Образ Чацкого в комедии «Горе от ума»

Главный герой комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Чацкий — интересный, неоднозначный персонаж. Этой своей сложностью он и интересен.

Факты о Чацком

Для того чтобы начать работу над сочинением, рекомендуем вам ознакомиться со следующими материалами.

  1. Александр Чацкий – молодой человек примерно двадцати лет, вернувшийся после трехлетнего отсутствия в дом, где провёл счастливые юные годы. Он вернулся к своей возлюбленной Софье, горя желанием возобновить их отношения. За время своего отсутствия Чацкий получил хорошее образование («он славно пишет, переводит»), мог бы продвинуться по карьерной лестнице (служил в министерстве), но не стал служить («в том пользы не находит»), есть имение, но, по разумению Фамусова, он плохо ведёт в нём дела. Приехав в Москву, Чацкий понимает, что он чужой здесь, не соответствует ни одному «требованию» московских тузов.
  2. А.С. Грибоедов не зря выбрал имя Александр Андреевич Чацкий. В переводе с греческого имя значит «мужественная защита», а отчество Андреевич – сын «мужественного, храброго». Отсюда и темперамент, мужество, умение отстаивать собственное мнение. Кстати, кроме всего прочего, его фамилия указывает на то, что он потомственный дворянин, принадлежащий к знатному и старинному роду, так же, как и Трубецкие, Волконские, Оболенские. Указывает она и на П.Я. Чаадаева, близкого Чацкому по взглядам и убеждениям.
  3. Чацкий вернулся из просвещённой Европы и, конечно же, не мог не привезти оттуда вольнодумных мыслей. Он резко высказывается по поводу всех сторон жизни фамусовского общества, людей, среди которых он до недавнего времени жил: это и отношение к службе, стремление к чинам и высоким должностям; это и взгляды на крепостное право, отношение к личности человека; это и высказывания по поводу просвещения.
  4. Можно использовать и слова, произнесённые Чацким:
    1. Блажен, кто верует, тепло ему на свете!
    2. Что нового покажет мне Москва?
      Вчера был бал, а завтра будет два.
    3. Где ж лучше? Где нас нет.
    4. Сам толст, его артисты тощи.
    5. И дым Отечества нам сладок и приятен.
    6. Числом поболее, ценою подешевле.
    7. В России под великим штрафом
      Нам каждого велят признать историком и географом.
    8. Ведь нынче любят бессловесных.
    9. Служить бы рад, прислуживаться тошно.
    10. И точно начал свет глупеть.
    11. Свежо предание, а верится с трудом.
    12. Смех страшит и держит стыд в узде.
    13. Дома новы, но предрассудки стары.
    14. А судьи кто?
    15. Грабительством богаты.
    16. Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве.
    17. Прошедшего житья подлейшие черты.
    18. Как платья, волосы, так и умы коротки.
    19. Молчалины блаженствуют на свете.

Интересным может стать использование критических мнений о Чацком, разброс которых весьма широк. Попробуйте выбрать именно те высказывания, которые наиболее близки вам в оценке героя.

Отношение в названии

Само название комедии «Горе от ума» определяет отношение автора к её главному герою.  Грибоедов писал своему другу П. А. Катенину, что у него в комедии «25 глупцов на одного здравомыслящего человека». Ум Чацкого — причина его страданий, отторжения от него других людей. А. С. Пушкин считал, что «Чацкий совсем не умный человек, но Грибоедов очень умён». Он определил этого героя комедии как пылкого, благородного и доброго человека. По мнению Пушкина, автор наградил героя своими мыслями и остротами, но тот говорит умные вещи людям, которые не хотят их слушать и понимать.

Критика

Мнения о главном герое комедии у литературных критиков-современников Грибоедова были различны. П. А. Катенин полагал, что он слишком много и часто некстати всё бранит и проповедует.  П.А. Вяземский согласен с этим. По его мнению, Чацкий разражается обличительными монологами очень уж часто, поэтому хотя умён, но скучен. М. А. Дмитриев отрицательно отозвался о главном герое комедии, считая, что он сумасброд, умничающий перед людьми, хотя и менее его образованными, но не глупыми. О. М. Сомов заметил, что Грибоедов вовсе не хотел показать своего героя идеальным. Чацкий сам знает о своих недостатках — заносчивости и нетерпеливости. Он понимает, что зря говорит людям об их невежестве и пороках. Но иногда его негодование от предрассудков так велико, что он разражается обличительной речью.

В более поздней критике интересны следующие мнения. В.Г. Белинский определил главного героя комедии как крикуна и шута. Он не считал, что умный человек — это тот, кто в глаза ругает всех дураками. А. П. Григорьев полагал, что Чацкий — честный деятельный борец, а не «новый Дон-Кихот», как называл его Белинский.

Особенно высоко оценивал героя И.А. Гончаров в статье «Мильон терзаний». Несколько цитат помогут вам по-новому посмотреть на героя.

«Главная роль, конечно, — роль Чацкого, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов… Чацкий не только умнее всех прочих, но и положительно умён. Речь его кипит умом, остроумием».

«У него есть и сердце, и при том он безукоризненно честен. Словом – это человек не только умный, но и развитой, с чувством, или, как рекомендует его горничная Лиза, он «чувствителен, и весел, и остёр».

«…Чацкий, как личность, несравненно выше и умнее Онегина и лермонтовского Печорина. Он искренний и горячий деятель, а те – паразиты, изумительно начертанные великими талантами, как болезненные порождения отжившего века. Ими заканчивается их время, а Чацкий начинает новый век – и в этом всё его значение и весь «ум».

Чацкий… готовился серьёзно к деятельности. Он «славно пишет, переводит», говорит о нём Фамусов, и все твердят о его высоком уме. Он, конечно, путешествовал недаром, учился, читал, принимался, как видно, за труд, был в сношениях с министром и разошёлся – не трудно догадаться почему».

Д.Л. Быков  — современный литературный критик. Он обращает внимание на то, что «ум взыскует диалога», «надеясь хоть что-то доказать», надеясь на отклик. Горе героя комедии от его ума — в поиске понимания, которое он не находит в окружающих людях. Поэтому он и произносит свои монологи перед «Фамусовыми и Скалозубами»

План сочинения

При написании сочинения вы можете опираться на примерный план.

  1. Чацкий – главный герой комедии «Горе от ума», представитель «века нынешнего».
  2. «Чацкого роль – роль страдательная… и всегда победительная».
    1. Прошлое Чацкого, его занятия. Почему Фамусов и Молчалин считают его неудачником?
    2. Личная драма Чацкого.
    3. Что вызывает неприятие Чацкого? Какие идеалы он отстаивает?
    4. «Мильон терзаний» героя. Кто Чацкий – победитель или побежденный?
    5. Одинок ли Чацкий?
  3. Значение образа Чацкого. «Чацкие неизбежны при смене одного века другим».

Начать работу можно, например, так: «Главная роль, конечно, — роль Чацкого, без которого не было бы комедии, а, была бы, пожалуй, картина нравов», — совершенно справедливо писал И. А. Гончаров в статье «Мильон терзаний». Именно с фигурой Чацкого связан основной конфликт комедии, обе ее сюжетные линии. Пьеса была написана в те времена, когда молодые люди, подобные Чацкому, несли в общество новые идеи и настроения. В монологах и репликах Чацкого, во всех его поступках выразилось то, что важнее всего для людей молодого поколения: дух вольности, свободной жизни, ощущение, что «вольнее всякий дышит».

Вариант сочинения

Александр Андреевич Чацкий — главный герой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Есть несколько версий, кто же является прототипом Александра Чацкого. Современники Грибоедова полагали, что им мог быть П.Я. Чаадаев или же В.К. Кюхельбекер. Но, изучив биографию Александра Грибоедова, мы осознаём связь между его личностью и личностью героя. В том, что говорит Чацкий, отчетливо слышны слова автора, выражающие его идеи, мысли и  взгляды.

Свободолюбивый, прямолинейный и прогрессивно мыслящий молодой человек не вписывается в рамки столичного большого света, в результате чего становится изгоем. Характеристика Чацкого наглядно демонстрирует наличие глобальных социальных проблем, укоренившихся в русском дворянском обществе в первой половине XIX века. Чацкий уверенно указывает на них, однако никто из представителей «фамусовского общества» не готов честно взглянуть правде в глаза.

Вся комедия Грибоедова построена на конфликте главного героя с представителями московского высшего общества: Фамусова, Молчалина, Скалозуба. Чацкому не понятна философия этих людей. Он не разделяет мыслей и мнений своих оппонентов. В споре рождаются его знаменитые монологи, в которых он говорит о таких проблемах, как крепостничество, угодничество и раболепие, преклонение перед иностранным, отвержение образования, наук, свободного творчества.

Однако  его идеи лишь углубляют конфликт с обществом, которое не хочет меняться. Слова и идеи Чацкого пугают тех, кто  привык жить по-старому, веря в незыблемость своих идеалов. Эти люди живут по правилам прошлого века. Чацкий не может их принять. Он не хочет прислуживаться. а готов служить делу, а не лицам. Он на всё имеет своё мнение, в отличие от Молчалина, который молчит, поскольку« не должно сметь своё суждение иметь»: ведь он в небольших чинах! Вдыхать в коридорах у покровителей, ждать очередного чина или звания, используя нужные связи, искать тех, кто замолвит словечко, — это претит Чацкому. Всё это делает героя в глазах общества странным, опасным. «Ах, боже мой! Он карбонари!»- восклицает не на шутку встревоженный Фамусов, услышав слова Чацкого. Поэтому неудивительно, что общественное мнение складывается не в пользу Чацкого. Он одинок, не понят, презираем. Остаётся только последнее — объявить его сумасшедшим. Ведь тогда легко объяснить «безумные» речи героя.

Любовь Чацкого и Софьи – двигатель сюжета комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Именно влюбленность главного героя в Софью становится причиной его приезда в дом Фамусова, а сплетня Софьи о сумасшествии Чацкого – причиной его отъезда. Именно та, ради которой он появился в доме Фамусова, наносит ему последний удар.

Чацкий покидает Москву, скорей всего, навсегда. Однако он остаётся верен себе, хотя трагичен  его

образ Чацкого

«мильон терзаний». Конечно, силы не равны. Но герой «наносит удар качеством силы свежей» тем, кто сплотился против него и в его лице против всего того, что грозит их безбедному, привычному существованию. По этому поводу стоит вспомнить слова И.А.Гончарова: «Все слова Чацкого разнесутся, повторятся всюду и произведут свою бурю. Молчалин… не может оставаться прежним Молчалиным… Горичевы, Загорецкий, княжны – все попали под град его выстрелов, и эти выстрелы не останутся бесследны. В этом до сих пор согласном хоре иные голоса, ещё смелые вчера, смолкнут или раздадутся другие и за и против».

Образ главного героя комедии заставляет размышлять нас о том, как правильно жить: вмешиваться ли в решение общественных вопросов, терзаться ли общим горем и несправедливостью – или «не сметь своё суждение иметь». Изменилась эпоха, ушли в прошлое герои комедии, а фигура Чацкого никогда не состарится, потому что понимать жизнь, как Чацкий, – это трудное счастье человека, который всегда впереди, он, по словам И.Гончарова, застрельщик в битве. Поэтому Чацкие нужны любому времени, любой эпохе.

Список литературы:

  1. Гладыш, И. А. «Горе от ума». Страницы истории / И. А. Гладыш, Т. Г. Диннесман.- М.: Книга, 1971
  2. Петров, С. М. «Горе от ума» комедия А. С. Грибоедова. Пособие для учителя / С. М. Петров. – М.: Просвещение, 1981 г.
  3. Радомская, Т. И. Проблемы книги, ума и знания в творческом мире А. С. Грибоедова/ Татьяна Радомская // Литература в школе.- 2007 г.
  4. Халфин, Ю. Поэт Александр Грибоедов и его поэтическая пьеса / Юлий Халфин // Литература.-2008 г.
Текст: Елена Бочкова, 15k 👀