Стихотворение и анализ «Мне голос был…»

Мне голос был. Он звал утешно,

Он говорил: «Иди сюда,

Оставь свой край глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда.

Я кровь от рук твоих отмою,

Из сердца выну чёрный стыд,

Я новым именем покрою

Боль поражений и обид».

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернялся скорбный дух.

Краткое содержание

С. Дали. Размышления. 1925

Прежде чем писать о содержании стихотворения, следует сделать важное историческое пояснение. Произведение повествует о переживаниях Ахматовой после революционных событий 1917 г. В этот непростой для страны период многие поэты и писатели осознанно покидали пределы Родины, чтобы за рубежом переждать невзгоды в виде голода, холода и повсеместной разрухи. Многие представители творческой интеллигенции предпочли навсегда остаться за рубежом.

В данном стихотворении Ахматова максимально точно описывает чувство смущения, охватившее человеческую душу в подобной исторической ситуации. Лирическая героиня (поэтесса) слышит голос, способный навсегда избавить её от множества насущных проблем, указывающий верный путь к лёгкой и беззаботной жизни за пределами Родины. Осознавая всю привлекательность предложения, героиня абсолютно не прельщается этим голосом: она распознаёт в нём подобие змея-искусителя, чарам которого не поддаётся. Будучи человеком, искренне любящим свою Родину, лирическая героиня заботится о чистоте своей души, поэтому стремится сохранить свою совесть и внутренний мир в неприкосновенности.

История создания

Данное произведение можно расценивать, как крик души Ахматовой, вырвавшийся под давлением бурных и кровавых событий в жизни русского народа и в личной жизни поэтессы. Стихотворение появилось на свет в 1917 г., в самый разгар революционного мятежа. Важно заметить, что Анна Андреевна оказалась реальной свидетельницей красного террора и страшного голода – событий, охвативших страну. При этом, поэтесса осознавала, что она, вместе с единственным сыном Львом, в любой момент может стать не просто очевидицей, а реальной жертвой мятежных событий. В то страшное время Анна Андреевна жила в огромной нужде: её произведения давно не публиковались, а на руках был пятилетний сынишка.

Супруг Ахматовой, Николай Гумилёв, в это ужасное время проживал в спокойной и сытой Франции. Он всячески пытался выхлопотать разрешение на переезд жены с сыном в Париж, но безрезультатно. Литературоведы полагают, что именно Гумилёв явился прообразом таинственного голоса, звучащего в голове лирической героини.

Жанр, направление, размер

Перед нами произведение, написанное в жанре гражданской лирики. Стихотворный текст выдержан в рамках литературного направления «акмеизм», постулатам которого в то время следовала Ахматова. Для акмеистов была важна лексическая предметность, чёткость мысли и конкретика чувств. Поэтический размер – четырёхстопный ямб. Рифмовка перекрёстная, мужская и женская.

Композиция

Композиционное «здание» произведения возведено в форме патриотической исповеди лирической героини. Можно вычленить следующие семантические части:

  1. Первая часть – повествование об исторических событиях в стране.
  2. Вторая часть – повествование о таинственном голосе.
  3. Третья часть – описание реакции романтической героини на услышанное.

Образы и символы

Ахматова, в своём произведении  создаёт несколько ярких смысловых образов:

  • образ лирической героини – центральный. Героиня полностью идентична поэтессе. Ей довелось жить в сложную пору «бури и натиска», когда повсеместно царят революционные голод и разруха. Героиня слышит голос, призывающий бросить неприглядную Отчизну и уехать туда, где сытно, безопасно и красиво. Но на это заманчивое предложение она отвечает категоричным отказом. Перед нами предстаёт образ талантливой женщины, эмоциональной, смелой но, при этом, крайне разумной и ответственной. Лирическая героиня способна проанализировать реальное положение вещей и сделать осознанный выбор;
  • образ любви к Отчизне – центральный. Лирическая героиня уверена, что истинная любовь к Родине не подвластна никаким сторонним обстоятельствам, продиктованным социумом, либо историческими событиями отрицательного толка. Для героини понятие Родины – это неизменное чувство, дарованное от рождения;
  • образ голоса – центральный. Поэтесса не признаётся, кому именно принадлежит голос, звучащий в её голове. Она вспоминает о том, как этот голос уговаривал её оставить Родину навсегда, обещая смыть с рук «боль поражений и обид». Но генетическая связь с Отчизной и преданная любовь к ней оказались гораздо выше всех, обещанных голосом, благ новой жизни на чужбине. Поэтому, сделав свой выбор, женщина решительно закрывает руками уши, чтобы голос «недостойной речью» не мог осквернить её «русский дух». В произведении голос символизирует искушение и обман.

Темы и настроение

В своём лаконичном стихотворении Анна Андреевна поднимает две важных темы – преданность Отчизне и кровавые исторические события. Настроенческий пафос произведения проникнут эмоциями любви к Родине, отваги и надежды на светлое будущее. В эпицентре поэтического повествования находится романтическая героиня. Именно из её уст звучит исчерпывающая характеристика двух других образов стихотворения – России и голоса. Героиня предана своей стране и не желает слышать то, что пытается внушить ей голос.

Основная идея

Основная мысль, которую стремится донести до своих читателей Ахматова, заключается в следующем утверждении: в человеке самое ценное, что есть – это душа. Именно душа значимее всего остального мира. Поэтому человек, принимающий данный факт, не будет обращать никакого внимания на отсутствие бытового комфорта. Все поступки и решения такого человека являются прямым следствием его внутреннего, душевного мировосприятия. Поэтому, невзирая на нищету и голод, один человек «равнодушно и спокойно» закрывает уши, не желая осквернять свой слух. А другой человек бросает свою страну и следует за голосом на чужбину.

Средства выразительности

С целью полноценного раскрытия темы и донесения до читателей основной идеи произведения, Ахматова использует следующие средства выразительности:

  • эпитеты – «край глухой и грешный», «скорбный дух»;
  • метафоры – «когда в тоске самоубийства народ гостей немецких ждал», «дух суровый византий», «из сердца выну черный стыд»;
  • сравнение (в тексте всего одно) – столица, «как опьяневшая блудница».

Ирина Зарицкая | 📄 Скачать PDF | Просмотров: 102 | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *