Перед весной бывают дни такие… • cтихотворение и анализ

краткая информация
Автор: Ахматова А.А. | Дата публикации: 1915 | Форма произведения: поэзия | Жанр: лирический | Время событий: первая половина XX века | Место событий: Россия | В школе: 1-4 класс | Возраст: 6-9 лет | Время чтения: до 1 часа | Главные герои: лирическая героиня, образ природы Темы: смысл жизни, человек и природа

Перед весной бывают дни такие:

Под плотным снегом отдыхает луг,

Шумят деревья весело-сухие,

И теплый ветер нежен и упруг.

И лёгкости своей дивится тело,

И дома своего не узнаешь,

И песню ту, что прежде надоела,

Как новую, с волнением поешь.

Краткое содержание

И. Крюков. Первые дни весны. 2018

В своём стихотворении Ахматова повествует о поре, когда практически закончилась холодная зима, и «на пороге» стоит молодая весна. В это время томительного межсезонья ещё повсеместно лежат рыхлые сугробы, но в воздухе уже ощутим аромат первых весенних деньков. Окружающий мир не спит: он вовсю жаждет обновлений.

Поэтесса рассказывает о том, что «весело-сухие» деревья готовятся выпустить свои первые,  нежные почки, ожидая подходящей для этого погоды. Вся природа словно бы стоит на временной паузе, готовясь к первым солнечным лучам и активному возрождению. Это тот самый исключительно важный момент, когда все осознают – зима завершилась! Ахматова в своём стихотворении талантливо выразила эмоции и переживания обычных людей, не владеющих красотой речевых оборотов. Новая жажда жизни и новые горизонты манят их в такие дни, которые «бывают перед весной».

История создания

Ахматова написала данное произведение весной 1915 г. В это время она находилась в родовом имении своего мужа Николая Гумилёва. Поблизости от дома Гумилёва проживала приятельница Анны Андреевны – супруга книгоиздателя, Надежда Чулкова. Известно, что в разгар одного из литературных вечеров между Ахматовой и Чулковой возник любопытный спор: Надежда утверждала, что истинно одарённый поэт обязан тренировать талант, охватывая своим творчеством любые темы. Подобным утверждением Чулкова откровенно намекала на некую «однобокость» стихов Ахматовой, чаще всего посвящённых любовно-чувственной сфере отношений между мужчиной и женщиной. Анна Андреевна с готовностью «приняла вызов» соседки по имению и, желая доказать свою способность писать на различные темы, создала данное произведение. Полученный шедевр можно смело считать восхитительным образцом пейзажной лирики, обогатившим творческую копилку поэтессы.

Жанр, направление, размер

Произведение абсолютно нетипично для творчества Ахматовой, чаще всего предпочитающей исследовать чувственную сферу любовно-нравственных переживаний людей. Перед нами яркий образец пейзажной лирики, не способный оставить равнодушным ни одного читателя. Произведение написано в рамках литературного направления «акмеизм», исповедующего чёткость выражения мыслей и приоритет смысла, а вовсе не сентиментальную красочность.

Поэтический размер – пятистопный ямб, который совершенно не типичен для поэзии Ахматовой. В сочетании с парной рифмовкой подобный стихотворный размер создаёт у читателей стойкое ощущение лёгкой беседы.

Композиция

Произведение по объёму небольшое, оно включает в себя всего лишь восемь строк. С семантической точки зрения стихотворный текст можно разделить на две части:

  1. Первая часть всецело посвящена конкретному описанию времени и состояния природы, окружающей лирическую героиню. Мы узнаём, что «под плотным снегом отдыхает луг» и «шумят деревья весело-сухие».
  2. Вторая часть посвящена описанию чувственных переживаний лирической героини. Мы узнаём о лёгкости и непринуждённости внутреннего мира человека, верящего в скорую весну, а значит во что-то очень светлое и хорошее.

Образы и символы

С целью донесения до читательской аудитории основной идеи произведения, Ахматова создаёт следующие яркие образы:

  • образ природы – центральный. В данном случае справедливо говорить не об образе природы в целом, а об образе межсезонья, смены времён года. Лирическая героиня понимает, что весна стоит уже «на пороге»: ей осталось сделать маленький шажок, чтобы вступить на царствие. Весь окружающий мир замер в упоительном предвкушении чего-то нового, свежего и радостного. Природа для Ахматовой – это не просто луга, поля и пролески, а также и романтическая героиня. Образ скорой весны символизирует радость, предчувствие чуда, волшебство и гармонию;
  • образ лирической героини – центральный. Героиня полностью идентична поэтессе. Её глазами мы видим природу в момент скорого наступления первых весенних дней. Вместе с тем, героиня становится неотъемлемой частью самой природы, и это не случайно. По мнению Ахматовой, каждый человек схож с природой, и прежде всего тем, что полностью разделяет её жажду к жизни, стремится к обновлению, перерождению;
  • образ ранней весны – лирическая героиня с лёгкостью представляет себе пробуждение временно впавшей в «летаргический сон» природы. Пробуждение выступает символом обновления человеческих душ, стремящихся к будущим смелым свершениям. Героиня чётко ощущает и рассказывает читателям о том, как в общую зимнюю симфонию сна постепенно включается неповторимый, пока что едва слышный весенний мотив капели.

Темы и настроение

Основная тема произведения, которую поднимает поэтесса – это тема прихода ранней весны, и связанные с этим преобразования в окружающей природе. Читая стихотворение, мы понимаем: сама по себе природа не является основным объектом интереса для Ахматовой. Прежде всего, её интересует палитра эмоциональных человеческих переживаний, связанная с приходом весны.  Именно весной, по мнению автора, появляется у людей ощущение полноты жизни, а значит, все привычные явления и предметы воспринимаются совершенно иначе. Настроенческий пафос произведения пронизан эмоциями трепетного ожидания, предчувствия счастья, надежды на прекрасное завтра. От стихотворных строк буквально исходит аура позитива и радости.

Основная идея

Ключевая идея произведения заключена в следующем авторском утверждении: между человеком и окружающим миром существует прочная связь на генетическом уровне, разорвать которую никому не под силу. Поэтому даже незначительные перемены в природе тут же сказываются на самочувствии, психологическом состоянии, мировосприятии человека. По весне на землю приходит эмоция радостного предчувствия, значит, аналогичная эмоция рождается и в сердцах миллионов людей. Как правило, пользуясь глубинной генетической связью с природой, люди неосознанно чувствуют все грядущие в ней перемены.

Средства выразительности

Произведение может похвастаться яркими средствами художественной выразительности, несмотря на свой небольшой объём. В стихотворении имеются:

  • эпитеты – «плотный», «новая», «тёплый»;
  • метафоры – «деревья весело-сухие», «ветер нежен и упруг»;
  • олицетворения – «отдыхает луг», «дивится тело».

Все произведения автора

Текст: Ирина Зарицкая, 3.8k 👀