Правописание корней. 5, 10 класс • теория

Корень – это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. Правописание корней включает в себя пять типов правил:

  • корни с проверяемыми безударными гласными;
  • корни с непроверяемыми безударными гласными (словарные слова);
  • корни с чередующимися гласными;
  • корни с проверяемыми согласными;
  • корни с непроверяемыми согласными.

Корни с проверяемыми безударными гласными

Безударные гласные в корне слова проверяются ударением при помощи подбора родственных слов или изменения грамматической формы слова. В неударяемом слоге пишется та же гласная, что и в соответствующем ударяемом слоге родственного слова.

Если под ударением пишется Ё, то без ударения в том же слоге пишется Е.

Примеры:

Вода-воды, сидеть-сидя, развевается флаг – веет, залезать на дерево – лезть, умолять о пощаде – молить, холодильник – холод.

В русском языке нередко встречаются омофоны – слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному. В таких случаях очень важно подбирать правильное по смыслу однокоренное слово, чтобы затем верно вписать безударную гласную.

Внимание! Не путайте!

Навевать скуку (наве՛ять)

Освещение улицы (свет)

Покарать преступника (ка՛ра)

Поласкать котёнка (ла՛ска)

Поседеть от войны (сед)

Примерить платье (ме՛ра)

Развевать ветром (разве՛ять)

Разредить лес (ре՛дкий)

Скрепить бумаги (скре՛пка)

Тачать обувь (обта՛чка)

Навивать кудри (нави՛ть)

Освящение храма (свя՛тость)

Покорить возлюбленную (поко՛рный)

Полоскать одежду (лоск)

Посидеть за столом (сидя)

Примирить соперников (мир)

Развивать талант (разви՛тие)

Разрядить телефон (разря՛д)

Скрипеть дверями (скрип)

Точить ножи (то՛чит)

Примечания:

  • Слова старославянского происхождения с ра/ла в современном русском языке имеют сочетание оро/оло: врата – ворота, глава – голова;
  • Нельзя проверять безударную гласную О в корнях глаголов совершенного вида формами несовершенного вида: опоздать – по՛здно (а не опаздывать);
  • Нельзя проверить безударную гласную в некоторых словах иноязычного происхождения;
  • При выборе написания О или А в безударных глагольных корнях не следует использовать глаголы несовершенного вида с суффиксом –ива–/–ыва– для проверки: бросать – бро՛сить (не выбрасывать).

Корни с безударными непроверяемыми гласными

В русском языке есть огромное количество слов, безударные гласные в которых не могут быть проверены методом подбора однокоренных слов. Правописание этих слов определяется по орфографическому словарю, поэтому они называются словарными.

Примеры:

авангард, аннотация, бойкот, винегрет, горизонт, дефицит, иждивенец, линолеум, меценат и др.

Алгоритм проверки безударных гласных в корне

  1. Прочитать слово;
  2. Поставить ударение;
  3. Определить в какой части слова находится безударный гласный;
  4. Определить корень;
  5. Для проверки безударного гласного изменить форму слова или подобрать однокоренное слово, так чтобы проверяемый гласный оказался под ударением;
  6. Если не получается проверить безударную гласную методом подбора однокоренных слов, проверить правописание слова в орфографическом словаре.

Корни с безударными чередующимися гласными

Написание безударной гласной в словах со следующими корнями зависит от разных условий: от ударения, последующей буквы, значения или суффикса –А–.

Правописание корней с чередованием

1.Зависят от ударения.

Корни Правило Примеры
-ЗАР-//-ЗОР- В безударном положении всегда пишется А. Под ударением пишется А или О — в зависимости о того, какая гласная слышится.

Исключение: зоревать, зорянка

Зорька, заря, озарение, зарево.
-ГАР-//-ГОР- В безударном положении всегда пишется О. Под ударением пишется О или А.

Исключение: пригарь, изгарь, выгарки, утварь.

Загар, загорелый,угореть. 
-ТВАР-//-ТВОР- Тварь, сотворить, творчество.
-КЛАН-//-КЛОН- Поклон, кланяться, склонять.
-ПЛАВ-//-ПЛОВ- В безударном положении всегда пишется А. Под ударением может пишется А,О, Ы.

Исключение: пловец, пловчиха, плывуны.

Поплавок, плавать, плыть. 

2. Зависят от суффикса -А-

Корни Правило Примеры
-КАС-//-КОС- Если за корнем следует суффикс -А-, то в корне пишется А, если этого суффикса нет — пишется О. Касаться, коснуться, прикоснуться.
-БИР-//-БЕР- Если за корнем следует суффикс -А-, то в корне пишется И, если этого суффикса нет — Е. Собирать — соберу.
-МИР-//-МЕР- Умирать — умереть.
-ТИР-//-ТЕР- Растирать — растереть. 
-ДИР-//-ДЕР- Задирать -задерет. 
-ПИР-//-ПЕР- Запирать — запереть. 
-ЧИТ-//-ЧЕТ- Вычитать — вычет. 
-СТИЛ-//-СТЕЛ- Расстилать — расстелить. 
-БЛИСТ-//-БЛЕСТ- Блистать — блестеть.

3. Зависят от лексического значения слова.

Корни Правило Примеры
-РАВН-//-РОВН- Корень -РАВН- пишется в тех словах, которые имеют значение «одинаковый, равный», а корень -РОВН- пишется в словах, которые имеют значение «гладкий, прямой».

Исключения: Ровесник, уровень, равнина.

Разровнять, поравняться, уравнение.
-МАК-//-МОК- Корень -МАК-(-МАЧ-) пишется в тех словах, которые имеют значение погружения в жидкость, а  корень -МОК-(-МОЧ-) пишется в словах, которые имеют значение «становится мокрым». Макать, промокнуть, намочить.

Малопродуктивным считается чередование суффиксов А (Я) / ИМ (ИН): внять – внимать, обнять – обнимать, принять – принимать, занять – занимать и др.

Сталкиваясь с безударной гласной, важно правильно определить, каким конкретно правилом нужно воспользоваться:

  • пировать – пир (безударная проверяемая)
  • запираться (безударная чередующаяся, зависит от –А–)
  • пируэт (безударная непроверяемая, смотрим по словарю)

Правописание проверяемых согласных в корне слова

1)Написание согласных в корне слова можно проверить, подобрав родственное слово или изменив слово так, чтобы за  согласным следовал гласный звук или согласные л, м, н, р.

Примеры: Дуб — дубовый, просьба — просить, сказка — сказать, помог — помогли.

2) Когда в слове идут несколько согласных подряд, один из них может не произноситься. Для проверки сомнительного согласного нужно подобрать родственное слово, где этот согласный отчетливо слышен.

Примеры: Сердце — сердец, опасный — опасен, предвестник — вести, честный — честен.

 

Правописание непроверяемых согласных в корне слова

Правописание непроверяемых согласных в корне слова можно проверить только по словарю, поэтому их написание следует запомнить.

Примеры: Чувство, лестница, космонавт, зигзаг, вокзал, абсолютный, общий, футбол, экзамен. 

 

 

Текст: Екатерина Лохова, 8.7k 👀

Все упражнения 👇

Аббревиатуры и сложносокращённые слова 6 классАнализ текста 10-11 классВиды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. 8 классВыразительные средства русского языка 11 классГлавные и второстепенные члены предложения. 8 классГлагол как часть речи. Личные окончания глаголов. 5 классГрафика. Орфография. 5 классДвусоставные и односоставные предложения. 8 классДеепричастие как часть речи 7 классЗнаки препинания в бессоюзном сложном предложении 9 классЗнаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью 9 классЗнаки препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом предложении 9 классЗнаки препинания при обособленных членах предложения 8 классЗнаки препинания при однородных членах. 8 классЗнаки препинания при сравнительных оборотах и уточнениях. 8 классИ/Ы, А/Я, У/Ю, О/Е (Ё) после шипящих и Ц. 5 классИмя прилагательное как часть речи 5-6 классИмя существительное как часть речи 5 классИмя числительное как часть речи 6 классИтоговое собеседование 2021Категория состояния как часть речи 7 классЛексика и фразеология. Фразеологизмы. 5 классЛексикография. Словари. Этимология слов 5 — 6 классМеждометие как часть речи 7 классМестоимение как часть речи 6 классМорфемика и словообразование. Части слова. 5 классМорфемный и словообразовательный разбор слова 5 классМорфологический разбор слова. Морфология и орфография.Наречие как часть речи 7 классНЕ с глаголами 5 классОбращения, вводные слова и вставные конструкции. Знаки препинания при них. 8 классОднородные и обособленные члены предложения. 8 классОрфоэпия. 5 классОсложнённое простое предложение. 8 классПериод. Знаки препинания в периоде. Трудные случаи пунктуации и синтаксиса. 11 классПравила переноса слов. 5 классПравила постановки двоеточия. 8-9 классПравописание гласных и согласных в приставках. 5, 10 классПравописание корней. 5, 10 классПравописание Н и НН. 6, 7 классПравописание НЕ и НИ.7 классПравописание окончаний. Суффиксы причастий и деепричастий. 7 классПравописание предлогов, союзов и частиц. 7 классПравописание приставок. 5 классПравописание словарных слов. 5, 10 классПравописание суффиксов. 5, 6, 10 классПричастие как часть речи 7 классПростое и сложное предложения. 9 классПрямая речь, диалог, цитирование. Знаки препинания. 9 классПунктуационный анализ предложения. 8 классПунктуация. Знаки препинания: завершения, разделения, выделения. 8 классРабочая программа по русскому языку 10 классРабочая программа по русскому языку 5 классРабочая программа по русскому языку 6 классРабочая программа по русскому языку 7 классРабочая программа по русскому языку 8 классРабочая программа по русскому языку 9 классРаспространённые и нераспространённые, полные и неполные предложения. 8 классСамостоятельные части речи 7 классСинтаксис. Словосочетание и предложение. 8 классСинтаксический анализ словосочетания и предложения. 8 классСклонение имен существительных. Таблица окончаний по падежам. 5 классСлитное и раздельное написание НЕ. 7 классСлитное, дефисное, раздельное написание слов. 5-7 классыСлужебные части речи: предлоги, союзы, частицы. 7 классСпособы передачи чужой речи и знаки препинания при них. 8 классСредства связи предложений в тексте. 11 классСтили речи. 5-11 классТекст как речевое произведение. 5-11 классТире в простом и сложном предложениях. 8-9 классТире между подлежащим и сказуемым. 8 классУпотребление твёрдого и мягкого знаков. 5 классФонетический анализ слова. Звуки и буквы. 5 классФункционально-смысловые типы речи. 5-11 классЧередование звуков. Беглые гласные. 5 классЯзыковые нормы. 10-11 класс