Глагол как часть речи. Личные окончания глаголов.
Глаголы обозначают действие предмета, отвечают на вопрос что делать (что сделать?): играть, петь, летать, читать. Они стоят на втором месте после существительных по частотности использования их в устной и письменной речи. Действия, выражающиеся с помощью глаголов, могут быть связаны с жизнью человека и с окружающей его средой.
Мальчик прыгает. Соловей поет. Ученик напишет. Ветер налетит.
Признаки глаголов
Совершенный (что сделать?) и несовершенный (что делать?) виды показывают завершенность или незавершенность действия. Например, играл (несовершенный вид, действие не завершено), выиграл (совершенный вид, действие завершено).
Глаголы изменяются по временам: автомобиль едет (настоящее время), будет ехать (будущее время), ехал (прошедшее время).
В прошедшем времени глаголы изменяются по родам и числам, а в настоящем и будущем времени — по лицам и числам, то есть спрягаются: подожду, подождешь, подождет, подождем, подождете, подождут.

Спряжение глаголов
Глагольные флексии 1-ого, 2-ого, 3-его лица зависят от спряжения. Его мы определяем
- по окончанию, если оно ударное;
- по инфинитиву, если на флексию не падает ударение.
Если глагол оканчивается на – ить, кроме брить, стелить, то это II спряжение, не на — ить – I спряжение.
А все исключения собраны в этом стихотворении:
Чтоб учиться всем на 5,
Нам спряженье надо знать.
А особенно второе,
Исключений много в нем:
На уроке надо слышать,
На доске что пишут, видеть,
На учителя смотреть,
Головою не вертеть,
Не дышать, терпеть, держаться
На девочек не обижаться,
И товарища не гнать,
Лень и слабость ненавидеть
И от двоек не зависеть.
Образец рассуждения: пилить – II спр. (на – ить); смотреть – II спр. (искл); гнать – II спр.(искл).
Личные окончания глаголов
I спряжение | II спряжение | |||
Ед.ч. | Мн.ч. | Ед.ч. | Мн.ч. | |
1 лицо (я) | рисую | рисуем | вижу | видим |
2 лицо (ты) | рисуешь | рисуете | видишь | видите |
3 лицо (он) | рисует | рисуют | видит | видят |
Перед нами словосочетания, где в окончаниях пропущены гласные. Давайте представим, что это жители городов Первоспряженск и Второспряженск. Они заблудились, и нам нужно их развести по своим городам. Иначе быть беде.
Бор_тся за чистоту воздуха, закле_т конверт, ве_т ветер, колыш_тся тростник, стро_т школу, волну_тся море, руб_т лес, перелива_тся на солнце.
Образец рассуждения: бор_тся – ударение не падает на флексию, значит, ставим глагол в инфинитив – бороться. Оканчивается на –оть, значит, относится к I спряжению. Пишем в 3-ем лице – ет.
Образец выполнения: Борется (I спр., 3 л.) за чистоту воздуха, заклеит конверт (II спр., 3 л.), веет ветер (I спр., 3 л.), колышется тростник (I спр., 3 л.), строит школу (II спр., 3 л.), волнуется море (I спр., 3 л.), рубит лес(II спр., 3 л.), переливается на солнце (I спр., 3 л.).
Татьяна Сергеевна | 📄 Скачать PDF | Просмотров: 438 | Оценить: