Бежит тропинка с бугорка… • cтихотворение и анализ
краткая информация
Бежит тропинка с бугорка,
Как бы под детскими ногами,
Всё так же сонными лугами
Лениво движется Ока;
Колокола звонят в тени,
Спешат удары за ударом,
И всё поют о добром, старом,
О детском времени они.
О, дни, где утро было рай
И полдень рай и эсе закаты!
Где были шпагами лопаты
И замком царственным сарай
Куда ушли, в какую даль вы?
Что между нами пролегло?
Всё так же сонно-тяжело
Качаются на клумбах мальвы…
Краткое содержание
Читая стихотворение, мы видим светлую картинку окружающего мира: словно «под детскими ногами» бежит с бугорка тропинка, меж зелёных лугов лениво течёт река, раздаётся радостный колокольный перезвон. Церковные колокола поют о чём-то добром, давно прошедшем – они поют о безмятежной детской поре. Колокольный звон рождает в воображении лирической героини те славные времена, когда каждый новый день казался раем, когда обыкновенные лопаты превращались в острые шпаги, а покосившийся сарай – в волшебный замок. Лирическая героиня, вспоминая детство, задаётся вопросом: «В какую даль умчались те светлые годы?». Ответа нет, но и сейчас так же сонно, как и в далёком детстве, «качаются на клумбах мальвы».
История создания
Это стихотворение появилось на свет в период между 1906 – 1910 гг. В то время семья тогда ещё юной Марины проживала в Тарусе. В этот небольшой городок, расположенный в Калужской губернии, в 1906 г. жену и дочерей привёз отец поэтессы. Именно в Тарусе случилось самое большое семейное горе – умерла мать Марины, с которой девочка была невероятно близка. Отголоски этой невосполнимой утраты звучат между строк данного произведения.
Стихотворение было впервые напечатано в 1912 г. Оно относится к периоду раннего творчества поэтессы, которой на момент первой публикации, исполнилось двадцать лет. Но, пребывая ещё в столь юном возрасте, Цветаева выражает сожаление об ушедшем детстве, будто бы заранее предчувствуя все будущие взрослые беды и горести, уготованные ей судьбой.
Данное произведение представляет собой часть поэтического цикла «Ока», включающего в себя пять стихотворений. В свою очередь, весь цикл входит в сборник «Волшебный фонарь», впервые изданный в Москве, в феврале 1912 г. На момент первой публикации данного произведения Марина уже была замужем и даже родила дочь Ариадну. До начала Первой Мировой Войны оставалось два года, а до начала революции – пять лет.
Жанр, направление, размер
Перед нами образец жанра лирического стихотворения. Хотя, некоторые литературоведы настаивают на том, что данное произведение относится к жанру пейзажной лирики, так как в нём присутствуют описания окружающих природных красот. Поэтический размер, использованный Цветаевой при написании стихотворения – ямб. Рифмовка кольцевая.
Композиция
Стихотворение с композиционной точки зрения состоит из четырёх четверостиший, связанных между собой единым поэтическим размером и способом рифмы. Исходя из эмоционально-чувственной палитры, испытываемой лирической героиней, в произведении можно выделить две части:
- Начало произведения – с первых прочитанных стихотворных строк мы ощущаем такие чувства, как: стремительность жизни, лёгкость бытия, яркость эмоционального детского восприятия.
- Окончание произведения эмоционально контрастирует со стихотворным началом. Прочитав заключительные строки, мы ощущаем такие чувства, как: зрелость восприятия окружающего мира, сонность природы, тяжесть неизбежного взросления.
Образы и символы
Цветаева в данном произведении представила своим читателям немало интересных, ярких образов:
- образ лирической героини – сама поэтесса является лирической героиней. В воображении героини оживает любимая дача в Тарусе, куда её вместе с сестрой Анастасией впервые привезли ещё в раннем детстве. В памяти лирической героини навсегда запечатлелась яркая картинка юности: сбегающая с бугорка тропка, речка Ока, уютный дом, православный храм. Рядом с домом растёт аккуратная ёлочка, заботливо посаженная отцом в честь появления на свет дочери Марины;
- образ тропинки – стихотворение начинается с конфликтного столкновения двух сил – фонтанирующей детской энергетики и взрослой степенности. Данный конфликт продемонстрирован на примере движения: сначала мы наблюдает тропинку, которую лирическая героиня одушевляет, используя глагол «бежать». Особую живость тропинке придаёт сравнение «как бы под детскими ногами». Этим сравнением героиня показывает, как по-детски, абсолютно непредсказуемо, ведёт себя тропинка: то вьётся, подобно ленте; то прячется в густой траве; то выныривает из-за холма;
- образ реки – река Ока во многом похожа на тропинку, но её движение абсолютно иное. Речка движется плавно, медленно перекатывая свои воды между берегами. Её движения больше напоминают размеренное течение взрослой жизни, а не беспечный бег детских ног. Даже пейзажи, окружающие Оку, сплошь ровные и аккуратные. Лирическая героиня очеловечивает реку, наделяя её эпитетом «сонная». Образ реки полностью контрастен образу тропинки;
- образ колокольного перезвона – тональность произведения созвучна мерному колокольному перезвону, о котором говорится во втором четверостишии. Возможно, звон колоколов напоминает лирической героине о потере близкого человека, о прощании с дорогими сердцу днями детства.
Темы и настроение
Главную тему произведения можно обозначит одним ёмким словом – детство. Все строки проникнуты чувством лёгкой ностальгии. Лирическая героиня возвращается памятью в пору своего детства, любуется знакомыми местами, изменёнными силой детского воображения. Героине становится горько от осознания того, что способность к детскому восприятию ею безвозвратно утрачена. Красота окружающего мира осталась всё той же, но она уже не кажется ей чудом.
Настроение лирической героини претерпевает изменение по ходу поэтического повествования. Сначала настроенческий пафос весёлый, затем мы ощущаем сонную тяжесть, а в конце появляется чувство, что героиня с головой погрузилась в болото тягучей скуки.
Основная идея
Основная мысль произведения заключена в следующем – детские годы убегают незаметно, но память о них способна наполнять душу взрослого человека теплом на протяжении всей жизни. Стихотворение учит замечать красоту привычных вещей, окружающих людей ежедневно, учит ценить каждое мгновение промелькнувшего детства и быть счастливыми.
Средства выразительности
Цветаева, с целью создания образности и яркости, использует следующие выразительные средства:
- эпитеты – «замком царственным», «сонными лугами», «лениво движется»;
- метафоры – «лениво движется», «сонными лугами»;
- сравнения – «утро было рай», «полдень рай», «как детскими ногами»;
- олицетворения – «бежит тропинка» река «лениво движется», «спешат удары».