Анализ текста 10-11 класс • теория

Комплексный анализ текста – одно из важных умений, формируемых в старшей школе. Оно включает работу со следующими аспектами текста:

  1. заглавие;
  2. тема;
  3. основная мысль;
  4. проблематика;
  5. композиция;
  6. тип связи между предложениями;
  7. тип речи;
  8. стиль речи;
  9. художественно-изобразительные средства.

При написании сочинения, основанного на анализе текста, этот список, как правило, меньше. Школьники должны уметь определять тему и основную мысль текста, на основе которых формируется проблемный вопрос, а затем и позиция автора.

Определения

Тема текста – это предмет изображения, то, о чём говорится в тексте. Общая тема текста реализуется на уровне абзацев в виде микротем. На основе темы (или темы вместе с основной мыслью) формируется его заглавие. Чтобы определить тему, необходимо определить, какое слово (или слова) повторяется чаще всего, обратите внимание на синонимы.

Основная мысль (или идея) – то, что утверждается в тексте, его урок. Опираясь на тему, постарайтесь понять, к какой мысли подводит вас писатель. То, к чему автор призывает читателя, тесно связано с проблематикой текста.

Проблематика – это круг проблем, вопросов, волнующих автора. Как правило, в тексте есть несколько проблем, одна из которых будет ведущей. Проблему часто можно сформулировать в виде словосочетания с существительным в родительном падеже (проблема (чего?) отношения к животным, проблема русского характера) или в виде вопроса, ответ на который будет авторской позицией. Чтобы понять проблему, ответьте на вопрос: зачем автор рассказал мне эту историю?

Авторская позиция – это мнение автора по поводу заявленной проблемы, его отношение к ней.

Иногда авторская позиция не показана в тексте явно. Проиллюстрировать проблему, подтвердить своё мнение по поводу неё автору помогают различные художественно-изобразительные средства. Поэтому необходимо обращать внимание на оценочную лексику, тропы, вводные слова, побудительные предложения.

Попробуем проанализировать указанные аспекты на примере одного из текстов.

Можно по-разному определять цель своего существования, но цель должна быть, иначе будет не жизнь, а прозябание. Надо иметь и принципы в жизни. Хорошо их даже изложить в дневнике, но, чтобы дневник был «настоящим», его никому нельзя показывать – писать для себя только. Одно правило жизни должно быть у каждого человека, оно проявится и в его цели жизни, и  в его принципах жизни, и в его поведении: надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить. Достоинство требует доброты, великодушия, умения не быть узким эгоистом, быть правдивым, хорошим другом, находить радость в помощи другим. Ради достоинства жизни надо уметь отказываться от мелких удовольствий и немалых тоже…Уметь извиняться, признавать перед другими ошибку – лучше, чем юлить и врать. Обманывая, человек прежде всего обманывает самого себя, ибо он думает, что успешно соврал, а люди поняли и из деликатности промолчали. Вранье всегда видно. Природа создавала человека много миллионов лет, пока не создала, и вот эту творческую, созидательную деятельность природы нужно, я думаю, уважать, нужно прожить жизнь с достоинством и прожить так, чтобы природа, работавшая над нашим сознанием, не была обижена. Природа созидательна, она создала нас, поэтому мы должны в нашей жизни поддерживать эту созидательную тенденцию. Как это понимать, как прилагать к своей жизни? На это должен отвечать каждый человек индивидуально, применительно к своим способностям, своим интересам. Жизнь разнообразна, а следовательно, и созидание разнообразно, и наши устремления к созидательности в жизни должны быть тоже разнообразны по мере наших способностей и склонностей. Как вы считаете? В жизни есть какой-то уровень счастья, от которого мы ведём отсчёт, как ведем отсчет высоты от уровня моря. А задача каждого человека и в крупном, и в малом повышать этот уровень счастья, повышать в жизни. И своё личное счастье тоже не останется вне этих забот. Но главным образом – окружающих, тех, кто ближе к вам, чей уровень счастья можно повысить просто, легко. А кроме того, это значит повышать уровень счастья своей страны и всего человечества. Способы различные, но для каждого что-то доступно. Если не доступно решение государственных вопросов, что повышает всегда уровень счастья, если они мудро решаются, то повысить этот уровень можно и в  пределах своего рабочего окружения,  в пределах своей школы, в кругу своих друзей и товарищей. У каждого есть такая возможность. Жизнь – прежде всего творчество, но это не значит, что каждый человек, чтобы жить, должен родиться художником, балериной или учёным. Творчество тоже можно творить. Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя, как сейчас выражаются, ауру добра вокруг себя. Вот, например, в общество человек может принести с собой атмосферу подозрительности, какого-то тягостного молчания, а может внести сразу радость, свет. Вот это и есть творчество. Творчество беспрерывно. Так что жизнь – это и есть вечное созидание. Человек рождается и оставляет по себе память. От того, что созидает в своей жизни человек, что сотворил или натворил, зависит, какую память он о себе оставляет.

( Д.С. Лихачёв)

Тема текста (о чём этот текст?): смысл, цель жизни

Основная мысль (что утверждается насчёт темы? чему автор хочет научить нас?): у каждого человека должен быть смысл жизни, нужно прожить жизнь с достоинством

Проблематика (что волнует автора?): проблема смысла жизни (что такое истинная жизнь? что значит жить с достоинством? как прожить жизнь достойно?), проблема счастья (что такое счастье? как достичь счастья?), проблема творчества (что такое творчество? зачем человеку созидать?)

Авторская позиция (что автор думает по поводу выделенной проблемы?):

  1. Как прожить жизнь достойно? По мнению автора, для этого необходимо не только определить цель своего существования, но и следовать определённым жизненным принципам, позволяющим жить в согласии с собой и окружающими;
  2. Что значит жить достойно? Автор считает, что жить с достоинством – значит двигаться к своей цели, следуя нравственным ориентирам;
  3. Как достичь счастья? По мнению автора, для этого нужно не только реализовывать свой потенциал, но и искать возможность сделать счастливыми окружающих;
  4. Зачем человеку созидать? Автор считает, что творчество – неотъемлемая часть человеческой жизни, позволяющей нам не только поддерживать созидательную тенденцию природы, но и оставлять память после себя.
Текст: Екатерина Лохова, 2k 👀

Все упражнения 👇

Аббревиатуры и сложносокращённые слова 6 классАнализ текста 10-11 классВиды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. 8 классВыразительные средства русского языка 11 классГлавные и второстепенные члены предложения. 8 классГлагол как часть речи. Личные окончания глаголов. 5 классГрафика. Орфография. 5 классДвусоставные и односоставные предложения. 8 классДеепричастие как часть речи 7 классЗнаки препинания в бессоюзном сложном предложении 9 классЗнаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью 9 классЗнаки препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом предложении 9 классЗнаки препинания при обособленных членах предложения 8 классЗнаки препинания при однородных членах. 8 классЗнаки препинания при сравнительных оборотах и уточнениях. 8 классИ/Ы, А/Я, У/Ю, О/Е (Ё) после шипящих и Ц. 5 классИмя прилагательное как часть речи 5-6 классИмя существительное как часть речи 5 классИмя числительное как часть речи 6 классИтоговое собеседование 2021Категория состояния как часть речи 7 классЛексика и фразеология. Фразеологизмы. 5 классЛексикография. Словари. Этимология слов 5 — 6 классМеждометие как часть речи 7 классМестоимение как часть речи 6 классМорфемика и словообразование. Части слова. 5 классМорфемный и словообразовательный разбор слова 5 классМорфологический разбор слова. Морфология и орфография.Наречие как часть речи 7 классНЕ с глаголами 5 классОбращения, вводные слова и вставные конструкции. Знаки препинания при них. 8 классОднородные и обособленные члены предложения. 8 классОрфоэпия. 5 классОсложнённое простое предложение. 8 классПериод. Знаки препинания в периоде. Трудные случаи пунктуации и синтаксиса. 11 классПравила переноса слов. 5 классПравила постановки двоеточия. 8-9 классПравописание гласных и согласных в приставках. 5, 10 классПравописание корней. 5, 10 классПравописание Н и НН. 6, 7 классПравописание НЕ и НИ.7 классПравописание окончаний. Суффиксы причастий и деепричастий. 7 классПравописание предлогов, союзов и частиц. 7 классПравописание приставок. 5 классПравописание словарных слов. 5, 10 классПравописание суффиксов. 5, 6, 10 классПричастие как часть речи 7 классПростое и сложное предложения. 9 классПрямая речь, диалог, цитирование. Знаки препинания. 9 классПунктуационный анализ предложения. 8 классПунктуация. Знаки препинания: завершения, разделения, выделения. 8 классРабочая программа по русскому языку 10 классРабочая программа по русскому языку 5 классРабочая программа по русскому языку 6 классРабочая программа по русскому языку 7 классРабочая программа по русскому языку 8 классРабочая программа по русскому языку 9 классРаспространённые и нераспространённые, полные и неполные предложения. 8 классСамостоятельные части речи 7 классСинтаксис. Словосочетание и предложение. 8 классСинтаксический анализ словосочетания и предложения. 8 классСклонение имен существительных. Таблица окончаний по падежам. 5 классСлитное и раздельное написание НЕ. 7 классСлитное, дефисное, раздельное написание слов. 5-7 классыСлужебные части речи: предлоги, союзы, частицы. 7 классСпособы передачи чужой речи и знаки препинания при них. 8 классСредства связи предложений в тексте. 11 классСтили речи. 5-11 классТекст как речевое произведение. 5-11 классТире в простом и сложном предложениях. 8-9 классТире между подлежащим и сказуемым. 8 классУпотребление твёрдого и мягкого знаков. 5 классФонетический анализ слова. Звуки и буквы. 5 классФункционально-смысловые типы речи. 5-11 классЧередование звуков. Беглые гласные. 5 классЯзыковые нормы. 10-11 класс