Образ Софьи в комедии «Горе от ума»

Для того, чтобы создать гармоничную, интересную и полноценную работу, мы предлагаем опираться на план.

План сочинения

  1. Софья Чацкая в русской критике. Противоречивость оценок образа героини.
  2. Загадка Софьи.
    1. Образ Софьи в комедии:
      • условия воспитания;
      • атмосфера дома, влияние окружающего общества;
      • влияние книг на мировоззрение героини;
      • черты характера героини;
      • Софья и Молчалин: в чём причина такого выбора?
      • Софья и Чацкий.
    2. «Мильон терзаний» Софьи Фамусовой.
  3. Моё отношение к героине.

Сочинение, посвящённое героине комедии «Горе от ума» Софье Павловне Фамусовой, можно начать со споров, которые велись об этом образе с момента появления пьесы. Софья вызывала противоречивое отношение к себе, что и находило отражение в критических статьях. Приведём несколько примеров.

Сам Грибоедов писал о Софье: «Девушка сама не глупая предпочитает дурака умному человеку…» А.С.Пушкин считал образ героини творческой неудачей писателя: « Софья начертана неясно». Более подробная оценка была дана позже. Вот что пишет о Софье В.Г. Белинский: «Что такое Софья? Светская девушка, унизившаяся до связи почти с лакеем. Это можно объяснить воспитанием… Но в этой Софье есть какая-то энергия характера: она отдала себя мужчине, не обольстясь ни богатством, ни знатностию его, словом, не по расчету, а напротив, уж слишком по нерасчету; она не дорожит ничьим мнением, и когда узнала, что такое Молчалин, с презрением отвергает его, велит завтра же оставить дом, грозя, в противном случае, все открыть отцу. Но как она прежде не видела, что такое Молчалин? — Тут противоречие, которого нельзя объяснить из ее лица, а все другие объяснения не могут, как внешние и произвольные, иметь места при рассматривании созданного поэтом характера. И потому Софья не действительное лицо, а призрак».

Совершенно иначе оценивает героиню И.А.Гончаров, который в своём критическом этюде «Мильон терзаний» говорит о Софье так: «Вообще к Софье Павловне трудно отнестись не симпатично: в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости. Она загублена в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха. Недаром любил ее и Чацкий. После него она одна из всей этой толпы напрашивается на какое-то грустное чувство, и в душе читателя против нее нет того безучастного смеха, с каким он расстается с прочими лицами.

Это — смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота — все это не имеет в ней характера личных пороков, а является как общие черты ее круга. В собственной, личной ее физиономии прячется в тени что-то свое, горячее, нежное, даже мечтательное. Остальное принадлежит воспитанию».

Поэт Александр Блок называл Софью загадкой, девушкой, в которой можно было увидеть черты ангела и чертёнка. Это лишний раз доказывает, что образ Софьи очень сложный и неоднозначный. Это живой человек с его достоинствами и недостатками. Тем интереснее говорить о такой героине.

Рассказывая о Софье, воспользуйтесь словами из тех, которые мы предлагаем: привлекательная, умная, романтичная, незаурядная, сильная, волевая, насмешливая, властная, ироничная, независимая, искренняя.

Цитаты о Софье

В сочинении можно использовать цитаты из текста, принадлежащие героям, говорящим о Софье:

“В семнадцать лет вы расцвели прелестно,

Неподражаемо, и это вам известно”.

“Как Софья Павловна у вас похорошела!”

“Ей все равно, другой ли, я ли,

Никем по совести она не дорожит”.

Чацкий

“Что за комиссия, Создатель,

Быть взрослой дочери отцом!” (Слова Фамусова).

“Дочь, Софья Павловна! Страмница!

Бесстыдница! где! с кем! Ни дать, ни взять она,

Как мать ее, покойница жена”.

“Скажи-ка, что глаза ей портить не годится,

И в чтеньи прок-от невелик,

Ей сна нет от французских книг”.

«Скромна, а ничего кроме Проказ и ветру на уме».

«Кто беден, тот тебе не пара».

Фамусов

Цитаты Софьи

Используйте цитаты, принадлежащие Софье, чтобы ваша работа была убедительной и основательной:

  1. Софья о Чацком: «Ах! если любит кто кого, зачем ума искать, и ездить так далёко?» (действие 1, явление 5).
  2. О Скалозубе: «Герой не моего романа» (действие 3, явление 1).
  3. О Чацком: «Да! грозный взгляд, и резкий тон» (действие 3, явление 1).
  4. О Чацком: «Да хоть кого смутят вопросы быстрые и любопытный взгляд» (действие 1, явление 7).
  5. О Чацком: «Да эдакий ли ум семейство осчастливит?» (действие 3, явление 1).
  6. Софья о Скалозубе: «Мне все равно, что за него, что в воду» (действие 1 явление 5).
  7. О Чацком: «Остер, умен, красноречив, в друзьях особенно счастлив» (действие 1, явление 5).
  8. Софья о свидании с Молчалиным: «Счастливые часов не наблюдают» (действие 1, явление 3).
  9. О Чацком: «Что гений для иных, а для иных чума» (действие 3, явление 1).
  10. О мнении общества: «Что мне молва? Кто хочет, так и судит» (действие 1, явление 5).
  11. «А кем из них я дорожу? Хочу — люблю, хочу — скажу» (действие 2, явление 11).
  12. Чацкому: «Хотите ли знать истины два слова? Малейшая в ком странность чуть видна. Веселость ваша не скромна, У вас тотчас уж острота готова, А сами вы…» (действие 3, явление 1).
  13. Чацкому: «Хочу у вас спросить: Случалось ли, чтоб вы, смеясь? или в печали? Ошибкою? добро о ком-нибудь сказали?» (действие 1, явление 7).
  14. О своём состоянии после того, как стало понятно, каков на самом деле Молчалин: «Себя я, стен стыжусь» (действие 4, явление 12).

Предлагаем вам вариант написания части сочинения, в которой говорится о противоречиях в характере героини, неоднозначности её характера. Это может выглядеть так: « Характер Софьи парадоксален. С одной стороны, она противопоставлена окружающему её обществу, мнение которого ей совершенно безразлично. Она равнодушна к возможному жениху Скалозубу, несмотря на его регалии, на то, что он «золотой мешок» и вот-вот станет генералом. Для любой другой девушки это блестящая партия, но не для Софьи. Она влюбляется «безродного» Молчалина, до поры до времени считая его средоточием идеальных черт характера. Однако девушка заодно с обществом в противостоянии с Чацким, именно она пускает слух о его безумии. Это дало повод, например, К.А.Полевому написать о Софье так: «Посреди невежд и мерзавцев она, рождённая для чувств сильных и, может быть, высоких, делается подобною всем другим и в три года отсутствия Чацкого доходит до последней низости порока».

Ещё один вариант части сочинения, который касается «мильона терзаний» Софьи, который достаётся ей наравне с Чацким: «Софья Фамусова допустила ошибку, выбрав Молчалина. Но выбирала она не чин, не деньги и знатность, и даже не убеждения. Она искала человека с его душой и человеческими достоинствами (как оказалось, ни души, ни лучших качеств в её избраннике не было и в помине). Избрав Молчалина, девушка не останавливается ни перед чем: ни перед гневом отца, ни перед разрывом с Чацким, ни перед мнением общества. А потом она узнаёт правду о своём избраннике. Ей невыносимо больно. «Себя я, стен стыжусь!» — восклицает она. Здесь – драма Софьи, её «мильон терзаний», крушение её порывов и мечтаний».

Первый вариант сочинения

«Горе от ума» — это комедия, однако она не просто развлекает читателя, а показывает драму столкновения двух миров: старого и нового. Александр Грибоедов, автор произведения, правдиво отобразил борьбу взглядов консервативных помещиков-крепостников с прогрессивными идеями молодого поколения дворян. В комедии старый мир представляет фамусовское общество, а новый – главный герой Александр Чацкий. Между ними огромная и вполне понятная пропасть. Но есть образ, который сложно понять и отнести лишь к одной из противоборствующих сторон. Это образ дочери Павла Фамусова.

Софья Павловна Фамусова – главный женский образ в комедии. Она является единственной дочерью влиятельного московского чиновника. Ее воспитанием занимались отец и французская гувернантка. Девушка достаточно образованна, умеет петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. Софье нравятся французские романы, которые дали ей первые представления о любви. В свои семнадцать лет героиня уже расцвела и бесстыдно, по мнению ее отца, играет с сердцами кавалеров. Но не только это беспокоит Фамусова. Он считает учение чумой, поэтому не поощряет увлечение Софьи чтением.

Софья не разделяет взгляды отца на образование – и в этом первое ее отличие от фамусовского общества. Второе значительное отличие – ее отношение к людской молве. Героиня не зависит от мнения окружения так, как зависит ее отец и ему подобные чиновники.  Такой ее видит и главный герой Чацкий. Возможно, поэтому он и решил жениться на Софье, ведь видел в ней близкого по духу человека. Тогда почему же их отношения не сложились?

Девушка имела хороший потенциал, чтобы стать личностью, но в среде помещиков-крепостников она не могла реализовать себя. Да и нравы, которые царили в её окружении, повлияли на образ мышления юной героини. Блестящий ум Чацкого пугал Софью, она понимала, что таким человеком она не сможет управлять. А к власти героиня привыкла, ведь с юных лет ощущала себя хозяйкой дома и единственной наследницей отца. Поэтому Софья предпочитает тихого и уступчивого Молчалина, а не свободомыслящего и умного Чацкого. Возможно, что образ Софьи – это образ людей, которые уже понимали, что перемены в обществе нужны, но подсознательно были еще не готовы к ним. Этим можно было бы объяснить отношение Софьи к Чацкому. Она видела в нем нового человека, который перевернул бы ее привычный мир. Поэтому героиня не принимает чувства Александра и даже мстит ему.

Несмотря на неоднозначность, образ Софьи весьма привлекателен для многих читателей. Она умна, любит читать книги. Но ей всего семнадцать лет, поэтому не удивительно, что она предпочитает читать французские любовные романы. Софья влюблялась в обманы, как это делала и Татьяна Ларина. Нередко эти образы сравнивают. Однако героиня Грибоедова не так целомудренна, как пушкинская Татьяна. Она способна на сильное чувство, которое готова защищать, несмотря на молву. Но также героиня умеет мстить. То, как она поступает с Чацким, вызывает осуждение. В конце комедии ее иллюзорный мир разрушен, но она признает, что сама виновата в заблуждении, и этим показывает силу своего характера.

Второй вариант сочинения

Фамусова Софья Павловна – главная героиня комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Это юная девушка семнадцати лет, дочь Фамусова, сложная и утонченная натура, наделенная острым умом и независимостью нрава. После смерти матери Софья воспитывалась француженкой мадам Розье, а ее лучшим другом детства был Чацкий. По отношению к нему Софья испытала и чувство первой любви, но за время длительного отсутствия Чацкого девушка сильно изменилась и ее чувства также стали другими.

На формирование характера Софьи повлияли московские нравы и привычки, а также книги писателей-сентименталистов. В результате девушка вообразила себя главной героиней «чувствительного» романа и начала поступать согласно выбранной роли. Она отвергает смелого и язвительного Чацкого, глупого и богатого Скалозуба, а на роль своего платонического воздыхателя определяет Молчалина.

Образ Софьи в комедии «Горе от ума» — один из наиболее сложных. Характеристика этой героини противоречива. С одной стороны, она является единственным человеком, который близок по духу Александру Чацкому. С другой стороны, Софья — причина страданий главного героя. Именно из-за нее он объявлен сумасшедшим .

Недаром Чацкий полюбил эту девушку. Пусть она и называет теперь ребячеством их юношескую любовь, когда-то Софья Павловна привлекала главного героя своим сильным характером, природным умом, независимостью от мнения окружающих. По этим же причинам ей был близок Чацкий.

Софья Фамусова в отношениях с Молчалиным проявляет те черты характера, которые никогда бы не отважились выказывать представители «века минувшего», в том числе и ее отец. Если Молчалин боится открыть перед обществом свою связь, поскольку, как он считает, «злые языки страшнее пистолета», то Софью не пугает мнение света, она не боится молвы. Девушка в своих поступках следует велению собственного сердца. Эта позиция, безусловно, роднит героиню с Чацким.

Тем не менее образ Софьи в комедии «Горе от ума» следует дополнить тем, что она является дочерью своего отца. Она была воспитана в обществе, в котором дорожат только деньгами и чинами. Атмосфера, в которой выросла героиня, не могла не оказать на нее влияние.

Девушка решила выбрать Молчалина не только из-за положительных качеств, которые она разглядела в нем. Дело в том, что в обществе, к которому принадлежит героиня, властвуют женщины — как в семье, так и в свете. Достаточно вспомнить чету Горичей: здесь полная власть принадлежит Наталье Дмитриевне, превратившей мужа Платона Михайлович в безвольное, апатичное существо. Вероятно, Софья Фамусова, желая властвовать над супругом, решила избрать Молчалина на роль будущего мужа. Этот персонаж соответствует идеалу супруга в мире московских дворян того времени.

Что выделяло Софью в мире Фамусовых? Прежде всего, независимость, самостоятельность. Полюбив Молчалина, то есть человека не своего круга, она поступила против правил. И не вина Софьи в том, что Молчалин вовсе не такой, каким он видится ей. Софья по-своему умна, она много читает. Но читает в основном сентиментальные романы, далекие от настоящей жизни. Под их влиянием у нее складывается впечатление о некоем идеальном герое, которого она хотела бы полюбить. Таким идеальным героем ей видится Молчалин. И в этом-то ее вина — ее душевная слепота. За время разлуки с Чацким Софья не выросла духовно. Более того, она настолько поддалась влиянию фамусовского окружения, что не способна критически осмыслить происходящее.

Чацкий никак не может поверить в то, что такая умная, незаурядная девушка, как Софья, полюбила льстеца и низкопоклонника Молчалина. Он все еще думает, что Софья — та прежняя, какой она была в детстве, когда они вместе смеялись над людьми, подобными Молчалину. Но, к сожалению, Софья воспринимает Молчалина очень серьезно. Независимый, насмешливый и острый ум Чацкого пугает Софью: «Да этакий ли ум семейство осчастливит?» — прямо заявляет она Чацкому.

Не стоит забывать, что Софья — Фамусова. Она отвергает Чацкого по тем же причинам, что и ее отец вместе с княгиней Марьей Алексевной. Чацкий — чужой, не свой, он непонятен, а следовательно — опасен. Именно Софья наносит самый сильный удар Чацкому — объявляет о его сумасшествии. А лицемерие, низкопоклонство и угодничество Молчалина Софья возводит чуть ли не в ранг его достоинств. И здесь нет ничего странного, потому что в том обществе, в котором она живет, каждый выживает, как может. Прослывешь сумасшедшим, если будешь выделяться из общей массы.

Софья достаточно эгоистична, она хочет, чтобы мир вращался вокруг нее, поэтому она и принимает подобострастие и притворство Молчалина, который готов стать «мужем-слугой», за любовь. В конце комедии к Софье приходит осознание, но Чацкий не зря говорит, что для нее это еще не катастрофа, что в итоге она все равно помирится с Молчалиным.

Софья – не отрицательный персонаж. В меру открыта, в меру наивна и хороша собой. В свои 17 она стала практически совершенной женой и женщиной, не обделённой умом и сообразительностью.

Основная её роль в комедии Грибоедова – показать, что от общего мнения в маленьком кругу уйти сложно. И не важно, сколько человек в твоём доме составляют это самое «общественное мнение». Отстаивая своё личное мнение, идти придётся против устоявшейся железной системы тех, кому нужен чин, деньги и маска самого идеального человека.

Софья не смогла побороть в себе желание жить в комфорте. Возможно, она и не испугалась молвы или трудностей со сплетнями. Скорее всего, это не суета и опасения, а продуманный выбор, со ставкой на долгое и счастливое будущее, касающееся прежде всего её самой, а потом уже и всех, кто находится рядом.

Таким образом, характеристика Софьи в комедии «Горе от ума» показывает, что эта девушка по многим качествам противопоставлена своему отцу и всему дворянскому обществу. Она не боится выступить против света, защищая свою любовь. Однако эта же любовь заставляет Софью отстраниться и от Чацкого, с которым она так близка по духу. Именно словами Софьи очернен Чацкий в обществе и изгнан из него.

Если все остальные герои пьесы, за исключением Чацкого, участвуют только в социальном конфликте, защищают свой комфорт и привычный для себя уклад жизни, то Софья вынуждена бороться за свои чувства. «Ей, конечно, тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого, и ей достается свой «мильон терзаний»», – так писал И.А. Гончаров о Софье. К сожалению, в финале получается, что борьба героини за право любить была напрасной, ведь Молчалин оказывается недостойным человеком. Но и с таким, как Чацкий, Софья не обрела бы счастья. Скорее всего, она будет выбирать в мужья человека, соответствующего идеалам московского дворянства. Сильному характеру Софьи требуется реализация, которая станет возможной при муже, позволяющем командовать и руководить собой.

Третий вариант сочинения

В комедии «Горе от ума» изображены нравы дворян Москвы первой четверти 19 столетия. Грибоедов показывает столкновение взглядов помещиков-крепостников (консервативного слоя населения) с прогрессивными идеями молодого поколения дворян.  «Век нынешний» стремится преобразовать общество путем истинной гражданственности, а «век минувший» пытается защитить свой личный комфорт и меркантильные интересы. Однако встречаются и персонажи, которых невозможно однозначно отнести к той или иной противоборствующей стороне. В комедии это, к примеру, образ Софьи Фамусовой.

Софья – дочь Павла Афанасьевича Фамусова, юная красавица «на выданье». Она обучена всем подобающим манерам поведения и выполняет стандартные девичьи обязанности по дому: читает вслух французских писателей, играет на фортепиано, принимает с улыбкой гостей в доме отца. Она росла без материнского тепла, однако не обделена заботой и вниманием. С детства к ней была приставлена гувернантка мадам Розье.

С первых страниц произведения мы узнаем о том, что героиня хорошо образована, она любит читать книги. Это увлечение вызывает недовольство ее отца. Ведь этот человек полагает, что «ученье — вот чума», что в нем «прок не велик». В этом заключается первое расхождение во взглядах героини со взглядами отца.

Почему Софья увлеклась Молчалиным? Это увлечение  закономерно. Ведь девушка является поклонницей французских романов. Именно поэтому героиня в немногословности и скромности своего возлюбленного видит истинные достоинства. Она не догадывается о том, что стала жертвой обмана Молчалина, что он рядом с ней лишь ради своей личной выгоды.

Софья в комедии «Горе от ума» сделала выбор в пользу Молчалина не только из-за того, что она увидела в нем положительные качества. Дело в том, что в фамусовском обществе женщины властвуют не только в свете, но и в семье. Наглядный пример подобных отношений — семья Горичей. Вероятно, Софья, желая быть главой в семье, выбрала на роль будущего супруга Молчалина. Этот герой соответствует идеалу мужа в обществе московских дворян: «Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей – высокий идеал московских всех мужей».

Софья, без сомнения, трагический персонаж. На долю этой героини пришлось больше страданий, чем на долю самого Чацкого. Прежде всего эта девушка, от природы обладая умом, смелостью, решительностью, вынуждена стать заложницей общества, к которому принадлежит. Она не может себе позволить дать волю чувствам, освободиться от влияния мнения окружающих. Софья Павловна воспитана как представительница консервативного дворянства и вынуждена жить по законам, которые оно диктует.

Кроме того, неожиданное появление Чацкого грозит разрушить ее личное счастье, которое она пытается построить с Молчалиным. Героиня после приезда Александра Андреевича все время находится в напряжении. Ей приходится защищать своего возлюбленного от нападок Чацкого. Желание сберечь любовь и защитить Молчалина от осмеяния вынуждает ее пустить сплетни о сумасшествии главного героя. Однако девушка оказывается способной на этот поступок лишь из-за большого давления общества, частью которого она является. И Софья постепенно сливается со своим кругом.

Эта героиня несчастна еще и потому, что ей приходится пережить разрушение идеального образа Молчалина, который она сама придумала и нарисовала в своём воображении. Она узнает о его предательстве, став свидетельницей разговора ее возлюбленного со служанкой Лизой. Основная трагедия Софьи состоит в том, что она полюбила подлеца. Молчалин играл роль возлюбленного дочери своего начальника лишь потому, что благодаря этому он мог получить очередную награду или чин. Ко всему прочему, разоблачение Молчалина происходит в присутствии Александра Чацкого. Это еще сильнее ранит девушку.

Если все другие герои, кроме Чацкого, принимают участие лишь в социальном конфликте, стремясь защитить привычный уклад жизни и комфорт, то этой девушке приходится бороться за свою любовь. Гончаров писал о Софье, что ей тяжелее всех, что ей достается свой «мильон терзаний». К сожалению, оказывается, что борьба этой девушки за свои чувства была напрасной. Молчалин — недостойный человек, но это выясняется лишь в финале произведения.

Четвертый вариант сочинения

Одним из главных персонажей комедии А. Грибоедова, вокруг которого развиваются все основные события, является юная девушка Софья Павловна Фамусова.

Образ и характеристика Софьи в комедии «Горе от ума» сложен для восприятия. Попробуем разобраться в характере девушки.

Софья – единственный человек, который близок умному и образованному Чацкому, персонажу, противостоящему московскому обществу. Софья стала причиной страданий молодого дворянина, источником сплетен, создателем интриги. Такое соединение в одном образе контрастных начал подтверждает его реальность, к которому стремился автор. Бездушная, глупая светская красавица или, наоборот, образованная, увлеченная науками барская дочь не вызвали бы такого интереса к себе, столько споров. Именно этой противоречивостью можно объяснить силу чувств, которые испытывает к ней Чацкий.

Так сложилось, но именно Софья оказывается причиной страданий Чацкого и его изгнания из фамусовского общества.

Главный герой комедии недаром влюблен в эту девушку. Пусть теперь их юношескую любовь Софья называет ребячеством, тем не менее она привлекла когда-то Чацкого своим природным умом, сильным характером, независимостью от чужого мнения. И он был мил ей по тем же причинам.

С первых страниц комедии мы узнаем, что Софья получила хорошее образование, любит проводить время за чтением книг, чем вызывает гнев своего отца. Ведь он полагает, что «в чтенье прок-от не велик», а «ученье – вот чума».

Увлечение Софьи Молчалиным также закономерно. Она, как поклонница французских романов, разглядела в скромности и немногословности этого человека черты романтического героя. Софья не подозревает, что стала жертвой обмана двуличного человека, находящегося рядом с ней только из личной выгоды.

В своих отношениях с Молчалиным Софья Фамусова проявляет такие черты характера, которые ни один из представителей «века минувшего», включая и ее отца, никогда бы не осмелился проявить. Если Молчалин смертельно боится обнародовать эту связь перед обществом, так как «злые языки страшнее пистолета», то Софья не страшится мнения света. Она следует велению своего сердца: «Что мне молва? Кто хочет, так и судит». Такая позиция роднит ее с Чацким.

В комедии «Горе от ума» Софья является самым трагичным персонажем. На ее долю выпадает больше страданий, чем даже на долю Чацкого.

Во-первых, Софья, обладая от природы решительностью, смелостью, умом, вынуждена быть заложницей того общества, в котором родилась. Героиня не может позволить себе отдаться чувствам, невзирая на мнение окружающих. Она воспитана в среде консервативного дворянства и будет жить по законам, диктуемым им.

Во-вторых, появление Чацкого угрожает ее личному счастью с Молчалиным. После приезда Чацкого героиня находится в постоянном напряжении и вынуждена защищать возлюбленного от язвительных нападок главного героя. Именно желание сберечь свою любовь, уберечь Молчалина от осмеяния толкает Софью на распространение сплетни о сумасшествии Чацкого: «А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить, угодно ль на себе примерить?» Однако способной на такой поступок Софья оказалась только из-за сильного влияния того общества, в котором она живет и с которым постепенно сливается.

Во-третьих, в комедии происходит жестокое разрушение образа Молчалина, сложившегося в воображении Софьи, когда она слышит его разговор со служанкой Лизой. Главная ее трагедия заключается в том, что она полюбила подлеца, который играл роль ее любовника только потому, что это могло быть ему выгодным. К тому же разоблачение Молчалина происходит в присутствии Чацкого, что особенно ранит Софью.

Грибоедов, по-моему,  написал пьесу о жизни, а не о политике, и о самом главном – любви. Критики отмечали, что в Софье есть предпосылки недюжинной натуры. И это действительно так. Именно Софья Павловна Фамусова положила начало  созданию ряда образов русских женщин в нашей литературе.

Список литературы

  1. Гончаров И.А. Мильон терзаний // Собрание сочинений в 7-ти томах. Т.3. М., 1999 г.
  2. Пиксанов Н.К. Творческая история «Горя от ума». М., 2001 г.
  3. Мещеряков В.П. А.С.Грибоедов. Литературное окружение и восприятие (XIX- начало XX в.), М, 1999 г.
  4. А.С. Грибоедов. Точка зрения. Серия «Классическая гимназия». Сост. биогр. справки и примеч. А.И. Островской. М. Лайда, 1994 г.
Текст: Елена Бочкова, 12.9k 👀