Проблема ума в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Что такое Ум

Начиная работу над сочинением, выделим ключевое слово в теме. Это слово «ум». Посмотрим на его лексическое значение.

Ум:

  1. Познавательная и мыслительная способность человека, способность логически мыслить.
  2. Сознание, рассудок.
  3. Общественное сознание, общественная мысль, умственные интересы общества, а также общество, люди или отдельные личности как носители определённых представлений, умственных запросов.
  4. Человек с точки зрения его умственных, интеллектуальных способностей.

Дополним наш материал перечнем фразеологизмов:

  1. Свести с ума.
    1. Довести до сумасшествия, до потери рассудка.
    2. Увлечь, очаровать.
  2. Сойти с ума.
    1. Потерять рассудок, стать помешанным, сумасшедшим.
    2. О ком-либо, поступающем необдуманно, делающим нелепости.
  3. С умом. Разумно, основываясь на здравом смысле.
  4. Жить своим умом,  жить чужим умом.
    1. Быть самостоятельным, независимым в решении жизненных вопросов, в принятии решения.
    2. Быть нерешительным, принимать решения, опираясь на авторитеты.
  5. Уму-разуму учит. Учить, как следует поступать.
  6. Взяться за ум. Стать благоразумнее, рассудительнее, образумиться.
  7. Не моего ума дело. Меня это не касается.
  8. Из ума не идёт. Не забывается.

Подобный набор фразеологических оборотов не случаен, поскольку вы можете увидеть их в тексте комедии (например, Софья говорит: «Вот нехотя с ума свела») или использовать в тексте своей работе (упоминая о Молчалине или Репетилове, можно сказать об их нежелании жить своим умом или просто о неспособности делать это).

Ум в «Горе от Ума»

Обратите внимание, что слово «ум» и однокоренные слова («умник», «безумный» и т.д.) в тексте комедии звучат постоянно из уст разных героев так же, как и синонимы и антонимы к ним.

Герой Цитата
Фамусов о Чацком Он малый с головой,

И славно пишет, переводит.

Нельзя не пожалеть,

Что с эдаким умом

Чацкий Молчалин прежде был так глуп,

Жалчайшее созданье! Уж разве поумнел?

Софья о Молчалине Конечно, нет в нём этого ума,

Что гений для иных, а для иных чума.

Чацкий о Молчалине А чем не муж? Ума в нем только мало,

Но чтоб иметь детей,

Кому ума не доставало?

Софья Уж если любит кто кого,

Зачем ума искать и ездить так далёко.

Скалозуб В горах изранен в лоб, сошёл с ума от раны.
Чацкий Я странен, а не странен кто ж?

Тот, кто на всех глупцов похож.

Фамусов Покойница с ума сходила 8 раз.
Софья о Чацком Он не в своём уме.
Загорецкий Его в безумные упрятал дядя-плут…
Хлёстова И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних / От пансионов, школ, лицеев, как бишь их, / Да от ланкартачных взаимных обучений
Чацкий В науки он вперит ум, алчущий познаний.
Чацкий  Безумным вы меня прославили всем хором…

Список этих цитат можно дополнить по своему усмотрению и по необходимости. Не забудьте и о знаменитой цитате, которая приписывается Грибоедову как эпиграф к комедии:

Судьба проказница, шалунья

 Определила так сама:

Всем глупым счастье от безумья,

А умным — горе от ума.

Однако вы нигде не найдёте текста, которому был бы предпослан такой эпиграф, хотя использовать в своей работе эти строчки никому не возбраняется.

План сочинения

Предлагаем план к работе на обозначенную тему. Опираясь на план, вы сможете создать логичную, последовательную работу.

  1. Проблема ума как центральная в комедии А.С.Грибоедова.
  2. Различия в понимании «ума» героями пьесы.
    1. Ум Чацкого, его неспособность понять, что он «мечет бисер перед свиньями»; столкновение умного Чацкого с глупцами московского общества по социальным, нравственным вопросам;
    2. Ум Фамусова: сделать карьеру, используя опыт старших (московских тузов); неприятие ума как учёности («Учёность – вот чума…»);
    3. Ум Софьи: ум романтичный, ум человека, начитавшегося сентиментальных романов и ищущего свой идеал («уступчив, скромен, тих») в жизни;
    4. Ум Молчалина: прагматичный, расчётливый, ум человека, знающего, как «дойти до степеней известных».
  3. Почему ум Чацкого считается безумием в фамусовском обществе?
  4. Почему первоначальное название комедии «Горе уму» писатель изменил  на «Горе от ума»?

Предлагаем небольшой отрывок сочинения, который может быть примером заключительной части работы.

« Изменение названия комедии было сделано Грибоедовым неслучайно. Чтобы это объяснить, нужно понимать, что в эпоху писателя само понятие «ум» было более широким, включая в себя не только «образованность», «понятливость», «сообразительность», но и «вольнолюбие», «вольномыслие», «вольнодумство», «преданность передовым идеям». Однако название «Горе уму» говорило о полной победе противников Чацкого над ним и его единомышленниками. На деле же уделом героя стало горе от ума, а не его поражение: ведь, по словам И.А.Гончарова, он победитель, который нанёс «количеству старой силы» удар «качеством силы свежей». Уезжая, он не склонился перед теми, кто гнал и проклинал его, оставшись верен себе и своим убеждениям».

Первый вариант сочинения

Комедию А.С. Грибоедова называют бессмертной. Прав был Бестужев, когда писал, что будущее оценит работу великого драматурга и пьеса станет народной. К сожалению, «Горе от ума» не теряет своей актуальности и сегодня.

А.С. Пушкин был восхищен этой литературной находкой. Изображение Фамусова и Скалозуба он считал идеальным. Ему казалось, что Софья прописана не слишком ясно. А вот Молчалин излишне подл. Поэт хотел бы видеть его забавным трусом. А Чацкий не так умен, ведь мудрый поймет, кто перед ним. И не будет разговаривать с такими, как Репетилов. Поэтому на вопрос: «Кто умное действующее лицо в комедии?» — у Пушкина был один ответ: «Грибоедов».

Грибоедов сначала назвал комедию «Горе уму», но потом изменил название. Почему? Первый вариант сообщает читателю, что все, кто умен, не будут приняты дворянской знатью. Но это не совсем так и не отражает в полной мере замысел произведения. Деловитость и смышленость в почете, но должны быть направлены в нужное русло. Недаром Фамусов жалеет о несостоявшейся карьере Чацкого при его блестящем уме. Но он служить не хочет ни в армии, ни в канцелярии. А значит, пропадает зря.

Окончательный заголовок отражает цель драматурга. Из него понятно, что губят человека его прогрессивные взгляды, к которым общество еще не готово. Смелость и открытость мыслей никогда не были в чести.

У старомосковской знати своеобразные взгляды на образование и культуру. Иностранщина заполнила собою все. Мода, манеры, книги, речь – все французское. Любой «французик из Бордо», пусть даже проходимец или плут, был в почете в московском дворянском обществе, и каждый дом был для него открыт. Достаточно быть иностранцем, чтобы тебя считали учителем. И для барских детишек нанимали целый полк учителей «числом поболее, ценою подешевле». Даже уважаемая мадам Розье, нанятая для Софьи в качестве второй матери, «позволила себя сманить» за лишние пятьсот рублей годовых.

Фамусов понимает, кого берет в учителя, называя этих людей презрительно побродягами. Но так принято. Сам же он не видит в учении смысла, считает книги злом, поэтому их, по его мнению, нужно сжечь.

Засилье зарубежного вызывает у Чацкого возмущение и язвительные насмешки. Использование французского языка высшей знатью он называет  смесью «французского с нижегородским». Положение дел будет исправлено нескоро. Вспомним, «Женитьбу» Н.В. Гоголя. Отставной офицер Анучкин думает лишь о том, чтобы невеста знала «по-французски». Другие качества будущей супруги его не интересуют. А Жевакин, пытаясь показать всю значимость Сицилии, утверждает, что там все дамы говорят исключительно на французском, а по-русски не знают ни слова.

Европейцы ценились в русском дворянстве. Но не было учтено, что у тех другая ментальность. Репетилов делает все, чтобы жениться на дочери барона. Ведь немец метил в министры. После колоссальных временных, душевных и денежных затрат план сработал. Свадьба состоялась. Вот только министру немецкого происхождения было стыдно дать должность зятю. У них это не принято.

О Молчалине Чацкий говорит: «На всех глупцов похож». На самом деле Молчалин не так уж глуп. Недаром Фамусов вывозит его из Твери, дает ему должность секретаря. Павел Афанасьевич ценит в герое деловитость. Для Софьи же ценно другое — его безмолвность, кротость, скромность. С пожилыми графинями он тоже умеет обращаться. То собачку погладит и похвалит, то сыграет в карты, то проводит под руку. Восхищенная Софья говорит, что Молчалин свёл дружбу со всеми в доме. Молчалин хитер, умеет мастерски приспосабливаться. Тут тоже без определенной доли ума не обойтись.

Чацкий сам понимает, что в доме Фамусовых ему оставаться не следует. Его здесь не ждали, ему не рады. Но сердцу не прикажешь. Эмоции редко поддаются контролю разума. Влюбленность в Софью заставляет остаться и испить горькую чашу до конца.

Чацкий спешно покидает столицу, когда окончательно осознает, с какими людьми его вновь свела судьба. Но это трудно назвать поражением. Россия вступает в предгрозовую эпоху. Грядут большие перемены. Можно полагать, что это проигранное сражение, но не проигранная война.

Второй вариант сочинения

Проблема ума и безумия была актуальна во все времена. Умные, передовые люди своего времени часто оставались непонятыми современниками и объявлялись сумасшедшими. Так общество реагировало на идеи, шедшие вразрез с общепринятыми, идеи, которые проповедовали передовые люди своего времени.

Не случайно и Грибоедов в своем произведении затрагивает эту проблему. Его комедия «Горе от ума», написанная перед декабрьским восстанием, повествует о передовом разуме и о реакции общества на героя, который является его носителем. Первоначальное название комедии было «Горе уму», затем автор заменил его на «Горе от ума».

Цель Чацкого как человека разумного была именно такой – донести до дворян, что нельзя оставаться на том же уровне необразованности, нужно двигаться дальше. Нельзя игнорировать книги, нельзя употреблять в русской речи заграничные словечки и носить платья, покроенные по типу «французских модисток», и после этого утверждать, что ты патриот своей страны. Все эти злободневные проблемы затронуты Грибоедовым в его нашумевшей комедии. А самое главное, мы видим, как люди передовых взглядов страдали в окружении «фамусовского общества». В сущности, по уровню умственного развития конкуренцию Чацкому могла составить только Софья, однако ей нет дела до его взглядов: сейчас она увлечена другим — отношениями с Молчалиным.

Образ Чацкого в комедии «Горе от ума» во многом отражает мировоззрение самого автора. Чацкий, как и Грибоедов, не понимает и не принимает рабского преклонения русских людей перед всем иностранным. В пьесе неоднократно подвергается насмешкам со стороны главного героя традиция приглашать в дом для воспитания детей учителей-иностранцев: «…Нынче, так же, как издревле, хлопочут набирать учителей полки, числом поболее, ценою подешевле».

Особое отношение у Чацкого и к службе. Для Фамусова, оппонента Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума», определяющим его отношение к герою является тот факт, что тот «не служит, то есть в том… пользы не находит». Чацкий же четко обозначает свою позицию по этому вопросу: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».

Потому-то с таким гневом говорит Чацкий о привычке фамусовского общества относиться с презрением к обездоленным людям и выслуживаться перед влиятельными лицами. Если для Фамусова его дядя Максим Петрович, падавший нарочно на приеме у императрицы, чтобы доставить ей удовольствие своим шутовством, образец для подражания, то для Чацкого он всего лишь «низкопоклонник». Он не видит среди консервативного дворянства тех, с кого стоило бы брать пример. Враги свободной жизни, «страстные к чинам», склонные к мотовству и праздности, – вот кем являются московские аристократы для Чацкого.

Раздражает Чацкого и стремление старомосковских дворян везде заводить полезные знакомства. Даже балы они посещают с этой целью. Чацкий же предпочитает не смешивать дела с весельем. Он считает, что всему должно быть свое место и время.

В одном из своих монологов Чацкий выражает недовольство тем, что, как только среди дворян появляется молодой человек, желающий посвятить себя наукам или искусствам, а не погоне за чинами, его все начинают опасаться. А боятся таких людей, к которым относится и сам Чацкий, потому, что они угрожают благополучному, привычному образу жизни дворян. Они вносят в устройство общества новые идеи, но аристократы не готовы расстаться со старым укладом жизни. Поэтому сплетня о сумасшествии Чацкого, пущенная Софьей, оказалась очень кстати. Это позволило сделать его монологи безопасными, объяснить вольнодумство героя тем, что он не в своём уме.

Основным конфликтом пьесы является противостояние «века нынешнего» и «века минувшего», старого и нового. В спорах Чацкого с представителями старомосковского дворянства вырисовывается система взглядов одной и другой стороны на образование, культуру, в частности на проблему языка (смесь «французского с нижегородским»), семейные ценности, вопросы чести и совести. Выясняется, что Фамусов как представитель «века минувшего» считает, что наиболее ценным в человеке являются его деньги и положение в обществе. Больше всего его восхищает умение «подслужиться» ради приобретения материальных выгод или уважения света. Потому Фамусова волнует только то, что будут говорить о нем в свете.

Таков и Молчалин, хоть он и представитель молодого поколения. Он следует устаревшим идеалам помещиков-крепостников. Иметь свое мнение и отстаивать его – непозволительная роскошь. Ведь можно потерять уважение в обществе. «В мои не должно сметь свое суждение иметь», – вот жизненное кредо этого героя. Он достойный ученик Фамусова. И с его дочерью Софьей он ведет любовную игру только для того, чтобы выслужиться перед влиятельным отцом девушки.

Абсолютно все герои «Горя от ума», за исключением Чацкого, имеют одни и те же недуги: зависимость от чужого мнения, страсть к чинам и деньгам. А главному герою комедии чужды и омерзительны эти идеалы. Он предпочитает служить «делу, а не лицам». Когда в доме Фамусова появляется Чацкий и начинает своими речами гневно обличать устои дворянского общества, фамусовское общество объявляет обличителя сумасшедшим, тем самым обезоруживая его. Чацкий выражает прогрессивные идеи, указывая аристократам на необходимость перемены взглядов. Они же в словах Чацкого видят угрозу своему комфортному существованию, своим привычкам. Герой, названный безумным, перестает быть опасным. Благо, он один и потому просто изгнан из общества, где  не угоден. Получается, что Чацкий, оказавшись не в то время не в том месте, бросает семена разума в почву, которая не готова их принять и взрастить. Ум героя, его мысли и нравственные принципы оборачиваются против него.

Возникает вопрос: проиграл ли Чацкий в своей борьбе? Можно полагать, что это проигранное сражение, но не проигранная война. Совсем скоро идеи Чацкого будут поддержаны прогрессивной молодежью того времени, и «прошедшего житья подлейшие черты» будут низвергнуты.

Проблема ума, выведенная Грибоедовым в заглавие пьесы, является ключевой. Все столкновения, происходящие между изжившими себя устоями жизни и прогрессивными идеями Чацкого, следует рассматривать с точки зрения противопоставления ума и глупости, ума и безумия.

Таким образом, Чацкий вовсе не безумен, а общество, в котором он оказался, не так уж глупо. Просто время таких людей, как Чацкий, выразителей новых взглядов на жизнь, еще не пришло. Они в меньшинстве, поэтому вынуждены терпеть поражение.

К созданию образа Чацкого Грибоедова привело желание показать назревающий раскол в дворянской среде. Роль Чацкого в комедии «Горе от ума» довольно драматична, ведь он остается в меньшинстве и вынужден покинуть Москву, но он не отступается от своих взглядов. Так Грибоедов показывает, что время Чацких еще не наступило. Не случайно таких героев относят к типу лишних людей в русской литературе. Однако конфликт уже выявлен, поэтому смена старого новым в конечном итоге неизбежна.

Третий вариант сочинения

Комедия «Горе от ума» являлась передовой для своего времени. Она носила обличительный характер, как и все классицистические комедии. Но проблемы, освещенные в пьесе, проблемы дворянского общества того времени представлены в более широком спектре. Это стало возможным за счет использования автором нескольких художественных методов: классицизма, реализма и романтизма.

Известно, что первоначально Грибоедов назвал свое произведение «Горе уму», но вскоре заменил это заглавие на «Горе от ума». Почему же произошла эта замена? Дело в том, что первое название содержало в себе нравоучительную ноту, подчеркивающую, что в дворянском обществе 19 века всякий умный человек будет терпеть гонения. Это не совсем соответствовало художественному замыслу драматурга. Грибоедов желал показать, что незаурядный ум, прогрессивные идеи конкретного человека могут оказаться несвоевременными и нанести ему вред. Реализовать эту задачу в полной мере смогло второе название.

Главным героем комедии Грибоедова является Александр Андреевич Чацкий — представитель передовой дворянской молодежи 10-20 годов XIX столетия. Автор наделяет его чертами, присущими лучшей части русского общества. Он показывает его в столкновении с косным дворянским обществом, живущим по старинке и не желающим никаких перемен. В образе Чацкого находят отражение и многие черты, присущие декабристам. Это герой-пропагандист, оратор. Свои позиции и идейные убеждения он раскрывает в монологах, страстных и вдохновенных. Так, он поднимает проблемы, актуальные не только для России первой четверти XIX века, но и во все времена. Ими являются: протест против человеческого рабства — крепостничества, неприятие чинопочитания и низкопоклонства, лести и заискивания перед вышестоящими, преклонения перед всем иностранным. Чацкий отстаивает права передового разума и идей, свободу мнений.

Автор назвал свою комедию «Горе от ума», приписав горе герою от его ума, передового разума. В своем критическом этюде «Мильон терзаний» А.И. Гончаров пишет: «Чацкий не только умнее всех прочих лиц комедии, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен».

Чацкий выделяется среди представителей московского дворянства, показанного в комедии. Его ум состоит  прежде всего в том, что он яростно обличает порядки, царящие в застывшем в своем развитии обществе. Ум героя замечателен именно тем, что он вносит нечто новое в это общество. Он не может удовлетвориться тем, чем удовлетворяется заурядный человек. Чацкий знаменует собой появление новой дворянской молодежи, которая из-за своих передовых идей подвергалась осуждению.

Герой знает, за что и против чего он воюет. Он прерывает болтовню Репетилова, увлеченного неизвестным, далеким идеалом и бессмысленно отрицающим «законы, совесть, веру».

Чацкий требует службы делу, а не лицам. Он не смешивает веселье или развлечения с делом, как Молчалин. Чацкий тяготится среди пустой, праздной толпы «мучителей, предателей, зловещих старух, вздорных стариков». Он отказывается преклоняться перед их авторитетами. Чацкий не приемлет тех отвратительных нравов, «где разливаются в пирах и мотовстве и где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты», где «зажимают рты обеды, ужины и танцы».

Свои позиции он открыто демонстрирует в монологах, а косное общество, напуганное его речами, выставляет против него свое оружие — клевету. В третьем действии, являющемся кульминацией общественного конфликта в комедии, фамусовское общество объявляет его сумасшедшим. Но герой переживает крах не только своих убеждений, но и крушение личного счастья, а причиной этого является Софья, дочь Фамусова, неосторожно сказавшая: «Вот нехотя с ума свела». В основе сплетни лежит каламбур. Безумие любовное становится безумием социальным: «Безумным вы меня прославили все хором, вы правы: из огня тот выйдет невредим, кто с вами день пробыть успеет, подышит воздухом одним, и в нем рассудок уцелеет».

Тема мнимого безумия героя связана с мотивом заточения и тюрьмы. Таким образом общество, привыкшее жить по давно заведенным порядкам, чтящее патриархальные устои, боящееся всяких перемен, которые могут нарушить его спокойное, беспечное существование, расправляется с умным человеком, посмевшим открыто выступить против общественных пороков и недостатков. Оно расправляется с ним, выбрав оружием сплетню. Это все, что фамусовское общество могло противопоставить обличительным речам героя.

Чацкий является типичным представителем своего времени, судьба которого оказалась столь плачевной в условиях общественной жизни России 10-20-х годов XIX века.

Неверным было бы считать, что все герои пьесы, кроме Чацкого, глупы. Скорее, проблематика комедии «Горе от ума» такова, что на первый план в ней выходит не противопоставление ума и глупости, а сравнение разных типов ума.

Вчитываясь в монологи Фамусова, наблюдая за интригами, которые аккуратно плетет Молчалин, вовсе нельзя сказать, что эти герои глупы. Но их ум качественно отличается от ума Чацкого. Представители фамусовского общества привыкли изворачиваться, приспосабливаться, выслуживаться. Это практичный, житейский ум. А у Чацкого совершенно новый склад ума, заставляющий его отстаивать свои идеалы, жертвовать своим личным благополучием и уж, конечно, не позволяющий ему обрести какую-либо выгоду через полезные связи, как это привыкли делать другие.

В критике, обрушившейся на комедию «Горе от ума» после ее написания, звучали мнения о том, что и Чацкого-то нельзя назвать умным человеком. Например, Катенин полагал, что Чацкий «говорит много, бранит все и проповедует некстати». Пушкин, прочитав привезенный ему в Михайловское список пьесы, отозвался о главном герое так: «Первый признак умного человека – с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми…»

Действительно, Чацкий представлен очень вспыльчивым и порой бестактным. Он является в общество, куда его не звали, и начинает всех обличать и поучать, не стесняясь в выражениях. Тем не менее нельзя отрицать, что «речь его кипит остроумием», по словам И.А. Гончарова.

Такое разнообразие мнений объясняется сложностью и многоплановостью проблематики «Горя от ума». Следует также обратить внимание на то, что Чацкий является выразителем идей декабристов, он истинный гражданин своей страны, выступающий против крепостничества, низкопоклонничества, засилья всего иностранного. Известно, что перед декабристами стаяла задача прямо высказывать свои идеи, где бы они ни находились. Поэтому Чацкий поступает в соответствии с принципами передового человека своего времени.

Получается, что в комедии нет откровенных глупцов. Просто две противоборствующие стороны отстаивают свое понимание ума. Однако уму можно противопоставить не только глупость. Противоположностью ума может быть безумие. Почему же общество объявляет Чацкого сумасшедшим?

Оценка критиков и читателей может быть какой угодно, но сам автор разделяет позицию Чацкого. Это важно учитывать при попытке понимания художественного замысла пьесы. Мировоззрение Чацкого – это взгляды самого Грибоедова. Поэтому общество, отвергающее идеи просвещения, свободы личности, служения делу, а не выслуживания, является обществом глупцов. Побоявшись умного человека, назвав его сумасшедшим, дворянство само себя характеризует, демонстрируя свой страх перед новым.

Список литературы

  1. Ланщикова А.П. «Горе от ума» как зеркало русской жизни. // Литература в школе.- 1997 г.
  2. Грекова Е.В. Еще один прототип Чацкого? // Русская словесность. – 1996 г.
  3. Кичикова Б.Я. Жанровое своеобразие «Горя от ума» Грибоедова. // Русская литература.- 1996 г.
  4. Вяземский П.А. Заметки о комедии «Горе от ума».// Новое литературное обозрение.- 1999 г.
Текст: Елена Бочкова, 7.1k 👀