Стихотворение и анализ «Двадцать первое. Ночь. Понедельник…»

Двадцать первое. Ночь. Понедельник.

Очертанья столицы во мгле.

Сочинил же какой-то бездельник,

Что бывает любовь на земле.

И от лености или со скуки

Все поверили, так и живут:

Ждут свиданий, боятся разлуки

И любовные песни поют.

Но иным открывается тайна,

И почиет на них тишина…

Я на это наткнулась случайно

И с тех пор все как будто больна.

Краткое содержание

М. Спейн. Прекрасная и одинокая. 2002

В этом замечательном произведении А.А. Ахматова рассказывает читателям о том, как она разочаровалась в любви. Это упоительное чувство лирическая героиня (поэтесса) смогла прочувствовать сполна, из-за любви она стала глубоко несчастной. Героиня повествует о любви с заметной иронией, будто бы даже мысль о существовании этого чувства она считает несбыточной сказкой, которую когда-то придумали «бездельники».

В этом небольшом произведении всего лишь двенадцать строчек. Но эти строки настолько семантически объёмны, что вмещают в себя жизнь женщины, полную переживаний, горестей и различных страданий. Всё это приводит героиню к горестному отрицанию самого факта существования любви.

История создания

Согласно биографии Анны Ахматовой, 1917 год выдался для неё весьма непростым. Причина этого кроется не только в революции, сотрясающей Россию, но и в событиях личной жизни: у Анны Андреевны случился серьёзный разлад с супругом, практически необратимый. Ко всему прочему, Ахматова всё чаще стала сомневаться в своём поэтическом даровании. Необоснованные сомнения терзали поэтессу, несмотря даже на тот объективный факт, что сборники её произведений отлично принимались не только читательской аудиторией, но и литературными критиками. Таким образом, справедливо сделать вывод о том, что  история появления данного стихотворения имеет прямую связь с личными переживаниями поэтессы.

Ахматову не отпускала горькая уверенность, что её брачный союз с Николаем Гумилёвым распадается на глазах. Женщина глубоко разочаровалась в самой себе за то, что позволила любовному чувству к мужу всецело завладеть её сердцем. И теперь сердце это оказалось разбито вдребезги. Ахматова к моменту написания стихотворения полностью разочаровалась в любви и стала относиться к ней без былого трепета.

Первая публикация произведения случилась в год написания на страницах поэтического сборника Ахматовой «Белая стая». Данный сборник стихов был знаковым для поэтессы: в нём она предстаёт перед читателями в абсолютно непривычной для себя поэтической ипостаси.

Жанр, направление, размер

Перед нами яркий образец лирического стиха, в котором автор повествует о собственных переживаниях и чувствах, вкладывая в уста лирической героини горькие слова. Героиня ещё слишком молода, поэтому ей не довелось пережить горькое разочарование в самом главном для любой женщины чувстве – чувстве любви.

Произведение написано в рамках литературного направления «акмеизм», в котором провозглашаются тематическая предметность, материальность и лексическая точность. Поэтический размер – трёхстопный анапест. Данный размер помогает поэтессе придать поэтическому повествованию особую форму размышления.

Композиция

Композиционное построение стиха линейное. Подобная композиция позволяет читателям проникать в душевные «чертоги» романтической героини:

  1. Первая строфа – в ней очерчиваются конкретные понятия: время действия и эмоциональное состояние героини. Поэтесса ведёт внутренний диалог, убеждая себя в мысли о том, что любви не существует: это чувство придумали люди.
  2. Вторая строфа – в ней отражено «море» разочарования по поводу того, что «бездельники», придумав любовь, сами же поверили в неё, и с тех пор страдают от собственной фантазии.
  3. Третья строфа – в ней раскрывается ключевая идея всего произведения: у поэтессы утраченная иллюзия любви отняла возможность «просто жить», радуясь факту своего существования. Лирическая героиня повествует о том, что прозрение о нереальности любви, внезапно посетившее её, доступно далеко не всем. Героиня бы гораздо раньше отказалась от своей придуманной любви, далёкой от реальности.

Образы и символы

Вся образная палитра, представленная Ахматовой в произведении, проста и незатейлива. Именно в этом и заключена особенность ахматовского стиля, способного наполнить глубоким смыслом и яркими эмоциями любой образ. Особого читательского внимания заслуживают два  образа:

  • образ лирической героини – центральный. Героиня полностью соответствует поэтессе. На глазах у читателей осуществляется любопытная трансформация неопытной молодой девушки, верящей в любовь, в мудрую, опытную женщину. Героиня не теряет веру в искренность любви, но ей удаётся полностью переосмыслить собственное отношение к любовной страсти. Произведение напоминает дневниковую беглую запись, словно бы вырванную из общего контекста. Возникает впечатление, что у стихотворения отсутствуют начало и конец. Таким образом автор  позволяет читателям самостоятельно додумать, что же случилось с главной героиней;
  • образ любви – центральный. Лирическая героиня воспринимает любовное чувство, как тайну, что может быть доступна лишь узкому кругу избранных лиц. Постижение любовной истины доставляет людям покой, поэтому героиня говорит: «… почиет на них тишина». Ей довелось оказаться в этом избранном узком кругу «иных». Теперь поэтесса знает, что любовь подобна либо неизлечимой болезни, либо страшной тайне, открывающейся всегда внезапно.

Темы и настроение

Основной темой этого замечательного произведения является разочарование в любви, которое романтическая героиня переживает горько и глубоко. Это разочарование делает женщину несчастной. Лирическая героиня рассуждает о любви с небольшой долей иронии: она отрекается от любовной страсти, считая её мифом и сказкой, которую когда-то придумали наивные «бездельники». Настроенческий пафос стихотворения пронизан эмоциями горькой печали по поводу утраченной любви и одновременным желанием не только любить, но и быть любимой.

Основная идея

Ахматова стремится донести до читателей важную мысль о том, что любовь – это синоним разочарования, которое наступит непременно. Поэтому, погружаясь в «океан» любви, никогда не стоит растворяться в нём без остатка. Следует знать: любовь придумали «бездельники», а значит, это чувство несовершенно.

Средства выразительности

В произведении представлена не большая палитра средств выразительности. Но это не лишает стихотворные строки лиричности, а наоборот, демонстрирует душевное смятение женщины, для которой вместе с разочарованием в любви рухнул весь мир. Именно поэтому Ахматова сделала стихотворение нарочито простым, использовав лишь два выразительных средства:

  • эпитет – «любовные песни»;
  • метафора – «… и почиет на них тишина».

Ирина Зарицкая | 📄 Скачать PDF | Просмотров: 200 | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *