Заплаканная осень, как вдова… • cтихотворение и анализ
краткая информация
Заплаканная осень, как вдова
В одеждах черных, все сердца туманит…
Перебирая мужнины слова,
Она рыдать не перестанет.
И будет так, пока тишайший снег
Не сжалится над скорбной и усталой…
Забвенье боли и забвенье нег –
За это жизнь отдать не мало.
Краткое содержание
Стихотворение «Заплаканная осень, как вдова…» начинается с описания осени, мрачной, дождливой, с первых строк настраивающей читателя на печальное повествование. Ведущим мотивом этого короткого стихотворения Ахматовой становится скорбь. Ею одной переполнена душа лирической героини, потерявшей близкого человека. Пережить ее поможет только снег, который принесет забвение, и которого так ждет безутешная вдова: «забвенье боли и забвенье нег». Зима является олицетворением надежды на окончание страданий, за которое героиня готова расплатиться жизнью.
История создания
Анна Андреевна Ахматова написала это стихотворение в 1921 году и посвятила его памяти бывшего супруга, Николая Гумилева. Он был арестован в начале августа 1921 года, как участник заговора, направленного против властей. После вынесения смертного приговора Николай Степанович был незамедлительно расстрелян. Несмотря на то, что Ахматову с Гумилевым разделяли три года после развода, именно его смерть стала доказательством того, насколько дорог ей этот человек. Боль утраты нашла свое выражение в стихотворении «Заплаканная осень, как вдова… ».
Персонажи и образы
Настроение героини передается при помощи образов природы. «Заплаканная осень» – не кто иной, как скорбящая вдова. Такое своеобразное сопряжение природы и человека создает необыкновенно мощную надрывность сюжета. Трагедия автора передана только одним, но чрезвычайно экспрессивным словом – «рыдать». Переполненная скорбью тональность произведения постепенно нарастает, и, вот уже, плач осени превращается в непрерывные рыдания. Этим моментом достигается кульминационный пик, после которого все внезапно обрывается.
Во втором четверостишии образ заплаканной осени отходит на второй план. Настроение автора, подобно природе, меняется, появляется образ снега, несущего с собой долгожданное забвенье. Героиня пока еще не может отпустить память, которая дарит ей моменты, проведенные с мужем: «перебирая мужнины слова», но скоро снег сотрет эти воспоминания, и за это она готова отдать свою жизнь. Не исключено, что под снегом у Ахматовой скрывается образ самой смерти, на что намекает белый цвет, вызывающий ассоциацию с саваном. Но ее страдания столь глубоки, что даже это не является для нее большой ценой за обретение забвения.
Выбор вдовы на роль центрального персонажа помогает объяснить ситуацию в целом. Николай Гумилев, так рано ушедший из жизни, не ушел из сердца Ахматовой, он остался в нем до конца ее дней. Несмотря на последующие браки, гибель первого мужа стала для нее не до конца выплаканной трагедией. Поэтому рыдания несчастной вдовы, горечь о загубленной жизни от начала и до последней строчки пронизывают это произведение.
Композиция
Композиция произведения двухчастная. В первой части царит настроение утраты, горя, тоски, не случайно заплаканная осень сравнивается со скорбящей вдовой. Вторая часть – это мечта о наступлении забвения, которое героиня надеется получить от тихого снега, от наступающей зимы. За покой и умиротворение, о которых так мечтает поэтесса, она готова заплатить собственной жизнью.
Жанр
Довольно непросто определяется жанровая принадлежность ахматовских произведений. По словам известного литературоведа Ю.В. Стенника, это «процесс скрещивания известных ранее традиционных жанров и их взаимной диффузии». Данное стихотворение можно отнести к плачу и эпитафии или к посланию и эпитафии. Сама Анна Андреевна говорила: «По мне, в стихах все быть должно некстати…», что свидетельствует о разрушении поэтессой ранее существующих канонов и создании новых жанровых направлений.
Размер и средства художественной выразительности
Принято считать, что стихотворение написано пятистопным ямбом с ударением на второй слог и двухсложной стопой. Но Ахматова воспользовалась при создании «Заплаканной осени» тактовиком – особым размером, в котором количество безударных мест между ударными составляет от одного до трех слогов. Этот размер широко использовался поэтами в начале 20 века, потому что он, как никакой другой, был способен передать широчайшую гамму чувств.
При помощи аллегории создается образ осени. Ахматова не ставит целью показать внешнюю картину этой поры, она стремится, используя сравнение, передать внутреннее состояние героини, ее тоску и одиночество. Снег, призванный принести умиротворение, у Ахматовой наделен эпитетом «тишайший». Использование этого прилагательного в превосходной степени позволяет придать фразе глубочайший смысл. Образы осени и снега, переплетаясь с состоянием автора, создают целостную картину единства внутреннего мира и природы.
Эпитеты «скорбная» и «усталая» осень, «тишайший» снег, «черные одежды» создают ощущение мучительного ожидания. Многоточие в конце строк указывает на некую недосказанность и служит символом рано оборвавшейся жизни.
Проблематика и основная идея произведения
Творчество Анны Андреевны Ахматовой пришлось на очень сложный период в истории страны. Это было время революций и социальных потрясений, войн и катастроф. Поэтам часто приходилось делать нелегкий выбор между свободой творчества и собственной жизнью. Многие из них, несмотря на преследования и ограничения, продолжали творить и создавать свои шедевры.
Ярким примером такой борьбы служит творчество Ахматовой, которое для нее стало делом всей жизни. Любимой темой поэтессы была тема любви. «Любовью я дышу…» – так могла бы сказать о себе Анна Ахматова. Но любовь у нее никогда не пребывает в состоянии покоя, она переживает взлеты и падения, ревность и расставание, первые встречи и завершение отношений. Примером этому служит и данное стихотворение, которое повествует о несостоявшемся счастье и трагической любви.