Всё темней и кудрявей берёзовый лес… • cтихотворение и анализ

краткая информация
Автор: Бунин И.А. | Дата публикации: 1900 | Форма произведения: поэзия | Жанр: лирический | Время событий: первая половина XX века | Место событий: Россия | В школе: 1-4 класс | Возраст: 6-9 лет | Время чтения: до 1 часа | Главные герои: лирический герой, образы весны и леса Темы: человек и природа

Все темней и кудрявей березовый лес зеленеет;

Колокольчики ландышей в чаще зеленой цветут;

На рассвете в долинах теплом и черемухой веет,

Соловьи до рассвета поют.

Скоро Троицын день, скоро песни, венки и покосы…

Все цветет и поет, молодые надежды тая…

О весенние зори и теплые майские росы!

О далекая юность моя!

Краткое содержание

И. Левитан. Березовая роща. 1885-1889

Читая первые строки этого небольшого произведения, мы погружается в упоительный мир поздней майской весны. Мы словно гуляем, уходя в самую глубь зеленеющего берёзового леса. Попутно любуемся красотами окружающей природы: колокольчиками, цветущими ландышами. Бунин неторопливо повествует о том, что «на рассвете в долинах теплом и черёмухой веет», и поют соловьи.

Поэт с искренним восторгом рассказывает о том, что совсем скоро наступит «Троицын день», а значит, зазвучат песни, появятся «венки и покосы». Заключительные строки произведения сообщают о том, что вся эта упоительная картина весеннего берёзового леса и нетерпеливое ожидание православного праздника — плод воспоминаний автора о днях своей юности. В то светлое время для него всё пело и цвело, «молодые надежды тая…». Бунин ностальгически восклицает: «…О, далёкая юность моя!».

История создания

Рост литературной известности положительно сказался на материальном положении Бунина. Он, наконец-то, смог осуществить свою давнюю мечту о путешествии по миру. В период с 1900 — по 1904 гг. поэт смог посетить четыре европейских страны, включая столь полюбившуюся ему Францию. Именно в этот период, в 1900 году, он пишет данное произведение. Оно рождено ностальгическими эмоциями и воспоминаниями о безвозвратно ушедшей юности, любимых картинах детства. Известно, что Бунин любил это стихотворение, выделяя его среди остальных.

Жанр, направление, размер

Произведение следует отнести к жанру пейзажной лирической зарисовки: главным объектом изображения выступает первозданная, либо, в той или иной степени, преображённая человеком весенняя природа. Также в стихотворении заметны черты элегии: автор повествует о личных воспоминаниях и эмоциях, связанных с ними. Описывая весеннюю природу, Бунин предоставляет нам возможность заглянуть в его душевное состояние, на себе прочувствовать все эмоции.

Стихотворение написано в рамках литературного направления «реализм»: поэт описывает реальный берёзовый лес, реальную красоту окружающего мира. Поэтический размер — четырёхстопный хорей. Автор использует перекрёстную рифмовку.

Композиция

Композиционное построение произведения простое, линейное. С формальной точки зрения стихотворный текст можно разделить на три семантических части:

Первая часть — описание красоты цветущего берёзового леса, растительности в нём.

Вторая часть — воспоминания о скором православном празднике «Троицын день», когда будут  «… песни, венки и покосы».

Третья часть — кульминационная. В ней автор эмоционально восклицает: «… О, далёкая юность моя!», «О, весенние зори!..». Этими восторженно-ностальгическими восклицаниями поэт передаёт ноты светлой грусти и сожаления о безвозвратно ушедшей юности.

Образы и символы

Бунин представил нам три ярких образа, которые помогают раскрытию основной идеи произведения. Такими образами являются:

образ лирического героя — он полностью совпадает с личностью автора. Именно в памяти лирического героя (автора) возникают картины былой молодости, которыми он щедро делится с читателями. Герой незримо присутствует в каждом эмоциональном переживании, вызванном красотой весенней природы;

образ весны — весенняя пора была самым любимым временем года для Бунина. Говоря о том, что скоро праздник «Троицын день», поэт, как бы, датирует свои воспоминания: речь идёт о поздней весенней поре. Образ весны символизирует надежду на яркую, беззаботную жизнь;

образ берёзового леса является для поэта символом ушедшей молодости, красоты и здоровой силы. Лес наполнен пением птиц, солнечным светом, разнообразной растительностью. Автор одушевляет его, наделяя способностью транслировать эмоции счастья и радости лирическому герою.

Темы и настроение

Основная тема произведения — приятные воспоминания о годах беззаботной юности, связанные с яркими картинами весенней природы. Бунин настолько реалистично и щедро описывает зелёный берёзовый лес, ландыши, колокольчики и, даже цветущую черёмуху, что возникает ощущение, словно мы смотрим на пейзажное полотно живописца, написанное в сочной цветовой палитре.

Основная идея

Бунин, посредством данного произведения, доносит да нас идею о том, что весной и летом, когда всё цветёт и благоухает, в человеческой душе не должно оставаться место одиночеству, тоске и грустным воспоминаниям о прошлом. Весной пробуждается окружающий мир, а человек является его важной частью. Поэтому вместе с природой он также возрождается для новой жизни.

Средства выразительности

В стихотворении автором представлены следующие средства художественной выразительности:

  • эпитеты — «весенние зори», «молодые надежды», «берёзовый лес», «далёкая юность;
  • метафоры — «надежды тая», «теплом веет»;
  • инверсии — «молодые надежды тая», «берёзовый лес зеленеет»;
  • восклицания — поэт использует междометие «О!» для передачи всей силы радостных эмоций, охвативших душу лирического героя.

Все произведения автора

Текст: Ирина Зарицкая, 2k 👀