Кто создан из камня… • cтихотворение и анализ 💡

Автор: Цветаева М.И. | Дата публикации: 1922 | Форма произведения: поэзия | Жанр: лирический | Время событий: первая половина XX века | Место событий: Россия | В школе: 10 класс | Возраст: взрослые, подростки | Время чтения: до 1 часа | Главные герои: лирическая героиня, образы Афродиты, морской пены Темы: внутренняя борьба, человек и общество

Кто создан из камня, кто создан из глины,-

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело — измена, мне имя — Марина,

Я — бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти —

Тем гроб и нагробные плиты…

— В купели морской крещена — и в полете

Своем — непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети

Пробьется мое своеволье.

Меня — видишь кудри беспутные эти?-

Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,

Я с каждой волной — воскресаю!

Да здравствует пена — веселая пена —

Высокая пена морская!

Краткое содержание

Г. Дмитриев. Шторм. 2015

У стихотворения отсутствует  чётко выраженный сюжет. В основе всего повествования – терзания, размышления  и переживания романтической героини. В основу произведения Цветаевой положен смысл собственного имени Марина (по латыни – «морская»). Характеризуя себя «бренной пеной морской», Цветаева противопоставляет свою водную природу – камням и глине, что служат олицетворением земли.

По мнению Цветаевой, в смутное время, кто-то превращается в холодные камни, а кто-то становится податливой глиной, из которой можно вылепить буквально всё: и прекрасную вазу, и сливной бочок. Романтическая героиня пытается остаться пеной морской, находя ноты позитива в мирской бренности.

История создания

Произведение написано в очень непростые для поэтессы годы: её творчество было под повсеместным запретом, а личные жизненные трагедии следовали чередой друг за другом. К моменту написания этого стихотворения не прошло и трёх месяцев, как скончалась от голода её трёхлетняя дочка Ирина, а супруг Сергей Эфрон пропал в эмиграции, на протяжении долгих  месяцев не подавая о себе никаких вестей. Сама Марина пребывала в крайней финансовой нужде, но всё же старалась держаться из последних сил наперекор существующему режиму, многочисленным критикам и недоброжелателям.

Произведение написано в конце весны 1920 г. Войдя в состав поэтического сборника «Вёрсты», оно относится к известному циклу «Н.Н.В». Талантливый художник-портретист Н.Н. Вышеславцев был дружен с Мариной Ивановной, которая отвечала ему искренней симпатией. Но увлечённость художником вскоре сменилась для поэтессы горьким разочарованием. «Вёрсты» вышли в свет в 1922 г., тираж сборника был ограничен. Важно понимать: образ морской стихии был близок поэтессе, которая обожала море, умела и любила плавать.

Жанр, направление, размер

Перед нами жанр лирического стихотворения, во многом напоминающий оду, возвеличивающую значимость поэтического творчества и творца. Поэтический размер – амфибрахий, придающий стихотворным строкам  напевность и плавность. Цветаева, являясь замечательным поэтом, словно играет с читателями, сначала демонстрируя обрывочность и резкость строк,  а затем неожиданно добавляя им лёгкости.

Композиция

Композиция произведения представлена четырьмя строфами в каждой части:

  • первые строки – они начинаются с одинаковой фразы: «Кто создан из…». Использование анафоры придаёт фразам песенный эффект, созвучный с плавностью морских волн, набегающих на берег;
  • последующие строки создают ритм, задавая общий стихотворный тон.

К иным нюансам композиционного построения относятся следующие семантические части:

  1. Первая строфа – читатели впервые знакомятся с романтической героиней.
  2. Начало стихотворения – раскрывается сущность лирической героини.
  3. Последующие четверостишия – открыто противопоставляется поэт окружающим его людям.
  4. Заключительное четверостишие – провозглашение победного первенства воды над камнем, а значит главенство моря над податливой глиной. Провозглашение свободы каждой человеческой личности.

Образы и символы

Цветаева в этом произведении мастерски создаёт три ярких смысловых образа:

  • образ лирической героини – это женщина по имени Марина, чей характер полностью определяется данным ей при рождении именем. Имя «Марина» является аналогом древнеримского мужского имени «Марин», происходящего от латинского слова «marinus» (морской). На протяжении всего произведения героиня противопоставляет себя всем тем, кто «сделан из камня», из плоти и из глины. Так в чём же заключена особенность лирической героини? Дело в том, что ей не грозит надгробие, ведь она «пена морская». Проводится прямая аналогия с древнегреческой богиней Афродитой, рождённой из пены морской. У лирической героини, как у Афродиты, есть способность воскресать с каждой новой волной, не ломаясь под грузом несчастий;
  • образ Афродиты – море породило прекрасную богиню любви и красоты, почитаемую в Древнем Риме, Афродиту. Поэтому лирическая героиня проводит смысловую параллель между собой и Афродитой, способной к постоянному возрождению и бессмертию;
  • образ морской пены – на языке символов пена означает такие понятия, как лёгкость, непостоянство, изменчивость и эфемерность. Вместе с тем, пена порождается могучей и сильной морской стихией, полноправной владычицей Земли. Подобное сочетание слабости и силы, бренности морской пены и вечности океана, как нельзя лучше отражает противоречивую природу характера Марины Цветаевой.

Темы и настроение

Цветаева поднимает в произведении три важных темы:

  1. Тема противостояния отдельной личности обществу – центральная. Цветаева не ставит себя в один ряд со всем обществом, она позиционирует себя особенно значимой для общества творческой единицей. Лирическая героиня сообщает: «Меня … земною не сделаешь солью», желая этими словами продемонстрировать, что она не намерена смиряться, покоряясь гримасам судьбы. Героиня не желает прогибаться ни под новую власть, ни под общественное большинство.
  2. Тема протеста – лирическая героиня желает быть уникальной, неподражаемой. Это желание сквозит в каждой строке. Произнося фразу: «… дробясь о гранитные ваши колени, я с каждой волной воскресаю…», героиня понимает, что говорит вовсе не с теми, кто запрещает печатать её стихи. Она говорит со всем народом, призывая людей поступить так же, как она: выступить против власти неугодного правительства.
  3. Тема индивидуальности – поэтесса, описывая уникальность собственной личности, одновременно противопоставляет её требованиям пролетарской морали.

Стихотворные строки наполнены оптимистическим пафосом, бунтарским духом, свободомыслием и творческим стремлением к созиданию.

Основная идея

Основная идея произведения заключена в следующем кредо: поэтесса противопоставляет индивидуальное творческое  начало конкретной личности – безликости людской толпы.

Цветаева никогда не боялась ни чужого осуждения, ни предательства. Но факт её самоубийство говорит о том, что страхи у неё всё же были: она буквально захлебнулась в ужасах кровавой войны, в океане страха за близких ей людей. Тогда она сломалась, но в 1920 г. Цветаева ещё находила в себе силы держаться. Она произносит: «Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети пробьётся моё своеволье». Именно в этой фразе заключена основная мысль произведения.

Средства выразительности

В стихотворении поэтесса использует следующую яркую палитру выразительных средств:

  • эпитеты – «бренная пена», «весёлая пена»;
  • метафоры – «пена морская», «гранитные колени»;
  • антитеза – тем, кто сделан из плоти, предназначаются надгробные плиты в отличие от тех, кто создан из морской пены, которая способна пробиться «сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети»;
  • анафора и олицетворение – всё произведение построено на принципе анафоры и олицетворения. Героиня стихотворения ассоциирует себя с морской пеной, присваивая ей черты, свойственные человеку.

Все произведения автора

Текст: Ирина Зарицкая, 4.2k 👀