Зелёная миля • фильм 💡
«Зелёная миля» – мистическая драма по одноимённому роману Стивена Кинга, вышедшая в 1999 году. Кинокартину высоко оценили не только зрители, но и критики. Режиссёр выводит социальную драму на уровень общечеловеческого гуманистического высказывания. Фрэнк Дарабонт показывает нам, что каждому человеку предстоит пройти свою зелёную милю, переход из жизни в смерть.
Фильм имеет скрытый философский смысл. Зритель пересматривает отношение к людям, совершившим тяжкие преступления, узнаёт, что возможно сохранить достоинство даже в стенах блока смертников. Также в кинокартине поднимаются проблемы расизма, жестокости, смерти, одиночества, несправедливости и равнодушия.
Действие романа разворачивается в федеральной тюрьме штата Луизиана. Главный герой – Пол Эджкомб – работает начальником тюремной охраны в блоке смертников. «Зелёной милей» называли заключительный маршрут преступников перед казнью. Осуждённые шли к электрическому стулу по коридору, пол которого был выкрашен в зелёный цвет.
После появления Джона Коффи в блоке смертников становится ясно: закон не всегда справедлив. Иногда в его жернова попадает невинный человек, и все представления о правомерности наказания рассыпаются на глазах. Желая помочь, Коффи оказался не в том месте, не в то время. Он заплатил за чужие преступления и ошибки.
Добро и зло
Герои фильма представлены абсолютно по-разному. Все они яркие и неповторимые. В «Зелёной миле» режиссёр противопоставляет персонажей. Фрэнк Дарабонт говорит о добре и зле простым языком, иногда – жестоким, иногда – трогательным.
Несомненным представителем добрых начал является Джон Коффи. Знакомство с героем происходит постепенно. Сначала мы видим, что в блок «Е» тюрьмы «Холодная гора» привозят заключённого. Служебный автомобиль проседает от тяжести будущего смертника.
Только через несколько минут зритель видит невероятных, совершенно нечеловеческих размеров темнокожего мужчину. Он – гигант, вид которого пугает. Чтобы добиться такого эффекта, режиссёр использует определённый ракурс и особенности декораций.
Когда Коффи приводят в тюрьму для смертников, все оглядывают его с неподдельным чувством страха. Осуждённый за страшные преступления (зверское изнасилование и убийство двух маленьких девочек) не вызывает ничего, кроме отвращения.
С развитием сюжета становится понятно, что новый заключённый – взрослый ребёнок. Он боится темноты и часто плачет по ночам. Несмотря на свою невероятную силу, огромные мышцы – он безобиден. Джон оказывается добрым, нежным, ранимым и сочувствующим.
Режиссёр Фрэнк Дарабонт как будто говорит нам, что нельзя верить глазам, надо доверять сердцу. Потому что этот чёрный, как ночь, человек оказался источником чудесного света, который преобразил жизнь обитателей «Зелёной мили». Добро нашло путь даже в это ужасное место.
Позже зритель узнаёт, что у Коффи есть дар исцеления. Он избавляет Пола Эджкомба от воспаления мочеполовой системы, излечивает жену начальника тюрьмы от рака, воскрешает маленького мышонка, Мистера Джинглса.
После такого смотрителям достаточно трудно поверить в правдивость обвинения. Особенно проникся историей Джона Пол Эджкомб. Интересно, как после этого меняются ракурсы: Джон всё чаще сидит на кушетке почти на одном уровне с надзирателями. Также стирает разницу между гигантом-заключённым и смотрителями монтаж крупных планов.
Можно заметить, что Джон Коффи – это намёк на Христа. Он тоже может лечить, воскрешать мёртвых, пропускать сквозь себя страдания мира. Режиссёр не превращает Коффи в Исусса. Он вписывает Джона в реальную жизнь и лишь обозначает его христоподобие. Неслучайно инициалы главного героя фильма повторяют инициалы Иисуса Христа (Jesus Christ и John Coffey – J.C.).
Если громадный Джон Коффи – это добро, некое подобие Иисуса Христа, то Перси Уэтмор и Дикий Билл – воплощение зла, Дьявола.
Перси Уэтмор не так давно работает в тюрьме, но он уже успел отвернуть от себя коллег. Гадкому, злому, жестокому и трусливому надзирателю нравятся страдания заключённых. У протеже губернатора явная склонность к насилию и огромное желание унижать других людей. Перси ведёт себя не просто вызывающе, он провоцирует и оскорбляет заключённых. В первый же день он ломает одному из них пальцы. Этот герой напоминает надзирателей из немецких лагерей времён Второй мировой войны.
Садист убивает Мистера Джинглса, мышонка Делакруа. Во время казни Эдуарда Перси специально не мочит губку, накладываемую на голову осуждённого, в результате чего заключённый умирает в страшных мучениях.
Уильям Уортон – это преступник по прозвищу Дикий Билл. Именно он убийца двух девочек, в смерти которых обвинили Джона. Это безумно опасный заключённый, который хочет причинить как можно больше неприятностей, прежде чем его казнят.
Примечательно, что оба эти персонажа в конце фильма получают то, что заслужили. Коффи передал Перси болезнь: сделал из него психически больного. Обезумевший охранник тюрьмы застрелил Уортона. Таким образом Джон покарал людей, которые совершили много зла.
Отзывчивость и равнодушие
Пол Эджкомб, от лица которого ведётся повествование, казнил более семидесяти человек. Главный надзиратель свыкся с ролью палача – ему никого не надо судить, это уже сделало общество. Полу, как и его коллегам, нужно просто казнить – провести заключённых по последней в их жизни миле, усадить на электрический стул и повернуть рубильник.
Зрителю кажется пугающей репетиция смертной казни Арлена Биттербака. Печальный молчаливый индеец вызывает у зрителя жалость. Задача смотрителей – произвести убийство согласно инструкциям. Работникам тюрьмы в такой напряжённый момент даже удаётся шутить.
Если человек искренне раскаивается в своих грехах, он может вернуться в то время, которое было самым счастливым для него, и остаться там навсегда. Может, это и есть рай?
Арлен Биттербак
Несмотря на то, что работники тюрьмы часто видели смерть, они сохранили в своей душе доброту, отзывчивость и понимание.
Пол пытается облегчить участь смертников, помогает им пережить путь к смерти. Так произошло с жестоким преступником Эдуардом Делакруа, который приручил мышонка и научил его делать трюки. Заключённый привязался к грызуну. Делакруа даже дал своему новому другу имя – Мистер Джинглс. Перед казнью он очень переживал о судьбе мышонка. Чтобы успокоить заключённого, Эджкомб придумал историю о том, что Мистер Джинглс после его смерти отправится в прекрасное место – Маусвилль, где он будет выступать на арене цирка.
Товарищи Эджкомба – Брут Хоуэлл, Дин Стэнтон, Гарри Тервиллигер – тоже проявляют отзывчивость и человечность. Зритель видит, как они сердятся на Перси за мучительную смерть Делакруа, за убитого мышонка. По их мнению, преступники заплатили за содеянное сполна.
Ясно, что Арлен Биттербака и Делакруа – жестокие убийцы. Однако в фильме об это ничего не сказано. Здесь мы имеем дело с гуманизацией заключённых. Режиссёр Фрэнк Дарабонт намеренно вызывает у зрителя симпатию к героям, приговорённым к смертной казни. Также в фильме используется интересный приём: тюремщики и надзиратели уравниваются, последние часто показываются из-за решётки.
А знакомство с настоящим чудом, Джоном Коффи, вовсе изменило их сознание и перевернуло представление о ценности и смысле жизни. Это подтверждается их готовностью рискнуть работой (скорее всего, и своей свободой) ради исцеления жены начальника тюрьмы, у которой была неоперабельная опухоль головного мозга. Брут, Дин и Гарри плохо знали эту женщину, но всё равно согласились помочь. Вместе с Полом они тайно отвезли Коффи домой к Холу Мурсу.
Пол Эджкомб понимает, что Коффи не виновен. Он предлагает Джону бежать. Брут, Дин и Гарри были готовы в этом помочь. Но тот отказывается и идёт на казнь. Полу и его товарищам было сложно казнить невинного. Они едва смогли сдержать слёзы.
Расовая дискриминация
В кино и литературе есть множество примеров, как расовая дискриминация приводила к неимоверным людским страданиям. В фильме «Зелёная миля» мы тоже видим страшные проявления расизма в Соединенных Штатах первой половины прошлого века. Фрэнк Дарабонт продемонстрировал несовершенство правоохранительной и предвзятость судебной систем во время Великой депрессии. Режиссёр показал проблемы, без решения которых никакое движение дальше невозможно.
Из-за расизма Джон Коффи не получил ни одного шанса быть оправданным. Единственный, кто проявил участие по отношению к чернокожему – Пол Эджкомб. Мужчина пошёл к адвокату, чтобы разобраться в этом странном деле. Однако адвокат сказал фразу, которая многое объясняет зрителю:
Во многих отношениях хорошая дворняга похожа на негров.
Этот человек должен был защищать Коффи, оказывать квалифицированную юридическую помощь, но он смотрел на него свысока и даже сравнивал Джона с дворнягой.
Тысячи людей в поисках заработка. Даже на такого гиганта, как Коффи, никто не обратит внимания, пока он не убьет пару девочек.
Расовая нетерпимость проявляется и среди заключённых. Парень по прозвищу Дикий Билл всегда называл Джона негром. Однажды он сказал охранникам:
У негров должен быть свой собственный электрический стул, белый человек должен сидеть на электрическом стуле без ниггеров.
Жизнь и смерть
Смерть представляет сложную и до конца не разрешенную загадку для всего человечества. Она поразительна и столь же обыденна, она близка и далека одновременно, её жертвами становятся преступники и невинные, богатые и бедные, здоровые и больные, молодые и старые. Режиссёр фильма говорит, что всем предстоит пройти свою «зелёную милю». Тюремный коридор, так называемая «зелёная миля», не что иное, как человеческая жизнь, со всеми её страданиями.
Фильм также поднимает сложную проблему допустимости смертной казни. Имеем ли мы право определять, достоин другой человек жизни или нет? Можем ли мы, зная о невиновности человека, отправить его на смерть? Пол Эджкомб смог, но потом всю жизнь корил себя за это.
Однако смерть для Джона оказалась милостью. Здесь опять прослеживается параллель с Иисусом. Добровольная мучительная смерть – вот то, что объединяет Коффи и Христа. Однако Иисус в своем акте самопожертвования взял на себя все грехи человечества, а Джон не может вынести боль и жестокую правду, которую он видит благодаря своему дару. Сам он воспринимает свои удивительные способности как проклятье.
Я устал, что все люди жестоки и беспощадны! Я устал от боли, которую я чувствую и слышу в мире каждый день… Это слишком много! Здесь, в голове, как будто осколки стекла. Каждый день!
Джон Коффи
За свою относительно недолгую жизнь Коффи успел увидеть много боли, обид, ненависти и остальных пороков жизни, а половину всего этого он вобрал в себя, чтобы исцелить окружающих. Он больше не мог справиться с такой тяжелой ношей, поэтому согласился со своим ложным приговором.
Перед смертью Джон передал часть своей силы Полу. Зритель видит Эджкомба в доме престарелых в начале и в конце фильма. Ему 108 лет. Теперь он тоже подчинён расписанию и окружён решётками. Пол называет такую жизнь карой. Долголетие лишь увеличило время, которое он провел с воспоминанием о том совершённом грехе – позволил умереть невиновному человеку, не смог его защитить. В этом состоит глубокий психологический драматизм фильма.
Каждый из нас должен умереть, исключений нет. Но, Господи, иногда «Зелёная миля» кажется такой длинной…
постаревший Пол Эджкомб
Страдания главного героя отражаются и на цветовом уровне: в кинокартине много зелёного цвета (одежда, пол в доме престарелых, природа).
Одиночество
Всех персонажей картины объединяет одиночество: каждый из героев одинок по-своему. Коффи не смог найти себе место в огромном мире. Он скитался в полном одиночестве, никогда не слышал доброго слова. Джон никогда не знал ласки, любви. Он был отвергнут всеми.
Я устал, босс… Устал быть в дороге, одинокий, как воробей под дождём… Я устал, что у меня никогда не было друга, с которым можно поговорить о том, куда мы идём, откуда и зачем…
Джон Коффи
Пола Эджкомба никто не осудил, но он судил себя сам. Мужчине пришлось нести груз бренного существования. Он пережил всех своих близких и остался один. В одиночестве его жизнь протекала невыносимо долго, а с грузом вины – ещё дольше. Его зеленая миля кажется нескончаемой.
«Зеленая миля» – это яркий пример картины, в которой нет лишних деталей, действий, событий, героев. Все встречающиеся элементы имеют значение, повествование выстроено в четкой логике причинно-следственных связей. Этот фильм вызывает настоящие, сильные чувства благодаря игре актеров, атмосфере, созданной с помощью теплой цветовой гаммы, замечательного музыкального сопровождения и плавного движения камер. Использование традиционной рамочной конструкции с воспоминаниями, закольцовывание деталей, визуальные параллели, смена темпоритмов и эмоциональные качели способствуют тому, что трёхчасовая картина пролетает незаметно.
Актёры
В фильме понятная система образов:
- плохой надзиратель (Перси) – несколько хороших (Дин, Гарри и Брут) – самый хороший (Пол Эджкомб);
- плохой смертник (Уильям Уортон) – несколько хороших (Арлен Биттербака и Делакруа) – самых хороший (Джон Коффи).
Роль жестокого надзирателя Перси досталась Дагу Хатчисону.
Напарники Пола:
- Брут Хоуэлл – Дэвид Морс;
- Дин Стэнтон – Барри Пеппер;
- Гарри Тервиллигер – Джеффри ДеМанн.
Роль начальника тюремного блока смертников – Пола Эджкомба – сыграл Том Хэнкс.
Сэм Рокуэлл перевоплотился в отрицательного персонажа Дикого Билла, который вызывает у зрителя настоящее отвращение.
Грэм Грин сыграл преступника Арлена Биттербака, а Майкл Джетер – убийцу Эдуарда Делакруа.
Несчастного Джонна Коффи сыграл Майкл Кларк Дункан.