Родная земля • cтихотворение и анализ 💡

Автор: Ахматова А.А. | Дата публикации: 1961 | Форма произведения: поэзия | Жанр: лирический | Время событий: вторая половина XX века | Место событий: Россия | В школе: 8 класс | Возраст: подростки | Время чтения: до 1 часа | Главные герои: лирическая героиня, образы Родины и земли Темы: патриотизм

В заветных ладанках не носим на груди,

О ней стихи навзрыд не сочиняем,

Наш горький сон она не бередит,

Не кажется обетованным раем.

Не делаем ее в душе своей

Предметом купли и продажи,

Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,

О ней не вспоминаем даже.

Да, для нас это грязь на калошах,

Да, для нас это хруст на зубах.

И мы мелем, и месим, и крошим

Тот ни в чем не замешанный прах.

Но ложимся в нее и становимся ею,

Оттого и зовем так свободно – своею.

Краткое содержание

М. Клодт. Вспаханное поле. 1871

Героиней произведения выступает плодородная русская земля, кормящая живущих на ней людей. Земля добра и хлебосольна, но люди стали относиться к ней не как к основному природному ресурсу и самой большой ценности. В качестве эпиграфа к произведению Ахматова выбрала строку из собственного произведения под названием «Не с теми я, кто бросил землю»: «И в мире нет людей бесслёзней, надменнее и проще нас».  В этом ёмком по смыслу эпиграфе заложены основные черты национального русского менталитета.

В названии стихотворения «Родная земля» важно каждое слово. По преданию, русские богатыри обязательно брали с собой пригоршню землицы родной. И родная земля приносила богатырям удачу в сражениях, даруя им силу молодецкую. Повествуя о славных богатырях, лирическая героиня (поэтесса) замечает, что сейчас уже никто не носит амулеты с родной землёй на груди. Но это вовсе не означает, что  люди стали легкомысленными, утратили веру в сказки и былины. Лирическая героиня замечает, что её современники (здесь осознанно используется множественное местоимение «мы») давно не пишут патриотических стихов об Отчизне, от которых хочется рыдать. Поэтому родная земля не представляет для них никакого интереса, она им даже не снится во снах.

Затем героиня высказывает мысль о том, что сны у современных людей тяжкие. В реальной жизни земля не является раем для них. Такие люди утверждают: «Мы дома тоже знаем, что в других странах тоже часто веселей и проще живётся! Но от этого меньше нашу страну любить не стали». Буквально тут же люди лицемерно говорят о том, что, несмотря на тяжёлую и некомфортную жизнь, землю свою они не продают и не покупают. Ещё мы узнаём о том, что современники поэтессы часто болеют, им плохо живётся на родной земле. Лирической героине таких людей жаль. Родина для них – это естественная основа жизни, которую не выбирают при рождении.

Далее лирическая героиня утверждает, говоря в начале каждой строчки слово «Да», следующее: Родина для «нас» – это грязь и пыль, на которую «хочется» ругаться. Но, говоря об этом, героиня именует это «прахом», оставшимся в наших умах от прошлых времён, от многочисленных катастроф, пожаров и пр. Что же остаётся от всего этого? Прах людей, который, смешиваясь со старым, даёт право их потомкам называть эту землю своей.

История создания

Анна Андреевна написала данное произведение, находясь в зрелом возрасте, в 1961 г. В момент работы над стихотворением она находилась на лечении в больнице. Данный период можно расценивать, как завершающий в творческом плане. Поэтому поэтесса активно предаётся глубоким размышлениям, различным воспоминаниям, подведению жизненных итогов. Стихотворение было включено в поэтический сборник с говорящим названием «Венок мёртвым».

Анна Андреевна прожила 76 лет. Бог отмерил её сложную жизнь, полную глубоких чувств и страданий. Поэтессе довелось пережить немало социальных катаклизмов: она видела революцию 1917 года, коммунистический террор, испытала на себе все тяготы Отечественной войны и сталинских репрессий. Ахматовой пришлось остаться без мужа, в полной нищете, имея на руках пятилетнего сына Льва. Ей довелось стать вдовой после того, как её мужа, поэта Николая Гумилёва, приговорили к расстрелу. Женщине пришлось выстаивать огромные очереди в тюрьму, чтобы передать еду своему сыну, арестованному за антикоммунистические взгляды. Но ни разу  Ахматова не воспользовалась возможностью навсегда покинуть свою Родину ради сытой и комфортной жизни на чужбине. В 1961 г., на склоне лет, лёжа в больнице, Анна Андреевна анализировала многочисленные события своей жизни, вспоминала близких, друзей и, конечно же, свою преданную любовь к родной земле.

Жанр, направление, размер

Произведение написано в жанре патриотического стиха. В нём нашли отражения чувства и мысли романтической героини: её возмущение, негодование и любовь. Произведение выдержано в рамках литературного направления «акмеизм», провозглашающего гимн предметности, лексической конкретике и семантической наполненности каждого образа. Создавая данное стихотворение, поэтесса придерживалась строгой внешней формы.

Поэтический размер неодинаковый: восемь первых строк написаны ямбом, а последующие шесть строк – трёхстопным и четырёхстопным анапестом. Благодаря виртуозному чередованию двух рифмовок – перекрёстной и парной – у читателей складывается ощущение вольности композиции.

Композиция

С композиционной точки зрения стихотворный текст можно разбить на две части:

  1. Первая часть – романтическая героиня повествует о собственной печали, возникшей по причине обесценивания таких святых понятий, как «Родина» и «Земля».
  2. Вторая часть – в ней романтическая героиня даёт чёткое объяснение тому, что именно для неё Родина, какой смысл она вкладывает в это слово.

Образы и символы

В произведении, с целью раскрытия основной идеи, представлено несколько образов:

  • образ Родины – центральный. В произведениях патриотической направленности всегда имеется образ Родины. В данном случае лирическая героиня делает основной акцент на мысли о том, что Родина – это вовсе не абстрактная страна, а конкретная земля, причём, в буквальном понимании: грязная, тёплая, рыхлая, щедрая и плодородная;
  • образ лирической героини – центральный. Героиня полностью идентична поэтессе. Читатели испытывают все те чувства и переживания, которые испытывает героиня, говоря о родной земле. Перед нами предстаёт женщина мудрая, самодостаточная, с твёрдой гражданской позицией и преданной любовью к своей стране;
  • образ земли – центральный. Словосочетание «родная земля» вынесено в название произведения. По мнению лирической героини, именно землю следует воспринимать своей Родиной. Ведь земля – это людская кормилица, щедро предоставляющая свои дары. На чужбине нет такой земли, которая необходима русскому человеку.

Темы и настроение

Основная тема произведения определена его жанровой принадлежностью – это тема Родины. Данная тема всегда волновала Ахматову. Известно, что поэтесса крайне негативно отзывалась о тех людях, кто стремился покинуть Россию в поисках лучшей жизни. Анна Андреевна не утратила своего патриотизма, даже невзирая на то, что обожаемая ею страна неоднократно поступала с ней крайне жестоко и несправедливо: муж поэтессы был расстрелян, а единственный сын много лет отбывал тюремный срок по несправедливому обвинению…

Настроенческий пафос стихотворения насквозь пронизан эмоциями любви и уважения к Родине. Эти эмоции поэтесса преподносит без излишней патетики: ей чуждо любое проявление пафоса в данном вопросе. Ахматова оценивает родную землю, нисколько не идеализируя её. Она понимает: любой гражданин воспринимает Отчизну, исходя из совокупности «плюсов» и «минусов».

Основная идея

Ахматова транслирует читателям глубокую мысль о том, что человек только в том случае может называть страну своей Родиной, если постоянно проживает в ней, невзирая на любые жизненные трудности и преграды. Ведь родная земля – это мать, которую невозможно поменять. Настоящая любовь к родной земле может не иметь ярких внешних проявлений: это крайне интимное чувство, которое проявляется у каждого человека индивидуально.

Средства выразительности

В стихотворении нет большого количества средств художественной выразительности. Его основную идею Ахматова передаёт лаконично и просто. Вместе с тем, в произведении имеются следующие тропы:

  • эпитеты – «заветные», «горький», «обетованный»;
  • метафоры – «грязь на калошах», «хруст на зубах»;
  • инверсия – «в душе своей».

Все произведения автора

Текст: Ирина Зарицкая, 2.4k 👀