Лексика и фразеология. Фразеологизмы.

теория по русскому 🐻 лексика

Основной единицей языка является слово – звук или совокупность звуков, обозначающие какое-либо явление действительности. Совокупность всех слов языка образует словарный состав языка (лексика). Изучением словарного состава языка занимается наука лексикология.

Лексические нормы (нормы словоупотребления) – это нормы, которые определяют правильность выбора слова и регулируют правила использования и сочетания слов в речи. Употребление слова в речи всегда определяется особенностями его лексического значения.

Соблюдение лексических норм – важнейшее условие точности речи и ее правильности. Их нарушение приводит к ошибкам. К числу наиболее часто встречающихся лексических ошибок относится употребление слова в несвойственном ему значении (нашли в крови запрещенные аппараты/препараты), а также нарушение лексической сочетаемости (сделал/совершил благородный поступок).

Определение

Лексическим значением слова называется его соотнесённость с определённым явлением, предметом в реальности. Другими словами лексическое значение слова – это его содержание. Основное лексическое значение слова является его прямым значением. Слово может обладать и переносным значением – вторичным, возникшим на основе первого по ассоциации.

Лексическое значение слова – это его содержание, исторически закрепленная соотнесенность между конкретным словом и предметом или явлением действительности.

В зависимости от количества лексических значений все слова можно разделить на две группы:

  • Однозначные слова;
  • Многозначные слова;

Для того чтобы определить, сколько лексических значений есть у слова, нужно попробовать составить с ним несколько словосочетаний. К примеру, родной язык, непонятный язык, иностранный язык, красный язык, отварной язык, заливной язык. Все словосочетания понятны. В данном случае язык – многозначное слово, которое может иметь много значений. Если же смысл понятен только одного словосочетания, а остальные нелепые и невозможные, то слово имеет только одно значение. При затруднении выявления лексических значений какого-либо слова, необходимо обратиться к толковому словарю.

Из всего вышесказанного следует:

Однозначные слова – это слова, которые напрямую называют предмет, его признак или процесс действия. Однозначные слова имеют только одно лексическое значение. Это прямое значение слова, которое не зависит от контекста. К однозначным словам относятся:
  • имена собственные: Дмитрий, Москва, Волга;
  • заимствованные слова, недавно появившиеся в русском языке, и неологизмы: нейлон, пицца, калькулятор, шоппинг;
  • слова, имеющее очень узкое значение: бинокль, бидон дрель;
  • термины, относящиеся к конкретной научной области: число, уравнение, прилагательное, морфема.

Многозначные слова – это слова, которые имеют несколько лексических значений. Многозначными могут быть слова, принадлежащие к любой части речи, кроме имен числительных. Конкретное значение многозначного слова можно выяснить только в определенном контексте высказывания.

Примеры: лук – овощ, стрелковое оружие; лист – лист бумаги, лист дерева; кран – водопроводный, подъемный; икра – рыбная, часть ноги;

Одно значение является прямым (основным лексическим значением), остальные – переносными, имеющими вторичное лексическое значение. Переносное значение – это производное значение, возникающее на основе сходства предметов, их признаков и функций.

Прямое значение слова Переносное значение слова
Железный гвоздь Железное здоровье
Глубокое озеро Глубокие чувства
Человек идёт Часы идут
Кислое яблоко Кислое лицо
Плывет лодка Плывут облака
Проездной билет Экзаменационный билет
Девичья коса Коса (садовый инструмент)
 

По значению слова можно подразделить на:

  • Синонимы – это слова, разные по написанию, но имеющие схожее, близкое по смыслу значение. Служат для увеличения выразительности речи, позволяют избежать однообразия. Примеры: огонь – пламя, кавалерия – конница, храбрый – отважный.
  • Антонимы – это слова, которые относятся к одной части речи, и имеют противоположное лексическое значение, в основе которого лежит общий признак. Примеры: горячий – холодный, далеко – близко, мир – война, добро – зло.
  • Паронимы – это слова, сходные по звучанию и написанию, но различающиеся лексическим значением (частично или полностью). Как правило, эти слова родственные, имеют один корень. Часто наблюдается ошибочное употребление одного паронима вместо другого в результате незнания точного значения определенных слов.  Примеры: здравица – здравница, гарантийный – гарантированный, дипломат – дипломант, одеть – надеть, экономика – экономия.
  • Омонимы – это слова, одинаковые по написанию и звучанию, но различные по лексическому значению. Примеры: дробь – шарики для стрельбы, дробь – число; очки – для улучшения зрения, очки – в игре; замок – строение, замок – в двери.

Омонимы бывают полными и неполными. Полные омонимы – это слова одной части речи, совпадающие в написании и звучании, но имеющие разное лексическое значение. Примеры: гладь озера – гладь вышивки, гранатовый сок – гранатовый браслет.

Неполные омонимы совпадают в звучании не во всех грамматических формах. Среди них выделяют омографы, омофоны и омоформы.

Омографы – это слова, которые одинаково пишутся, но звучат по-разному и имеют различное значение (замок – замок, мука – мука, орган – орган).

Омофоны – это слова, которые одинаково звучат, но пишутся по-разному и имеют различное значение (груздь – грусть, труд – пруд, съезд – съест).

Омоформы – это слова, которые одинаково звучат только в некоторых грамматических формах, и чаще всего принадлежат к разным частям речи (печь пироги – печь стояла в углу, пушкинский стих – ветер стих, в окнах стекла – стекла капля дождя).

Употребление омонимов

Омонимы воспринимаются правильно только благодаря контексту, поэтому если информации для понимания не достаточно – омонимы могут быть поняты неоднозначно. Чаще всего к двусмысленности приводит употребление в речи омофонов – слов, одинаковых по звучанию, но разных по написанию (порог – порок, луг – лук, плод – плот, прут – пруд, кот – код) и омоформ – слов, одинаково звучащих лишь в некоторых грамматических формах (мой шарф – мой яблоко, острая пила – пила сок, дуло ружья – дуло из окна, засохшие пни – пни мяч, горячая печь – печь пироги).

Употребление паронимов

Из-за своего сходства паронимы часто неправильно употребляют в речи. Для того чтобы не ошибиться, необходимо различать значения таких слов и учитывать их сочетаемость.

Примеры

Надеть (на себя) – одеть (кого-либо);

Невежа (грубый, невоспитанный человек) – невежда (необразованный человек);

Подпись (собственноручно написанная фамилия) – роспись (живопись на стенах, потолках);

Поступок (действие) – проступок (нарушение, провинность);

Адресат (получатель корреспонденции) – адресант (отправитель корреспонденции);

Архаический (свойственный старине) – архаичный (вышедший из употребления);

Гарантийный (относящийся к гарантии) – гарантированный (обеспеченный);

Гордость (чувство собственного достоинства) – гордыня (высокомерие);

Двойной (состоящий из двух частей) – двойственный (противоречивый);

Двуликий (содержащий в себе два противоречивых свойства) – двуличный (неискренний, лицемерный);

Желанный (тот, к которому стремятся) – желательный (нужный, предпочитаемый);

Командированный (тот, кто находится в командировке) – командировочный (лист, документ);

Отборный (лучший) – отборочный (служащий для отбора);

Экономический (относящийся к экономике) – экономичный (выгодный);

Эффектный (производящий эффект) – эффективный (действенный).

Употребление синонимов

Синонимы выполняют в речи следующие функции:

  • Уточнение какого-либо понятия;
  • Сопоставление слов, имеющих разные оттенки значения;
  • Противопоставление схожих понятий;
  • Замещение слова с целью избежать неоправданного повтора;
  • Усиление, для придания тексту большей выразительности.

Употребление синонимов делает нашу речь более образной, выразительной, эмоциональной и красивой. Как правило, все синонимы относятся к одной и той же части речи. Тем не менее, синонимами бывают не только отдельные слова, но и словосочетания или устойчивые обороты речи (фразеологизмы).

Синонимы позволяют избегать неоправданных повторов одного и того же слова, и тем самым не допускают появление речевых ошибок.

Синонимы, расположенные по степени усиления или ослабления выражаемого признака, образуют градацию.

Примеры

Родина – Отчизна, Отечество;

Аккуратно – опрятно, щепетильно;

Знаменитый – признанный – популярный;

Ураган – тайфун, буря;

Громко – оглушительно, шумно;

Клевета – наговор, поклеп;

Понятно – толково – вразумительно;

Путник – странник, путешественник.

Синонимы-фразеологизмы

Бить баклуши – валять дурака – бездельничать;

Биться об заклад – держать пари – спорить;

В двух шагах – рукой подать – близко;

Вскружить голову – зубы заговорить – обмануть;

Два сапога пара – одного поля ягоды – похожие;

Засучив рукава – до седьмого пота – усердно;

И стар и млад – от мала до велика – каждый;

Не видать ни зги – хоть глаз выколи – темно;

Стреляный воробей – тертый калач – опытный;

Употребление антонимов

Употребление антонимов в речи помогает раскрыть противоречивую сущность предметов, явлений и качеств. Кроме того, антонимы – важнейшее средство создания антитезы (противопоставления).

Виды антонимов

  1. Однокоренные: справедливый – несправедливый, закон – беззаконие;
  2. Разнокоренные: добро – зло, утро – вечер, друг – враг;
  3. Языковые – антонимы, существующие в системе языка: богатый – бедный, царь – раб, золотой – медный;
  4. Контекстуальные – слова, противопоставленные в определенном контексте: волки и овцы, волна и камень, лед и пламень;

Ошибки в употреблении антонимов

  • Неуместное употребление антонимов затрудняет восприятие смысла, а столкновение в одном предложении лишает высказывание логики (В результате проверки было установлено отсутствие наличия отчетных документов);
  • Сочетание взаимоисключающих признаков: Дорога была прямая, хотя и извилистая;
  • Столкновение антонимов в речи создает каламбур. Этот стилистический прием характеризуется игрой слов: Молодая уже была не молода;
  • Нарушение в построении антитезы: Эта книга о любви и радости, ненависти, страданиях и горе;

Общеупотребительные слова и лексика, ограниченная в употреблении.

По сфере употребления слова делятся на общеупотребительные и ограниченные в употреблении.

Общеупотребительные слова – это слова, которые используются в повседневной речи. Их смысл понятен всем, их употребляют независимо от места жительства и профессии. Примеры: воздух, вода, дерево, любовь, ехать, дружить, красный и т.д.

Ко второй группе относятся диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы.

Ограниченная в употреблении лексика

Диалектизмы Профессионализмы Жаргонизмы
Слова, употребляющиеся в определённой местности Слова, употребляемые людьми определённой профессии Экспрессивно окрашенные слова, употребляемые определённой группой лиц
Каштовать (есть сладости), пырки (индюки) Мыльница (камера у фотографов) Клёвый (отличный у молодёжи)

Также по сфере использования лексику можно разделить на стилистически-нейтральную, книжную и разговорную.

Стилистически-нейтральная лексика

Книжная лексика

Разговорная лексика

Слова употребляются в любом стиле речи

Слова используются только в письменной речи, языке художественной литературы

Слова используются только в непринуждённой беседе

Добро, говорить, умный Воззрение, констатировать, незабвенный Газировка, башка, телик

Устаревшие слова и неологизмы

Слова, вышедшие из активного употребления, называют устаревшими. Среди них выделяют историзмы (слова, исчезнувшие вместе с предметами, «ушедшие в историю») и архаизмы (исчезло только слово, сам предмет теперь называется по-другому).

Примеры историзмов: бричка, кольчуга, секира.

Примеры архаизмов: уста, десница, перси.

Слова, возникшие в языке в связи с появлением нового предмета или явления, называются неологизмами: компьютер, смартфон, космонавт, магнитофон. Также к неологизмам относятся индивидуально авторские слова (любёночек – В.В. Маяковский, громокипящий кубок – Ф.И. Тютчев, стихокрад – М. Горький).

По своему предназначению неологизмы делятся на:

  1. Как собственные имена для появившихся предметов: Эпл, Кодак, Айфон;
  2. Для обозначения не существовавших ранее предметов, понятий и явлений: электростанция, программирование, компьютер, ноутбук, роутер;
  3. Для более краткого обозначения;
  4. Для большей выразительности, для достижения определенного художественного (поэтического) эффекта.

Способы создания неологизмов:

  1. Заимствования слов из других языков;
  2. Образование новых слов из уже существующих в русском языке морфем;
  3. Развитие в уже существующем слове – нового, вторичного значения, если новое явление имеет сходство с уже известным явлением.

Кроме общеязыковых неологизмов, в русском языке существуют авторские (индивидуальные) неологизмы – окказионализмы. Они создаются некоторыми авторами для достижения определенных художественных целей и редко получают широкое распространение. Однако бывают случаи, когда авторские неологизмы становятся частью общей лексики. Например: робот (К. Чапек), клон (Э. Тоффлер), утопия (Т.Мор), телепатия (Ф. Майерс).

Заимствованные и исконно русские слова

По происхождению слова в русском языке делятся на заимствованные (пришедшие из других языков) и исконно русские.

Исконно русскими называют слова, которые появились в русском языке на разных этапах его становления. Они были созданы для названия предметов и явлений, с которыми соприкасались наши предки. Исконно русские слова – основа лексики русского языка. Примеры: мать, отец, добро, зло, семья, жить, есть, пить, рука, голова. В зависимости от временных периодов исконно русские слова делятся на 4 группы:
  1. Древние – общие для всех языков индоевропейской семьи: мать, дочь, брат, волк, овца, дом, гора, вода, ухо, быть, брать, видеть, копать и др.
  2. Общеславянские – общие для всех славянских племен: отец, отчим, голова, сердце, ладонь, борода, пшеница, весна, утро, курица, варить, каша и др.
  3. Восточнославянские – общие для восточнославянских племен, которые являются предками современных русских, украинцев и белорусов: деревня, сапожник, хороший, мудрый, снегирь, один, ветер, гром, привыкать и др.
  4. Собственно русские слова, возникшие после 14 века в момент образования русской народности: ковш, ушат, кочегар, летчик, пигалица, обман и др.
Заимствованные слова – это иноязычные слова, вошедшие в состав русского языка. Основные причины заимствования:
  • Наличие тесных политических, экономических и культурных контактов между народами-носителями языков;
  • Необходимость в наименовании новых вещей и понятий;
  • Престижность и актуальность иностранных слов;
  • Стремление обозначить одним словом понятие, ранее обозначенное словосочетанием (снайпер – меткий стрелок);
  • Технический прогресс.
Признаки заимствованных слов
  1. Неизменяемость слов: фламинго, фортепиано, шимпанзе, меланж, метро.
  2. Буква А в начале слова: абрикос, абсурд, абажур, адмирал, автобус, ананас.
  3. Буква Ф в начале слова: фото, флот, философ, фабрика, фаворит, фазан.
  4. Буква Э в начале слова: эра, эволюция, эвакуация, экзамен, эффект, эгоист.
  5. Сочетание гласных: пунктуация, вояж, поэт, ореол, театр, вуаль, какао.
  6. Удвоенные согласные: прогресс, аппетит, вилла, сессия, ванна, профессия.
  7. Наличие сочетаний «бю», «кю», «вю», «мю» в корнях слов: бюро, гравюра.
  8. Наличие сочетаний «ге», «ке», «хе» в корнях слов: кедр, легенда, трахея.

Фразеологические обороты

Определения

Фразеология – раздел науки о языке, занимающийся изучением устойчивых сочетаний слов.

Фразеологизм или фразеологический оборот – устойчивое по составу и структуре сочетание слов, имеющее переносное значение. Смысл подобных выражений не сводится к значению каждого из составляющих его элементов.

Лексическое значение фразеологизма может быть выражено одним словом: вставлять палки в колёса – мешать. Фразеологические обороты – это неделимое единство слов, поэтому они являются одним членом предложения и не допускают перестановки слов.

Признаки фразеологизмов

  • Состоит из двух или более слов;
  • Имеют переносное значение;
  • Можно заменить синонимом или схожей фразой;
  • Устойчивый лексический состав, который нельзя изменить, потому что потеряется смысл фразеологизма;
  • Воспроизводимость. Фразеологизмы не придумываются во время диалога, они берутся из языковой памяти.
  • Все слова фразеологизма являются одним членом предложения;

Виды фразеологизмов

  1. Фразеологические сращения (идиомы) – устойчивые выражения, которые имеют смысл только в неизменном виде: бить баклуши – бездельничать.
  2. Фразеологические единства – устойчивые образные выражения, смысл которых понятен из отдельных слов: попасться на удочку, грызть гранит науки. Смысл такого фразеологизма не поменяется, если заменить отдельное слово или вставить в оборот лишнее. Например: попасться на крючок, грызть гранит философской науки.
  3. Фразеологические сочетания – устойчивые выражения, смысл которых определяется через отдельные слова. В таких фразеологизмах ключевые слова можно заменять синонимами. Например: умирать от любви – умирать от восторга.

Примеры фразеологизмов

  • Слово в слово – точно;
  • Троянский конь – скрытая ловушка;
  • Не покладая рук – старательно, не переставая;
  • Рукой подать – близко;
  • Задеть за живое – заставить переживать;
  • Душа на распашку – добрый, искренний человек;
  • Души не чаять – сильно любить;
  • Душа не лежит – не интересно;
  • Реветь белугой – безудержно плакать;
  • Играть на нервах – специально нервировать кого-то;
  • Закидывать удочку – пытаться что-то выяснить;
  • Толочь воду в ступе – заниматься чем-то бесполезным;
  • Семь пятниц на неделе – о том, кто часто меняет свои планы;
  • Седьмая вода на киселе – очень дальнее, сомнительное родство.
Задание ER2421R Прочитайте текст и выполните задания 22–27.

(1)Лишь совсем недавно человек узнал, что Земля – это шар. (2)Думали, стоит Земля на трёх слонах, а ночью звёздный мир её укрывает. (3)Теперь вокруг шара человек пролетает менее чем за два часа. (4)Землю можно увидеть со стороны. (5)Вот снимок, сделанный из космоса. (6)Да, Земля – это шар, на нём видны материки, моря, облака, восходы и заходы Солнца. (7)Подробности земной жизни издалека не видны, но они есть, их много…

(8)Два десятка лет назад американцы провели опрос учёных: что дали человечеству полёты в космос? (9)Много было интересного в ответах. (10)Мне запомнился этот: «Во Вселенной мы одни, и непохоже, что где-нибудь нас ждут. (11)Надо беречь свой дом – родную Землю». (12)Хороший ответ.

13)Сегодня с высоты своих знаний человек может сказать: «Замечательная нам досталась планета». (14)В самом деле, есть на планете вода, без которой жизнь была бы невозможной. (15)Близость Солнца даёт не иссякающее от времени тепло. (16)Вращение Земли обеспечивает чередование дней и ночей на планете, смену времён года. (17)Зелёные растения наполняют атмосферу кислородом. (18)Они накапливают углерод и выделяют в верхние слои атмосферы животворный кислород и озон, прикрывающий всё живое от губительных лучей Солнца.

(19)Конечно, зародившейся жизни миллионы лет приходилось приспосабливаться к изначальным условиям на планете. (20)Живые организмы уступали место на Земле более совершенным. (21)От многих животных уцелели лишь кости. (22)Но некоторые виды дожили до наших времён. (23)Живут в океанской воде на грани истребления человеком громадные киты, самые большие существа, когда-либо жившие на Земле. (24)Самые маленькие из млекопитающих – мышь-малютка и землеройка, весящая всего два грамма.

(25)Между китами и мышами огромное число животных, которым Земля стала родным домом. (26)И во главе всего сущего стоит человек. (27)Он часто решает, кому жить, а кому в жизни должно быть отказано.

(28)Миллионы лет отбирала Природа животных, определяя места, где они могут жить, где могут кормиться. (29)Человек давно изучил эти места и первым тянется к добыче, разрушает среду, в которой животным комфортно. (30)Так разрушаются основы нашего общего Дома.

(31)Многие животные исчезли или стали исключительно редкими. (32)Уже давно мы не видим пролетающих журавлей, мало кто слышит токующих глухарей, крик перепёлок. (33)И так везде на Земле. (34)Двести лет назад американцы варварски истребили миллионы бизонов, а в середине прошлого века химия выкосила в Америке культовую птицу – белоголового орлана. (35)В Африке на больших пространствах уничтожили тысячи носорогов: нужна была земля для посевов зерна. (36)Растут площади жарких пустынь и пустошей, истощаются плодородные земли, высыхают озёра, исчезают на равнинах малые реки.

(37)Вот что имел в виду учёный, ответивший на вопрос о космосе. (38)Планету Земля нам надо беречь. (39)Никто не ждёт высадки землян на другие планеты. (40)А Земля по-прежнему нас кормит, даёт нам дышать, снабжает водой, теплом и радостью жизни, идущей от наших соседей: зверей, птиц, рыб, насекомых, образующих сложный узор жизни.

(41)Вот как выглядит Земля, если взглянуть на неё со стороны. (42)Очертания материков. (43)Следы деятельности вулканов. (44)Огни больших городов и маленьких деревень. (45)Озёра на суше и острова в океане. (46)Текут по Земле большие реки, струнами вытянуты дороги. (47)Земля, изрытая шахтами и лисьими норами. (48)Земля со следами зверей, хлебными полями и кудрями лесов… (49)Такой общий наш Дом. 

(По В.М. Пескову*)

* Василий Михайлович Песков (1930–2013) – советский и российский писатель, журналист и фотокорреспондент.

Из предложений 31–36 выпишите слово со значением «бессмысленно жестоко, грубо, бесчеловечно».


Нам нужно найти  слово со значением «бессмысленно жестоко, грубо, бесчеловечно». Читаем и анализируем указанные в задании предложения:

(31)Многие животные исчезли или стали исключительно редкими. (32)Уже давно мы не видим пролетающих журавлей, мало кто слышит токующих глухарей, крик перепёлок. (33)И так везде на Земле. (34)Двести лет назад американцы варварски истребили миллионы бизонов, а в середине прошлого века химия выкосила в Америке культовую птицу – белоголового орлана. (35)В Африке на больших пространствах уничтожили тысячи носорогов: нужна была земля для посевов зерна. (36)Растут площади жарких пустынь и пустошей, истощаются плодородные земли, высыхают озёра, исчезают на равнинах малые реки.

Подходящее по значению слово находим в предложении 34:

Двести лет назад американцы варварски истребили миллионы бизонов, а в середине прошлого века химия выкосила в Америке культовую птицу – белоголового орлана.

Записываем слово варварски в ответ.

Ответ: варварски

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | оценить

Задание ER0321R Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОБЩЕСТВО. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

(1)Как и все другие науки, астрономия возникла из практических потребностей человека. (2)С развитием общества перед астрономией выдвигались всё новые и новые задачи, для решения которых нужны были более совершенные способы наблюдений и более точные методы расчётов. (3)Поэтому постепенно стали создаваться простейшие астрономические инструменты и разрабатываться математические методы обработки наблюдений.

ОБЩЕСТВО, -а, ср.

  • Совокупность людей, объединённых исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности. Человеческое о. Капиталистическое о. Наука об обществе.
  • Добровольное, постоянно действующее объединение людей для достижения какой-либо цели. О. любителей книги. Всероссийское о. охраны природы. Спортивные общества.
  • Та или иная среда людей, компания. Попасть в дурное о. Душа общества.
  • В дворянской среде: узкий круг избранных людей. Принят в обществе. Бывать в обществе.
  • кого-чего. Совместное пребывание с кем-н. Чуждаться чьего-н. общества.

Из предложенных вариантов по смыслу ПОДХОДИТ только значение № 1:

  • Совокупность людей, объединённых исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности. Человеческое о. Капиталистическое о. Наука об обществе.

Здесь для нас важно не только значение слова, но и пример его употребления: «Человеческое о.».

Другие значения НЕ ПОДХОДЯТ, потому что:

  • в определении под № 2 говорится о добровольном объединении людей, у которых есть какая-либо цель;
  • в определении под № 3 говорится об определённой среде, компании;
  • в определении под № 4 говорится о дворянской среде;
  • в определении под № 5 говорится о совместном пребывании с кем-нибудь.
Ответ: 1

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | оценить

Задание OR0822T Найдите в тексте синонимы к слову ЯЛИК (предложение 16). Выпишите один из этих синонимов.

(1)На маленькой пристани уже набился народ. 

– (2)Матвей Капитоныч, поторопись! – закричал кто-то из ожидающих. (3)Гребец ничего не ответил. (4)Подводя лодку к мосткам, он чуть-чуть повернул голову, и тут я увидел его лицо. (5)Это был мальчик лет одиннадцати-двенадцати, а может быть, и моложе. (6)Лицо у него было худенькое, серьёзное, строгое, тёмное от загара, только бровки были смешные, детские, совершенно выцветшие, белые, да из-под широкого козырька огромной боцманской фуражки падали на запотевший лоб такие же соломенные, давно не стриженные волосы. 

– (7)Матвей Капитоныч, здравствуй! 

– (8)Отойдите, не мешайте! – вместо ответа закричал он каким-то хриплым простуженным баском, и в эту минуту лодка ударилась о стенку причала. (9)Началась выгрузка пассажиров и посадка новых. (10)Маленький перевозчик выглядел очень усталым, с лица его катил пот, но он очень спокойно, без всякого раздражения, сурово и повелительно распоряжался посадкой. 

– (11)Эй! – покрикивал он. – (12)Садись с левого борта. (13)А ты, с котелком, – туда… (14)Тихо… (15)Без паники. 

(16)Не успел наш ялик отойти и на сотню метров от берега, случилось то, чего, казалось бы, уж никак нельзя было ожидать в этот солнечный, безмятежно спокойный летний день. (17)Послышался звук, похожий на отдалённый гром. (18)Лёгким гулом он прошёл по реке. (19)И тотчас же в каждом из нас что-то ёкнуло и привычно насторожилось. (20)В эту минуту второй, более сильный удар размашистым отзвуком прокатился по реке. 

– (21)Мотенька, что это? 

– (22)Ну что! – сказал он, не поворачивая головы. – (23)Ничего особенного. (24)Зенитки. 

(25)Тут будто кувалдой ударило меня по барабанным перепонкам, я невольно зажмурился, услышал, как закричали женщины, и изо всех сил вцепился в холодный влажный борт лодки, чтобы не полететь в воду. 

(26)Ничего не скажу – было страшно. (27)Особенно, когда в воду спереди и сзади, справа и слева от шлюпки начали падать осколки. (28)Передо мной сидел мальчик. (29)Ни на один миг он не оставил вёсел. (30)Так же уверенно и легко вёл он своё маленькое судно, и на лице его я не мог прочесть ни страха, ни волнения. «(31)Неужели он не боится? – подумал я. – (32)Неужто не хочется ему бросить вёсла, зажмуриться, спрятаться под скамейку?.. (33)А впрочем, он ещё маленький, – подумалось мне. – (34)Не понимает, что такое смерть». 

(35)Дела, которые привели меня на Каменный остров, отняли у меня часа полтора-два. (36)В ожидании машины я беседовал с командиром батареи и между прочим рассказал о том, как наш ялик попал в осколочный дождь. (37)Командир батареи почему-то вдруг очень смутился и даже покраснел. 

– (38)Да, да… – сказал он, вытирая платком лицо. – (39)К сожалению, наши снаряды летают не только вверх, но и вниз. (40)Но что же поделаешь! (41)Ведь бывают жертвы, свои люди гибнут. (42)Вот как раз недели три тому назад тут перевозчика осколком убило. 

– (43)Как перевозчика? – сказал я. – (44)Где? (45)Какого? 

– (46)Да вот тут как раз, на Неве, где вы переезжали. (47)Хороший человек был. (48)Сорок два года работал на перевозе. 

– (49)А сейчас там какой-то мальчик, – сказал я. 

– (50)Матвей Капитоныч! (51)Это сынишка перевозчика, который погиб.

(52)Я отчётливо представил во всех подробностях, как это случилось. (53)И вот не прошло и месяца, а этот мальчик сидит на этой лодке и работает теми же вёслами, которые выпали тогда из рук его отца. «(54)Как же он может? – подумал я. – (55)Как может этот маленький человек держать в руках эти страшные вёсла? (56)Как может он спокойно сидеть на скамейке, на которой ещё, небось, не высохла кровь его отца? (57)Ведь, казалось бы, он на всю жизнь должен был проникнуться смертельным ужасом и к этой заклятой работе, и к этой лодке, и к вёслам, и к чёрной невской воде. 

(58)Даже отдалённый орудийный выстрел должен был пугать его и холодить жестокой тоской его маленькое сердце. (59)А ведь он улыбался. (60)Вы подумайте только – он улыбался давеча, когда земля и небо дрожали от залпов зенитных орудий».  

(По Л. Пантелееву*)

* Леонид Пантелеев (1908–1987) – русский советский писатель, журналист.


Нам нужно найти синонимы (близкие по значению лексические единицы) к слову ЯЛИК. Перечитаем ещё раз указанное в задании предложение 16: «(16)Не успел наш ялик отойти и на сотню метров от берега, случилось то, чего, казалось бы, уж никак нельзя было ожидать в этот солнечный, безмятежно спокойный летний день». Из контекста мы понимаем, что речь идёт о плавучем транспортном средстве.

Снова обращаемся к тексту. Ищем предложения, в которых есть слово с похожим лексическим значением:

(4)Подводя лодку к мосткам, он чуть-чуть повернул голову, и тут я увидел его лицо. – (8)Отойдите, не мешайте! – вместо ответа закричал он каким-то хриплым простуженным баском, и в эту минуту лодка ударилась о стенку причала.

(27)Особенно, когда в воду спереди и сзади, справа и слева от шлюпки начали падать осколки.

(30)Так же уверенно и легко вёл он своё маленькое судно, и на лице его я не мог прочесть ни страха, ни волнения.

Подходящие синонимы: лодка, шлюпка, судно. Записываем один из синонимов в ответ.

Ответ: лодка

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | оценить

Задание ER2419T Из предложений 64–72 выпишите книжное слово со значением «злобно-насмешливо, язвительно».

(1)Вечером опять сошлись у Старкиных. (2)Говорили только о войне. (3)Кто-то пустил слух, что призыв новобранцев в этом году будет раньше обыкновенного, к восемнадцатому августу, и что отсрочки студентам будут отменены. (4)Поэтому Бубенчиков и Козовалов были угнетены: если это верно, то им придётся отбывать воинскую повинность не через два года, а нынче.

(5)Воевать молодым людям не хотелось: Бубенчиков слишком любил свою молодую и, казалось ему, ценную и прекрасную жизнь, а Козовалов не любил, чтобы что бы то ни было вокруг него становилось слишком серьёзным.

(6)Козовалов говорил уныло:

— Я уеду в Африку. (7)Там не будет войны.

— (8)А я во Францию, — говорил Бубенчиков, — и перейду во французское подданство.

(9)Лиза досадливо вспыхнула. (10)Закричала:

— И вам не стыдно! (11)Вы должны защищать нас, а думаете сами, где спрятаться. (12)И вы думаете, что во Франции вас не заставят воевать?

(13)Из Орго призвали шестнадцать запасных. (14)Был призван и ухаживающий за Лизою эстонец, Пауль Сепп. (15)Когда Лиза узнала об этом, ей вдруг стало как-то неловко, почти стыдно того, что она посмеивалась над ним. (16)Ей вспомнились его ясные, детски чистые глаза. (17)Она вдруг ясно представила себе далёкое поле битвы — и он, большой, сильный, упадёт, сражённый вражескою пулею. (18)Бережная, жалостливая нежность к этому, уходящему, поднялась в её душе. (19)С боязливым удивлением она думала: «Он меня любит. (20)А я, что же я? (21)Прыгала, как обезьянка, и смеялась. (22)Он пойдёт сражаться. (23)Может быть, умрёт. (24)И, когда будет ему тяжело, кого он вспомнит, кому шепнёт: „Прощай, милая”? (25)Вспомнит русскую барышню, чужую, далёкую».

(26)Призванных провожали торжественно. (27)Собралась вся деревня. (28)Говорили речи. (29)Играл местный любительский оркестр. (30)И дачники почти все пришли. (31)Дачницы принарядились.

(32)Пауль шёл впереди и пел. (33)Глаза его блестели, лицо казалось солнечно-светлым, — он держал шляпу в руке, — и лёгкий ветерок развевал его светлые кудри. (34)Его обычная мешковатость исчезла, и он казался очень красивым. (35)Так выходили некогда в поход викинги и ушкуйники. (36)Он пел. (37)Эстонцы с воодушевлением повторяли слова народной песни.

(38)Дошли до леска за деревнею. (39)Дачницы стали возвращаться. (40)Призываемые начали рассаживаться в экипажи. (41)Набегали тучки. (42)Небо хмурилось. (43)Серенькие вихри завивались и бежали по дороге, маня и дразня кого-то.

(44)Лиза остановила Сеппа:

— Послушайте, Пауль, подойдите ко мне на минутку.

(45)Пауль отошёл на боковую тропинку. (46)Он шёл рядом с Лизою. (47)Походка его была решительная и твёрдая, и глаза смело глядели вперёд. (48)Казалось, что в душе его ритмично бились торжественные звуки воинственной музыки. (49)Лиза смотрела на него влюблёнными глазами. (50)Он сказал:

— Ничего не бойтесь, Лиза. (51)Пока мы живы, мы немцев далеко не пустим. (52)А кто войдёт в Россию, тот не обрадуется нашему приёму. (53)Чем больше их войдёт, тем меньше их вернётся в Германию.

(54)Вдруг Лиза очень покраснела и сказала:

— Пауль, в эти дни я вас полюбила. (55)Я поеду за вами. (56)Меня возьмут в сёстры милосердия. (57)При первой возможности мы повенчаемся.

(58)Пауль вспыхнул. (59)Он наклонился, поцеловал Лизину руку и повторял:

— Милая, милая!

(60)И когда он опять посмотрел в её лицо, его ясные глаза были влажны.

(61)Анна Сергеевна шла на несколько шагов сзади и роптала:

— Какие нежности! (62)Он Бог знает что о себе вообразит. (63)Можете представить: целует руку, точно рыцарь своей даме!

(64)Бубенчиков передразнивал походку Пауля Сеппа. (65)Анна Сергеевна нашла, что очень похоже и очень смешно, и засмеялась. (66)Козовалов сардонически улыбался.

(67)Лиза обернулась к матери и крикнула:

— Мама, поди сюда! (68)Она и Пауль Сепп остановились у края дороги. (69)У обоих были счастливые, сияющие лица.

(70)Вместе с Анною Сергеевною подошли Козовалов и Бубенчиков. (71)Козовалов сказал на ухо Анне Сергеевне:

— А нашему эстонцу очень к лицу воинственное воодушевление. (72)Смотрите, какой красавец, точно рыцарь Парсифаль.

(73)Анна Сергеевна с досадою проворчала:

— Ну уж красавец! (74)Ну что, Лизонька? — спросила она у дочери.

(75)Лиза сказала, радостно улыбаясь:

— Вот мой жених, мамочка.

(76)Анна Сергеевна в ужасе воскликнула:

— Лиза, что ты говоришь!

(77)Лиза проговорила с гордостью:

— Он защитник Отечества.

(По Ф. Сологубу*)

* Фёдор Сологуб (1863—1927) — русский поэт, писатель, драматург, публицист.


  1. Внимательно читаем задание и предложенный отрывок из текста.
  2. Перечитываем предложенный отрывок:

(64)Бубенчиков передразнивал походку Пауля Сеппа. (65)Анна Сергеевна нашла, что очень похоже и очень смешно, и засмеялась. (66)Козовалов сардонически улыбался. (67)Лиза обернулась к матери и крикнула: — Мама, поди сюда! (68)Она и Пауль Сепп остановились у края дороги. (69)У обоих были счастливые, сияющие лица. (70)Вместе с Анною Сергеевною подошли Козовалов и Бубенчиков. (71)Козовалов сказал на ухо Анне Сергеевне: — А нашему эстонцу очень к лицу воинственное воодушевление. (72)Смотрите, какой красавец, точно рыцарь Парсифаль. Единственное книжное слово, которое обращает на себя внимание – сардонически. Вспоминаем его значение: злобно-насмешливо, язвительно. Сардонически усмехнулся. Сардонически взглянул.

Ответ: сардонически

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | оценить

Задание ER2401 В каком предложении содержится устойчивое сочетание? Выпишите его.

(1)Жителю России ежедневно формируют мировоззрение катастрофического периода. (2)Он, житель России, уже свыкся с выживанием среди наводнений, ограблений, обрушений и взрывов. (3)Поселки смывает, здания горят, самолёты падают, автомобили сталкиваются, поезда сходят с рельс, а вот интервью с вором, а это трупы боевиков. (4)Теперь про погоду.  

(5)Итак. (6)В России. (7)Ежегодно. (8)Гибнет. (9)На дорогах — 30  000. (10)Тонут — 15 000. (11)Опиваются спиртным — 40 000. (12)Убивают — 30 000. (13)Пропадает без вести — 30 000. (14)Падают с крыш, балконов, окон, деревьев, столбов — десятки человек по стране в день. (15)Суют в станки все части тела и отрывают — ежедневно. (16)Кусаются псами, бодаются быками — что ни час. (17)Кончает самоубийством, вешается, вскрывает вены, бросается под поезд — 25 000 в год. (18)Сосульками с крыш по голове — десятки трупов по стране каждую весну. (19)Бьет током в ванных — чище электрических стульев в старой Америке. (20)Ещё можно насмерть подавиться шашлыком и запариться в сауне.   

(21)То есть.  (22)Независимо от экстраординарных событий телевидению хватит в любой миг и ординарных, чтобы выпуск новостей превратить в репортаж из гибнущей цивилизации. (23)Ресурс несчастий у нас — единственный, которому не грозит истощение. (24)Кажется, что Россия закончит своё существование, а несчастья всё ещё будут продолжаться. 

(25)Однако.  (26)Вот в Америке.  (27)Там торнадо и ураганы просто беспрерывно. (28)Сдувает и смывает еженедельно целыми поселками. (29)С убийствами и катастрофами у них чуть похуже, чем у нас, но вполне достаточно, чтобы заполнить сотню федеральных каналов на 24 часа в сутки. (30)Однако страстей в США по ящику куда и куда меньше наших.  

 (31)Экстаз саморазрушения охватил руссише ТВ?! (32)Почему наши новости, ежедневные, многоразовые, сделаны почти исключительно в жанре как раз телекатастроф и  происшествий? (33)В стране происходит хоть что-то, кроме указов президента и катастроф?!   

(34)Объясняю. (35)Катастрофа — это рейтинг передачи. (36)Рейтинг —  это стоимость телерекламы. (37)Рекламный блок при новостях —  это доход телеканала. (38)Телеканалы кормят народ катастрофами, потому что им за это платят. (39)Рекламодатели.    

(40)Что  толкают  рекламодатели?  (41)Импортный  западный ширпотреб.  (42)Русское телевидение  кормит сведениями  о  сплошных несчастьях народ,  формируя у  него пессимистическое мировоззрение, пофигизм,  неврозы, неуверенность  во  всем  окружающем, садистские  наклонности и  мазохистский национальный комплекс, чтобы западный производитель сбывал больше товара на российском рынке.(…)

 (43)Ну — кого ещё сегодня убили? (44)Что сгорело? (45)И немедленно заесть это «Данон».

(По Михаилу Веллеру «Разрушительные теленовости»)

  1. в предложении 1
  2. в предложении 2
  3. в предложении 4
  4. в предложении 11
  5. в предложении 13

  1. Внимательно читаем задание.
  2. Анализируем указанные в задании предложения и ищем необходимую лексическую единицу. Если устойчивое сочетание сразу не бросилось нам в глаза, можно перечитать указанные в тексте предложения. В первом абзаце (предложениях 1-4) ничего такого нет. В одиннадцатом предложении тоже. А вот в тринадцатом мы видим сочетание «пропадает без вести». Мы привыкли слышать эту фразу именно в таком виде и понимаем, что это означает, что местонахождение пропавших без вести неизвестно.
Ответ: пропадаетбезвести

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | оценить

Задание ER2402 Из предложений 14-15 выпишите синонимы.

(1)Уходил Оська на войну в конце октября из опустевшей Москвы.

(2)Его уже дважды требовали с вещами на призывной пункт, но почему-то отпускали домой. (3)И вот стало точно известно: Оську и его товарищей по выпуску отправляют на восток в трёхмесячное пехотное училище. (4)Он пришёл проститься с моими домашними, потом мы поехали к нему на Мархлевского. (5)Я знал, что он ждёт девушку, пепельноволосую Аню, и хотел попрощаться у подъезда, но Оська настоял, чтобы я поднялся.

 (6)Когда мы провожали Павлика на действительную, он разделил между нами свои скромные богатства. (7)Павлика не баловали дома и растили по-спартански. (8)Правда, в восьмом классе ему сшили бостоновый костюм «на выход», и Павлик проносил его до армии, время от времени выпуская рукава и брюки, благо запас был велик. (9)Но у него имелся дядя, выдающийся химик, и однажды этого дядю послали на международную научную конференцию за кордон, что в ту пору случалось нечасто. (10)В пожилом, нелюдимом, обсыпанном перхотью, запущенном холостяке, по уши закопавшемся в свою науку, таилась душа пижона. (11)По окончании конференции он потратил оставшиеся деньги на приобретение жемчужно-серых гетр — тогдашний крик моды, смуглой шёлковой рубашки, двух свитеров, роскошного галстука и тёмных очков, почти не встречавшихся в Москве. (12)Но, вернувшись домой, он понял, что наряжаться ему некуда, поскольку ни в театр, ни в гости, ни на балы он не ходил, а таскать на работу столь ослепительные вещи стыдно, да и непрактично: прожжешь химикатами, и тогда он вспомнил о юноше-племяннике, и на скромного Павлика пролился золотой дождь.

(13)Ко времени его ухода в армию вещи малость пообносились, утратили лоск, но все же мы с Оськой были потрясены до глубины души, когда Павлик царственным жестом передал нам свои сокровища. (14)От костюма пришлось отказаться — по крайней ветхости, остальное мы поделили: Оська забрал дымчатые очки, я сразу напялил гетры. (15)Оська взял галстук с искрой, я — рубашку, каждому досталось по свитеру.

(16)Теперь Оське ужасно хотелось повторить мужественный обряд прощания, когда без соплей и пустых слов товарищу отдается всё, чем владеешь на этом свете. (17)Но сделать это Оське оказалось куда сложнее, нежели Павлику: фотоаппарат он подарил герою фотосерии «Московский дождь», библиотеку вывезла мать, а картины — отец. (18)Оставались предметы домашнего обихода, и Оська совал мне рефлектор, электрический утюг, кофемолку, рожок для надевания туфель, пилу-ножовку и две банки горчицы; от испорченной швейной машинки я отказался — не донести было всю эту тяжесть; еще Оська навязал мне лыжные ботинки и траченную молью шапку-финку, суконную, с барашковым мехом.

(19)Может показаться странной и недостойной эта барахольная возня перед разлукой, скорее всего навечной, ничтожное копанье в шмотье посреди такой войны. (20)Неужели не было о чём поговорить, неужели не было друг для друга серьёзных и высоких слов? (21)Все было, да не выговаривалось вслух. (22)Нас растили на жестком ветру и приучили не размазывать по столу масляную кашу слов. (23)А говорить можно и простыми, грубыми предметами, которые «пригодятся». (24)«Держи!..» — а за этим: меня не будет, а ты носи мою шапку и ботинки и обогревайся рефлектором, когда холодно… (25)«Бери кофемолку, не ломайся!» — это значит: а хорошая у нас была дружба!.. (26)«Давай, чёрт с тобой!» — а внутри: друг мой милый, друг золотой, неужели это правда, и ничего больше не будет?.. (27)«На дуршлаг!» — но ведь было, было, и этого у нас не отнимешь. (28)Это навсегда с нами. (29)Значит, есть в мире и останется в нём…

(По Ю. Нагибину)


  1. Внимательно читаем задание.
  2. Анализируем указанные в задании предложения и ищем необходимую лексическую единицу. Перечитываем указанные предложения: (14)От костюма пришлось отказаться — по крайней ветхости, остальное мы поделили: Оська забрал дымчатые очки, я сразу напялил гетры. (15)Оська взял галстук с искрой, я — рубашку, каждому досталось по свитеру. Синонимы сразу бросаются в глаза: забрал – взял.
Ответ: забралвзял

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | оценить

Задание ER2403 Из предложения 2 выпишите контекстные антонимы.

(1)Самый страшный и самый распространенный стереотип в нашей стра­не — это стереотип безответственности. (2)Руки опускаются, когда человек читает в газетах одно, а в жизни видит другое. (3)Они опускаются от пос­тоянной неразберихи, бесхозяйственности, махрового бюрократизма. (4)Руки опускаются, когда ты понимаешь, что вокруг тебя никто ни за что не отвечает и что всем все «до лампочки». (5)Вот от чего опускаются руки! (6)Стереотип бесхозяйственности на то и стереотип, что за ним всегда — многолетний опыт, привычка. (7)Он, как глубокая колея, накатанная, удобная, проверенная.

(8)С годами он стал у нас чуть ли не составной частью любой профессии. (9)Здесь доходит до абсурда. (10)К примеру, каждый человек в отдельности твёрдо знает, что зима в этом году будет обязательно. (11)И соответственно к ней готовится: достает тёплое пальто, покупает тёплые ботинки, варежки, бельё… (12)Но как только отдельные, персонально готовые к зиме люди собираются под крышей какого-либо учреждения, которое ведает теплоснабжением в городе, так зима, самая обычная зима, приходит к нам неожиданно. (13)Каждый год они регулярно оправдываются в статьях, что «зима, к сожалению, застала нас врасплох». (14)Читать это, честное слово, смешно! (15)Но дальше смешное кончается. (16)Дальше начинаются аварии.

(17)Лопаются трубы в домах. (18)Мерзнут люди. (19)И новые газетные статьи рассказывают уже о тех «героических усилиях», которые пришлось предпринять, чтобы как-то выправить положение. (20)А ведь порой жёсткие, страшные репортажи о результатах безответственности рвут душу, оглушают, не дают уснуть… (21)И порой от боли заходится сердце…

(22)Но до каких пор будем мы окунаться в ситуации, когда из-за двух или трёх разгильдяев сотни, а то и тысячи людей вынуждены демонстрировать массовый героизм? (23)До каких пор?!

(24)Вопрос этот только кажется риторическим. (25)На него можно и нужно ответить.

(26)Убеждён, что в подобные ситуации мы будем окунаться до тех самых пор, пока не расстанемся с проклятым стереотипом безответственности и наплевательского отношения к труду! (27)Как к собственному, так и к чужому.

(28)И каждый раз, откровенно халтуря на работе («сойдёт!…»), что-то слепляя на авось («перемелется!…»), что-то недодумывая, не просчитывая, не проверяя («да ладно, обойдется…»), закрывая глаза на собственную небреж­ность («плевать»…»), мы же сами, своими руками, собственным так назы­ваемым трудом строим полигоны для грядущей демонстрации массового героизма, сами себе готовим завтрашние аварии и катастрофы!

(29)Пишем в газетах: «такой-то освобожден от должности…» Хотя порою хочется прочитать: «должность освобождена от такого-то…»… Освобождена, как земля. (30)И теперь, может быть, вздохнет свободно… (31)Но ведь «освобождён» не всегда означает «наказан». (32)А следова­ло бы…

(33)Людей, конечно, надо жалеть. Но ведь и спрашивать с них надо! (34)И очень серьёзно, а не для вида. (35)Только тогда можно избавиться от стереотипа бесхозяйственности, который гирей висит на наших ногах.

(По Р. Рождественскому)


  1. Внимательно читаем задание.
  2. Анализируем указанные в задании предложения и ищем необходимую лексическую единицу. Смотрим на второе предложение: (2)Руки опускаются, когда человек читает в газетах одно, а в жизни видит другое. Можно подумать, что антонимами здесь являются слова «одно» и «другое», однако это не так – да, они противоположны по смыслу, но не только в рамках этого текста. Давайте обратим внимание на слова «читает» и «видит», которые и являются контекстными антонимами — имеется в виду, что написанное противопоставлено действительности.
Ответ: читаетвидит

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | оценить

Задание ER0518T В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
  1. На данный момент смартфоны находятся в разработке, и их конструкция может ПРЕТЕРПЕТЬ изменения.
  2. Боль оказалась НЕТЕРПИМОЙ, и к спортсмену прямо на футбольном поле подошёл врач.
  3. ИНФОРМАЦИОННЫЙ портал Всероссийской олимпиады школьников пользуется большой популярностью у старшеклассников.
  4. Они молча постояли у Могилы Неизвестного Солдата, глядя на мечущееся на ветру пламя ВЕЧНОГО огня.
  5. В ГАРАНТИЙНОМ талоне должны быть указаны дата продажи, наименование изделия, его серийный номер.

  • Читаем внимательно каждое предложение.
  • Варианты употребления паронимов в предложениях 1, 3, 4 и 5 не вызывают сомнения. Претерпеть изменения – подвергнуться изменениям; информационный портал – портал, предоставляющий информацию; вечный огонь – негаснущий огонь; гарантийный талон – талон, предоставляющий гарантию. Пароним во втором предложении использован неверно: слово нетерпимый образовано от слова терпимость – толерантность. В предложении же идет речь о боли, которую невозможно терпеть. Следовательно, нужно использовать слово, образованное от слова терпение – нестерпимая боль.
Ответ: нестерпимая

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | оценить

Задание ER0501 В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
  1. Вы выбрали не самый УДАЧНЫЙ момент для покупки недвижимости: цены сейчас очень высоки.
  2. Журналистов, поработавших в горячих точках неоднократно, ПРЕДСТАВИЛИ к государственным наградам.
  3. ВЫСОТНЫЕ здания, построенные в последние годы, навсегда изменили силуэт города.
  4. Человек он яркий, АРТИСТИЧНЫЙ.
  5. Напряжённость, агрессия, НАЛИЧНОСТЬ конфликтов в семье негативно сказываются на детях.

  • Читаем внимательно каждое предложение.
  • Удачный – подходящий, лучший – слово употреблено верно; представили к наградам – слово употреблено верно – можно подобрать и другие словосочетания с этим словом: представили к ордену, представили к званию и др.; высотные здания – можно подобрать синонимичные сочетания – высотные дома, высотные работы; артистичный человек – артистичный ребенок, артистичный характер. Ошибочным является пароним в предложении под номером 5. Здесь употреблено сочетание «наличность конфликтов», однако наличность – количество чего-то, имеющегося в наличии (часто так говорят о деньгах). Фразу можно переделать как «присутствие конфликтов»; синоним к слову присутствие – наличие.
Ответ: наличие

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | оценить

Задание ER0502 В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
  1. В IV веке до нашей эры греки начали возводить ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ храм Артемиды, превосходящий красотой все другие святилища.
  2. Некоторые формулировки в проекте закона допускают ДВОИЧНОЕ толкование.
  3. Самый ДЕЙСТВЕННЫЙ способ борьбы за чистоту — регулярная уборка.
  4. На людях Горюнов был неизменно ДЕЛОВИТЫМ и собранным.
  5. Вы несправедливы: местность у нас вовсе не БОЛОТИСТАЯ.

  • Читаем внимательно каждое предложение.
  • При внимательном прочтении предложений становится очевидно, что ошибка допущена во втором предложении. Слово «двоичный» употребляется в отношении системы счисления, а толкование может быть «двойственным» или же «двояким», то есть неоднозначным. Часто учеников смущает слово «деловитый», однако оно употреблено абсолютно верно: деловитыми могут быть манеры, вид, человек. Его пароним «деловой» означает «связанный с делами»: деловое письмо, деловая встреча, деловой стиль одежды.
Ответ: двойственное

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | оценить

Задание ER0503 В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
  1.  У нас очень ДРУЖНЫЙ класс.
  2. Мальчишка был ИЗОБРЕТАТЕЛЬНЫЙ.
  3. Легкий и ИРОНИЧНЫЙ, он был всеобщим любимцем.
  4. Конструкции были специально разработаны для возведения жилых зданий в зоне ВЕЧНОЙ мерзлоты.
  5. Выделите в словах КОРЕННЫЕ морфемы.

  • Читаем внимательно каждое предложение.
  • Многим может быть трудно найти здесь ошибку с первого раза. Предложения 1, 2 и 4 не должны вызывать сомнения – они составлены правильно. Верный пароним употреблен и в предложении 3: человек может быть только ироничным, а не ироническим. Ироническим бывает отношение, взгляд, усмешка, замечание. В словарях дается очень близкое определение этих слов, поэтому лучше просто запомнить их сочетания. Ошибочным же является предложение под номером 5. Слово «коренной» имеет значение «изначальный, важный, глубокий»: коренной вопрос, коренное население, коренной поворот. А вот «корневой» — «относящийся к корню» — корневая система, корневая морфема.
Ответ: корневые

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | оценить

Задание ER0301 Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПОКАЗАТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста.

(1)Опрос 300 школьников в возрасте от 14 до 18 лет из Германии и Нидерландов показал, что в обеих странах учителя родного или иностранного языка кажутся школьникам симпатичнее, общительнее, креативнее и эмоциональнее, чем преподаватели точных и естественных наук. (2)… этих последних ученики считают более умными. (3) Образ учителя сильно влияет на то, какую специальность выбирают школьники в дальнейшем.

(«Многое зависит от учителя», «Наука и жизнь», №8 2013)

ПОКАЗАТЬ

  1. Дать увидеть, представить для разглядывания, рассматривания. Публично продемонстрировать. Представить для осмотра, просмотра. Примеры: показал письма, велел показать язык, показал собор, показать больного врачу.
  2. Движением, жестом обратить чьё-л. внимание, указав на кого-л., что-л. Примеры: показать на новое здание, показал глазами на стул.
  3. Изобразить, копируя кого-, что-л., подражая кому-, чему-л. Изобразить в художественном произведении. Примеры: Тема, показать тебе, как ты ходишь? Не имея возможности показать нам, как живёт и действует Базаров, Тургенев показал нам, как он умирает.
  4. Разъяснить наглядно, обучая чему-л. Примеры: показать, как нужно держать инструмент в руках; показать, как пользоваться компасом.
  5. Проявить, обнаружить какое-л. свойство, качество, состояние, количественные результаты. Примеры: показать стойкость, показать честность, показать лучший результат в беге.
  6. Сделать явным, очевидным; обнаружить, раскрыть что-л. Примеры: Дальнейшее покажет исследование. Жизнь покажет, кто прав.
  7. Дать какие-л. показания при допросе или на процессе. Пример: показать под присягой, Жандарм показал, что Матвея убили Яков и Аглая.

  • Текст говорит о том, что опрос школьников показал, дал понять, что образ учителя сильно влияет на дальнейший выбор жизненного пути школьником.
  • Варианты 1 и 2 не подходят, так как речь тут не идет о демонстрации чего-либо или о жестах. Значение изображения или наглядного урока тоже не соответствует контексту (т.е. варианты 3 и 4 тоже не годятся). Вариант 5 больше подходит, но в тексте не говорится о количественном показателе. Вариант 7 очевидно не будет являться правильным ответом, так как о допросах в тексте речи не идет.
  • Самым подходящим по значению будет вариант 6 – ученые обнаружили, статистика сделал очевидными факты зависимости дальнейшей жизни школьника от образа учителя.
Ответ: 6

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | оценить

Задание ER0302 Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЗАКОН. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста.

(1)За последние столетия в результате интенсивной хозяйственной деятельности, нередко осуществлявшейся вопреки законам природы, многие природные ландшафты оказались разрушены, мелеют и загрязняются реки и озёра, сокращается площадь «зелёных лёгких» планеты — лесов, сотни видов животных и растений находятся на грани уничтожения. (2)Разрушение природы грозит человечеству голодом, болезнями, неисчислимыми бедствиями в результате не только техногенных, но и природных катастроф. (3)<…> спасти природу, в наши дни нужна продуманная и хорошо организованная система мер по её сохранению.

ЗАКОН

  1. Не зависящая ни от чьей воли, объективно наличествующая непреложность, заданность, сложившаяся в процессе существования данного явления, его связей и отношений с окружающим миром. Законы природы. Законы движения планет. Закон общественного развития. Законы рынка.
  2. Постановление государственной власти, нормативный акт, принятый государственной властью; установленные государственной властью общеобязательные правила. Конституция основной з. государства. Соблюдать законы.
  3. Общеобязательное и непреложное правило. Законы нравственности. Неписаные законы (сложившиеся нравственные устои, нормы).
  4. Общее название основных принципов и идей религиозного вероучения, свод правил какой-н. религии. З. Божий (род. Закона Божия; православное вероучение; также такой предмет).

  • Текст повествует о том, человеческая деятельность часто противостоит законам природы и постепенно разрушает ее ресурсы.
  • Варианты 2 и 4 сразу можно устранить, ведь в тексте не говорится о законодательстве или религиозных законах. Вариант 2 тоже не соответствует контексту: в тексте повествуется о законах природы.
  • Выполнение этого задания существенно облегчается наличием примеров употребления различных вариантов значения слова. Сразу в первом определении слова «закон» в качестве примера мы видим сочетание «законы природы», которое и употребляется в первом предложении текста.
Ответ: 1

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | оценить

Задание ER0303 Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЧИСЛО. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста.

(1)Цифровая фотокамера с объективом, скопированным с фасеточного глаза насекомых, создана в университете Иллинойса (США). (2) Новый объектив имеет полусферическую форму, как глаза пчёл, жуков или стрекоз, и состоит из большого числа пластиковых микролинз.(3) Каждой из них соответствует миниатюрный фотодиод.  (4)… изображение получалось неискажённым, матрица, на которой расположены фотодиоды, также выпуклая, полусферическая в отличие от плоской матрицы обычной цифровой камеры. (5) Преимущество системы — очень широкое поле зрения (до 180 градусов), низкий уровень оптических аберраций и огромная глубина резкости.

(«Фотокамера «Пчелиный глаз», «Наука и жизнь», №8 2013)

ЧИСЛО

  1. Понятие, служащее выражением количества, при помощи которого производится счёт. Примеры: простые числа, целые числа, положительные числа, теория чисел.
  2. День месяца в порядковом ряду других дней. Примеры: первое апреля, пятнадцатое августа, одиннадцатого мая.
  3. Количество кого-, чего-л. Примеры: шестьсот тысяч га, одна сестра, пять зданий.
  4. Состав, ряд, совокупность кого-, чего-либо. Примеры: Он был один из числа влиятельнейших людей города. Он был в числе издаваемых писателей.
  5. Грамматическая категория, выражающая средствами языка единичность или множественность предметов или лиц. Примеры: множественное число, единственное число.

  • Речь идет о создании учеными новой цифровой фотокамеры, схожей по строении с глазом насекомого. Такая фотокамера имеет множество линз.
  • После внимательного прочтения текста и предложенных вариантов номера 2, 4 и 5 отвергаются сразу. С первого взгляда может смутить вариант 1, однако при взгляде на примеры и уточнении о том, что при использовании этого значения производится счет, становится очевидно, что он не подходит.
  • Подставим в текст значение под номером 3: объектив имеет полусферическую форму…и состоит из большого количества пластиковых микролинз. Смысл остается тем же; значит, ответ – 3.
Ответ: 3

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | оценить

Задание ER2422T Подберите один синоним к слову врасплох (предложение 4). Запишите этот синоним.

(1)Вот и кончился последний урок последнего дня нашей школьной жизни. (2)Десять школьных лет завершились по знакомой хрипловатой трели звонка. (3)Все мы, растроганные, взволнованные, радостные и о чём-то жалеющие, растерянные и смущённые своим мгновенным превращением из школяров во взрослых людей, слонялись по классам и коридору, словно страшась выйти из школьных стен в мир, ставший бесконечным. (4) И было такое чувство, будто что-то недоговорено, недожито, не исчерпано за прошедшие десять лет, будто этот день застал нас врасплох.

(5) В класс заглянула Женя Румянцева:

‒ Серёжа, можно тебя на минутку? (6) У меня странное предложение! (7)Давай встретимся через десять лет!

(8)Шутливость совсем не была свойственна Жене, и я спросил серьёзно:

‒ Зачем?

‒ (9)Мне интересно, каким ты станешь. (10)Ты ведь очень нравился мне все эти годы.

(11) Я думал, что Жене Румянцевой неведомы ни эти слова, ни эти чувства. (12)Жизнь её протекала в двух сферах: в напряжённой общественной работе и в мечтаниях о звёздных мирах. (13)Немногие из нас твёрдо определили свой дальнейший жизненный путь, а Женя с шестого класса знала, что будет астрономом и никем другим. (14)Между нами никогда не было дружеской близости. (15) В поисках разгадки я мысленно пробегал прошлое, но ничего не нашёл в нём, кроме одной встречи на Чистых прудах…

(16)Однажды мы собирались в выходной день на Химкинское водохранилище покататься на лодках. (17)Но с утра заморосил дождь, и на сборный пункт пришли только мы с Павликом, Нина и Женя Румянцева. (18)Дождь не переставал ни на минуту. (19)Нечего было и думать о Химках.

‒ (20)Давайте покатаемся на пруду, ‒ предложил я и показал на старую, рассохшуюся лодку-плоскодонку. – (21)Будем воображать, что мы в Химках. ‒ (22)Или в Средиземном море, ‒ вставил Павлик.

‒ (23)Или в Индийском океане, ‒ восторженно подхватила Женя.

(24)Мы вычерпали из лодки воду и отправились в «кругосветное» плавание. (25)Женя придумывала маршрут нашего путешествия. (26)Вот мы проходим Босфор, через Суэцкий канал попадаем в Красное море, оттуда в Аравийское и входим в Тихий океан. (27)Женя неутомимо командовала: «Право руля!», «Лево руля!», «Поднять паруса!», «Убрать паруса!» (28)Отыскивала путь по звёздам: наш компас разбился во время бури.

(29)Больше Женя не бывала с нами. (30)Мы не раз приглашали её на наши сборища, но она отказывалась. (31) А что если в тот единственный раз она пришла из-за меня и из-за меня отступилась, сказав себе с гордой честностью: не вышло…

‒ (32)Почему же ты раньше молчала, Женя? ‒ спросил я.

‒ (33)К чему было говорить? (34)Тебе так нравилась Нина!

(35)С ощущением какой-то досадной и грустной утраты я сказал:

‒ Где же и когда мы встретимся?

‒ (36)Через десять лет, двадцать девятого мая, в восемь часов вечера, в среднем пролёте между колонн Большого театра.

(37)Минули годы. (38)Женя училась в Ленинграде. (39)Зимой 1941 года, жадно ловя известия о судьбе моих друзей, я узнал, что Женя в первый же день войны бросила институт и пошла в лётную школу. (40)Летом 1944 года я услышал по радио указ о присвоении майору авиации Румянцевой звания Героя Советского Союза. (41)Вернувшись с войны, я узнал, что звание Героя было присвоено Жене посмертно.

(42)Жизнь шла дальше, порой я вдруг вспоминал о нашем уговоре, а за несколько дней до срока почувствовал такое острое, щемящее беспокойство, будто все прошедшие годы только и готовился к этой встрече. (43)Я поехал к Большому театру, купил у цветочницы ландыши и пошёл к среднему пролёту между колонн Большого театра. (44)Я постоял там немного, затем отдал ландыши какой-то худенькой сероглазой девушке и поехал домой…

(45)Мне хотелось на миг остановить время, оглянуться на себя, на прожитые годы, вспомнить Женю, лодку, дождик, вспомнить слепоту своей юношеской души, так легко прошедшей мимо того, что могло бы стать судьбой.

(По Ю.М. Нагибину*)


Внимательно читаем задание. Вспоминаем, что синонимы – это слово одной части речи, различные по написанию и звучанию, но тождественные или близкие по значению. Читаем и анализируем указанное в задании предложение:

(4) И было такое чувство, будто что-то недоговорено, недожито, не исчерпано за прошедшие десять лет, будто этот день застал нас врасплох.

К слову врасплох можно подобрать два синонима: внезапно или неожиданно. Можно записать одно из этих слов на выбор, так как они оба верны.

Ответ: неожиданно

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | оценить

Задание ER0522T В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

ПАМЯТЛИВЫЕ места нашего города привлекают местных жителей и туристов, так как являются частью истории нашей страны.

Предварительное изучение ЛЕДОВОЙ обстановки в северных морях помогает избежать многих проблем в районе Крайнего Севера.

За годы пребывания в Италии композитор создал ряд оперных произведений, имевших у ПРИЗНАТЕЛЬНЫХ слушателей большой успех.

ОТБОРОЧНЫЙ тур чемпионата Европы по футболу прошёл в столице Великобритании – родине этого вида спорта.

В ПРОДУКТОВОЙ корзине жителя современного мегаполиса обязательно должны быть овощи и фрукты.


Чтобы правильно ответить на вопрос, внимательно прочитаем предложения. Затем вспомним, что такое паронимы.

Паронимы – это слова, близкие по звучанию, но различающиеся частично или полностью значением.

  • В предложении №1 выделенное слово употреблено неверно, так как прилагательное памятливый выражает значение «обладающий хорошей памятью, способный легко запоминать, имеющий особенную склонность к запоминанию» (только с одушевлёнными существительными). Памятливыми может быть рассказчик, студент, собеседник и т.д. Понимаем, что по смыслу подойдёт прилагательное памятный со значением «сохранившийся в памяти, незабываемый». Правильно – памятные места.
  • В предложении №2 выделенное слово употреблено верно. Пароним ледовый используется в значении «находящийся, расположенный на льду; происходящий во льдах». Правильно – ледовой обстановки.
  • В предложении №3 выделенное слово употреблено верно. Пароним признательные используется в значении «испытывающий или выражающий признательность, благодарность». Правильно – признательных слушателей.
  • В предложении №4 выделенное слово употреблено верно. Пароним отборочный используется в значении «с целью отбора». Правильно – отборочный тур.
  • В предложении №5 выделенное слово употреблено верно. Пароним продуктовый используется в значении «предназначенный для продуктов питания». Правильно – продуктовой корзине.
Ответ: памятные

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | оценить

Задание ER0322T Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в последнем предложении текста. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

Если культура – это совокупность достижений общества в области науки, просвещения, искусства, то закрепляются эти достижения, как правило, в языке, в Слове. Возникнув на определённом историческом этапе, литературный язык сам по себе служит свидетельством уровня духовного развития народа, общества. Как всякое живое на Земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка. Ведь язык – это и основа национальной памяти, и ключ к пониманию духовного мира, своего и чужого.

ОСНОВА, -ы, ж.

1) Опорная часть предмета, сооружения; основание. Железобетонная основа конструкции.

2) Источник; главное, на чём строится что-нибудь, что является сущностью чего-нибудь. Экономическая основа общества.

3) мн. ч. Исходные, главные положения чего-нибудь. Основы экономических знаний.

4) В значении предлога с родительным падежом; опираясь на что-нибудь, в соответствии с чем-нибудь, имея что-нибудь в качестве исходного пункта. Действовать на основе инструкции.

5) Существенный признак, по которому распределяются явления, понятия. Единая основа классификации.


  • Первое значение не подходит, так как в последнем предложении говорится о языке, а не об опорной части предмета, сооружения.
  • Второе значение подходит. В последнем предложении слово основа употребляется в значении «‎источник; главное, на чём строится что-нибудь». Можно сказать: язык – источник национальной памяти; язык – главное, на чём строится национальная память. Значит, второе значение соответствует контексту.
  • Третье значение не подходит, так как слово приобретает лексическое значение «исходные, главные положения чего-нибудь» только во множественном числе. В нашем случае слово основа употребляется в единственном числе.
  • Четвёртое значение не подходит, так как перед нами не предлог с родительным падежом, а имя существительное.
  • Пятое значение не подходит, так как язык рассматривается в качестве источника. Слово основа в последнем предложении не употребляется в значении «существенный признак, по которому распределяются явления, понятия».
Ответ: 2

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | оценить

Задание ER0320T Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРЕДМЕТ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

(1)Проблема парникового эффекта неслучайно стала в последние годы предметом беспокойства учёных. (2)Дело в том, что человечество сжигает всё больше топлива – нефти и её продуктов: атмосферу загрязняют автомобили, самолёты, теплоцентрали, что приводит к значительному увеличению углекислого газа в атмосфере нашей планеты. (3)Углекислый газ пропускает солнечные лучи вниз, но задерживает отдачу тепла в дальние слои атмосферы, а <…> приводит к росту средней температуры приземного слоя атмосферы и созданию парникового эффекта на нашей планете. 

ПРЕДМЕТ, -ы, м.

  • Всякое материальное явление, вещь. П. неопределённой формы. П. первой необходимости. П. домашнего обихода. Предметы народного потребления.
  • чего. Тот (то), на кого (что) направлена мысль; какое-н. действие, объект. П. спора. П. насмешек. П. обожания, любви. П. сочинения. 
  • Наука или раздел науки, круг каких-н. знаний как особая учебная дисциплина. Учебный п. Успевать по всем предметам. Профилирующие предметы в вузе. 
  • чего, в знач. предлога с род. п. (устар. и офиц.). Для чего, с какой целью. Медицинское обследование на п. диспансеризации.

  • Речь идет о проблеме парникового эффекта, именно она предмет беспокойства учёных.
  • То, что после слова «предмет» идёт существительное в родительном падеже даёт нам подсказку, что нужно выбирать между вариантами 2 и 4.
  • Учитывая, что проблема парникового эффекта  это то, на что направлена мысль учёных, мы можем смело выбрать вариант 2.
Ответ: 2

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | оценить

Алёна Базан | Просмотров: 2.1k | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован.