Красною кистью рябина зажглась… • cтихотворение и анализ 💡

Автор: Цветаева М.И. | Дата публикации: 1916 | Форма произведения: поэзия | Жанр: лирический, философский | Время событий: первая половина XX века | Место событий: Россия | В школе: 11 класс | Возраст: взрослые | Время чтения: до 1 часа | Главные герои: лирическая героиня, образ рябины, образ Иоанна Богослова Темы: смысл жизни

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья.

Я родилась.

Спорили сотни

Колоколов.

День был субботний:

Иоанн Богослов.

Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть

Краткое содержание

Н. Барченков. Рябина. 1980

Сюжет произведения предельно прост: когда созрела рябина, в одну из суббот на свет появилась девочка по имени Марина. Повествование ведётся от первого лица. Лирическая героиня придаёт огромное значение тому факту, что родилась в важный для всех христиан праздник – в день Иоанна Богослова. Отныне, попав в непростые жизненные ситуации, ей ничего иного не остаётся, как только уповать на Бога, ища у него успокоения и заступничества.

Лирической героине (поэтессе) очень хочется «грызть жаркой рябины горькую кисть». Этим неожиданным признанием завершается стихотворение. Следует понимать: в контексте данного произведения, рябина горька от выпавших на долю Цветаевой многочисленных испытаний, оставивших привкус горечи на всю последующую жизнь.

История создания

Произведение было написано в середине августа 1916 г. На момент его написания Цветаевой было 24 года. Тогда она приняла важное для себя решение о воссоединении с супругом Сергеем Эфроном. Женщина мечтала полностью восстановить и наладить отношения с мужем ради счастья их общей дочери Ариадны.

Такое решение далось Цветаевой не просто, ведь семья распалась по её вине. Дело в том, что Марина ушла от мужа к своей лучшей подруге Софье Парнок, в которую была сильно влюблена. Делая выбор в пользу восстановления отношений с супругом, поэтесса предположить не могла, что совсем скоро лишится всего, к чему так привязана: на тот момент семья  Марины проживала в Париже, где был абсолютно иной уклад жизни, где не росла рябина.

Произведение вошло в поэтический цикл «О Москве», куда, помимо него, было включено ещё восемь стихотворений, посвящённых Москве дореволюционных времён. Любопытно, что в первую редакцию это произведение внесено не было: Цветаева включила его лишь в последнюю редакцию, так как в контексте всего поэтического цикла стихотворение приобрело нужное звучание.

Жанр, направление, размер

Произведение написано в жанре философской лирики, но при этом, в нём заметны одические черты. Как известно, ода – произведение, прославляющее либо отдельного человека, либо знаменательное событие, что вполне сопоставимо с данным  стихотворением. В самом начале Цветаева чётко обозначает предмет для одического воспевания: «Красною кистью рябина зажглась. Падали листья. Я родилась». «Предметом» воспевания является сама поэтесса.

Стихотворный размер – двустопный дактиль. Рифмовка перекрёстная, женская/мужская.

Композиция

Стихотворение символично: его лексический объём составляет ровно двадцать четыре слова. Ровно столько же лет было Цветаевой на момент написания данного произведения. Стихотворение представляет собой всего лишь три коротких четверостишия, которые можно разделить на три семантических части:

  1. Первая часть – повествование об основном событии, которому посвящено произведение. Это ключевое событие умещается в короткое словосочетание: «Я родилась».
  2. Вторая часть – повествование о символике и истории знаменательного дня, в который родилась лирическая героиня (поэтесса). Героиня акцентирует внимание читателей на том, что день был особенным: «День был субботний Иоанн Богослов».
  3. Третья часть – заключительная. Лирическая героиня признаётся в том, что искренне рада быть поэтом, достойно исполнять предназначение, данное ей свыше: «Мне и доныне хочется грызть…».

Произведение отличается весьма необычным построением: оно невероятно отрывисто. Из всех знаков препинания в нём имеются одни лишь точки. Заметен телеграфный стиль построения коротких фраз, предполагающий чёткое, предельно сухое  информирование о важных событиях.

Образы и символы

В произведении Марина Цветаева создала три ярких,  запоминающихся образа:

  • образ лирической героини абсолютно тождественен автору. Несмотря на то, что Цветаева не относилась к символистам, всё произведение представляет собой один сплошной символ. Героиня повествует о том знаменательном дне, когда она появилась на свет;
  • образ рябины – о рябине лирическая героиня говорит в самом начале произведения. В данном контексте, рябиновый куст символизирует Родину и защиту. Рябина, будто вестница, призвала поэтессу в несовершенный мир людей. В заключительной части стихотворения рябина выступает символом непростой судьбы лирической героини, её поэтического дара. Поэтому рябиновые ягоды горькие: Цветаева несла «крест» своего поэтического дарования стойко и безропотно;
  • образ Иоанна Богослова – известно, что с религией у Цветаевой сложились неоднозначные отношения, сложные и противоречивые. Она не причисляла себя к глубоко верующим людям, но, вместе с тем, оказавшись в сложной жизненной ситуации, часто обращалась за помощью к Богу. Поэтесса надеялась, что Всевышний услышит её, защитит, укажет верную дорогу. Цветаева считала символичным тот факт, что появилась на свет именно в день Иоанна Богослова – важный для всех христиан праздник. Родившись в столь памятный православный день, поэтесса считала себя особенной, призванной нести людям духовное прозрение.

Темы и настроение

Произведение, созданное в жанре философской лирики, поднимает две важные темы:

  1. Тема поэта и поэзии – эта тема популярна среди большинства поэтов. Для Цветаевой являться поэтом – значит быть изгоем, лишним для общества человеком, жить вне времени, чувствовать причастность к тайнам мироздания. Быть поэтом – это одновременно и тяжкая ноша, и бесценный дар небес. Если говорить образно, для неё поэтом является светлый Ангел с руками труженика.
  2. Тема профессиональной самоотдачи – Цветаева осознавала, что обладает большим дарованием, но для неё этого было недостаточно. Поэтесса постоянно работала, оттачивая своё творческое мастерство. Лишь талант, умноженный на многочасовой труд, является единственным гарантом успеха.

Настроение произведения можно охарактеризовать одним метким  определением – «красное». Стихотворение звучит, подобно манифесту, сообщающему о рождении на свет особого человека – поэта!

Основная идея

Основная мысль заключается в следующем: рождение на свет поэта, творца – это всегда событие уникальное, судьбоносное и знаковое. Цветаева была уникальным поэтом, а, значит, уникально и её рождение. Между строк сквозит мысль  о том, что человеческая жизнь быстротечна и обыденна, а яркие рябиновые кисти способны украсить тоскливый пейзаж поздней осени и сейчас, через сотню лет, олицетворяя собою вечность.

Средства выразительности

В стихотворении, для выражения основной идеи, представлены следующие тропы:

  • эпитеты – «красною кистью»;
  • метафоры – «горькая кисть», «жаркая рябина», «рябина зажглась»;
  • гипербола – «спорили сотни колоколов»;
  • аллитерация – автор использует на протяжении всего произведения звонкие согласные, а  также звук «К», тем самым создавая эффект звенящего колокола.

Все произведения автора

Текст: Ирина Зарицкая, 3.7k 👀