Стихотворение и анализ «Моим стихам, написанным так рано…»

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я — поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти,

— Нечитанным стихам! —

Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берет!),

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

Краткое содержание

С. Мишченко. Цветаева. 2013

Произведение начинается с признания романтической героини. Мы узнаём: она начала писать стихи тогда, когда ещё не ощущала себя поэтом в полном смысле этого слова. Всё, что героиня писала, создавалось очень легко, срываясь с поэтического пера. Её произведения подобны творческим порывам: они мимолётны, а значит, предельно искренни.

Героиня проводит сравнение своих стихов с брызгами воды из фонтана, с ракетами и, даже, с чертями, тем самым отражая их динамичность и уникальность. Поэтому сборники её произведений вынуждены пылиться на магазинных полках: они не способны привлечь к себе читательский интерес, вызвать желание купить и изучить. Но, несмотря на это, героиня искренне считает свои стихи хорошими, сравнивая их с «драгоценными винами». Героиня так и говорит: пролетят годы, её произведения настоятся, подобно дорогому алкоголю, а, значит, станут ещё лучше.

Всё произведение пропитано искренними эмоциями, поэтому оно читается буквально на одном дыхании. Героиня словно торопится записать свои мысли, а на фразе «Что и не знала я, что я – поэт», она будто бы спотыкается от охватившего её сильного волнения.  Возникает чёткое ощущение, что поэтесса сидит напротив нас и эмоционально рассказывает собственную историю.

История создания

Это замечательное произведение появилось на свет 13 мая 1913 г., из-под пера автора, которому едва исполнился 21 год. Несмотря на столь молодой возраст, у Марины Цветаевой уже имелся солидный «послужной список» в виде нескольких поэтических сборников. По признанию поэтессы, написанием стихов она начала «грешить» с семи лет.

Это произведение Цветаева написала в счастливый и спокойный период своей жизни, находясь на отдыхе в солнечном Коктебеле  с мужем и маленькой дочкой. Невзирая на весьма нелестные отзывы со стороны критиков, поэтесса не побоялась вновь напомнить о себе посредством данного стихотворения.

Жанр, направление, размер

Согласно жанровой принадлежности – перед нами элегия: в ней отсутствует сюжет, а в строчках заметны ноты лёгкой грусти. Всё произведение можно воспринимать, словно единое предложение в инверсии, с использованием рваной ритмики и яркой словесной палитры.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб. Рифмовка перекрёстная, мужская/женская.

Композиция

Стихотворение сродни монологу лирической героини, который можно разделить на две семантические части:

  1. Часть первая – повествование о том, как создавались произведения.
  2. Часть вторая – высказывание надежды на то, что созданные произведения получат читательскую признательность.

С формальной точки зрения стихотворение делится на три катрена. Особенность произведения заключается в том, что, по сути, оно состоит из одного предложения. Лирическая героиня говорит настолько эмоционально и стремительно, что, кажется, словно все строки написаны на одном дыхании.

Образы и символы

В этом произведении Цветаева, с целью донесения до читателей основной мысли, создаёт следующие образы:

  • образ лирической героини полностью идентичен автору. Подобная идентичность проявляется уже в самом посыле работы. Цветаева повествует о себе, собственных эмоциях и переживаниях. Ей необходимо высказаться, обозначив уверенную позицию о судьбе собственных произведений. Она говорит, а мы ей слепо верим. Цветаева, в этом стихотворении, словно очертив чёткие творческие границы, идёт жить дальше своей счастливой жизнью с мужем и дочкой, полностью игнорируя временные невзгоды на поэтическом поприще. Лирическая героиня передаёт читателям вовсе не надрыв, а искреннюю веру в собственные силы. Она уверена: пройдёт время, и её произведения «выстрелят», став успешными и востребованными;
  • образ пророка – лирическая героиня выступает в роли прорицателя своей будущей успешной поэтической судьбы. Мы абсолютно верим в её мистические способности. Прогнозы героини оказались верными: на сегодняшний день это замечательное произведение известно и любимо миллионами читателей по всему миру.

Темы и настроение

В этом небольшом произведении Цветаевой поднято несколько важных тем:

  1. Тема неприятия читателями и критиками – центральная. Чувства обиды, горечи и несправедливости подобным положением вещей заставили Цветаеву написать данное произведение. Как известно, каждый талантливый поэт немного прорицатель, поэтому поэтесса уверена, что с годами всё изменится: её стихи придутся по вкусу всем тем, кто ещё не смог их «распробовать».
  2. Тема поэта и поэзии – в стихотворении есть строчка, взятая поэтессой в скобки, в которой говорится о том, что её произведения пылятся на магазинных полках («где их никто не брал и не берёт»). Читая эту строчку, мы ощущаем эмоции одиночества среди прочих поэтов. Несмотря на то, что Цветаеву никто не желает понимать и принимать, она предсказывает свою будущую востребованность. К сожалению, подобная судьба объединяет тысячи талантливых авторов по всему миру.
  3. Тема предназначения – Цветаева желала быть полезной и нужной читателям, отлично осознавая собственное предназначение. Она обязана была писать, даже не смотря на «стену» равнодушного непонимания. С подобной проблемой сталкивается множество творцов.

Настроенческий пафос произведения отличается решительностью, резкостью, основательностью. Мы понимаем, автор уверен в собственной счастливой звезде, а значит, не спешит сдаваться.

Основная идея

Основная мысль произведения заключена в следующем утверждении: истинное, искреннее и талантливое творчество способно во многом опередить собственное время. Талантливым стихам Цветаевой спустя годы пришёл черёд стать любимыми среди миллионов читателей и высоко оценёнными критиками. А, значит, они смогли опередить собственное время.

Средства выразительности

Средствам выразительности отведена особая роль в плане создания образа романтической героини. Использованные Цветаевой тропы отличаются оригинальностью, яркостью и уместностью использования:

  • эпитеты – «маленькие черти», «нечитанные стихи»;
  • метафоры – «стихам… разбросанным в пыли по магазинам», «моим стихам… ворвавшимся…»;
  • сравнения – «сорвавшимся, как брызги из фонтана, как искры из ракет», «моим стихам, как драгоценным винам…»;
  • олицетворения – стихам «ворвавшимся»;
  • аллитерация – для придания особой динамичности, автор использует слова с согласными звуками «Ш», «С», «З» («Сорвавшимся, как брызги из фонтана, как искры из ракет»);
  • риторические восклицания – «Где их никто не брал и не берёт!»;
  • авторские знаки препинания – автор активно  использует собственные знаки препинания скобки и тире, расставленные не по правилам русского языка.

Ирина Зарицкая | Просмотров: 786 | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *