Стихотворение и анализ «Бабушке»

Продолговатый и твердый овал,

Черного платья раструбы…

Юная бабушка! Кто целовал

Ваши надменные губы?

Руки, которые в залах дворца

Вальсы Шопена играли…

По сторонам ледяного лица

Локоны, в виде спирали.

Темный, прямой и взыскательный взгляд.

Взгляд, к обороне готовый.

Юные женщины так не глядят.

Юная бабушка, кто вы?

Сколько возможностей вы унесли,

И невозможностей – сколько? –

В ненасытимую прорву земли,

Двадцатилетняя полька!

День был невинен, и ветер был свеж.

Темные звезды погасли.

– Бабушка! – Этот жестокий мятеж

В сердце моем – не от вас ли?..

Краткое содержание

Портрет Марии Бернацкой. Неизвестный художник

Три первых четверостишия описывают внешность «юной бабушки». Мы наблюдаем, как любящая внучка внимательно всматривается в уже далёкое, но одновременно родное лицо дорогого человека. Бабушкино лицо оставляет у неё впечатление холодности, неприступной красоты.

Бабушка у Цветаевой, словно, не земная: она будто из параллельной реальности. С её таинственным миром совместимы «чёрного платья раструбы», «ледяное лицо» — все описанные автором атрибуты внешности, формирующие идеальный образ далёкой дамы. Цветаева искренне скорбит по поводу ранней бабушкиной кончины.  Она осознаёт: с умершим человеком уходят его уникальные эмоции, возможности и переживания.

Читая стихотворение, мы понимаем: гены «юной бабушки» ярко проявились в талантливой  внучке. Цветаева осознаёт, схоже не только природное родство их душ, но и мятежная, бунтарская натура.

История создания

Эти замечательные стихотворные строки написаны в 1914 г. К тому моменту поэтессе исполнилось 25 лет: ровно столько же было её бабушке Марии Бернацкой, когда она ушла из жизни. Известно, что большой портрет блистательной польки всегда красовался в цветаевском доме на стене гостиной. Любуясь изображением молодой бабушки, Марина предавалась размышлениям об их очевидном  сходстве, причём не столько внешнем, сколько внутреннем.

Глядя на бабушку, Цветаева искала и находила прочную эмоциональную связь с женщиной, передавшей ей что-то важное от себя. Рассматривая портрет, Цветаева стремилась понять саму себя: она была уверена, что непосредственно от бабушки ей в наследство достался непростой характер. Когда писались эти стихотворные строки, шла Первая Мировая война: это отразилось на настроенческом пафосе произведения. Стихотворение наполнено ностальгией о времени, которого уже не вернуть; тоской о девятнадцатом веке, в котором  жили прекрасные женщины и галантные мужчины.

Жанр, направление, размер

Стихотворение представляет собой жанр любовной лирики. В нём затронута тема духовной близости людей, имеющих общие гены. Лирическая героиня осознаёт: множество свойственных ей черт темперамента она унаследовала от своей бабушки, свободолюбивой и горделивой. Поэтический размер – трёхстопный дактиль, делающий стихотворные строки ритмичными и лёгкими для читательского восприятия. Подобная лёгкость подчёркивается посредством использования перекрёстной рифмовки.

Композиция

С условной точки зрения произведение делится на четыре семантических сегмента:

  1. Первая часть – романтическая героиня «знакомится» с бабушкиным портретом в пору её молодости, пристально всматриваясь в лицо красивой женщины, изображённой на полотне. Мы видим поэтическое описание, на основании которого формируем в своём воображении образ «двадцатилетней  польки».
  2. Вторая часть – романтическая героиня размышляет о жизни, которую могла вести её бабушка, будучи молодой красавицей. Подмечая мельчайшие детали, героиня спрашивает: «Юная бабушка, кто вы?». Возникает уверенность: героиня отлично знает ответ на этот вопрос. Перед нашим мысленным взором  предстают картины из возможного прошлого красавицы, смотрящей со старинного портрета.
  3. Третья часть – возникает философская тема смерти. Мы понимаем, что «юная бабушка» умерла совсем молодой, не успев использовать множество жизненных «возможностей» и «невозможностей». Нестандартно представлен момент её гибели: «День был невинен, и ветер был свеж» – рисуется картина обыденного, ничем не примечательного,  пейзажа. Только лишь «звёзды погасли», не более того.
  4. Четвёртая часть – романтическая героиня осознаёт, что свойственный ей мятежный характер она унаследовала от бабушки. В этой части провозглашается тема преемственности поколений, семейственности.

Образы и символы

С целью донести до читателей основную мысль произведения, Цветаева создаёт несколько семантически  ярких образов:

  • образ лирической героини – очень яркий и запоминающийся. Совсем ещё молодая девушка, рассматривающая портрет своей ближайшей родственницы, схожа с самой Цветаевой. Она так же эмоциональна, внимательна к деталям. Героиня обожает фантазировать, рисуя в своём богатом воображении картины жизни своей ещё «юной бабушки». Героиня находит двадцатилетнюю польку коварной и весьма горделивой. Она видит своё сходство с женщиной, изображённой на портрете: «жестокий мятеж» сердца достался героине именно от неё;
  • образ «двадцатилетней польки» (бабушки) – данный образ значим и любопытен. Он создан посредством описания внешности женщины с портрета. Романтическая героиня делится с нами своими мыслями относительно темперамента своей бабушки. Мы узнаём, что «юная бабушка» играла вальсы Шопена в дворцовых залах, была невероятно гордой, надменной, обладала необычным взглядом. Цветаева рисует образ женщины уникальной, талантливой и во многом романтичной. Возникает чувство, что «юная бабушка» схожа с холодной мраморной статуей, очень красивой, но безжизненной;
  • образ «тёмных звёзд» – в день смерти бабушки на небе гаснут «тёмные звёзды». С первого взгляда кажется, что перед нами элемент привычной пейзажной зарисовки, но это совсем не так. Звёзды символизируют жизнь бабушки, а значит меркнет и навсегда гаснет звезда «двадцатилетней польки». Она исчезает, её больше не будет на семейном небосклоне. «Тёмные звёзды» символизируют потерю близкого человека, горькую утрату.

Темы и настроение

В стихотворении Цветаева поднимает четыре важных темы:

  1. Тема семьи – центральная. Романтическая героиня с искренним почитанием и уважением относится к образу своей «юной бабушки». Невзирая на то, что героиня никогда не знала родственницу лично, не общалась с ней, она ощущает глубинную генетическую связь с этой польской красавицей. Посредством объединяющих семейных уз две отдельных героини становятся частью единого целого.
  2. Тема любви – этой теме отведено значительное место в произведении. Романтическая героиня чувствует сильную душевную привязанность к своей «юной бабушке». Мы видим, насколько мощно впечатляет девушку портрет давно умершей родственницы. Героиня полностью ассоциирует себя с «двадцатилетней полькой», осознавая схожесть темпераментов и характеров.
  3. Тема утраты – данная тема заявляет о себе в двух заключительных катренах. Героиня думает о том, сколько бы различных «возможностей» было у «юной бабушки», если бы она не ушла из жизни такой молодой. Для юной девушки смерть любимой бабушки, с которой так много общих черт – невосполнимая утрата.
  4. Тема преемственности поколений – данная тема имеет много общего с темой семьи. Лирическая героиня смогла унаследовать многие черты характера, свойственные «юной бабушке». В стихотворении упоминается лишь об одной родственнице романтической героини, поэтому нам доподлинно неизвестно, считает ли героиня себя «наследницей» собственной матери.

Произведение проникнуто лирическим и философским настроением. Цветаева желает передать момент взаимодействия с бабушкой, хотя она никогда не знала её лично. Несмотря на это, героиня ощущает сильнейшую душевную связь с «двадцатилетней полькой». Философские мысли заключаются в следующем: умерев совсем молодой, «юная бабушка», взирающая с портрета на внучку, унесла вместе с собой немало семейных тайн.

Основная идея

Цветаева доносит до читателей мысль о значимости сопричастности каждого человека со своими родственными корнями. Поэтесса верит, что семейное древо любого человека может скрывать уйму любопытных вопросов, на которые человеку необходимо ответить. По одному лишь портрету своей «юной  бабушки» Цветаева старается понять не только её внешность, характер, но и привычный образ жизни.

Средства выразительности

Произведение изобилует различными тропами, работающими на то, чтобы максимально точно передать идеи и чувства  лирической героини. Цветаева виртуозно использует:

  • эпитеты – «чёрное платье», «надменные губы», «взыскательный взгляд»;
  • метафоры – «руки играли Шопена», «звёзды погасли»;
  • риторический вопрос – «…этот жестокий мятеж в сердце моём – не от вас ли?»;
  • авторская пунктуация – Цветаева делит предложения на несколько частей посредством тире, которые она ставит не по правилам русского языка.

Ирина Зарицкая | Просмотров: 1.1k | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *