Главные и второстепенные члены предложения. 8 класс • теория

Главные члены предложения

Члены предложения — это слова, которые входят в состав предложения. Они делятся на главные и второстепенные.

Важно!

К главным членам предложения относятся подлежащее и сказуемое. Они связаны друг с другом по смыслу и грамматически. В предложении могут присутствовать как оба этих члена, так и только один из них.

Подлежащее

Подлежащее – главный член предложения, называющий то, о чём говорится в предложении. Отвечает на вопросы Кто? Что?

Подлежащее может быть выражено:

  1. именной частью речи (Встреча не состоялась)
  2. местоимением в именительном падеже (Он обещает)
  3. неопределённой формой глагола (Курить – здоровью вредить)
  4. цельными словосочетаниями (Брат с сестрой не поделили игрушки).

На письме выделяется одной чертой.

Сказуемое

Сказуемое – главный член предложения, который относится к подлежащему и уточняет, что о нём говорится. Чаще всего отвечает на вопросы глагола что делает? что делать? что сделают? и т.д. Сказуемое бывает простым глагольным, составным глагольным и составным именным. На письме выделяется двумя чертами.

Тип

Характеристика

Примеры
Простое глагольное сказуемое Выражено глаголом в форме одного из наклонений Зима наступила.

Работай быстрее!

Я пришёл бы, но не смог.

Птицы будут петь.

Составное глагольное сказуемое Состоит из вспомогательного глагола, обозначающего начало, продолжение, конец действия или его возможность, и неопределённой формы глагола Ты начал злиться.

Мы собирались путешествовать.

Учительница продолжила рассказывать.

Составное именное сказуемое Состоит из глагола-связки (глаголы движения, состояния) и именной части, выраженной существительным, прилагательным, числительным, причастием. Глагол-связка может опускаться Моя мама – волшебница.

Дважды два – четыре.

Они были уставшие.

Ночь тиха.

Второстепенные члены предложения

Второстепенными членами предложения называются те, которые поясняют остальные члены предложения и связаны с ними подчинительной связью. По наличию второстепенных членов предложения делятся на распространённые и нераспространённые. Те предложения, где есть второстепенные члены, являются распространёнными, а те, где их нет — нераспространёнными. К второстепенным членам предложения относятся определение, приложение, дополнение и обстоятельство.

Определение

Определение обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? который? чей? На письме выделяется волнистой линией.

Определения бывают согласованными и несогласованными. Первый тип определений согласуется с главным словом в роде, числе, падеже и может выражаться прилагательным, причастием, местоимением и порядковым числительным: контрольная работа, незажившие раны, твоя ошибка, первое правило. Несогласованные определения выражаются иными частями речи, часто стоят после определяемого слова и связываются по способу управления или привыкания: фотография мамы, платье из шёлка, брюки в обтяжку.

Приложение

Приложение – это определение, выраженное существительным. Часто оно обозначает национальность, профессию, родственные отношения, качества, имена собственные: мужчина-француз, тётя Зина, девочка-непоседа. Приложения также могут быть согласованными (студент-китаец) или несогласованными (журнал «Тошка»). Во втором случае при изменении определяемого слова само приложение не меняется: роман «Война и мир», роману «Война и мир». Из двух слов – нарицательного и собственного – приложением будет:

  1. нарицательное, если собственное обозначает лицо (лейтенант Попов)
  2. собственное, если оно обозначает предмет (река Волга).

Дополнение

Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей (всех, кроме именительного) и выражается при помощи связи управления или примыкания: люблю готовить, смотреть на фотографии, пристал к нему. На письме обозначается пунктиром. Дополнение бывает прямым и косвенным.

Прямое дополнение означает предмет, на который направлено действие, и выражается формой винительного падежа без предлога при переходных глаголах: вижу талант, покупает куклу. В редких случаях оно выражается формой родительного падежа без предлога:

  1. при переходном глаголе есть частица не (не знаю новостей)
  2. действие переходного глагола направлено только на часть предмета (выпил молока)
  3. после слов жалко, жаль, прибавилось, накопилось (жаль прошлого, прибавилось работы).

К косвенному дополнению относятся все остальные: горжусь дочерью, влюбиться в природу.

Обстоятельство

Обстоятельство обозначают причину, цель, место, время, признак действия и отвечает на вопросы где? куда? откуда? как? когда? зачем? почему? Может выражаться различными частями речи (чаще всего существительным с предлогом либо наречием) через связь управления и примыкания. На письме подчёркивается точкой-тире.

Разряд Примеры
Место посмотрел (куда?) вдаль, колоть (где?) на дворе
Время ездим (когда?) летом, любит (с каких пор?) с детства
Образ действия поступила (как?) мудро
Цель зашёл (зачем?) забрать
Причина ударили (почему?) нечаянно
Мера покормить (сколько?) дважды
Степень упрямый (в какой степени?) слишком
Текст: Екатерина Лохова, 8.6k 👀

Все упражнения 👇

Аббревиатуры и сложносокращённые слова 6 классАнализ текста 10-11 классВиды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. 8 классВыразительные средства русского языка 11 классГлавные и второстепенные члены предложения. 8 классГлагол как часть речи. Личные окончания глаголов. 5 классГрафика. Орфография. 5 классДвусоставные и односоставные предложения. 8 классДеепричастие как часть речи 7 классЗнаки препинания в бессоюзном сложном предложении 9 классЗнаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью 9 классЗнаки препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом предложении 9 классЗнаки препинания при обособленных членах предложения 8 классЗнаки препинания при однородных членах. 8 классЗнаки препинания при сравнительных оборотах и уточнениях. 8 классИ/Ы, А/Я, У/Ю, О/Е (Ё) после шипящих и Ц. 5 классИмя прилагательное как часть речи 5-6 классИмя существительное как часть речи 5 классИмя числительное как часть речи 6 классИтоговое собеседование 2021Категория состояния как часть речи 7 классЛексика и фразеология. Фразеологизмы. 5 классЛексикография. Словари. Этимология слов 5 — 6 классМеждометие как часть речи 7 классМестоимение как часть речи 6 классМорфемика и словообразование. Части слова. 5 классМорфемный и словообразовательный разбор слова 5 классМорфологический разбор слова. Морфология и орфография.Наречие как часть речи 7 классНЕ с глаголами 5 классОбращения, вводные слова и вставные конструкции. Знаки препинания при них. 8 классОднородные и обособленные члены предложения. 8 классОрфоэпия. 5 классОсложнённое простое предложение. 8 классПериод. Знаки препинания в периоде. Трудные случаи пунктуации и синтаксиса. 11 классПравила переноса слов. 5 классПравила постановки двоеточия. 8-9 классПравописание гласных и согласных в приставках. 5, 10 классПравописание корней. 5, 10 классПравописание Н и НН. 6, 7 классПравописание НЕ и НИ.7 классПравописание окончаний. Суффиксы причастий и деепричастий. 7 классПравописание предлогов, союзов и частиц. 7 классПравописание приставок. 5 классПравописание словарных слов. 5, 10 классПравописание суффиксов. 5, 6, 10 классПричастие как часть речи 7 классПростое и сложное предложения. 9 классПрямая речь, диалог, цитирование. Знаки препинания. 9 классПунктуационный анализ предложения. 8 классПунктуация. Знаки препинания: завершения, разделения, выделения. 8 классРабочая программа по русскому языку 10 классРабочая программа по русскому языку 5 классРабочая программа по русскому языку 6 классРабочая программа по русскому языку 7 классРабочая программа по русскому языку 8 классРабочая программа по русскому языку 9 классРаспространённые и нераспространённые, полные и неполные предложения. 8 классСамостоятельные части речи 7 классСинтаксис. Словосочетание и предложение. 8 классСинтаксический анализ словосочетания и предложения. 8 классСклонение имен существительных. Таблица окончаний по падежам. 5 классСлитное и раздельное написание НЕ. 7 классСлитное, дефисное, раздельное написание слов. 5-7 классыСлужебные части речи: предлоги, союзы, частицы. 7 классСпособы передачи чужой речи и знаки препинания при них. 8 классСредства связи предложений в тексте. 11 классСтили речи. 5-11 классТекст как речевое произведение. 5-11 классТире в простом и сложном предложениях. 8-9 классТире между подлежащим и сказуемым. 8 классУпотребление твёрдого и мягкого знаков. 5 классФонетический анализ слова. Звуки и буквы. 5 классФункционально-смысловые типы речи. 5-11 классЧередование звуков. Беглые гласные. 5 классЯзыковые нормы. 10-11 класс