Стихотворение и анализ «Я научилась просто мудро жить…»

Я научилась просто, мудро жить,

Смотреть на небо и молиться Богу,

И долго перед вечером бродить,

Чтоб утомить ненужную тревогу.

Когда шуршат в овраге лопухи

И никнет гроздь рябины желто-красной,

Слагаю я веселые стихи

О жизни тленной, тленной и прекрасной.

Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь

Пушистый кот, мурлыкает умильней,

И яркий загорается огонь

На башенке озерной лесопильни.

Лишь изредка прорезывает тишь

Крик аиста, слетевшего на крышу.

И если в дверь мою ты постучишь,

Мне кажется, я даже не услышу.

Краткое содержание

Анна Ахматова и Николай Гумилёв. Фотография

Рассуждая о сюжете произведения, следует иметь в виду, что в момент его написания Ахматовой было чуть более двадцати лет,  она являлась женой Николая Гумилёва и ожидала рождения сына. По этой причине поэтесса использует множество понятных ассоциаций с домашним очагом. Кроме того, первая строчка стиха свидетельствует о постулате, который способен родиться лишь в сознании самодостаточной женщины, душевно зрелой, всецело ориентированной на сохранение семейного счастья. Ведь для того, чтобы спокойно воспитывать ребёнка, не разрушая семейный союз, необходимо научиться «просто мудро жить».

Лирическая героиня чётко очерчивает все составляющие своего мудрого и простого существования, такие как: созерцание неба, осознание многогранности мироздания и пр. Героиня освоила искусство наслаждения простыми радостями окружающего мира. К примеру, поэтесса тонко ощущает великолепие природы, проявляющееся в самых незначительных деталях: в шуршании лопухов, в свисающих рябиновых гроздьях, в огоньке на башне ближайшей лесопильни.  Все эти детали оставили свой неизгладимый след в душе лирической героини. Незначительные фрагменты жизни при их грамотном восприятии складываются в общую прекрасную мозаику под фундаментальным названием «жизнь».  Главное для героини (поэтессы) увидеть и понять, в какой последовательности складывать жизненные впечатления, чтобы получилась гармоничная картина бытия.

История создания

Важно заметить, что к моменту написания данного произведения, у Анны Андреевны сложились непростые взаимоотношения с супругом. Непосредственно с этим фактом и связана история создания стиха. Николай Гумилев в это время отправился в очередное увлекательное путешествие за рубеж, оставив молодую беременную супругу в своём фамильном имении в Слепневском. Ахматова чувствовала себя невероятно одинокой: она подолгу гуляла и проводила много времени за сочинительством стихов.

Среди произведений, созданных в 1912 г., было и стихотворение «Я научилась просто мудро жить». В том же году оно вошло в поэтический сборник «Вечер». Анна Андреевна не скрывала того, что испытывает глубочайшее разочарование в собственном супруге. Она искренне надеялась: с возвращением мужа из поездки отношения в семье наладятся. Ахматова в то непростое для себя время всё ещё испытывала к Гумилёву глубокое чувство любви.

Жанр, направление, размер

Произведение относится к жанру философской лирики. Посредством стихотворных строк поэтесса затрагивает вечные вопросы тленности и быстротечности человеческой жизни, которая может быть счастливой и несчастной одновременно. Как известно, все произведения, относящиеся к раннему периоду творчества Ахматовой, относятся к литературному направлению «акмеизм». И это стихотворение – не исключение. Поэтесса была убеждена, что основную роль в поэтическом произведении играет смысл, а вовсе не форма. Поэтому она осознанно не перегружает стихотворные строки сложными метафорами, туманными сравнениями и пр.

Поэтический размер – пятистопный ямб с точной рифмовкой. Данный размер помогает автору максимально полно транслировать психоэмоциональное состояние лирической героини: внешне умиротворённое, но, при этом, весьма зыбкое.

Композиция

Композиционное «здание» произведения можно разделить на три семантических части:

  1. Часть первая – в первом четверостишии, представляющем собою зачин, лирическая героиня повествует об остром желании обрести душевный покой так, будто бы ей уже удалось это сделать.
  2. Часть вторая – последующие два четверостишия посвящены повествованию о том, какую спокойную жизнь ведёт лирическая героиня. Мы узнаём, что она гуляет, любуется красотой осеннего леса, а затем с радостью возвращается в свой уютный дом, где её ждёт ласковый кот.
  3. Третья часть – заключительная. В этой части заметна неуверенность лирической героини в обретённом покое. С одной стороны, она, вроде бы, забыла прошлые обиды и горести, а с другой стороны – они живут в глубине её сердца, постоянно напоминая о себе. О зыбкости душевного состояния лирической героини свидетельствует словосочетание «мне кажется», уместно использованное в заключительной строке.

Образы и символы

Сложно назвать масштабной образную систему произведения. Дело в том, что по традиции классической философской лирики всё внимание автора сосредоточивается вокруг ключевого образа – образа лирического героя. Данное произведение не является исключением:

  • образ лирической героини – центральный. Героиня полностью идентична поэтессе. С самых первых строк мы погружаемся в размышления героини о смысле существования, узнаём, какими событиями наполнены её дни. Женщина старается не мучить себя лишними волнениями, пребывая в гармонии с окружающим миром и с самой собой. Потребности духовного плана она научилась удовлетворять через веру в бога. Тишина и покой становятся настолько верными спутниками лирической героини, что даже обычный стук в дверь, нарушающий эту гармонию, не в состоянии отвлечь её.

Темы и настроение

Ахматова поднимает в стихотворении три важных для себя темы:

  1. Тема быстротечности жизни – всё в жизни происходит быстротечно, поэтому важно уметь жить просто и мудро. Лирическая героиня подробно описывает стиль своего существования в пределах одного дня. Пребывая в гармонии и умиротворённости, героиня занимается самопознанием. Это необходимо ей для творчества и правильного восприятия жизни.
  2. Тема природы – в душе лирической героини отсутствуют «ненужные тревоги». Но, если они вдруг появляются, справиться с ними ей помогает вера в бога и величие окружающей природы. Вдохновившись красотой окружающего мира, героиня начинает слагать «весёлые стихи» о жизни «тленной», но, вместе с тем, «прекрасной».
  3. Тема одиночества – лирическая героиня убеждена, что каждому человеку полезно одиночество, чтобы суметь разобраться в своей душе, найти ответы на мучающие вопросы бытия. В данном произведении одиночество не является наказанием или проклятием: оно воспринимается, как величайшее благо для человека.

Настроенческий пафос произведения проникнут мрачными эмоциями глубокой меланхолии, тоски, грусти и, одновременно с этим, яркими эмоциями веры в светлое завтра, чувствами радости и удовольствия от жизни на земле.

Основная идея

Основная идея произведения заключается в следующем утверждении: человеческая жизнь, невзирая на её быстротечность и хрупкость, всё равно остаётся прекрасной. Чтобы сполна ощутить прелесть бытия, следует искать «крупицы» счастья в любых мелочах. Ахматова убеждена в следующем: чтобы не стать заложником собственных негативных чувств и эмоций, надо не бояться открывать сердце лёгким и счастливым настроениям, обращая особое внимание на обыденные вещи, такие как: прогулка, безмолвная молитва, гроздь рябины, ласковый кот и пр. Ведь именно из всего этого состоит полноценная человеческая жизнь.

Средства выразительности

Ахматова использует в стихотворении выразительные средства, помогающие ей в полной мере транслировать читателям эмоциональные переживания лирической героини, обманывающей себя зыбкой иллюзией «простой» жизни. В произведении представлены следующие тропы:

  • эпитеты – «ненужная тревога», «желто-красная рябина», «веселые стихи», «тленная жизнь»;
  • метафоры – «утомить тревогу», «огонь загорается», «крик прорезывает тишь»;
  • инверсия – «… и яркий разгорается огонь на башенке озерной лесопильни».

Ирина Зарицкая | Просмотров: 497 | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *