👀 280 |

Глагол как часть речи. Личные окончания глаголов.

Определение

Глаголы обозначают действие предмета, отвечают на вопрос что делать (что сделать?): играть, петь, летать, читать. Они стоят на втором месте после существительных по частотности использования их в устной и письменной речи. Действия, выражающиеся с помощью глаголов, могут быть связаны с жизнью человека и с окружающей его средой.

Мальчик прыгает. Соловей поет. Ученик напишет. Ветер налетит.

Признаки глаголов

Совершенный (что сделать?) и несовершенный (что делать?) виды показывают завершенность или незавершенность действия. Например, играл (несовершенный вид, действие не завершено), выиграл (совершенный вид, действие завершено).

Глаголы изменяются по временам: автомобиль едет (настоящее время), будет ехать (будущее время), ехал (прошедшее время).

В прошедшем времени глаголы изменяются по родам и числам, а в настоящем и будущем времени — по лицам и числам, то есть спрягаются: подожду, подождешь, подождет, подождем, подождете, подождут.

Глагол как часть речи

Спряжение глаголов

Глагольные флексии 1-ого, 2-ого, 3-его лица зависят от спряжения. Его мы определяем

  • по окончанию, если оно ударное;
  • по инфинитиву, если на флексию не падает ударение.

Если глагол оканчивается на – ить, кроме брить, стелить, то это II спряжение, не на — ить – I спряжение.

А все исключения собраны в этом стихотворении:

Чтоб учиться всем на 5,

Нам спряженье надо знать.

А особенно второе,

Исключений много в нем:

На уроке надо слышать,

На доске что пишут, видеть,

На учителя смотреть,

Головою не вертеть,

Не дышать, терпеть, держаться

На девочек не обижаться,

И товарища не гнать,

Лень и слабость ненавидеть

И от двоек не зависеть.

Образец рассуждения: пилить – II спр. (на – ить); смотреть – II спр.  (искл); гнать – II спр.(искл).

Личные окончания глаголов

I спряжениеII спряжение
Ед.ч.Мн.ч.Ед.ч.Мн.ч.
1 лицо (я)рисуюрисуемвижувидим
2 лицо (ты)рисуешьрисуетевидишьвидите
3 лицо (он)рисуетрисуютвидитвидят

Перед нами словосочетания, где в окончаниях пропущены гласные. Давайте представим, что это жители городов Первоспряженск и Второспряженск. Они заблудились, и нам нужно их развести по своим городам. Иначе быть беде.

Бор_тся за чистоту воздуха, закле_т конверт, ве_т ветер, колыш_тся тростник, стро_т школу, волну_тся море, руб_т лес, перелива_тся на солнце.

Образец рассуждения: бор_тся – ударение не падает на флексию, значит, ставим глагол в инфинитив – бороться. Оканчивается на –оть, значит, относится к I спряжению. Пишем в 3-ем лице – ет.

Образец выполнения: Борется (I спр., 3 л.) за чистоту воздуха, заклеит конверт (II спр., 3 л.), веет ветер (I спр., 3 л.), колышется тростник (I спр., 3 л.), строит школу (II спр., 3 л.), волнуется море (I спр., 3 л.), рубит лес(II спр., 3 л.), переливается на солнце (I спр., 3 л.).


Татьяна Сергеевна | 📄 Скачать PDF |

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *