«Горе от ума» — комедия или драма?

Тема, которую мы обозначили, одна из самых сложных. Её можно сформулировать иначе – «Жанровое своеобразие пьесы А. Грибоедова «Горе от ума». Справиться с этой темой можно при условии, что вы хорошо разбираетесь в специфике жанров драматических произведений. В этом смысле произведение Грибоедова представляет собой довольно сложное явление. Чтобы убедиться в этом, предлагаем вам ознакомиться с материалами из критических статей.

Мнения критиков

  1. И.А. Гончаров: “…Комедия “Горе от ума” есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира, и вместе с тем и комедия, и скажем сами за себя — больше всего комедия – какая едва ли найдется в других литературах…”
  2. А. Блок: “Горе от ума”…- гениальнейшая русская драма; но как поразительно случайна она! И родилась она в какой — то сказочной обстановке: среди грибоедовских пьесок, совсем незначительных; в мозгу петербургского чиновника с лермонтовской желчью и злостью в душе и с лицом неподвижным, в котором “жизни нет ”; мало этого: неласковый человек с лицом холодным и тонким, ядовитый насмешник и скептик…написал гениальнейшую русскую драму. Не имея предшественников, он не имел и последователей себе равных”.
  3. Н. Пиксанов: “По существу, “Горе от ума” следовало бы назвать комедией, а драмой, употребляя этот термин не в родовом, а в видовом, жанровом его значении. ”…” Реализм “Горе от ума” – это реализм высокой комедии – драмы, стиль строгий, обобщенный, лаконичный, экономный до последней степени, как бы приподнятый, просветленный”.
  4. А.А. Лебедев: «Горе от ума» все пропитано стихией смеха… Стихия комического в «Горе от ума» — стихия сложнейше противоречивая… Тут образуется некий сложный сплав самых разных элементов, порой едва совместимых, порой контрастирующих: тут и «легкий юмор», «трепещущая ирония», даже «вроде ласкающий смех» и тут и «едкость», «желчь», сатира. … Трагедия ума, о которой идет речь в комедии Грибоедова, освещена остроумно. Вот на этой острейшей грани соприкосновения трагического элемента с комическим в «Горе от ума» и выявляется своеобразный подтекст собственно авторского восприятия всего происходящего…»

Обратите внимание на разнообразие оценок, которые даются критиками жанровой природе произведения. При желании вы можете использовать этот материал во вступительной части работы, оттолкнувшись от такого спектра мнений, чтобы потом перейти к собственным размышлениям и выводам.

Природа комического

Чтобы доказать, что перед нами комедия, нужно понимать природу комического, в основе которого лежит какое-либо несоответствие, нарушение правильных пропорций. Это несоответствие может проявиться, во-первых, на языковом уровне. Речь героев богата комическим элементом, и проявляется он по-разному через использование важнейших комических эффектов и приёмов. Показывая это, вы можете отметить следующее: использование исковерканных французских слов, неверно произносимых или неверно понимаемых литературных слов, использование гиперболы, алогизмов, абсурдных высказываний, двусмысленностей. Например, Молчалин в своем стремлении угождать «всем людям без изъятья» доходит до того, что готов угождать и «собаке дворника, чтоб ласкова была» (гипербола). Или, например, вспомните доведённые до абсурда высказывания: «Покойница с ума сходила восемь раз». Начавшись с более- менее логичной посылки, постепенно высказывание становится совершенно абсурдным: «Шампанское стаканами тянул!», «Бутылками-с, и пребольшими», «Нет, бочками сороковыми».

Во-вторых, комическое проявляется на уровне сюжетной ситуации (недоразумение, одного героя принимают за другого, неузнавание, ошибочные действия). В-третьих, на уровне характера (противоречие между самооценкой и произведённым впечатлением, между словом и делом, между желаемым и действительным и т.д.). Например, распространённый случай – несоответствие самохарактеристики героя тому, что мы знаем о его поступках. «Монашеским известен поведеньем», — говорит Фамусов о себе сразу после его заигрывания с Лизанькой. Особенно ярко это проявляется в речи Репетилова, который говорит о себе такие вещи, которые никак не соотносятся с его поступками. Это и производит комический эффект.

Нужно иметь в виду, что Грибоедов опирался на существовавшую традицию: как низкий жанр комедия включала в себя иногда фарсовые, водевильные приёмы с падениями, переодеваниями и неузнаваниями, с подслушиваниями и недослышками. В классицизме традиционно различается «комедия характеров» и «комедия положений», хотя чаще всего встречается комедия смешанного типа. Грибоедов широко пользуется этим арсеналом традиционных комедийных средств.

«Горе от ума» — это в значительной степени комедия характеров, но в ней многообразно представлен юмор положений, грубоватый комизм (недоразумение – «шёл в комнату, попал в другую», комическое падение, гротескное обыгрывание физического недостатка – глухоты и др.) Есть в комедии и чисто комедийные характеры, просто смешные: князь Тугоуховский, княгиня Тугоуховская, графини Хрюмины (обратите внимание на говорящие фамилии персонажей).

Особое внимание необходимо уделить образу Чацкого, который в произведении предстаёт как трагикомический. Сам автор, пересказывая в упрощённом виде основную сюжетную линию, подчёркивал комичность, несообразность поведения героя. Даже Ап. Григорьев, видевший в Чацком «героическое лицо», «честную и деятельную натуру», говорил о комичности его; среда не способна «не только понять его, но даже отнестись к нему серьёзно».

Поведение Чацкого на сцене бывает смешным, чувствуется, что у него действительно «ум с сердцем не в ладу». Он попадает в комические ситуации. Его обличительные речи не всегда уместны. Впервые увидев Софью после долгой разлуки и будучи искренне уверенным в своей влюблённости в неё, Чацкий странным образом начинает разговор с девушкой с нападок на её родственников. Не замечает он и иронии Софьи: на её слова «Вот вас бы с тётушкою свесть, чтоб всех знакомых перечесть…» — он, как ни в чём не бывало, продолжает в том же духе: «А тётушка?..» Это пример удивительной психологической глухоты героя.

Заключение

Подведём итог. Комические приёмы в «Горе от ума» делятся на явные (комическое в языке и речи героев, в водевильных ситуациях и явнях противоречиях характеров) и неявные (например, не сразу заметные параллели, которые выявляются только при глубоком анализе текста). Сопоставляя реплики разных героев, обнаруживая параллельные ситуации, в которые они попадают, мы видим авторскую иронию. Возможно, именно на это опирался Грибоедов в первую очередь, когда называл пьесу комедией. Вспомним и слова А.С.Пушкина, одного из первых слушателей и читателей произведения писателя, о том, что единственное умное лицо в комедии – сам Грибоедов. Авторская ирония, само существование автора «за кадром» делает пьесу комедией. Добавим, что «Горе от ума» — комедия политическая, поскольку она, с одной стороны, отражает злободневные темы и мотивы, с другой стороны – наиболее общие закономерности политической жизни России, что делает комедию актуальной в любую эпоху. В комедии дан определённый взгляд на социально-политические типы (консерватор и либерал, конформист и бунтарь-одиночка, политические «говоруны» и т.п.). Здесь воссоздаётся не только специфическая атмосфера современного Грибоедову военно-бюрократического режима, но и сам дух национальной политической традиции. Наконец, многое из этого характерно не только для России, а имеет универсальный характер, встречается всегда, пока существует государство. Неслучайно комедия была запрещена царской цензурой.

Напомним несколько терминов, понимание которых необходимо при раскрытии данной темы.

Драма – жанровая разновидность рода драмы, пьеса с острым конфликтом, который в отличие от трагического не столь возвышен, более приземлен, обычен и так или иначе разрешим.

Комедия — жанр драматического произведения, написанного для постановки на сцене, изображающего жизненные положения или характеры, вызывающие смех.

Водевиль – жанр драматического искусства, а также театральное произведение комедийного характера. Легкая шутливая комедия, чаще в одном-двух действиях, в которой диалоги чередуются с пением куплетов и танцами.

Фарс — комедия лёгкого содержания с внешними комическими приёмами.

Гипербола – преувеличение.

Алогизм – (от греч. а — не, logos — разум) — ход мысли, нарушающий какие-то законы и правила логики и поэтому всегда содержащий в себе логическую ошибку.

Первый вариант сочинения

Русская классика не проста как по форме, так и по содержанию. Данное утверждение в полной мере относится к пьесе Александра Грибоедова «Горе от ума». Это комедия, трагедия, драма, роман в стихах или социальная сатира? К какому же жанру относится это произведение и как связан новый жанр с особенностями личности автора?

Комедия или драма?

Пьеса Александра Грибоедова «Горе от ума» написана в той особой манере, которая не позволяет однозначно определить литературный жанр этого произведения. Сам Грибоедов назвал свое творение комедией в стихах. И это отчасти верно. Современники же писателя охарактеризовали пьесу «Горе от ума» как высокую комедию. И это также верно. Правда же состоит в том, что Александр Грибоедов сознательно смешал разные жанры и сюжетные линии под «прикрытием» комедии – обманчиво простой литературной формы.

Первое нарушение правил комедии состоит в драматичных переживаниях Софьи и Чацкого в отношении своих избранников – Молчалина и Софьи соответственно. Второй «проступок» против жанра заключается в том, что бурные чувства Софьи и Чацкого завершаются глубоким разочарованием в своих избранниках, которое распространяется на все окружающее их общество, а затем и на всю жизнь. Третье «преступление» против комедийного «закона» подстерегает читателя в финале пьесы, который никак не подпадает под категорию счастливого конца. Итог произведения весьма печален: глубокое разочарование Чацкого, его отъезд из Москвы и разрыв с Софьей; разочарование Софьи в Молчалине; «мильон терзаний» героев.

Именно этот последний аккорд «Горя от ума» и оправдывает название пьесы. Тем самым к «сладости» стихотворной комедии Грибоедов добавляет «горечь» драмы. Но и этого писателю показалось мало, и он привносит в сюжет элементы социальной сатиры. Он откровенно потешается над плутовскими повадками своих персонажей, высмеивает их безграмотность и вульгарность, презирает их бездуховность и общественные нормы поведения.

Поистине поразительным фактом является то, что, создав многоплановую литературную смесь, Александр Грибоедов всё же добился стихотворной легкости своей комедии и все-таки сумел остаться в рамках этого жанра. Как ему это удалось? Ответ лежит в специфике личности самого Грибоедова. Вспомним, что помимо всего прочего он был пианистом-любителем, который оставил своим потомкам два великолепных фортепианных вальса. Причем эти вальсы обладают теми же качествами, что и его литературная пьеса: изяществом, легкостью, блеском и глубиной. Видимо, все эти качества органично уживались в душе Грибоедова и естественным образом переносились в его произведения – как литературные, так и музыкальные.

Нельзя не отметить и другое – нотки трагизма в его произведениях. Они не слишком акцентируются, не выпячиваются, но незримо присутствуют. И это «послевкусие» также неразрывно связано с личностью Александра Грибоедова, ведь его блестящая служба и судьба рано прервались – в 34 года он был растерзан толпой религиозных фанатиков в Персии. Трагизм жизни Грибоедова простирается за ее пределы. Такой человек, проживший такую жизнь, просто не мог вместить свой многогранный талант в пьесу какого-то одного жанра. Выход из положения один – создать оригинальное многожанровое литературное произведение. И А.С. Грибоедов прекрасно справился с этой задачей.

Сам Грибоедов назвал своё произведение комедией в стихах. Однако, прочитав его, можно найти ряд причин, чтобы не согласиться с ним.

Комедия — это жанр, в котором высмеиваются людские пороки: глупость, надменность, жадность, трусость. Сюжет её обычно забавный, герои попадают в неловкие ситуации и показывают свои отнюдь не лучшие качества. Перед читателем предстаёт сама суть каждого персонажа.

Поступки по ходу действия полностью показывают внутренний мир всех героев. И раскрываются нелицеприятные черты, которые и стремится высмеять автор. Под давлением обстоятельств некоторые люди способны на бесчестные поступки, обман, предательство. Другие же остаются верны своим нравственным убеждениям. Осмеять ложные идеалы и показную добродетель и есть задача комедии.

Всё это Грибоедов стремится показать читателю, чтобы передать нравы дворянского общества начала XIX века. Он насмехается над фальшивыми и неискренними отношениями, над праздностью и бесполезностью людей, считающих себя «сливками общества» по праву рождения. Вся жизнь их проходит в обмене сплетнями, обсуждении и осуждении друг друга, в стремлении всеми силами произвести впечатление. Они и не желают делать что-то полезное.

В пьесе «Горе от ума» ярко показано старание героев представить себя в глазах окружающих выше и значительнее. Они стремятся скрыть свою истинную сущность. Для каждого из них на первом месте — материальный достаток и общественное положение, как и принято было в великосветском круге того времени. А внутреннее содержание человека им попросту неинтересно.

И Софья, и Чацкий в конце произведения получили тяжкий удар. И для каждого из них он стал настоящей трагедией. В отличие от обычных комедий заканчивается эта пьеса вовсе не радостно, поэтому и хочется назвать её трагикомедией. Узнав, что Софья в самом деле влюблена в Молчалина, Чацкий был сражен наповал. Но не менее болезненно ему было узнать о роли девушки в клевете на него. Разочарование в любимой, которая казалась ему идеалом, уничтожило его. И это настоящая человеческая драма. Так же как и разбитые мечты Софьи. И в том, какой болью им обоим пришлось заплатить за свои искренние чувства, вовсе нет ничего смешного.

Конечно, в конце произведения отсутствуют кровавая развязка и гибель кого-либо из героев. Возможно, именно поэтому Грибоедов представил своё произведение как комедию. Устами Чацкого он высмеял порочность великосветского общества. Однако это был смех сквозь слёзы.

Грибоедов показал своих героев как образец пустоты и фальшивой добродетели. Именно так, как и следует в жанре комедии. Даже  фамилии героев: Молчалин, Тугоуховский, Хрюмины — характеризуют своих обладателей.

«Горе от ума» — это пьеса-комедия, хотя и имеет признаки драмы. Ведь сам сюжет произведения вовсе не весёлый, напротив, печально-драматический.

Второй вариант сочинения

Пьеса «Горе от ума» Александра Сергеевича Грибоедова – одно из самых известных произведений русской литературы. Характеры, говорящие фамилии, а также истории героев так сильно запомнились читателям, что отдельные фразы из комедии превратились в афоризмы, а пьеса остаётся актуальной по сей день.

«Горе от ума» — сатирическое произведение, которое высмеивает нравы аристократического общества первой четверти 19 века. Комедия является уникальной, ведь она сочетает в себе признаки сразу трех направлений: реализма, романтизма и классицизма.

Александр Сергеевич Грибоедов написал пьесу «Горе от ума» в двадцатые годы девятнадцатого века. Произведение названо комедией, но на самом деле все гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд.

О жанре пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума» существуют разные высказывания. Её называют и комедией, и драмой.
Вначале приведём аргументы в пользу комедии. Действительно, в пьесе  главный приём, используемый автором, – это комические несоответствия, которые встречаются и в поведении, и в речи героев. Кроме того, в пьесе сохранены традиционные комические амплуа: Чацкий – незадачливый любовник, Молчалин – удачливый любовник и хитрец, Фамусов – отец, которого все обманывают, Лиза – проницательная, ловкая служанка. Всё это позволяет с полным правом отнести пьесу «Горе от ума» к комедии.

Но в основе комедии лежит драматический конфликт героя и общества, и решается он не в комедийном плане. Драма главного героя Чацкого заключается в том, что он терпит горе от своего ума, глубокого в своём критическом отношении к миру фамусовых и скалозубов. Чацкий осуждает бесчеловечность крепостного права, ему претит отсутствие свободы мысли в дворянском обществе, он полон искреннего патриотизма. В обществе, «где тот и славится, чья чаще гнулась шея», независимость Чацкого делает его «опасным человеком».

Вторым аргументом в пользу драмы является и личная трагедия Чацкого, крушение его надежд в отношениях с Софьей. Чацкий не может понять, как может Софья любить ничтожного Молчалина. Но последним ударом для Чацкого является известие о том, что Софья «сама его безумным назвала». Ничтожество не терпит в своей среде высокого, которое смущает, дразнит людей низких. И оно объявляет благородство безумием. Чацкий – герой трагический, попавший в комическую ситуацию.
Сочетание в пьесе Грибоедова комедийного и драматического органично. Обе стороны жизни – драматическая и комедийная – в пьесе рассматриваются в тесном соединении друг с другом.

Список литературы

  1. Игнатьева А. Новый список «Горе от ума». // Вопросы литературы.- 1967 г.
  2. Дружинин Н.М. «А.С.Грибоедов в русской критике». Москва, 1958 г.
  3. Халфин, Ю. Поэт Александр Грибоедов и его поэтическая пьеса / Юлий Халфин // Литература.-2008 г.
  4. Орлов В. «Грибоедов. Очерк жизни и творчества». Москва, «Гослитиздат», 1947 г.
Текст: Елена Бочкова, 6.1k 👀