Бушует полая вода • cтихотворение и анализ
краткая информация
Бушует полая вода,
Шумит и глухо, и протяжно.
Грачей пролётные стада
Кричат и весело, и важно.
Дымятся чёрные бугры,
И утром в воздухе нагретом
Густые белые пары
Напоены теплом и светом.
А в полдень лужи под окном
Так разливаются и блещут,
Что ярким солнечным пятном
По залу «зайчики» трепещут.
Меж круглых рыхлых облаков
Невинно небо голубеет,
И солнце ласковое греет
В затишье гумен и дворов.
Весна, весна! И всё ей радо.
Как в забытьи каком стоишь
И слышишь свежий запах сада
И теплый запах талых крыш.
Кругом вода журчит, сверкает,
Крик петухов звучит порой,
А ветер, мягкий и сырой,
Глаза тихонько закрывает.
Краткое содержание
В произведении, посвящённом весенней поре, читательскому взгляду представляется один день весны, наполненный яркими природными событиями. Бунин демонстрирует перемены, вызванные наступлением весны, щедро делится с читателями своими радостными эмоциями. При этом, мы видим вовсе не один образ или событие: произведение представляет собой последовательную смену природных картин. Так, картина бушующей воды сменяется изображением пролетающих грачей, а затем автор повествует нам о своих утренних и полуденных воспоминаниях.
История создания
Данное стихотворение появилось на свет в 1892 году. Его можно отнести к периоду раннего творчества Бунина. В это время автор работал в Орле: именно там он в полной мере научился ценить и понимать природу родного края. Свободное время Бунин предпочитал проводить за городом. Он наслаждался долгими пешими прогулками, любовался красотой лугов и лесов, не оставляя без внимания мельчайшие детали окружающего мира. Свои чувственные переживания поэт выразил посредством строк данного произведения. В стихотворении весна — любимое время года Бунина — представляется напористой и, в чём-то, даже агрессивной. Но, невзирая на это, она дарит предчувствие скорого праздника, который сама природа ждёт с огромным нетерпением.
Жанр, направление, размер
Данное произведение написано в жанре пейзажной лирики, в рамках литературного направления «реализм». Поэтический размер — четырёхстопный ямб. В четырёх строфах представлена перекрёстная рифмовка, а в двух строфах — кольцевая. Посредством перекрёстной рифмовки автор передаёт изменчивость и взаимосвязь всех природных процессов. Посредством кольцевой рифмовки автор создаёт у читателей чувство личного включения в неизменный ход жизни, в смену времён года. Ведь, человек, по мнению Бунина, является неотъемлемой частью природы.
Композиция
Произведение включает в себя шесть строф. При этом в первых четырёх строфах лирический герой как бы отсутствует, а в двух заключительных строфах он неожиданно проявляет себя «в полный рост». Композиционное «здание» произведения выглядит следующим образом:
Первые четыре строфы — перед нами поочерёдно возникают образы наступающей весны. Они даются автором через зрительное восприятие лирического героя. Здесь герой выступает, как сторонний наблюдатель.
Две заключительные строфы — мы видим, что лирический герой больше не способен сопротивляться общему природному возбуждению. Оптимизм окружающего мира полностью захватывает и наполняет всё его сердце. Герой стоит, словно находясь в забытьи, и постепенно становится активным участником всеобщей радости: «Весна! Весна! И всё ей радо…».
Образы и символы
Смысл произведения Бунин передаёт посредством создания двух, равноценно значимых образов:
образ весны — лирический герой искренне радуется наступлению весенних дней. Его радость разделяет с ним весь окружающий мир. Весна представлена порой обновления, способной опьянять и дурманить, словно молодое вино. Свои восхитительные эмоции лирический герой передаёт словами: «Как в забытьи каком стоишь и слышишь свежий запах сада». Весна проявляется журчанием талой воды, криками сельских петухов, щедрыми лучами солнца. Каждое мгновение её порождает в сердце героя радость и восторг.
образ лирического героя — романтический герой в произведении полностью совпадает с личностью самого автора. Его глазами мы любуемся наступающей весной, его ноздрями вдыхаем «свежий запах сада». Чувство восторга от наступления весны, испытываемое окружающим миром, передаётся герою. Он не просто видит и слышит весну, но и чувствует её: «тёплый аромат крыш», ветер «мягкий и сырой».
Темы и настроение
Основными темами произведения являются наступление весны, обновление природы и красота окружающего мира весной. Бунин мастерски передаёт читателям настроение глубочайшего переживания: приход большой воды, нежное весенние солнышко, бирюзовое небо — всё это оказывает неизгладимое впечатление на поэта, побуждая его говорить уверенно, но медленно.
Основная идея
Главная мысль произведения заключена в следующем утверждении: с приходом весны оживает не только природа, но и сам человек. Обновление и радость царят всюду с приходом первых весенних дней. Весна способна дарить надежду на светлое будущее всем живым существам, в том числе и человеку.
Средства выразительности
Бунин, желая донести до читателей основной смысловой посыл произведения, использует следующую палитру средств выразительности:
- эпитеты — «свежий запах», «густые пары», «солнце ласковое», «круглые рыхлые облака»;
- метафоры — «грачей стада», «невинно небо», «дымятся бугры», «зайчики трепещут»;
- олицетворения — грачи кричат «весело и важно», «невинно небо голубеет», «густые… пары напоены теплом…»;
- обилие глаголов — с их помощью автор передаёт динамику наступления весны: «бушует», «дымятся», «голубеет», «сверкает», блещут» и др.
Все произведения автора
- • Антоновские яблоки
- • Бушует полая вода
- • Всё темней и кудрявей берёзовый лес…
- • Господин из Сан-Франциско
- • Густой зелёный ельник у дороги
- • Детство
- • Листопад
- • Ночь
- • Одиночество
- • Под небом мертвенно-свинцовым…
- • Полевые цветы
- • Помню — долгий зимний вечер…
- • Поэту
- • Темные аллеи
- • Чистый понедельник