Молодость • cтихотворение и анализ 💡

Автор: Цветаева М.И. | Дата публикации: 1921 | Форма произведения: поэзия | Жанр: лирический | Время событий: первая половина XX века | Место событий: Россия | В школе: 11 класс | Возраст: взрослые | Время чтения: до 1 часа | Главные герои: лирическая героиня, образ молодости Темы: смысл жизни

Молодость моя! Моя чужая

Молодость! Мой сапожок непарный!

Воспаленные глаза сужая,

Так листок срывают календарный.

Ничего из всей твоей добычи

Не взяла задумчивая Муза.

Молодость моя! – Назад не кличу.

Ты была мне ношей и обузой.

Ты в ночи нашептывала гребнем,

Ты в ночи оттачивала стрелы.

Щедростью твоей давясь, как щебнем,

За чужие я грехи терпела.

Скипетр тебе вернув до сроку –

Что уже душе до яств и брашна!

Молодость моя! Моя морока –

Молодость! Мой лоскуток кумашный!

Краткое содержание

А. Чернигин. Лето. 2014

Стихотворение включает в себя два блока. В первом блоке передаётся отношение лирической героини к своей юности. Сев за письменный стол, женщина пытается понять, почему ей довелось испытать так много горьких минут. Второй блок отличается от первого: он написан совсем в ином тоне. Лирическая героиня решает взглянуть на ситуацию под другим углом зрения, как бы со стороны. Она понимает, что Молодость была горькой, но никто не мешает распрощаться с ней. Обращаясь к Молодости, героиня предлагает ей «проститься на ветру».

Романтическая героиня ведёт разговор со своей Молодостью. Прожитые молодые годы представляются ей бесполезным «непарным сапожком». Такой сапожок жаль выбросить (вдруг обнаружится пара?!), но и носить его не представляется возможным.

Поэтическая Муза, данная лирической героине от рождения, не получила от Молодости ничего полезного: произведения героини много лет не могли получить заслуженного признания критиков. Молодые годы представляются источником разочарования и боли. Помимо этого, героиня переосмысливает события, произошедшие в Молодости. Ей становится жаль отпускать юные годы навсегда: до лирической героини неожиданным образом доходит осознание того,  что вместо беззаботной «ласточки», ей теперь уготована роль «колдуньи».

Героиня, обращаясь к Молодости, приглашает её повеселиться и сплясать напоследок. Вместе им удастся выстоять под порывами ветра житейских невзгод. Лирическая героиня называет прожитые годы «золотом» и «янтарём». Её Молодость носит «малиновую юбку» и «лазоревую шаль».

Процесс прощания с Молодостью сильно затягивается: для героини он сродни расставанию с любимым мужчиной. Но она понимает: расставание не следует затягивать слишком долго. Поэтому героиня отпускает годы своей Молодости, хоть ей и кажется, что они буквально вырваны из центра её души.

История создания

История создания произведения напрямую связана с биографией поэтессы. Удивляет тот факт, что стихотворные строки были написаны 29-ти летней женщиной. Кажется в таком возрасте совсем не время прощаться с Молодостью. Но судьба Цветаевой говорит об обратном: она слишком рано ощутила себя зрелой женщиной. Не переступив возрастной порог в 30 лет, поэтесса успела узнать, что такое горечь потерь и расставаний.

В девятнадцатилетнем возрасте ей довелось пережить смерть горячо любимой матери. Вскоре после этого Цветаева выходит замуж, мечтая о тихом семейном счастье. Но, к сожалению, брак просуществовал совсем недолго. Все эти безрадостные события нашли отражение в стихотворении, написанном в ноябре 1921 г.

Жанр, направление, размер

По жанровой принадлежности – это элегия, так как в монологе лирической героини сквозят эмоции разочарования и грусти. Также в произведении заметны черты лирического послания: перед нами обращение лирической героини к своей молодости.

Поэтический размер – пятистопный хорей. Цветаева использует в первой части произведения перекрёстную рифмовку, а во второй части – рифмовку параллельную. В стихотворении присутствуют мужские/женские рифмы.

Композиция

Принцип композиционного построения данного произведения – это контраст. С семантической точки зрения, его можно разделить на две части:

  1. Первая часть содержит обвинения и упрёки лирической героини к собственной Молодости, за которыми стоит горькое разочарование в жизни. Эта часть изобилует негативными эмоциями, такими как: обида, бессилие, боль.
  2. Вторая часть содержит примирение и прощание лирической героини с Молодостью перед неизбежной разлукой. Героиня примиряется с годами своей юности: мы понимаем, какие чувства она при этом испытывает.

Стихотворение включает в себя два самостоятельных блока, каждый блок делится на катрены. Стихотворные блоки отличаются между собой настроением.

Образы и символы

Образы и символы произведения разумнее всего анализировать отдельно в каждом из двух блоков – это позволит лучше понять динамику образной палитры:

  • образ Молодости – основной. Проходит через оба поэтических блока. Данный образ можно разделить на две части: с одной стороны – это прошлые годы, то есть события жизни, произошедшие с лирической героиней несколько лет назад. С другой стороны – за образом Молодости стоит сама Цветаева: та самая юная Марина, которая всё это время думала, чувствовала, совершала определённые поступки. Во втором блоке стихотворения отношение героини к собственной Молодости резко меняется: героиня, хоть и не простила себе совершённых когда-то ошибок, теперь называет свою Молодость «сестрой», «голубкой», «золотцем». Отныне с понятием Молодости у героини ассоциируется трепетная ласточка;
  • образ лирической героини проходит красной нитью через оба поэтических блока. Образ лирической героини полностью идентичен автору. Повествование ведётся от первого лица. Все мысли и переживания героини соотносятся с эмоциональной палитрой самой поэтессы;
  • образ «непарного сапожка» – мы встречаем его в первом блоке произведения. Данный образ символизирует грех и бесполезность бытия. Именно чувствами бесполезности и греховности была наполнена беспечная Молодость. За образом «непарного сапожка» скрывается разочарование лирической героини в своём прошлом, в себе молодой. Героиню переполняют негативные эмоции в отношении собственной Молодости: она не видит в ней ничего хорошего;
  • образ «лоскутка кумашного» – данный образ возникает в конце первого блока, он представляется особенно ценным для лирической героини. Поэтому она делает выбор в пользу ласкательной формы данного существительного – «лоскуток». Этот образ показателен: теперь, когда все накопившиеся негативные эмоции выражены, героиня неожиданно осознаёт, что Молодость очень важна для неё.

Темы и настроение

Основная тема произведения – это переосмысление опыта, выраженное посредством обращения к образу Молодости. Это анализ пережитых событий, с последующим осознанием безвозвратности прошлого. Настроенческий пафос стихотворения – эмоции грусти, тоски и беспомощности. Настроение произведения меняется от первого блока ко второму, но общий настрой остаётся грустным. Но грусть эта разная: грусть разочарования, грусть принятия собственного несовершенства и грусть прощения. Данный путь пройден лирической героиней целиком, от первой до последней строки.

Основная идея

Основная мысль произведения заключается в следующем: какими бы ни были прошедшие молодые  годы, они однозначно были уникальными и неповторимыми, а значит, важными для формирования полноценной человеческой личности. Произведение содержит ещё один важный смысл – это умение принимать себя в различные периоды жизни. Такое умение позволяет человеку чувствовать себя гармонично и целостно. Именно опыт прожитых лет позволил героине принять свою Молодость без прикрас, такой, какой она была на самом деле.

Средства выразительности

В произведении множество различных тропов, позволяющих Цветаевой воплотить яркие образы, передать душевные переживания романтической героини. В стихотворении присутствуют следующие выразительные средства:

  • эпитеты – «чужие грехи», «малиновая юбка», «воспалённые глаза»;
  • метафоры – «разор души», «мой сапожок непарный»;
  • сравнения – «щедростью твоей давясь, как щебнем»;
  • оксюморон – «моя чужая»;
  • олицетворение – «задумчивая Муза». В произведении образ Молодости автор наделяет человеческими чертами.

Все произведения автора

Текст: Ирина Зарицкая, 1.2k 👀