, восходит к украинскому глаголу «репетувати», который переводится как «громко кричать, разговаривать», «поднимать шумиху». Есть ещё одно объяснение фамилии Репетилов. Возможно, она происходит от французского Repeto, что значит «повторять, твердить, болтать» .Репетилов – человек, не имеющий своего мнения, повторяющий чужие слова; пустой, легкомысленный, вздорный персонаж.
Говорящими фамилиями наделены и второстепенные персонажи пьесы. Фамусовское общество состоит из Тугоуховских, Хрюминых, Загорецких, Хлёстовых.
Все эти фамилии неприятны на слух, и корни их носят негативный характер, они смешны и нелепы, как нелепы и сами персонажи, носящие их.
Таким образом, значение фамилий в «Горе от ума» велико для понимания проблематики комедии. Фамилии героев в пьесе «Горе от ума», безусловно, несут на себе более серьезную смысловую нагрузку, чем говорящие фамилии в традиционной комедии классицизма. Таким образом, имена героев в пьесе Грибоедова «Горе от ума» значимы не только по отдельности — в совокупности они составляют важный символический ключ к пониманию проблематики «Горя от ума»: ведь это комедия о трудностях общения (именно поэтому сквозные мотивы в ней – глухота и непонимание).
Такая глубокая символичность не свойственна «говорящим» фамилиям в классицизме. Можно сделать вывод, что Грибоедов лишь формально сохраняет классические рамки, наполняя их психологическим и социально-психологическим содержанием.
Темы и проблемы
- Конфликт поколений. Грибоедов отобразил начало преображения русского дворянства. По его мнению, новое поколение русской аристократии совсем не похоже на своих родителей. Писатель считал, что новая элита, воспитанная в духе Просвещения и гуманизма, неизбежно вступит в жесточайшее противоречие с реакционерами. И хоть на данный момент Грибоедов и не видел каких-либо коренных изменений, он надеялся на победу прогрессивного лагеря в далёкой перспективе.
- Нравы дворянства. Автор изображает аристократию в самом непримечательном свете. Он демонстрирует её лживость, пошлость и лицемерие. По его мнению, те дворяне, которые составляют доминирующее в России фамусовское общество, — не более чем эгоистичные паразиты, которые заняты лишь удовлетворением своих потребностей и амбиций.
- Лишний человек. Чацкий представлен в пьесе как благородный изгой, который слишком хорош для Российской империи. Однако вместе с тем Грибоедов показывает, что его герой не одинок, а, главное, не разочаровался в своих идеях, а потому у него всегда есть шанс вернуться и победить закостенелое и порочное фамусовское общество.
- Семья. Дворянская семья в комедии изображена как рассадник лжи и взаимной неприязни. Старый Фамусов совершенно равнодушен к своей дочери, думая лишь о том, как удачно выдать её замуж. Когда вскрывается роман Молчалина и Софьи, всё, что беспокоит Павла Афанасьевича – это урон его репутации. Сама Софья также совершенно равнодушна к отцу и старается максимально отдалится от него.
- Любовь. Писатель с призывает людей с большой осторожностью поддаваться чувству любви. Ведь, потеряв над собой контроль, можно с лёгкостью повторить ошибки Чацкого и Софьи.
- Развитие страны. На протяжении всего повествования некоторые персонажи рассказывают о своих родственниках и знакомых, которые отвергли светскую жизнь и карьеру, посвятив свою жизнь науке и саморазвитию. Этим Грибоедов отобразил перемены, назревающие в обществе, которые уже не могут остановить ни Фамусов, ни Скалозуб и ни кто-либо другой.
- Образование. Образованные люди представлены в комедии как объект для подражания и наделены лучшими человеческими качествами. В то время, как те, кто отвергают науку и образование, безжалостно высмеиваются.
- Судьба. Чацкий искренне верил, что его судьба – быть вместе с Софьей, но жизнь оказалась слишком сложной, и его идеалистические мечты пошли прахом.
- Традиции. Ярые традиционалисты и реакционеры в комедии изображены как нелепые и недалёкие люди. Традициями они лишь оправдывают свое нежелание двигаться вперед.
- Крепостное право. На примере Лизы мы видим, как во времена крепостничества простых людей рассматривали лишь в качестве инструментов и игрушек для забавы. Чацкий в своем монологе обличает жестокость дворян и бесправие крестьян. Он показывает, что жизнь бедных людей является не более значимой для аристократии, чем участь животных. Они ценятся примерно на одном уровне.
- Идеалы декабристов. Пьеса воплощает в себе почти все идеалы тайного общества Декабристов, которые выступали за послабление или даже отмену крепостного права, а также демократизацию российского общества. В произведении Грибоедова высмеиваются дворяне-крепостники и традиционалисты, а идеализируется молодой человек-борец, заинтересованный в следовании своей страны по пути прогресса.
- Родной язык. Мимолётно Грибоедов затронул и искажение русского языка, вызванного невежеством дворянского сословия. Люди стремились заменить родную речь «помесью французского с нижегородским».
Смысл, заложенный в название комедии
Название любого произведения – ключ к его пониманию, поскольку оно почти всегда содержит указание – прямое или косвенное – на основную мысль, положенную в основу творения, на ряд проблем, осмысливаемых автором. Название комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» вносит в конфликт пьесы необычайно важную категорию, а именно категорию ума. Источник подобного заглавия, такого непривычного названия, к тому же первоначально звучавшего как «Горе уму», восходит к русской пословице, в которой противостояние между умным и глупым заканчивалось победой дурака. Конфликт между умником и глупцом вообще всегда был очень важен и актуален для комедиографов, принадлежащих к школе классицизма.
Что же такое ум в комедии «Горе от ума» и кто является в ней умным человеком? Ум является теоретической добродетелью. Для предшественников Грибоедова умом считалось только соблюдение меры. Таким умом в комедии обладает Молчалин, а не Чацкий. Ум Молчалина служит его хозяину, помогает ему, Чацкому же его ум только вредит, он сродни безумию для окружающих, именно он приносит ему «мильон терзаний». Удобный ум Молчалина противопоставляется странному и возвышенному уму Чацкого, но это уже не борьба ума и глупости. В комедии Грибоедова нет глупцов, ее конфликт строится на противостоянии разных типов ума. «Горе от ума» – комедия, перешагнувшая классицизм.
Категория ума имеет отношение к философскому строю пьесы, невозможному в комедии классицизма, который был ориентирован на уже заданные абсолютные истины. В произведении Грибоедова задается вопрос: что же есть ум? Почти у каждого героя есть свой ответ, почти каждый говорит об уме. У каждого героя есть свое представление об уме. Эталона ума нет в пьесе Грибоедова, поэтому в ней нет и победителя. «Комедия дает Чацкому только “мильон терзаний” и оставляет, по‑видимому, в том же положении Фамусова и его братию, в каком они были, не говоря ничего о последствиях борьбы» (И.А. Гончаров).
Название пьесы содержит в себе необычайно важный вопрос: что такое ум для Грибоедова. Ответа на этот вопрос писатель не дает. Назвав «умным» Чацкого, Грибоедов перевернул понятие ума, осмеял старое его понимание. Грибоедов показал человека, полного просветительского пафоса, но наталкивающегося на нежелание понимать его, проистекающее именно из традиционных понятий «благоразумия», которые в «Горе от ума» связываются с определенной социальной и политической программой. Комедия Грибоедова, начиная с названия, обращена не к Фамусовым, а к Чацким – смешным и одиноким (один умный человек на 25 глупцов), стремящимся изменить неизменяемый мир.
Грибоедов создал нетрадиционную для своего времени комедию. Он обогатил и психологически переосмыслил характеры героев и традиционные для комедии классицизма проблемы, его метод близок к реалистическому, но все же не достигает реализма во всей его полноте.
Композиция
Композиция имеет несколько особенностей. Выстраивая композицию произведения, автор руководствуется в первую очередь требованиями жизненной правды. Изменяя классицистические каноны, драматург вводит в сюжет две линии: любовную и социальную. В комедии соблюдены два принципа “трех единств”: единства времени и места (действие уклады-вается в одни сутки и происходит в одном месте – до-ме Фамусова), но нарушен третий принцип – единства действия. По существовавшим правилам действие должно было строиться на одном конфликте и, завязавшись в начале пьесы, получить развязку в финале, причем в развязке порок непременно должен быть наказан. Но в пьесе конфликт, завязавшись как любовный, осложняется противостоянием обществу, затем обе линии развиваются параллельно, и единство действия не сохраняется. Любовный конфликт в пьесе получает развязку (Чацкий получает отставку у Софьи), а разрешение социального конфликта остается за рамками произведения (Чацкий не понят и покидает дом Фамусова).
Экспозиция – первые явления первого действия до приезда Чацкого (подробное описание жизни Софьи и Фамусова, это подготавливает фон, на котором в скором времени разовьется конфликт). Завязка любовного конфликта происходит не в начале, а лишь в 7-9 явлениях (с приездом Чацкого). Кульминацией можно назвать последнее IV действие, в котором Чацкий «отрезвился сполна», в этом же действии происходит и развязка любовной интриги.
Основные конфликты
В комедии возникают внутренние и внешние конфликты главного героя — Александра Чацкого, являющегося персонажем-резонером Грибоедова.
Внутренний конфликт Чацкого заключается в непонимании, почему Софья предпочла ему Молчалина, который гораздо глупее и не любит разговаривать. Александр размышляет, почему никто его не понимает, и его мнение не совпадает с мнением большинства. Несмотря на то, что фамусовское общество не принимает Чацкого, он не является «лишним человеком», ведь в Москве все таки есть умные люди, упоминаемые гостями Фамусова, например двоюродный брат Скалозуба.
Внешний конфликт происходит у Чацкого с фамусовским обществом и в особенности с Фамусовым, отцом Софьи. Фамусов придерживается старых, консервативных взглядов. Он считает, что книги — зло, и, будь его воля, он бы всё книги сжег. По его мнению, каждый юноша должен отслужить, а не образовываться, а идеи Чацкого позорны.
В конце комедии Александра Чацкого фамусовское общество объявляет сумасшедшим, каждый пускает все больше и больше сплетен и слухов, интрига Молчалина раскрывается для всех главных героев, но Чацкий просто уезжает на карете из-за обилия разгогласий и невыносимого нахождения в имении Фамусова, и каждый остается при своем мнении.
Значение комедии «Горе от ума»
В пьесе, которую сам автор считал комедией, как ни странно, освещены наиболее актуальные проблемы того периода: несправедливость крепостного права, несовершенный государственный аппарат, невежество, проблема воспитания и т.д. Также Грибоедов включил, казалось бы, в развлекательное произведение насущные споры о пансионах, суде присяжных, цензуре и институтах.
Моральные аспекты, которые не менее важны для драматурга, порождают гуманистический пафос произведения. Автор показывает, как под прессом «фамусовского общества» гибнут лучшие качества в человеке. К примеру, Молчалин не лишен положительных качеств, но вынужден жить по законам Фамусова и ему подобных, иначе ему никогда не добиться успеха. Именно поэтому «Горе от ума» занимает особое место в русской драматургии: в нем отражены реальные конфликты и невыдуманные жизненные обстоятельства.
Композиция драмы выдержана в классицистическом стиле: соблюдение трех единств, наличие больших монологов, говорящие фамилии действующих лиц и т.д. Содержание – реалистическое, поэтому спектакль до сих пор с аншлагом проходит во многих театрах России. Герои не олицетворяют один порок или одну добродетель, как было принято в классицизме, они разносторонне развиты автором, их характеры не лишены как отрицательных, так и положительных качеств. Например, критики часто называют Чацкого глупцом или чересчур импульсивным героем. Софья не виновата в том, что за время его длительного отсутствия полюбила того, кто был рядом, а Чацкий сразу обижается, ревнует и истерически обличает все вокруг только потому, что его забыла любимая. Вспыльчивый и вздорный характер не красит главного героя.
Стоит отметить разговорный язык пьесы, где у каждого героя есть свойственные ему речевые обороты. Этот замысел был осложнен тем, что произведение написано в стихах (разностопным ямбом), но Грибоедов сумел воссоздать эффект непринужденной беседы. Уже в 1825 году писатель В.Ф. Одоевский утверждал: ««Почти все стихи комедии Грибоедова сделались пословицами, и мне часто случалось слышать в обществе, целые разговоры которых большую часть составляли стихи из «Горя от ума»».
Список литературы
- Кичикова Б.Я. Жанровое своеобразие «Горя от ума» Грибоедова. // Русская литература.- 1996 г.
- Ланщикова А.П. «Горе от ума» как зеркало русской жизни. // Литература в школе.- 1997 г.
- Гладыш И.А., Динесман Т.Т. «Горе от ума»: страницы истории.- М.: Книга, 1971 г.
- Влащенко В. Уроки по Грибоедову.// Литература.- 1999 г.
- Злобина А. Загадки Грибоедова. //Новое время.- 1995 г.