Наречие как часть речи 7 класс • теория

Наречие – это неизменяемая самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия, признак предмета или признак другого признака и отвечает на вопросы Как? Когда? Где? Куда? Зачем? Почему?

В предложении наречие чаще всего выступает в роли обстоятельства.

Общее грамматическое значение наречия

Наречие – это производная часть речи, которая была образована от других частей речи. Тем не менее, наречие – это самостоятельная часть речи, имеющая собственное грамматическое значение.

Наречие обозначает:

  1. Признак действия, когда поясняет глагол или деепричастие;

       — бежать (как?) быстро;

       — идти (куда?) вниз;

       — сделал (зачем?) назло;

  1. Признак признака, когда примыкает к имени прилагательному, причастию или другому наречию;

      — сделанный аккуратно;

      — весьма откровенно;

      — очень больно

  1. Признак предмета, когда поясняет имя существительное;

      — стихотворение (какое?) наизусть;

      — яйцо (какое?) всмятку;

      — путь (какой?) наверх;

Неизменяемость наречий

Особым признаком наречия является его неизменяемость (за исключением качественных наречий на -О,-Е). Это проявляется в неспособности образовывать грамматические формы рода, числа, падежа и лица.

Наречия не склоняются и не спрягаются. У наречий нет окончаний, которые представляют собой формообразующие морфемы.

Разряды наречий по функции

По функции выделяют два разряда наречий – знаменательные и местоименные.

Знаменательные наречия непосредственно обозначают признак действия, признак признака или признак предмета.

Примеры: доброжелательный (в какой степени?) чрезмерно, идти (как?) медленно.

Местоименные наречия только указывают на признак, конкретно его не называя.

Примеры: идти (куда?) туда, стеснительный (в какой мере?) нисколько.

Местоименные наречия

Разряды Примеры
Указательные здесь, там, тут, туда, так, оттуда, тогда, затем, оттого, потому, поэтому
Отрицательные нигде, никак, никуда, никогда, негде, некуда, некогда, ниоткуда, незачем, нипочём
Вопросительные как?где? куда? когда? зачем? почему? откуда? отчего?
Относительные как, где, куда, когда, зачем, почему, откуда, отчего
Определительные везде, всюду, отовсюду, всегда, всячески, по-всякому, по-иному, по-другому
Неопределительные где-то, куда-то, куда-нибудь, где-нибудь, кое-где, откуда-то, кое-куда, куда-либо, когда-то, как-нибудь, зачем-то, отчего-то, почему-то 

Разряды наречий по значению

Разряды по значению – это постоянный морфологический  признак наречия. Выделяют два разряда наречий по значению – обстоятельственные и определительные.

Обстоятельственными называют те наречия, которые обозначают различные условия совершения действия, а определительными – наречия, характеризующие само действие или признак: его качество, количество и способ совершения.

Разряды

Вопросы

Примеры

Обстоятельственные

Времени Когда? Сегодня, вчера, утром, вечером, летом, зимой, накануне, сейчас, допоздна, спозаранку, теперь, уже.
Места Где? Куда? Откуда? Вдали, вблизи, дома, сюда, направо, справа, вверх, сзади, спереди.
Причины Почему? Отчего? Сгоряча, сослепу, поневоле, недаром, спросонок, со зла, неспроста.
Цели С какой целью? Для чего? Назло, нарочно, невзначай, специально, в шутку, наперекор.
Определительные
Образа действия Как? Каким образом? Хорошо, наспех, быстро, геройски, набело, верхом, исподволь, безупречно, впотьмах, босиком.
Меры и степени Сколько? Насколько? Вполне, мало, много, вдоволь, слишком, еле-еле, впятеро, очень, весьма, совсем, чересчур, крайне, чуть-чуть.

 Синтаксическая роль наречий

  • Обстоятельство: Мы добрались быстро.
  • Дополнение: «Сегодня» постепенно уступает «завтра».
  • Несогласованное определение: Зажгли свет в доме напротив.
  • Подлежащее: Сегодня уже никогда не повторится.
  • Часть составного именного сказуемого: На сердце было радостно.

Степени сравнения качественных наречие на -О, -Е

Наречия, образованные от качественных имен прилагательных, имеют сравнительную и превосходную степени сравнения. Степени сравнения обозначают большую/меньшую или наибольшую/наименьшую степени проявления признака.

Сравнительная степень обозначает признак действия, состояния или признака, который проявляется в большей или меньшей степени. У сравнительной степени есть две грамматические формы: простая и составная.

Простая сравнительная степень образуется при помощи суффиксов -ее, -ей, -е, -ше, -же.

Примеры: легко – легче, трудно – труднее, трудней, далеко – дальше, низко – ниже.

Некоторые наречия имеют простую сравнительную степень с другим корнем: хорошо – лучше, плохо – хуже.

Составная сравнительная степень образуется при помощи вспомогательных слов более/менее.

Примеры: звонко – более звонко, прочно – менее прочно, громко – более громко.

Превосходная степень обозначает признак действия, состояния или признака, который проявляется в наибольшей/наименьшей степени.

Простая превосходная степень практически не употребляется в современной речи. Она образовывается при помощи суффиксов -ейш-е, -айш-е: покорнейше благодарю, нижайше просим.

Составная превосходная степень может образоваться двумя способами:

  1. Наиболее/наименее + наречие: это задание далось наиболее трудно;
  2. Простая сравнительная степень + ВСЕХ: он закричал громче всех;

Часто наречия путают с категорией состояния. Важно запомнить, что слова категории состояния в словосочетаниях не зависят от других слов, имеют общее грамматическое значение состояния, и, чаще всего, выступают в предложении в роли сказуемого.


Буквы о- и е- после шипящих на конце наречий

Буквы о- и е- после шипящих на конце наречий пишутся в зависимости от постановки ударения в слове.

Под ударением в конце наречий после шипящих пишется О, без ударения – Е.

Примеры: горячо, свежо, неуклюже, блестяще, ужасающе.

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

Существует два варианта правила употребления мягкого знака после шипящих на конце наречий:

  1. Мягкий знак на конце наречий пишется всегда после букв Ч и Ш. После Ж мягкий знак не пишется. Исключение: настежь;
  2. Мягкий знак пишется на конце наречий после шипящих всегда, кроме трех исключений: уж, замуж, невтерпёж.

Примеры: вскачь, прочь, наотмашь, навзничь, сплошь, точь в точь, настежь, замуж;

Текст: Екатерина Лохова, 3.8k 👀

Все упражнения 👇

Аббревиатуры и сложносокращённые слова 6 классАнализ текста 10-11 классВиды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. 8 классВыразительные средства русского языка 11 классГлавные и второстепенные члены предложения. 8 классГлагол как часть речи. Личные окончания глаголов. 5 классГрафика. Орфография. 5 классДвусоставные и односоставные предложения. 8 классДеепричастие как часть речи 7 классЗнаки препинания в бессоюзном сложном предложении 9 классЗнаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью 9 классЗнаки препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом предложении 9 классЗнаки препинания при обособленных членах предложения 8 классЗнаки препинания при однородных членах. 8 классЗнаки препинания при сравнительных оборотах и уточнениях. 8 классИ/Ы, А/Я, У/Ю, О/Е (Ё) после шипящих и Ц. 5 классИмя прилагательное как часть речи 5-6 классИмя существительное как часть речи 5 классИмя числительное как часть речи 6 классИтоговое собеседование 2021Категория состояния как часть речи 7 классЛексика и фразеология. Фразеологизмы. 5 классЛексикография. Словари. Этимология слов 5 — 6 классМеждометие как часть речи 7 классМестоимение как часть речи 6 классМорфемика и словообразование. Части слова. 5 классМорфемный и словообразовательный разбор слова 5 классМорфологический разбор слова. Морфология и орфография.Наречие как часть речи 7 классНЕ с глаголами 5 классОбращения, вводные слова и вставные конструкции. Знаки препинания при них. 8 классОднородные и обособленные члены предложения. 8 классОрфоэпия. 5 классОсложнённое простое предложение. 8 классПериод. Знаки препинания в периоде. Трудные случаи пунктуации и синтаксиса. 11 классПравила переноса слов. 5 классПравила постановки двоеточия. 8-9 классПравописание гласных и согласных в приставках. 5, 10 классПравописание корней. 5, 10 классПравописание Н и НН. 6, 7 классПравописание НЕ и НИ.7 классПравописание окончаний. Суффиксы причастий и деепричастий. 7 классПравописание предлогов, союзов и частиц. 7 классПравописание приставок. 5 классПравописание словарных слов. 5, 10 классПравописание суффиксов. 5, 6, 10 классПричастие как часть речи 7 классПростое и сложное предложения. 9 классПрямая речь, диалог, цитирование. Знаки препинания. 9 классПунктуационный анализ предложения. 8 классПунктуация. Знаки препинания: завершения, разделения, выделения. 8 классРабочая программа по русскому языку 10 классРабочая программа по русскому языку 5 классРабочая программа по русскому языку 6 классРабочая программа по русскому языку 7 классРабочая программа по русскому языку 8 классРабочая программа по русскому языку 9 классРаспространённые и нераспространённые, полные и неполные предложения. 8 классСамостоятельные части речи 7 классСинтаксис. Словосочетание и предложение. 8 классСинтаксический анализ словосочетания и предложения. 8 классСклонение имен существительных. Таблица окончаний по падежам. 5 классСлитное и раздельное написание НЕ. 7 классСлитное, дефисное, раздельное написание слов. 5-7 классыСлужебные части речи: предлоги, союзы, частицы. 7 классСпособы передачи чужой речи и знаки препинания при них. 8 классСредства связи предложений в тексте. 11 классСтили речи. 5-11 классТекст как речевое произведение. 5-11 классТире в простом и сложном предложениях. 8-9 классТире между подлежащим и сказуемым. 8 классУпотребление твёрдого и мягкого знаков. 5 классФонетический анализ слова. Звуки и буквы. 5 классФункционально-смысловые типы речи. 5-11 классЧередование звуков. Беглые гласные. 5 классЯзыковые нормы. 10-11 класс