Фамусовское общество в «Горе от ума»
Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» погружает нас в эпоху 20-х годов 19 века. Мы становимся свидетелями конфликта главного героя пьесы Александра Андреевича Чацкого, только вернувшегося из трёхлетнего путешествия в Москву, с людьми высшего московского общества. По имени важного чиновника Павла Афанасьевича Фамусова его окружение получило обобщённое название – фамусовское общество. Именно это противостояние и составляет важнейший общественный конфликт, который развивается в пьесе. В его основе лежит расхождение во взглядах на смысл жизни и её ценности, на место человека в обществе, образование и воспитание, мораль, культуру, быт, гражданский долг, в отношении к крепостному праву.
Фамусовское общество – значительная сила. Обратите внимание на то, что в него входят не только те персонажи, которых мы видим на сцене (сам Фамусов, Хлёстова, Скалозуб и др.), но и те, о ком мы только слышим. Это так называемые внесценические персонажи: Татьяна Юрьевна (о ней с придыханием говорит Молчалин), княгиня Марья Алексеевна (её имя в панике произносит Фамусов в последней реплике, завершающей пьесу), Максим Петрович (екатерининский вельможа, об умении которого жить с восхищением говорит Павел Афанасьевич), Кузьма Петрович ( «почтенный камергер, с ключом, и сыну ключ сумел доставить, богат и на богатой был женат» — по мнению Фамусова, человек, достойный подражания).
Обратите внимание на таких персонажей, как Репетилов (болтун, причисляющий себя к некоему тайному обществу), Загорецкий (подлец, шут, презираемый всеми, но охотно принимаемый в домах московской знати как «мастер услужить», что особенно ценно в человеке), господи N и господин Д (эти герои даже имён не удостоены, настолько они безлики: их роль заключается в распространении сплетен). Фамусовское общество включает в себя и Горича, друга Чацкого, который теперь смирился с образом жизни московского барства, сюда же относим и Софью, которая становится источником сплетни о безумии Чацкого.
Конфликт между Чацким и фамусовским обществом основан на том, что каждая сторона считает себя носителем истинного ума, а безумцами тех, кто не разделяет их взглядов и нравственных ценностей. В фамусовском обществе ценно умение сделать карьеру, добиться чина, выгодно жениться, «дойти до степеней известных». Это практический, житейски изворотливый ум.
Весь материал можно систематизировать в соответствии с планом.
План сочинения
- Время создания комедии. Эпоха, отраженная в ней.
- Изображение в комедии фамусовского общества.
- Фамусов — типичный представитель своего общества. Нарицательное значение его имени.
- Принцип расширения круга персонажей:
-
- I действие — Фамусов и Молчалин (аристократия — чиновничество);
- II действие — Скалозуб (военные круги);
- III и IV действия — бал (фамусовская Москва, псевдореволюционер Репетилов);
- роль внесценических персонажей.
- Характеристика фамусовского общества:
-
- идеалы московского барства;
- отношение к государственной и военной службе;
- отношение к просвещению, ко всему новому;
- отношение к общественному устройству;
- образ жизни.
- Ограниченность и агрессивность этого общества (влияние на людей от природы одаренных; активное сопротивление новому, боязнь изменения новых порядков).
Цитаты общества Фамусова
Отберите цитаты, которые наиболее ярко отражают мировоззрение, убеждения представителей фамусовского общества.
Скалозуб:
Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы…
Фамусов:
Будь плохенький, да если наберется Душ тысячки две родовых,…
Тот и жених.
Молчалин:
ТатьянаЮрьевна!!!Известная… притом
Чиновные и должностные —
Все ей друзья и все родные…
Ведь надобно ж зависеть от других
Фамусов:
Учение — вот чума, ученость — вот причина,
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
Хлёстова:
И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних
От пансионов, школ, лицеев…
Скалозуб:
Ученостью меня не обморочишь…
Фамусов:
Дверь отперта для званных и незванных,
Особенно для иностранных.
Молчалин:
И вот любовника я принимаю вид
В угодность дочери такого человека…
Фамусов:
…Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой.
Молчалин:
Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить?
И награжденья брать и весело пожить?
Фамусов:
Как станешь представлять
К крестишку ли, к местечку,
Ну как не порадеть родному человечку!
Чацкий:
Дома новы, да предрассудки стары.
Приведём несколько примеров небольших отрывков сочинения. Например, об отношении к крепостному праву можно написать так: «Московские дворяне особенно надменны и высокомерны в словах, обращенных к крепостным. Они — «петрушки», «фомки», «чурбаны», «ленивые тетери». С ними один разговор: «В работу вас! На поселенье вас!» Их можно выменять «на борзые три собаки», забыв о том, как крепостные спасали своего хозяина «в часы вина и драки». А можно отнять детей у их родителей, чтобы сделать их участниками театральных представлений, а потом «распродать поодиночке». Что может быть бессердечнее?»
Ещё один отрывок, в котором даётся характеристика идеалов фамусовского общества: «Нельзя не отметить, что в детстве Чацкий жил в доме Фамусова. Ему очень хорошо знакома московская барская жизнь, сытая, размеренная и спокойная. Каждый день был похож на другой. Балы, обеды, ужины, крестины… Поэтому, вернувшись из путешествия, Чацкий с иронией говорит: «Что нового покажет мне Москва? Вчера был бал, а завтра будет два. Тот сватался – успел, а тот дал промах; Всё тот же толк и те ж стихи в альбомах». Всё как и было, а новое только пугает и вызывает отторжение.
Женщины озабочены своими нарядами. Они поклонницы французской моды и французских романов. Их цель — выйти замуж или выдать дочерей за человека влиятельного и богатого. По выражению самого Фамусова, женщины «судьи всему, везде, над ними нет судей». За покровительством все ездят к знатной и влиятельной Татьяне Юрьевне, потому что «чиновные и должностные все ей друзья и все родные». Княгиня же Марья Алексеевна имеет такой вес в высшем обществе, что Фамусов в страхе восклицает: «Ах! Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!»
Мужчины же заняты продвижением по социальной лестнице. Вот «золотой мешок» Скалозуб, который все меряет военными мерками, шутит грубо, по-военному, представляя собой образец ограниченности, мечтает о генеральском чине. Вот мелкий чиновник Молчалин, секретарь Фамусова. Он не без удовольствия говорит о том, что «три награжденья получил, числится по Архивам», и ему, конечно, хочется «дойти до степеней известных». Несмотря на молодость, он отлично усвоил нравственные устои общества, в котором он живёт, и вскоре добьётся своего. Сам же московский «туз» Фамусов в пример ставит тех, кто «сгибался вперегиб», например, вельможу Максима Петровича, который служил еще при Екатерине и, добиваясь места при дворе, не проявлял ни деловых качеств, ни талантов, а прославился лишь тем, что у него часто «гнулась шея» в поклонах. Зато «имел сто человек к услугам», «весь в орденах», «не то на серебре, на золоте едал». Вот это и есть идеал фамусовского общества».
Предлагаем набор лексики для использования в сочинении на данную тему: косность, ненависть к просвещению, чуждые новизне, гонения на независимые взгляды и мнения, нетерпимость к новым веяниям, «мучителей толпа», объявить сумасшедшим, не приемлет вольнодумства.
Первый вариант сочинения
История знает много писателей, запомнившихся одним своим произведением. А.С. Грибоедова трудно отнести к их числу. Поэт, публицист, дипломат, общественник много работал, был многогранной личностью. Александр Сергеевич писал стихи, прозу, создавал пьесы, сам участвовал в театральных постановках, играл на фортепьяно и даже писал музыку. Сохранилось два вальса его сочинения. Однако мир его запомнил как автора нетленной комедии «Горе от ума».
«Горе от ума» – общественная комедия. Основным конфликтом пьесы является противостояние «века нынешнего» и «века минувшего». Сам Грибоедов писал, что в его произведении на двадцать пять глупцов один умный. Чацкий и фамусовское общество противостоят друг другу на протяжении всей пьесы. Но ведь нормы задает большинство. Неудивительно, что герой с иными взглядами на жизнь становится изгоем.
Фамусов и его окружение
Автор в красках описал представителей «века минувшего». В этом стане в цене лишь высокий чин, деньги, дворянский титул и связи. Низкопоклонничество также в почете как способ достижения этих ценностей. Главным представителем лагеря в пьесе стал Павел Афанасьевич Фамусов. Это крупный чиновник, управляющий в казенном доме, помещик.
Фамусову важны лишь те люди, кто равен или выше него по чину, количеству крестьянских душ, кто дает балы, имеет больше связей. Он жалеет об уме Чацкого открыто, ведь тот мог быть деловым. Мог подстроиться под нравы общества, которое его окружает, достичь успеха. В понимании чиновника лишь служба, военная или государственная, имеет значение. Фамусов по-отечески пытается направить Александра Андреевича на путь истинный, потому что уверен, что именно так и нужно жить. Неслучайно он приводит в пример своего дядю Максима Петровича, который унижением и шутовством добился всех благ, » не то на серебре, на золоте едал».
Чиновник во всем винит науку, образование. Он понимает, что настроения молодых людей меняются. И в любой момент его мир, где он царь и бог, может рухнуть. Поэтому книги для него — самое страшное зло. Их необходимо сжечь.
Сам Павел Афанасьевич вдов, богат. У него есть юная дочь, которой он также ищет супруга «при звездах, чинах». Неважно «пусть плохенький», но чтоб душ в родовом поместье было не меньше двух тысяч. Не видит он в этой роли Чацкого, а тем более Молчалина. Идеальной парой для Софьи он считает полковника Скалозуба.
Как и большинство героев классических произведений, герой наделен «говорящей» фамилией. Вояка и солдафон любит пошутить, но юмор его по-армейски плоский. Скалозуб самый почетный гость в доме Павла Афанасьевича, ведь он жених завидный. Солидный, серьезный, известный человек, который успел «нахватать» тьму отличий. Собственно, все его разговоры сводятся к фрунту, «орденам в петличке», мундирам, «погончикам».
Представители «фамусовской Москвы» не все старики. Молодежь недалеко ушла от старших и учится, глядя на них. Нравы московской аристократии неизменны. Все те же темы, сплетни и «стихи в альбомах». А девицы удивили даже прусского короля своими вычурными нарядами и манерами. Ведь они не могут по-простому даже поговорить, каждое словечко «с ужимкой». Забавно то, что обо всем этом, сами герои говорят с гордостью. Они искренне считают названное добродетелями, а не пороками.
Ярким представителем «фамусовской» молодежи служит Молчалин. Делец, низкопоклонник, который спешит всем угодить. Его отец с детства учил, что уважать надо лишь тех, кто выше чином, старше, и угождать нужно всем, даже собаке дворника. У героя нет собственного мнения, что он объясняет просто: «В чинах мы небольших». Он сделает все, чтобы добиться «степеней известных».
Фамусовское общество становится агрессивной, сплочённой силой, когда кто-то угрожает его спокойствию. Поэтому нет ничего странного. что Чацкий изгнан, объявлен сумасшедшим. Ведь его идеи прогрессивны, а потому опасны для тех, кто задержался в «веке минувшем».
Второй вариант сочинения
Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» представляет собой сатиру на общество московских дворян начала 19 века. В ней показан наметившийся к тому времени раскол в дворянской среде, суть которого заключается в исторически закономерном противоречии между старыми и новыми взглядами на многие общественные вопросы. В пьесе сталкиваются Чацкий и фамусовское общество – «век нынешний» и «век минувший».
Дворянское общество начала 19 века
А.С. Грибоедов создал комедию «Горе от ума» в 1824 году. Действие пьесы, в которой автором осуждаются нравы московского дворянства того времени, разворачивается в доме Павла Афанасьевича Фамусова. Этот человек – влиятельный в Москве дворянин, управляющий в казенном доме. Он и его окружение и называется фамусовским обществом.
Каким же предстает московское общество в комедии Грибоедова? Постранствовав по свету в течение трех лет, Чацкий возвращается в дом Фамусова, где воспитывался вместе с его дочерью Софьей. Казалось бы, что восстанавливающийся после 1812 года город должен был переменить и взгляды людей, живущих в нем. Но Чацкий ничего не ждёт от столицы, говоря, что «дома новы, но предрассудки стары». Фамусовское общество ничуть не изменилось, а по-прежнему проживает свой век «в пирах и в мотовстве». Ничего нового дворяне не впускают в привычный уклад своей жизни, ведь новое угрожает их сытости и успокоенности.
Фамусов — выразитель идеалов московского дворянства. Деньги, чины, положение в обществе, богатство – вот к чему надо стремиться, по мнению Павла Афанасьевича. Ради достижения этих целей попираются и честь, и человеческое достоинство. Для Фамусова примером является его покойный дядя Максим Петрович, который на приеме у императрицы Екатерины падал на пол, чтобы ее повеселить. Минутное унижение, но каков результат! Ведь своей «смышленостью» Максим Петрович заработал себе огромное богатство и «перед всеми знал почет».
Самое страшное для Фамусова и его приверженцев – дурная слава в обществе. «Грех не беда, молва не хороша», – говорит Софье Лиза, которая изнутри изучила нравы, царящие в доме. Фамусова заботит только то, какое впечатление он произведет в свете, а не то, каким человеком он является на самом деле. По таким принципам живет все старомосковское дворянство.
Излишняя любовь к чинам и деньгам лишает представителей «века минувшего» свободы. Недаром Чацкий, их противник, назвал этот период русской истории веком «покорности и страха». Высшей точки абсурдности эта зависимость дворян от общественного мнения достигает в финале комедии, когда Фамусов обеспокоен не состоянием своей дочери, а тем, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна».
Характеристика Фамусова в комедии в полной мере раскрывается только через отношение героя к окружающим людям. Его уважения удостаиваются только те, кто имеет серьезный вес в обществе, потому что такие, как Фамусов, привыкли извлекать личную выгоду из общения с людьми. Чувства для фамусовского общества не имеют никакого значения. Он говорит дочери: «Кто беден, тот тебе не пара». Любой московский дворянин желал бы видеть своим зятем человека «с звездами и чинами». Доходит до того, что на личные качества человека в фамусовском обществе вообще не обращают внимания. Личные качества и способности человека не принимаются в расчет и при устройстве человека на службу. Самое главное – нужные связи в обществе.
Если к Чацкому Фамусов относится с презрением и жалостью, ведь тот «не служит, то есть в том он пользы не находит…», то по отношению к Скалозубу Фамусов испытывает неподдельное восхищение. Его не смущает глупость этого человека, ведь он обладает самым главным, что ценится в дворянском обществе: «и золотой мешок, и метит в генералы».
Изображая Фамусова и его гостей, Грибоедов стремился не только отразить палитру устаревших взглядов помещиков-крепостников, не только показать их несостоятельность, но и продемонстрировать читателю, насколько крепко их привычки засели в их сознании. Лагерь «века минувшего» в тот период, который описан в произведении, еще очень силен и превосходит по численности представителей передового дворянства.
Однако среди представителей фамусовского общества и люди молодые. Это ровесники Чацкого Горич и Молчалин. Горич недавно женился и теперь это «московский житель», утративший молодость, свободу, самостоятельность. Молчалин полностью усвоил жизненные правила людей, окружающих его. Он выслуживается и унижается перед влиятельными гостями в доме Фамусова, ведь они могут быть полезными в его продвижении по службе. Он полагает, что «надобно зависеть от других». Именно поэтому Молчалин живет по принципу: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь».
Московское аристократическое общество в комедии «Горе от ума» представлено как общество, страшащееся всего нового, прогрессивного, передового. Любые изменения угрожают их личному благополучию, привычному комфорту. На момент написания пьесы идеалы «века минувшего» были все еще очень крепки. Но в обществе дворян уже назрели противоречия, которые приведут позднее к смене старых взглядов и ценностей новыми.
Третий вариант сочинения
В комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова основным элементом изображения являются нравы московского консервативного дворянства. Именно обличение устаревших, отживших свой век аристократических взглядов на острые социальные вопросы является основной задачей этой пьесы. Все отрицательные черты помещиков-крепостников начала 19 века сосредоточились в многочисленных представителях «века минувшего» в комедии – в фамусовском обществе.
Это собрание людей, которые тянутся к своему центру – Фамусову, дворянину средней руки. Характеристика фамусовского общества проста – это собрание людей, каждый из которых олицетворяет какую-либо негативную часть общества: лицемерный и подлый Молчалин, глуповатый и нечестный Загорецкий, противная Хлестова, бесхребетный Платон Горич и его поверхностная, пустая жена, князь Тугоуховский, весь смысл жизни которого сведён к тому, чтобы выгодно – не счастливо, а именно выгодно – пристроить своих дочерей… Своеобразие конфликта Чацкого с фамусовским обществом и заключается в том, что он один против всех.
Вся эта компания, собирающаяся в доме Фамусова, существует, потому что подобное притягивается к подобному. При этом сам Фамусов не глуп, но и у него есть масса отрицательных качеств. При этом некоторые представители фамусовского общества гораздо более неприятны, чем он сам – помещик хотя бы не злобен, он просто является «защитником века ушедшего». Чацкого и Фамусова связывает верность своим убеждениям, а разъединяет их то, что их убеждения прямо противоположны.
Павел Афанасьевич Фамусов является главным защитником идей «века минувшего» в пьесе. Он занимает влиятельный пост, богат и знатен. Именно в его доме происходит действие комедии. Его именем названо в пьесе общество консервативных дворян. В образе этого персонажа отразились черты всей московской аристократии начала 19 века.
В произведении «Горе от ума» фамусовское общество изображено как лагерь людей, ценящих в человеке только высокий чин, деньги и связи. Личные качества в свете не имеют никакого веса. Фамусов строго и категорично заявляет своей дочери: «Кто беден, тот тебе не пара». Он, «как все московские», желает видеть в зятьях богатого и знатного человека. При этом деньги и чины рассматриваются как высшая ценность человека.
В образе Фамусова также отразилась привычка дворян проводить жизнь «в пирах и в мотовстве». В календаре Фамусова, который он во втором действии читает со своим слугой, запланированы только званые обеды, поминки и крестины. И к своим делам по службе он относится формально. Фамусов подписывает документы не глядя: «А у меня, что дело, что не дело, обычай мой такой, подписано, так с плеч долой».
Осуждению в комедии «Горе от ума» подвергается и привычка московского дворянства устраивать людей на выгодные места службы не по их деловым качествам, а исходя из родственных связей. Фамусов признается: «При мне служащие чужие очень редки: все больше сестрины, свояченицы детки».
В лице Фамусова писателем изображается фамусовское общество в целом. Оно предстает перед читателем как общество людей, преклоняющихся перед чинами и деньгами, яростно отвергающих всё новое.
Самым желанным зятем для себя Фамусов видит полковника Скалозуба, который представлен в комедии как крайне глупый солдафон. Зато он достоин руки Софьи, дочери Фамусова, только потому, что он «и золотой мешок, и метит в генералы». Его звание получено тем же способом, каким добывается любой чин в Москве, – с помощью связей.
Среди представителей фамусовского общества есть и молодой человек, который отлично усвоил, что нужно делать, чтобы быть здесь своим, несмотря на бедность. Он знает, как услужить нужному человеку, как завести новые, нужные знакомства. Таков секретарь Фамусова Молчалин, которого с детства учили «угождать… хозяину, где доведется жить», «начальнику», у которого он будет состоять на службе. Безмолвен и услужлив Молчалин только потому, что пока не имеет высокого чина. Он вынужден «зависеть от других». Такие люди «блаженствуют на свете» и достигают степеней известных.
Особое положение в дворянском обществе того времени занимают женщины. Но не своей хрупкостью и покорностью они заслужили особенное отношение к себе. Женщины фамусовской Москвы очень сильные, властные и влиятельные: «Судьи всему, везде, над ними нет судей…». В этих словах отражена как любовь светских дам к сплетням, так и значение некоторых женщин в свете. Именно мнения княгини Марьи Алексеевны страшится Фамусов. Молчалин рекомендует Чацкому наладить контакт с Татьяной Юрьевной, ведь она имеет много полезных связей: «Чиновные и должностные – все ей друзья и все родные…»
Сплетня для фамусовского общества – не только повседневное времяпрепровождение. В комедии «Горе от ума» это еще и оружие против Чацкого – человека, который имеет смелость обличать пороки московского дворянства. Проблемы, губящие страну, консервативное дворянство не волнуют. Они думают только о том, как защитить свой комфорт. Поэтому-то слух, пущенный Софьей, о том, что Чацкий «не в своем уме» так быстро подхватывается и распространяется, обрастая при этом новыми подробностями. Сумасшедший Чацкий не представляет опасности. А значит пока фамусовскому обществу ничто не угрожает.
Список литературы
- Ищук-Фадеева Н. Комедия о трагедии личности. // Литература. – 1997 г.
- Влащенко В. Уроки по Грибоедову.// Литература.- 1999 г.
- Гладыш И.А., Динесман Т.Т. «Горе от ума»: страницы истории.- М.: Книга, 1971 г.
- Ланщикова А.П. «Горе от ума» как зеркало русской жизни. // Литература в школе.- 1997 г.