Правописание корней • теория

Корень – это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. Правописание корней включает в себя пять типов правил:

  • корни с проверяемыми безударными гласными;
  • корни с непроверяемыми безударными гласными (словарные слова);
  • корни с чередующимися гласными;
  • корни с проверяемыми согласными;
  • корни с непроверяемыми согласными.

Корни с проверяемыми безударными гласными

Безударные гласные в корне слова проверяются ударением при помощи подбора родственных слов или изменения грамматической формы слова. В неударяемом слоге пишется та же гласная, что и в соответствующем ударяемом слоге родственного слова.

Если под ударением пишется Ё, то без ударения в том же слоге пишется Е.

Примеры:

Вода-воды, сидеть-сидя, развевается флаг – веет, залезать на дерево – лезть, умолять о пощаде – молить, холодильник – холод.

В русском языке нередко встречаются омофоны – слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному. В таких случаях очень важно подбирать правильное по смыслу однокоренное слово, чтобы затем верно вписать безударную гласную.

Внимание! Не путайте!

Навевать скуку (наве՛ять)

Освещение улицы (свет)

Покарать преступника (ка՛ра)

Поласкать котёнка (ла՛ска)

Поседеть от войны (сед)

Примерить платье (ме՛ра)

Развевать ветром (разве՛ять)

Разредить лес (ре՛дкий)

Скрепить бумаги (скре՛пка)

Тачать обувь (обта՛чка)

Навивать кудри (нави՛ть)

Освящение храма (свя՛тость)

Покорить возлюбленную (поко՛рный)

Полоскать одежду (лоск)

Посидеть за столом (сидя)

Примирить соперников (мир)

Развивать талант (разви՛тие)

Разрядить телефон (разря՛д)

Скрипеть дверями (скрип)

Точить ножи (то՛чит)

Примечания:

  • Слова старославянского происхождения с ра/ла в современном русском языке имеют сочетание оро/оло: врата – ворота, глава – голова;
  • Нельзя проверять безударную гласную О в корнях глаголов совершенного вида формами несовершенного вида: опоздать – по՛здно (а не опаздывать);
  • Нельзя проверить безударную гласную в некоторых словах иноязычного происхождения;
  • При выборе написания О или А в безударных глагольных корнях не следует использовать глаголы несовершенного вида с суффиксом –ива–/–ыва– для проверки: бросать – бро՛сить (не выбрасывать).

Корни с безударными непроверяемыми гласными

В русском языке есть огромное количество слов, безударные гласные в которых не могут быть проверены методом подбора однокоренных слов. Правописание этих слов определяется по орфографическому словарю, поэтому они называются словарными.

Примеры:

авангард, аннотация, бойкот, винегрет, горизонт, дефицит, иждивенец, линолеум, меценат и др.

Алгоритм проверки безударных гласных в корне

  1. Прочитать слово;
  2. Поставить ударение;
  3. Определить в какой части слова находится безударный гласный;
  4. Определить корень;
  5. Для проверки безударного гласного изменить форму слова или подобрать однокоренное слово, так чтобы проверяемый гласный оказался под ударением;
  6. Если не получается проверить безударную гласную методом подбора однокоренных слов, проверить правописание слова в орфографическом словаре.

Корни с безударными чередующимися гласными

Написание безударной гласной в словах со следующими корнями зависит от разных условий: от ударения, последующей буквы, значения или суффикса –А–.

Правописание корней с чередованием

1.Зависят от ударения.

Корни Правило Примеры
-ЗАР-//-ЗОР- В безударном положении всегда пишется А. Под ударением пишется А или О — в зависимости о того, какая гласная слышится.

Исключение: зоревать, зорянка

Зорька, заря, озарение, зарево.
-ГАР-//-ГОР- В безударном положении всегда пишется О. Под ударением пишется О или А.

Исключение: пригарь, изгарь, выгарки, утварь.

Загар, загорелый,угореть. 
-ТВАР-//-ТВОР- Тварь, сотворить, творчество.
-КЛАН-//-КЛОН- Поклон, кланяться, склонять.
-ПЛАВ-//-ПЛОВ- В безударном положении всегда пишется А. Под ударением может пишется А,О, Ы.

Исключение: пловец, пловчиха, плывуны.

Поплавок, плавать, плыть. 

2. Зависят от суффикса -А-

Корни Правило Примеры
-КАС-//-КОС- Если за корнем следует суффикс -А-, то в корне пишется А, если этого суффикса нет — пишется О. Касаться, коснуться, прикоснуться.
-БИР-//-БЕР- Если за корнем следует суффикс -А-, то в корне пишется И, если этого суффикса нет — Е. Собирать — соберу.
-МИР-//-МЕР- Умирать — умереть.
-ТИР-//-ТЕР- Растирать — растереть. 
-ДИР-//-ДЕР- Задирать -задерет. 
-ПИР-//-ПЕР- Запирать — запереть. 
-ЧИТ-//-ЧЕТ- Вычитать — вычет. 
-СТИЛ-//-СТЕЛ- Расстилать — расстелить. 
-БЛИСТ-//-БЛЕСТ- Блистать — блестеть.

3. Зависят от лексического значения слова.

Корни Правило Примеры
-РАВН-//-РОВН- Корень -РАВН- пишется в тех словах, которые имеют значение «одинаковый, равный», а корень -РОВН- пишется в словах, которые имеют значение «гладкий, прямой».

Исключения: Ровесник, уровень, равнина.

Разровнять, поравняться, уравнение.
-МАК-//-МОК- Корень -МАК-(-МАЧ-) пишется в тех словах, которые имеют значение погружения в жидкость, а  корень -МОК-(-МОЧ-) пишется в словах, которые имеют значение «становится мокрым». Макать, промокнуть, намочить.

Малопродуктивным считается чередование суффиксов А (Я) / ИМ (ИН): внять – внимать, обнять – обнимать, принять – принимать, занять – занимать и др.

Сталкиваясь с безударной гласной, важно правильно определить, каким конкретно правилом нужно воспользоваться:

  • пировать – пир (безударная проверяемая)
  • запираться (безударная чередующаяся, зависит от –А–)
  • пируэт (безударная непроверяемая, смотрим по словарю)

Правописание проверяемых согласных в корне слова

1)Написание согласных в корне слова можно проверить, подобрав родственное слово или изменив слово так, чтобы за  согласным следовал гласный звук или согласные л, м, н, р.

Примеры: Дуб — дубовый, просьба — просить, сказка — сказать, помог — помогли.

2) Когда в слове идут несколько согласных подряд, один из них может не произноситься. Для проверки сомнительного согласного нужно подобрать родственное слово, где этот согласный отчетливо слышен.

Примеры: Сердце — сердец, опасный — опасен, предвестник — вести, честный — честен.

 

Правописание непроверяемых согласных в корне слова

Правописание непроверяемых согласных в корне слова можно проверить только по словарю, поэтому их написание следует запомнить.

Примеры: Чувство, лестница, космонавт, зигзаг, вокзал, абсолютный, общий, футбол, экзамен. 

 

 

Текст: Екатерина Лохова, 8.7k 👀

Все упражнения 👇

Аббревиатуры и сложносокращённые слова 6 классАнализ текстаВиды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраскеВыразительные средства русского языкаГлавные и второстепенные члены предложенияГлагол как часть речи. Личные окончания глаголов. 5 классГрафика. ОрфографияДвусоставные и односоставные предложенияДеепричастие как часть речи 7 классЗнаки препинания в бессоюзном сложном предложенииЗнаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связьюЗнаки препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом предложенииЗнаки препинания при обособленных членах предложенияЗнаки препинания при однородных членахЗнаки препинания при сравнительных оборотах и уточненияхИ/Ы, А/Я, У/Ю, О/Е (Ё) после шипящих и ЦИмя прилагательное как часть речи 5-6 классИмя существительное как часть речи 5 классИмя числительное как часть речи 6 классИтоговое собеседование 2021Категория состояния как часть речи 7 классЛексика и фразеология. Фразеологизмы. 5 классЛексикография. Словари. Этимология слов 5 — 6 классМеждометие как часть речи 7 классМестоимение как часть речи 6 классМорфемика и словообразование. Части слова. 5 классМорфемный и словообразовательный разбор слова 5 классМорфологический разбор слова. Морфология и орфография.Наречие как часть речи 7 классНЕ с глаголамиОбращения, вводные слова и вставные конструкции. Знаки препинания при нихОднородные и обособленные члены предложенияОрфоэпия. 5 классОсложнённое простое предложениеПериод. Знаки препинания в периоде. Трудные случаи пунктуации и синтаксисаПравила переноса словПравила постановки двоеточияПравописание гласных и согласных в приставкахПравописание корнейПравописание Н и ННПравописание НЕ и НИПравописание окончаний. Суффиксы причастий и деепричастийПравописание предлогов, союзов и частицПравописание приставокПравописание словарных словПравописание суффиксовПричастие как часть речи 7 классПростое и сложное предложенияПрямая речь, диалог, цитирование. Знаки препинанияПунктуационный анализ предложенияПунктуация. Знаки препинания: завершения, разделения, выделенияРабочая программа по русскому языку 10 классРабочая программа по русскому языку 5 классРабочая программа по русскому языку 6 классРабочая программа по русскому языку 7 классРабочая программа по русскому языку 8 классРабочая программа по русскому языку 9 классРаспространённые и нераспространённые, полные и неполные предложенияСамостоятельные части речи 7 классСинтаксис. Словосочетание и предложениеСинтаксический анализ словосочетания и предложенияСклонение имен существительных. Таблица окончаний по падежам.Слитное и раздельное написание НЕСлитное, дефисное, раздельное написание словСлужебные части речи: предлоги, союзы, частицыСпособы передачи чужой речи и знаки препинания при нихСредства связи предложений в текстеСтили речиТекст как речевое произведениеТире в простом и сложном предложенияхТире между подлежащим и сказуемымУпотребление твёрдого и мягкого знаковФонетический анализ слова. Звуки и буквы. 5 классФункционально-смысловые типы речиЧередование звуков. Беглые гласные. 5 классЯзыковые нормы