Катерина •
главный герой
💡
![](https://spadilo.ru/wp-content/uploads/2020/12/Катерина-300x195.jpg)
Кадр из ф/с «Гроза». Катерина — актриса Людмила Щербинина
Катерина Кабанова – жена Тихона, живущая вместе с мужем в доме его матери. Это молодая женщина, тяготящаяся жизнью с деспотичной свекровью. Замужество становится для Катерины настоящей «неволей». Она часто вспоминает о своем девичестве, когда жила, «точно птичка на воле».
Описание Катерины Кабановой
Катерина не столько любит своего слабохарактерного мужа, сколько испытывает к нему жалость. Тихон совершенно не оправдал ее ожиданий. Он не может защитить молодую жену от нападок злой матери. Молодая Кабанова очень религиозна. До замужества она «до смерти любила в церковь ходить». Катерина искренно считает грозу «божьей карой». Она всерьез воспринимает глупые пророчества сумасшедшей барыни.
![](https://spadilo.ru/wp-content/uploads/2020/12/с-герасимов-218x300.jpg)
Катерина. Иллюстрация С. Герасимова
В душе Катерины вступают в резкое противоречие ее богобоязненность и любовь к Борису. Женщина считает измену мужу одним из самых страшных грехов. Она всеми силами стремится подавить в себе стремление к свободе и избежать искушения. Катерина признается Варваре, что ей очень тяжело вести эту борьбу: «…хочу себя переломить, да не могу никак».
Смирная и кроткая на первый взгляд Катерина обладает решительным характером. Задолго до своей трагедии она произносит пророческую фразу: «В окно выброшусь, в Волгу кинусь».
Катерина смогла бы найти в себе силы для противостояния соблазну. К роковому решению ее подталкивают Варвара и Тихон. Дочь Кабанихи передает ключ от калитки в сад, а муж отказывается взять с жены «клятву страшную» о сохранении верности. После долгих размышлений Катерина делает свой выбор: «Будь что будет, а я Бориса увижу!». При этом она уже предчувствует свою неизбежную гибель.
Роль Катерины в произведении
Катерина играет главную роль в произведении. Можно согласиться с известной характеристикой этого образа Добролюбова: «луч света в темном царстве». Свободолюбивая женщина совершенно не «вписывается» в невежественное провинциальное общество. Ее измена мужу и самоубийство – протест против многочисленных запретов и ограничений, накладываемых на человека. При этом Катерину нельзя назвать безнравственной и развращенной. Она искренно верит в Бога и опасается его неминуемой кары за преступную любовную связь.
Катерина доведена до полного отчаяния жизнью в «клетке». Любовные отношения с Борисом представляются ей пусть кратковременной, но единственной возможностью вырваться на свободу.
Развитие героя по мере сюжета
![](https://spadilo.ru/wp-content/uploads/2020/12/1933-300x169.jpg)
Кадр из фильма «Гроза». 1933
На протяжении всего произведения можно выделить несколько ключевых сцен, оказавших огромное влияние на судьбу Катерины. Получив от Варвары ключ от калитки, Катерина в ходе тяжелой душевной борьбы принимает решение встреться с любимым. Этот поступок она уже расценивает в качестве преступления. На первом свидании Катерина еще пытается отвести от греха и себя, и Бориса: «Поди прочь, окаянный человек!». В конце концов женщина признает, что не может противостоять искушению: «Нет у меня воли». Если для Бориса начало любовного романа – наивысшее счастье, то Катерина уже предрекает свою гибель: «Нет, мне не жить!»
Главная трагедия Катерины происходит после возвращения Тихона. Она не может, подобно Варваре, спокойно продолжать тайную жизнь: «дрожит вся… бледная такая, мечется по дому». Чистая душа Катерины протестует против любого обмана. Невероятные душевные муки женщина может облегчить лишь чистосердечным признанием: «десять ночей я гуляла…». На последнем свидании Борис лишает Катерину последней надежды на счастье, отказываясь взять ее с собой в Сибирь. Это приводит ее к страшному заключению: «что домой, что в могилу!.. В могиле лучше…»
![](https://spadilo.ru/wp-content/uploads/2020/12/Illustracija-Groza-Ostrovskij-Gerasimov-S-V-Katerina-Varvara-300x201.jpg)
Катерина и Варвара. Иллюстрация С. Герасимова
Отношение Островского к Катерине
Во всех фразах и монологах Катерины явственно проявляется сочувственное отношение автора к несчастной женщине: «За что же ты меня обижаешь?»; «Так ты, Варя, жалеешь меня?»; «Батюшки мои, погибаю я!»; «горька неволя»; «так тяжело, что умереть легче!» и т. д.
Через остальных персонажей пьесы Островский также высказывает свою жалость: «Мать на нее нападает и ты тоже» (Варвара); «Вы ее совсем загубить хотите» (Кудряш); «как тень какая ходит, безответная» (Тихон); «Тяжело тебе, Катя!» (Борис); ее «душа теперь перед судией, который милосерднее вас!» (Кулигин).
Прототипы Катерины
Согласно многочисленным свидетельствам современников, А. Н. Островский написал пьесу «Гроза» специально для своей возлюбленной – Л. П. Никулиной-Косицкой. Эта талантливая актриса Малого театра и послужила главным прототипом для создания образа главной героини произведения. Любовь Павловна Косицкая родилась в семье, находящейся в крепостной зависимости. Ее родители смогли выкупиться на волю, когда девочке было четырнадцать лет. Люба устроилась горничной в купеческую семью, где начала участвовать в постановках домашнего театра. Увлечение определило будущую профессию Косицкой. Она устроилась на работу в Нижегородской театр, а после окончания театрального училища была приглашена в Малый театр.
Любовь Павловна вышла замуж за коллегу – актера Никулина, но очень скоро охладела к нему. Знакомство с Островским и участие в спектаклях по его пьесам привело к возникновению любовного романа. В создании образа Катерины драматург использовал рассказы любимой женщины о своей нелегкой жизни. Особенно его интересовали мечты и переживания будущей актрисы и ее описания купеческого быта. Любовная трагедия Катерины, вероятно, основана на неудачном браке Косицкой.
Экранизации
![](https://spadilo.ru/wp-content/uploads/2020/12/1041551-300x229.jpg)
Кадр из фильма «Гроза». 1933
Впервые знаменитая пьеса А. Н. Островского была экранизирована еще до революции («Гроза», 1912 г.). Роль Катерины Кабановой исполнила ведущая актриса Малого театра В. Н. Пашенная. В 1933 г. была предпринята еще одна попытка воплотить на экране знаменитый образ. На главную роль в фильме «Гроза» была приглашена известная артистка МХАТа А. К. Тарасова, к тому времени уже снявшаяся в нескольких картинах. Самой последней экранизацией произведения стал фильм-спектакль «Гроза» 1977 г., в котором главную женскую роль сыграла актриса Малого театра Л. Н. Щербинина. Критики и зрители очень высоко оценили ее игру. Многие считают роль Катерины одной из лучших, эталонных работ Щербининой.
Для закрепления материала посмотрите наше иллюстрированное видео:
Список литературы
- Все герои произведений русской литературы: Школьная программа: Словарь-справочник. – М.: Олимп, 2002.
- Стахорский С.В. Энциклопедия литературных героев М.: Аграф, 1997.
- Анастасьев, А. «Гроза» Островского / А. Анастасьев. — М.: Художественная литература. Москва, 2008.
- Ревякин, А. «Гроза» А. Н. Островского / А. Ревякин. — М.: Учпедгиз, 2013.
- Ревякин, А. И. «Гроза» А. Н. Островского: Пособие для учителей / А.И. Ревякин. — М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 2005. «Гроза» А.Н.Островского // Литература в школе. 1984.
- А.И. Журавлева. «Гроза» А.Н.Островского // Анализ драматического произведения. Л., 1988.