Молодость • cтихотворение и анализ
краткая информация
Молодость моя! Моя чужая
Молодость! Мой сапожок непарный!
Воспаленные глаза сужая,
Так листок срывают календарный.
Ничего из всей твоей добычи
Не взяла задумчивая Муза.
Молодость моя! – Назад не кличу.
Ты была мне ношей и обузой.
Ты в ночи нашептывала гребнем,
Ты в ночи оттачивала стрелы.
Щедростью твоей давясь, как щебнем,
За чужие я грехи терпела.
Скипетр тебе вернув до сроку –
Что уже душе до яств и брашна!
Молодость моя! Моя морока –
Молодость! Мой лоскуток кумашный!
Краткое содержание
Стихотворение включает в себя два блока. В первом блоке передаётся отношение лирической героини к своей юности. Сев за письменный стол, женщина пытается понять, почему ей довелось испытать так много горьких минут. Второй блок отличается от первого: он написан совсем в ином тоне. Лирическая героиня решает взглянуть на ситуацию под другим углом зрения, как бы со стороны. Она понимает, что Молодость была горькой, но никто не мешает распрощаться с ней. Обращаясь к Молодости, героиня предлагает ей «проститься на ветру».
Романтическая героиня ведёт разговор со своей Молодостью. Прожитые молодые годы представляются ей бесполезным «непарным сапожком». Такой сапожок жаль выбросить (вдруг обнаружится пара?!), но и носить его не представляется возможным.
Поэтическая Муза, данная лирической героине от рождения, не получила от Молодости ничего полезного: произведения героини много лет не могли получить заслуженного признания критиков. Молодые годы представляются источником разочарования и боли. Помимо этого, героиня переосмысливает события, произошедшие в Молодости. Ей становится жаль отпускать юные годы навсегда: до лирической героини неожиданным образом доходит осознание того, что вместо беззаботной «ласточки», ей теперь уготована роль «колдуньи».
Героиня, обращаясь к Молодости, приглашает её повеселиться и сплясать напоследок. Вместе им удастся выстоять под порывами ветра житейских невзгод. Лирическая героиня называет прожитые годы «золотом» и «янтарём». Её Молодость носит «малиновую юбку» и «лазоревую шаль».
Процесс прощания с Молодостью сильно затягивается: для героини он сродни расставанию с любимым мужчиной. Но она понимает: расставание не следует затягивать слишком долго. Поэтому героиня отпускает годы своей Молодости, хоть ей и кажется, что они буквально вырваны из центра её души.
История создания
История создания произведения напрямую связана с биографией поэтессы. Удивляет тот факт, что стихотворные строки были написаны 29-ти летней женщиной. Кажется в таком возрасте совсем не время прощаться с Молодостью. Но судьба Цветаевой говорит об обратном: она слишком рано ощутила себя зрелой женщиной. Не переступив возрастной порог в 30 лет, поэтесса успела узнать, что такое горечь потерь и расставаний.
В девятнадцатилетнем возрасте ей довелось пережить смерть горячо любимой матери. Вскоре после этого Цветаева выходит замуж, мечтая о тихом семейном счастье. Но, к сожалению, брак просуществовал совсем недолго. Все эти безрадостные события нашли отражение в стихотворении, написанном в ноябре 1921 г.
Жанр, направление, размер
По жанровой принадлежности – это элегия, так как в монологе лирической героини сквозят эмоции разочарования и грусти. Также в произведении заметны черты лирического послания: перед нами обращение лирической героини к своей молодости.
Поэтический размер – пятистопный хорей. Цветаева использует в первой части произведения перекрёстную рифмовку, а во второй части – рифмовку параллельную. В стихотворении присутствуют мужские/женские рифмы.
Композиция
Принцип композиционного построения данного произведения – это контраст. С семантической точки зрения, его можно разделить на две части:
- Первая часть содержит обвинения и упрёки лирической героини к собственной Молодости, за которыми стоит горькое разочарование в жизни. Эта часть изобилует негативными эмоциями, такими как: обида, бессилие, боль.
- Вторая часть содержит примирение и прощание лирической героини с Молодостью перед неизбежной разлукой. Героиня примиряется с годами своей юности: мы понимаем, какие чувства она при этом испытывает.
Стихотворение включает в себя два самостоятельных блока, каждый блок делится на катрены. Стихотворные блоки отличаются между собой настроением.
Образы и символы
Образы и символы произведения разумнее всего анализировать отдельно в каждом из двух блоков – это позволит лучше понять динамику образной палитры:
- образ Молодости – основной. Проходит через оба поэтических блока. Данный образ можно разделить на две части: с одной стороны – это прошлые годы, то есть события жизни, произошедшие с лирической героиней несколько лет назад. С другой стороны – за образом Молодости стоит сама Цветаева: та самая юная Марина, которая всё это время думала, чувствовала, совершала определённые поступки. Во втором блоке стихотворения отношение героини к собственной Молодости резко меняется: героиня, хоть и не простила себе совершённых когда-то ошибок, теперь называет свою Молодость «сестрой», «голубкой», «золотцем». Отныне с понятием Молодости у героини ассоциируется трепетная ласточка;
- образ лирической героини проходит красной нитью через оба поэтических блока. Образ лирической героини полностью идентичен автору. Повествование ведётся от первого лица. Все мысли и переживания героини соотносятся с эмоциональной палитрой самой поэтессы;
- образ «непарного сапожка» – мы встречаем его в первом блоке произведения. Данный образ символизирует грех и бесполезность бытия. Именно чувствами бесполезности и греховности была наполнена беспечная Молодость. За образом «непарного сапожка» скрывается разочарование лирической героини в своём прошлом, в себе молодой. Героиню переполняют негативные эмоции в отношении собственной Молодости: она не видит в ней ничего хорошего;
- образ «лоскутка кумашного» – данный образ возникает в конце первого блока, он представляется особенно ценным для лирической героини. Поэтому она делает выбор в пользу ласкательной формы данного существительного – «лоскуток». Этот образ показателен: теперь, когда все накопившиеся негативные эмоции выражены, героиня неожиданно осознаёт, что Молодость очень важна для неё.
Темы и настроение
Основная тема произведения – это переосмысление опыта, выраженное посредством обращения к образу Молодости. Это анализ пережитых событий, с последующим осознанием безвозвратности прошлого. Настроенческий пафос стихотворения – эмоции грусти, тоски и беспомощности. Настроение произведения меняется от первого блока ко второму, но общий настрой остаётся грустным. Но грусть эта разная: грусть разочарования, грусть принятия собственного несовершенства и грусть прощения. Данный путь пройден лирической героиней целиком, от первой до последней строки.
Основная идея
Основная мысль произведения заключается в следующем: какими бы ни были прошедшие молодые годы, они однозначно были уникальными и неповторимыми, а значит, важными для формирования полноценной человеческой личности. Произведение содержит ещё один важный смысл – это умение принимать себя в различные периоды жизни. Такое умение позволяет человеку чувствовать себя гармонично и целостно. Именно опыт прожитых лет позволил героине принять свою Молодость без прикрас, такой, какой она была на самом деле.
Средства выразительности
В произведении множество различных тропов, позволяющих Цветаевой воплотить яркие образы, передать душевные переживания романтической героини. В стихотворении присутствуют следующие выразительные средства:
- эпитеты – «чужие грехи», «малиновая юбка», «воспалённые глаза»;
- метафоры – «разор души», «мой сапожок непарный»;
- сравнения – «щедростью твоей давясь, как щебнем»;
- оксюморон – «моя чужая»;
- олицетворение – «задумчивая Муза». В произведении образ Молодости автор наделяет человеческими чертами.