Глагол как часть речи. Личные окончания глаголов. 5 класс • теория

Глагол — это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопрос что делать (что сделать?): играть, петь, летать, читать. Глаголы стоят на втором месте после существительных по частотности использования их в устной и письменной речи. Действия, выражающиеся с помощью глаголов, могут быть связаны с жизнью человека и с окружающей его средой.

Мальчик прыгает. Соловей поет. Ученик напишет. Ветер налетит.

Грамматические признаки глагола

  • Виды глагола;
  • Время;
  • Спряжение;
  • Переходность;
  • Возвратность;
  • Наклонение;
  • Лицо;
  • Род;
  • Число.

Виды глагола

Вид глагола указывает на то, как действие протекает во времени. В русском языке глаголы делятся на два вида: совершенный и несовершенный. Для того чтобы определить вид глагола, необходимо определить на какой вопрос этот глагол отвечает. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопросы Что делать? Что делал? Что делает? Что будет делать? А глаголы совершенного вида отвечают на вопросы Что сделать? Что сделал? Что сделает?

Глаголы совершенного вида обозначают завершенное действие: решил, влюбился, построил, уехал, забыл. Данный вид глагола может употребляться только в двух временных формах: прошедшее и будущее. Примеры:  поговорили, поговорят.

Глаголы несовершенного вида обозначают незавершенное, продолжающееся действие: идти, думать, чувствовать, надеяться, любит. Данный вид глагола может употребляться в трех временных формах: прошедшее, настоящее и будущее. Примеры: любил, люблю, буду любить.

Образование совершенного вида

Глаголы совершенного вида образуются от глаголов несовершенного вида следующими способами:

  • Прибавление приставки: думать – надумать, писать – написать.
  • Отбрасывание суффикса: спасать – спасти, одевать – одеть.
  • Замена суффикса: решать – решить, разглядывать – разглядеть.
  • Замена суффикса и чередование в корне: умирать – умереть, прощать – простить.

Видовые пары глаголов

Некоторые глаголы могут иметь совершенный и несовершенный вид. Два вида такого глагола образуют видовую пару: думать – подумать, писать – написать.

Видовые пары могут обозначать одно и то же действие, но иметь разные основы: класть – положить, брать – взять, говорить – сказать.

Некоторые видовые пары отличаются друг от друга только ударением: засыпать – засыпать, отрезать – отрезать.

Также существуют двувидовые глаголы, которые могут быть как совершенного, так и несовершенного вида в зависимости от предложения, в котором они употребляются:

Отец решил женить сына в ближайшее время.

Он не торопился женить единственного сына.

Двувидовые глаголы: женить, казнить, ночевать, овладевать, ранить, телеграфировать и др.

Времена глагола

В русском языке существует три времени глагола:

  • Прошедшее;
  • Настоящее;
  • Будущее.

В каком времени употребляется глагол – зависит от его вида. Глаголы несовершенного вида имеют формы всех трех времен, а глаголы совершенного вида – только две: прошедшее и будущее время.

Прошедшее время глагола указывает на то, что действие уже произошло, было совершено до момента речи. Глаголы прошедшего времени отвечают на вопросы Что делал? Что сделал? Примеры: мама (что сделала?) приготовила ужин, она (что делала?) читала перед сном.

В прошедшем времени глаголы изменяются по родам(в единственном числе) и числам. Род глагола определяется по его окончанию. В большинстве глаголов прошедшего времени употребляется суффикс -Л-.

Настоящее время глагола указывает на то, что действие совершается в момент речи. Глаголы настоящего времени отвечают на вопросы Что делает? Что делают? Примеры: она сейчас (что делает?) рисует, дети (что делают?) играют во дворе.

Также настоящее время глагола может обозначать постоянное действие, несвязанное со временем его обсуждения: они всегда едят в одно и то же время, люди спят по ночам.

Глаголы настоящего времени изменяются по лицам и числам.

Будущее время глагола указывает на то, что действие еще не произошло, а только будет происходить после момента речи. Глаголы будущего времени отвечают на вопросы Что будет делать? Что сделает? Примеры: на выходных она (что будет делать?) будет отдыхыть, завтра он (что сделает?) пойдет в школу.

Будущее время глагола бывает простое и сложное:

  • Простое будущее время образованно глаголами совершенного вида: он ответит, мы пойдем, она забудет. Простое будущее время обозначает, что действие будет закончено.
  • Сложное будущее время образованно глаголами несовершенного вида и состоит из двух слов: глагола быть, стоящего в будущем времени, и инфинитива: я буду учиться, мама будет работать, мы будем надеяться. Сложное будущее время обозначает, что действие будет происходить.

Глаголы будущего времени изменяются по лицам и числам.

Спряжение глаголов

Спряжение глагола – это изменение глагола по лицам и числам в настоящем и будущем времени. В прошедшем времени глаголы не спрягаются.

В русском языке у глагола существует два типа спряжения: первое и второе. Спряжение глаголов определяется двумя способами: по ударным личным окончаниям глаголов настоящего времени или по суффиксу инфинитива.

Личные окончания глаголов по спряжениям:

I спряжение: -у (-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют);

II спряжение: -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -aт (-ят).

Если окончание глагола безударное, необходимо поставить глагол в форму инфинитива (неопределенная форма) и определить спряжение по суффиксу инфинитива.

I спряжение:

  • Все глаголы, оканчивающиеся в неопределенной форме на -еть, кроме исключений, относящихся ко II спряжению (видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, смотреть, вертеть);
  • Все глаголы, оканчивающиеся в неопределенной форме на -ать, кроме исключений, относящихся ко II спряжению (дышать, слышать, гнать, держаться).
  • Все глаголы, оканчивающиеся в неопределенной форме на -оть, -ёть, -уть, -ють, -ыть.
  • Три глагола исключения на -ить: брить, стелить, зиждиться.

II спряжение:

  • Все глаголы, оканчивающиеся в неопределенной форме на –ить, кроме трех глаголов исключений, относящихся к I спряжению (брить, стелить, зиждиться).
  • Семь глаголов исключений: видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, смотреть, вертеть.
  • Четыре глагола исключения на —ать: дышать, слышать, гнать, держаться.

Особое место занимают разноспрягаемые глаголы: хотеть, чтить, бежать и их производные формы. Разноспрягаемые глаголы не относятся ни к первому, ни ко второму спряжению. При спряжении они имеют окончания двух типов спряжения.

Для облегчения запоминания исключений были придуманы различные стихотворения. Вот одно из них:

Чтоб учиться всем на 5,

Нам спряженье надо знать.

А особенно второе,

Исключений много в нем:

На уроке надо слышать,

На доске что пишут, видеть,

На учителя смотреть,

Головою не вертеть,

Не дышать, терпеть, держаться

На девочек не обижаться,

И товарища не гнать,

Лень и слабость ненавидеть

И от двоек не зависеть.

Образец рассуждения: пилить – II спр. (на – ить); смотреть – II спр.  (искл); гнать – II спр.(искл).

Переходные и непереходные глаголы

Грамматическая категория переходности – это постоянный признак глагола.

Переходность – это способность глагола обозначать то, что действие переходит на объект (предмет, лицо, животное и пр.). Переходные глаголы обозначают отношение или действие, направленное и переходящее на определенный объект (предмет, лицо).

Переходные глаголы управляют беспредложной формой имени существительного в винительном падеже (прямым дополнением) или местоимением:

— испытывать (что?) недовольство;

— нести (что?) рюкзак;

— увидеть (кого?) её.

Также переходные глаголы могут управлять именем существительным в родительном падеже, если глагол находится в отрицательной форме или обозначает часть целого:

— не читать (чего?) книг;

— не слушать (чего?) сплетен;

— не получить (чего?) благодарности;

— поешьте (чего?) супа;

— выпил (чего?) воды;

Переходные глаголы образуют страдательные причастия прошедшего времени, которые обозначают признак предмета, на который направлено действие со стороны другого предмета: разбросать – разбросанные ветром листья, покинуть – покинутый семьей дом.

Непереходные глаголы обозначают действие, которое НЕ направлено ни на какой объект. Как правило, они не сочетаются с именами существительными или местоимениями в винительном падеже без предлогов.

Примеры:

— радоваться (чему?) новому дню;

— верить (во что?) в справедливость;

— сочувствовать (кому?) ему.

В русском языке все возвратные глаголы являются непереходными.

Алгоритм определения переходности/непереходности глагола

  1. Найти в предложении глагол;
  2. Определить есть ли при нем дополнение. Если нет – это непереходный глагол;
  3. Определить падеж дополнения. Если не В.п. (в некоторых случаях Р.п.) – это непереходный глагол;
  4. Установить, есть ли предлог. Если есть – это переходный глагол, нет – непереходный.

Наклонение глаголов

Наклонение – это грамматический признак спрягаемых глаголов, который выражает реальное или возможное действие, а также просьбу выполнить действие.

Формы наклонений выражают отношение ситуации к действительности: реальное ли действие, которое происходит в данный момент времени, или не реальное, т.е. желаемое или возможное при определенных условиях.

В русском языке выделяют три наклонения:

  • Изъявительное;
  • Повелительное;
  • Условное.

Изъявительное наклонение

В форме изъявительного наклонения глаголы обозначают действие, которое совершается, уже совершилось или будет происходить. Это действие является фактом действительности. Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам:

— настоящее время: рисую, пишешь, читаем;

— прошедшее время: рисовал, писал, читали;

— будущее время: нарисую, напишешь, будете читать.

Повелительное наклонение

Глаголы в форме повелительного наклонения обозначают просьбу, приказ, пожелание или побуждение к действию.

В повелительном наклонении глаголы чаще всего имеют форму 2 лица единственного или множественного числа: ты (что сделай?) принеси, ты (что делай?) убирай, вы (что делайте?) садитесь, вы (что сделайте?) обоснуйте.

Форма единственного числа повелительного наклонения образуется при помощи суффикса -и- или нулевого суффикса: смотри, принеси, отправь, приготовь. Форма множественного числа образовывается при помощи постфикса -те: приготовьте, смотрите, уйдите, сядьте.

Сложные формы глаголов повелительного наклонения образуются при помощи частиц да, давай, давайте, пусть, пускайте:

Да здравствует мир!

Давайте делать это вместе.

Пусть радуется каждый.

Пускай у него все получится.

Возвратные глаголы в повелительном наклонении оканчиваются на -ся/-сь: садиться – садитесь, возвращаться – вернитесь.

Глаголы в повелительном наклонении не изменяются по временам.

Условное наклонение

В форме условного наклонения глагол обозначает действие, которое возможно при определенных условиях. Форма условного наклонения образуется путем присоединения частицы «бы» к глаголу в форме прошедшего времени: читал – читал бы; рисовала – рисовала бы;

Глаголы в форме условного наклонения изменяются по родам и числам так же, как и глаголы прошедшего времени. Однако у этой формы глаголов нет грамматической категории лица и времени.

Примеры:

Я бы спел, если бы у меня был голос;

Я стояла бы так и дальше, но неожиданно приехал автобус;

Мама похвалила бы своего сына.

Неопределенная форма глагола

Неопределенная форма глагола (инфинитив) – это неизменяемая форма глагола, которая называет действие в независимости от того, когда, как и кем это действие осуществляется и отвечает на вопросы Что делать? Что сделать? У неопределенной формы глагола нельзя определить число, род и время: любить, учить, думать.

Неопределенная форма глагола является начальной формой глагола. Эта форма получила название инфинитива, потому что в переводе с латыни infinitivus – неопределенный.

Глаголы в неопределенной форме имеют суффиксы —ТЬ— и —ТИ-. Суффикс -ТЬ- употребляется, если перед ним в слове находится гласный звук, который тоже является суффиксом: говорить, молчать, бежать. Суффикс —ТИ— употребляется, если перед ним в слове находится согласный звук, который является частью корня: найти, нести, везти.

В предложении глаголы в неопределенной форме выступают в роли сказуемого, части составного сказуемого, подлежащего, и в редких случаях могут быть определениями, дополнениями и обстоятельствами.

Правописание ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах

В правописании глаголов, часто возникают трудности с постановкой мягкого знака: ТСЯ или ТЬСЯ. Для того чтобы понять, пишется ли мягкий знак в окончании глагола, необходимо просто задать вопрос к этому глаголу. Если глагол отвечает на вопросы Что делать? Что сделать?, значит это неопределенная форма глагола, в которой пишется ТЬСЯ.

Примеры:

На улице стали (что делать?) появляться первые пешеходы.

Она решила (что сделать?) научиться играть на фортепиано.  

Если же глагол не находится в неопределенной форме, и отвечает на вопросы Что делает? Что сделает? – пишется ТСЯ. Мягкий знак не ставится в окончании глагола, находящегося в форме третьего лица.

Примеры:

Она всегда (что делает?) боится предстоящих экзаменов.

С деревьев скоро (что сделают?) сорвутся последние листья.

Личные и безличные глаголы

Личные и безличные глаголы – это глаголы, которые отличаются наличием или отсутствием категории лица.

Личные глаголы в русском языке обозначают действие, которое выполняет предмет или лицо, выраженные одушевленными или неодушевленными именами существительными: я расскажу, девочка плачет, снег идёт.

Все личные глаголы имеют категорию лица и изменяются по лицам и числам в формах настоящего и будущего времени изъявительного наклонения. Кроме того, личные глаголы всегда имеют окончания и согласуются с местоимениями «я», «мы», «ты», «вы», «он», «она», «оно», «они».

Безличные глаголы в русском языке обозначают действия или состояния, которые протекают сами по себе и не производятся каким-либо лицом или предметом. Такие глаголы не соотносятся с действующим лицом ни грамматически, ни по смыслу. В предложении они не могут сочетаться с подлежащим в форме именительного падежа. У безличных глаголов нет категории лица, поэтому они и получили название «безличные».

Безличные глаголы не изменяются по лицам, родам и числам. Они не образуют причастий, деепричастий и форм повелительного наклонения глаголов.

Примеры:

Скоро будет смеркаться.

Поскорее бы уже рассвело.

Вчера приморозило.

Как дует из-под двери.

Здесь явно стало холодать.

Под звездным небом у костра хорошо поется.

Безличные глаголы выражают:

  1. Состояние человека, которое не зависит от его воли:
  • Знобит
  • Лихорадит
  • Нездоровиться
  1. Состояние природы, действие стихий:
  • Рассветает
  • Смеркается
  • Вечереет
  • Морозит
  • Подмораживает
  • Снежит
  • Дождит
  1. Возможность, предположение, необходимость:
  • Кажется
  • Хочется
  • Следует
  • Подобает
  • Надлежит
  • Хватает

Если безличный глагол совпадает с формой личного глагола – его можно отличить по характерным признакам:

— безличный глагол обозначает действие, которое совершается само по себе и не связано по смыслу ни с лицом, ни с предметом;

— безличный глагол не сочетается с существительным в форме именительного падежа;

— безличный глагол выполняет роль сказуемого в односоставном безличном предложении.

Правописание безударных личных окончаний глагола

Личная форма глагола – это форма, в которой глагол изменяется по лицам. Лицо можно определить по окончанию глагола, которое называется личным.

В русском языке существует три формы лица глагола:

  • Первое лицо: я говорю – мы говорим;
  • Второе лицо: ты говоришь – вы говорите;
  • Третье лицо: он, она, оно говорит, они говорят.

Личные окончания глагола – это окончания спрягаемых форм глагола, отражающие лицо и число глагола.

Личные окончания глаголов могут быть ударными и безударными. Ударные не требуют проверки, в них сразу слышится гласная, которую необходимо писать.

Для того чтобы определить, какую гласную нужно писать в безударном личном окончании глагола, необходимо поставить глагол в неопределенную форму и определить его спряжение. Именно от спряжения зависит правописание безударного личного окончания глагола.

Число Лицо Окончания
1 спряжение 2 спряжение
Единственное 1-е: Я -у (-ю) -у (-ю)
2-е: Ты -ешь (-ёшь) -ишь
3-е: Он, Она, Оно -ет (-ёт) -ит
Множественное 1-е: Мы -ем (-ём) -им
2-е: Вы -ете (-ёте) -ите
3-е: Они -ут (-ют) -ат (-ят)

Разноспрягаемые глаголы спрягаются частично по первому, частично – по второму спряжению:

1 лицохочу, хотим, бегу, бежим;

2 лицохочешь, хотите, бежишь, бежите;

3 лицохочет, хотят, бежит, бегут.

Текст: Екатерина Лохова, 8.7k 👀

Все упражнения 👇

Аббревиатуры и сложносокращённые слова 6 классАнализ текста 10-11 классВиды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. 8 классВыразительные средства русского языка 11 классГлавные и второстепенные члены предложения. 8 классГлагол как часть речи. Личные окончания глаголов. 5 классГрафика. Орфография. 5 классДвусоставные и односоставные предложения. 8 классДеепричастие как часть речи 7 классЗнаки препинания в бессоюзном сложном предложении 9 классЗнаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью 9 классЗнаки препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом предложении 9 классЗнаки препинания при обособленных членах предложения 8 классЗнаки препинания при однородных членах. 8 классЗнаки препинания при сравнительных оборотах и уточнениях. 8 классИ/Ы, А/Я, У/Ю, О/Е (Ё) после шипящих и Ц. 5 классИмя прилагательное как часть речи 5-6 классИмя существительное как часть речи 5 классИмя числительное как часть речи 6 классИтоговое собеседование 2021Категория состояния как часть речи 7 классЛексика и фразеология. Фразеологизмы. 5 классЛексикография. Словари. Этимология слов 5 — 6 классМеждометие как часть речи 7 классМестоимение как часть речи 6 классМорфемика и словообразование. Части слова. 5 классМорфемный и словообразовательный разбор слова 5 классМорфологический разбор слова. Морфология и орфография.Наречие как часть речи 7 классНЕ с глаголами 5 классОбращения, вводные слова и вставные конструкции. Знаки препинания при них. 8 классОднородные и обособленные члены предложения. 8 классОрфоэпия. 5 классОсложнённое простое предложение. 8 классПериод. Знаки препинания в периоде. Трудные случаи пунктуации и синтаксиса. 11 классПравила переноса слов. 5 классПравила постановки двоеточия. 8-9 классПравописание гласных и согласных в приставках. 5, 10 классПравописание корней. 5, 10 классПравописание Н и НН. 6, 7 классПравописание НЕ и НИ.7 классПравописание окончаний. Суффиксы причастий и деепричастий. 7 классПравописание предлогов, союзов и частиц. 7 классПравописание приставок. 5 классПравописание словарных слов. 5, 10 классПравописание суффиксов. 5, 6, 10 классПричастие как часть речи 7 классПростое и сложное предложения. 9 классПрямая речь, диалог, цитирование. Знаки препинания. 9 классПунктуационный анализ предложения. 8 классПунктуация. Знаки препинания: завершения, разделения, выделения. 8 классРабочая программа по русскому языку 10 классРабочая программа по русскому языку 5 классРабочая программа по русскому языку 6 классРабочая программа по русскому языку 7 классРабочая программа по русскому языку 8 классРабочая программа по русскому языку 9 классРаспространённые и нераспространённые, полные и неполные предложения. 8 классСамостоятельные части речи 7 классСинтаксис. Словосочетание и предложение. 8 классСинтаксический анализ словосочетания и предложения. 8 классСклонение имен существительных. Таблица окончаний по падежам. 5 классСлитное и раздельное написание НЕ. 7 классСлитное, дефисное, раздельное написание слов. 5-7 классыСлужебные части речи: предлоги, союзы, частицы. 7 классСпособы передачи чужой речи и знаки препинания при них. 8 классСредства связи предложений в тексте. 11 классСтили речи. 5-11 классТекст как речевое произведение. 5-11 классТире в простом и сложном предложениях. 8-9 классТире между подлежащим и сказуемым. 8 классУпотребление твёрдого и мягкого знаков. 5 классФонетический анализ слова. Звуки и буквы. 5 классФункционально-смысловые типы речи. 5-11 классЧередование звуков. Беглые гласные. 5 классЯзыковые нормы. 10-11 класс