Во всем мне хочется дойти… • cтихотворение и анализ
краткая информация
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Всё время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.
О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.
О беззаконьях, о грехах,
Бегах, погонях,
Нечаянностях впопыхах,
Локтях, ладонях.
Я вывел бы ее закон,
Ее начало,
И повторял ее имен
Инициалы.
Я б разбивал стихи, как сад.
Всей дрожью жилок
Цвели бы липы в них подряд,
Гуськом, в затылок.
В стихи б я внес дыханье роз,
Дыханье мяты,
Луга, осоку, сенокос,
Грозы раскаты.
Так некогда Шопен вложил
Живое чудо
Фольварков, парков, рощ, могил
В свои этюды.
Достигнутого торжества
Игра и мука –
Натянутая тетива
Тугого лука.
Краткое содержание
В данном произведении Пастернак заявил о собственном отношении к области таинственной сферы творчества. Поэтому стихотворные строки справедливо будет воспринимать не иначе, как поэтический манифест автора.
Поэт сообщает нам о том, что всегда и во всём желает «дойти до самой сути». Такому подходу он следует не только в творчестве, но и в жизни. Поэтому лирический герой (автор) не терпит поверхностного отношения ни к чему. Он утверждает: берясь за написание произведения, литератор обязан понимать смысл и философию того, о чём он пишет, достигая в творчестве «сердцевины».
Лирический герой делает признание в том, что пока ещё не способен достичь той самой «сердцевины», но стремится к этому всеми своими силами. К сожалению, речь человека весьма ограничена, поэтому высшая истина не может быть озвучена обычными словами. В связи с этим, основная задача лирического героя – подобрать такие «восемь строк», которые способны образно и лаконично описать весь спектр людских страстей.
Творческий поиск героя сродни упорядоченному научному подходу. Он желает обнаружить и озвучить единый закон, которому подчинен весь спектр душевных проявлений человека. Если это удастся сделать, тогда стихи перестанут быть всего лишь рифмованными строчками. Тогда в стихах смогут проявляться все возможные физические свойства мироздания, такие как: звуки, цвета, запахи, ощущения. Любое произведение превратится в зеркальное отражение реального мира.
Лирический герой надеется, что сумеет уничтожить непреодолимую преграду между воображением и реальностью. Он уверен: ближе всего приблизился к этому идеалу великий композитор Шопен, ожививший в своих музыкальных сочинениях «парки, рощи, могилы». Герой делает вывод о том, что творчество истинного поэта представляет собой «тетиву тугого лука», символизирующую собой прицельные выстрелы в виде стихов.
История создания
Пастернак написал данное произведение в непростой для себя жизненный период, когда большинство коллег по литературному цеху решили либо объявить ему бойкот, либо стать оппонентами. В связи с этим, в 1956 г. Пастернак создаёт данное стихотворение, посвящённое раздумьям о собственной судьбе, о смысле поэтического труда. К сожалению, произведение не увидело свет при жизни автора. Первое издание случилось лишь в 1961 г., в уже посмертном сборнике Пастернака «Когда разгуляется».
Жанр, направление, размер
Произведение является ярким образцом философской лирики. В нём автор предаётся размышлениям о природе творческого начала, его проблемах и сути. Большинство специалистов относят стихотворение к такому литературному направлению, как «соцреализм». Делают они это, отталкиваясь от представленного в произведении оптимизма. Если рассматривать лирического героя с позиции литературоведения времён СССР, то перед нами предстаёт настоящий советский гражданин, стремящийся добраться до самой сути жизни, сделать порученную ему работу на «отлично».
Поэтический размер – любимый Пастернаком ямб, в рамках которого в идеальной последовательности чередуются двух- и четырёхстопные строки. Рифма используется мужская и женская. Благодаря всему этому, создаётся ощущение невероятной лёгкости и читателям кажется, будто бы произведение является свободным потоком мыслей вслух.
Композиция
Произведение включает в себя десять четверостиший. Композиционное «здание» стиха разделено на три части:
- Первая часть состоит из трёх строф, повествующих о состоянии души лирического героя. В рамках этой части герой рассказывает о себе, своей жизни и творчестве.
- Вторая часть состоит из трёх строф, повествующих о страсти, что способна разгореться между людьми. Данная тема всегда волновала автора, поэтому он уделяет ей особое внимание. Мы узнаём, что лирический герой является философом, рассуждающим о природе страсти. Герой выделяет любовную тематику в качестве основной в мировой литературе.
- Третья часть включает в себя завершающие четверостишия. Проводя сравнительный анализ между возделыванием сада и творческим процессом, лирический герой доносит до читателей собственные принципы поэтического труда. В рамках заключительной строфы герой делает вывод о том, что написание стихотворного произведения является одновременно и «тетивой тугого лука», с которой срываются новые поэтические строки.
Образы и символы
Произведение представляет собой узор из сложносочинённых образов, переплетающихся между собой с целью передачи богатства внутреннего мира лирического героя. Читательского внимания заслуживают следующие образы:
- образ лирического героя – центральный. Герой полностью идентичен автору. Он представляет собой страстного человека, невероятного жизнелюба, мудрого философа. Непосредственно от лица романтического героя ведётся повествование. Он желает достичь в любом начинании самой сути, хотя уже успел многого добиться и преуспеть. Достижения героя сравниваются с «тетивой лука», натянутого с предельным напряжением;
- образ цветущего сада – образ благоухающего сада следует воспринимать, как символ совершенного мира, и одновременно, как символ человеческой души. Лирический герой признаётся в том, что «разбивал стихи, как сад» – это означает, что он стремился создать идеальную «вселенную» в рамках своих произведений, внося в строки «дыханье роз» и мяты. Соответственно, стихотворные строки выходят за узкие рамки организованной художественной речи, становясь центром притяжения для мыслящего читателя;
- образ Шопена – романтический герой проводит сравнение талантливых стихотворных строк с бессмертными музыкальными этюдами Шопена. Он считает, что в поэтическом произведении должна ощущаться жизнь природы точно так же, как отражено «чудо фольварков» (небольших польских поместий), «парков, рощ, могил…» в этюдах великого Шопена;
- образ натянутого лука – данный образ символизирует силу и гармонию мироздания, противоположную любому хаосу. Таким образом, каждое новое стихотворное произведение должно являться той самой «тетивой тугого лука», с которой в мир «летят» смысл, форма и содержание.
Темы и настроение
Главная тема произведения является самой востребованной и популярной в русской поэзии – это тема «Поэт и поэзия». Обозначенные в стихотворении идеалы легко отнести не только к поэтическому труду, но и к любой сфере деятельности. Более того, автор ведёт речь даже не о конкретном деле, а о целостном мировоззрении человека. Можно утверждать, что природа, любовь и творчество – это три фундамента, на которых возведено творческое «здание» поэзии Пастернака. Эти стихотворные строки являются очередным обращением автора к данной тематической трилогии, но со стороны размышлений о том, какой должна быть «идеальная» поэзия. Настроенческий пафос произведения справедливо назвать возбуждённо-спокойным. В этих двух диаметрально контрастных определениях передаётся весь эмоциональный колорит стиха.
Основная идея
Основная мысль произведения заключается в следующем утверждении: поиск истины и желание найти во всём «сердцевину» являются ключевыми ингредиентами любого успешного предприятия, формулой счастливой жизни и идеального стихосложения.
Средства выразительности
Практически все произведения Пастернака отличаются высокой степенью метафоричности. В данном стихотворении, помимо обилия ярких метафор, присутствуют и другие тропы:
- эпитеты – «живое чудо», «сердечная смута», «протекшие дни»;
- метафоры (преобладают в произведении) – «сущность дней», «разбивать стихи всей дрожью жилок», «схватывая нить судеб…»;
- сравнение – «стихи как сад…»;
- гипербола – «… всей дрожью жилок цвели бы липы в них подряд…»;
- ассонансы и аллитерации – делают стихотворные строки напевными. В первом четверостишии осуществляется повтор звука «Т», указывающего на убеждённость автора в своих словах. Изобилие звуков «С» и «Х» в пределах восьмой строфы придаёт строчкам изысканную витиеватость, лёгкость.