Золотая осень • cтихотворение и анализ
краткая информация
Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.
Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.
Липы обруч золотой —
Как венец на новобрачной.
Лик березы — под фатой
Подвенечной и прозрачной.
Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.
Где деревья в сентябре
На заре стоят попарно,
И закат на их коре
Оставляет след янтарный.
Где нельзя ступить в овраг,
Чтоб не стало всем известно:
Так бушует, что ни шаг,
Под ногами лист древесный.
Где звучит в конце аллей
Эхо у крутого спуска
И зари вишневый клей
Застывает в виде сгустка.
Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.
Краткое содержание
В данном произведении Пастернак описывает наступление осени, раскрывая красоту и уникальность этого времени года. В первых строфах поэт проводит сравнение осеннего леса с музеем, словно перед ним не обычные деревья, а великолепные образцы пейзажной живописи. Перед читателями возникают картины, изображающие деревья, облачённые в позолоченные одеяния. Всё пространство многочисленных лесных рощ с наступлением осени превращается в яркий хоровод из деревьев золотисто-красного цвета.
В другой части произведения автор сравнивает деревья с образом нарядной невесты. Всё вокруг погружено в роскошную красоту золотого цвета. Берёзка, о которой упоминает лирический герой (автор), подобно смущённой невесте, прячется под фатой.
В произведении автор повествует не только о прелестях и красотах осени, но также касается темы увядания всего живого. В природе всё циклично: зима сменяет осень, деревья избавляются от листвы. Осень является тем временем года, когда люди переосмысливают свои жизни, пытаясь понять, что было сделано не так.
Лирический герой красиво повествует о шуршащей под ногами осенней листве, любуясь яркостью и великолепием окружающего мира. Мы понимаем, гуляя по осеннему лесу, можно «уйти» от множества проблем, найти ответы на мучающие вопросы. Осень помогает лирическому герою погружаться в собственные мысли.
Произведение легко учится и читается. Кто-то обнаружит в нём лишь описание осенних природных красот, а кто-то заметит в осеннем золоте краски человеческой «осени»: времени, когда приходит тишина и пора подводить итоги.
История создания
Произведение появилось на свет в 1956 г., за четыре года до смерти автора. В это время Пастернак уже был пожилым, 66-ти летним человеком. Он пишет сразу несколько произведений на тему природы, пытаясь обрести внутреннюю гармонию, избавиться от навязчивого чувства одиночества и ненужности.
На то были объективные причины: в 1958 г. от Пастернака отвернулись практически все собратья по литературному цеху из-за присуждения ему Нобелевской премии за роман «Доктор Живаго». В 1956 г., в год написания «Золотой осени», поэт уже ощущал неприятие к себе со стороны критиков и чиновников от литературы. Произведение не только повествует о красоте осени, оно выражает наивную веру талантливого поэта в то, что любые проблемы, включая увядание и смерть, в конце концом увенчаются победой весны и жизни.
Жанр, направление, размер
Перед нами настоящий шедевр пейзажной лирики с чертами лирики философской. Автор неторопливо и размеренно любуется красотами наступающей осени. Это придаёт стихотворным строкам характер глубокого философского размышления о жизни, о вечности, о смене времён года.
Стихотворение относится к литературному направлению «реализм»: поэт повествует о тех красотах осенней природы, которые наблюдает вокруг себя в режиме реального времени. Поэтический размер – хорей. Автор использует перекрёстную рифмовку.
Композиция
Произведение построено, согласно законам кольцевой композиции: первое и заключительное четверостишия начинаются и завершаются созвучно друг другу: «Осень. Сказочный чертог…» – «Осень. Древний уголок…».
Композиционное «здание» стихотворения построено таким образом, что подчёркивается контраст первой статичной и второй динамичной частей:
- Первая часть (статичная) – описывается прекрасный осенний лес, который разделён на рощи. Лирический герой сравнивает лес с музеем, в котором каждая роща является отдельным тематическим «залом», вмещающим свою уникальную выставку. Многочисленные рощи в единый лесной «организм» объединяет золотое одеяние, создающее у лирического героя оптимистичное, радостное настроение.
- Вторая часть (динамичная) – происходит знакомство читателей с таким понятием, как «погребённая земля». Лирический герой понимает, что осенняя пора является переходным временем года, ведущим от полноты жизни к увяданию и возможной смерти. Мы видим в действии, как опадает золото листвы, покрывая поверхность холодной земли цветастым «ковром», по которому люди, оставляя свои шаги, уходят в зиму вместе с природой.
Образы и символы
С целью донесения до читателей основной идеи произведения Пастернак создаёт широчайшую образную палитру:
- образ лирического героя – центральный. Герой полностью идентичен автору. Перед нами предстаёт седовласый человек, имеющий за плечами богатый опыт жизни. Его характеризует лаконичный перечень вещей, к которым он проявляет интерес – это книги, ружья, одежды. Глазами лирического героя мы любуемся рощами осеннего леса, напоминающими музейные залы;
- образ золотой осени – центральный. Данный образ вынесен в заголовок стихотворения. Осень громко напоминает о себе практически в каждой строфе: то с помощью «небывалой позолоты», то «золотым обручем» лип, то «золочёными рамами» клёнов. Осень в восприятии лирического героя, представляется многоликой: она предстаёт либо в виде музейных картин с «золотыми» деревьями; либо в виде липы в венце и берёзки под подвенечной фатой. Многие русские стихотворцы, включая великого А.С. Пушкина, с восхищением описывали прелести осени, особенно её последний тёплый период «бабьего лета». Пастернак не стал исключением из общего правила, так как испытывал самые искренние чувства к поре «золотых листьев»;
- образ осеннего леса – центральный. Осенний лес в восприятии лирического героя представляется собранием выставочных залов, где каждый зал наполнен великолепными экспонатами. Посещение подобного музея, созданного самой природой под патронажем осени, не может вызвать скуку ни у одного посетителя. Восхищённому «экскурсанту» при переходе из одного зала в другой открывается всё больше новых, уникальных шедевров, среди которых: «липы обруч золотой» и «лик берёзы – под фатой». Осенний лес преображает весь окружающий мир: вместо чёрной земли, под ногами людей расстилается золотой ковёр, сотканный из опавших листьев. Осенний лес проживает свою уникальную жизнь, в которой господствует любовь;
- образ природы – в произведении образ природы прочно переплетён с человеческой жизнью. В стихотворных строках ярко передан момент увядания природы в период поздней осени и человека на склоне лет. Лирический герой утверждает, что любой человеческий оттиск ноги, оставленный на лиственном «ковре» осеннего леса, сродни следу, оставленному в человеческой душе;
- образы канав и ям – канавы и ямы, о которых повествует лирический герой, символизируют человеческие могилы. Но, несмотря на столь безрадостный образ, никакого трагического звучания образ канав и ям не несёт лишь по одной причине: природа всегда знает, всё увядшее поздней осенью, либо воскреснет, либо обновится по весне. Лирический герой уверен: всему свой черёд;
- образ наступающей зимы – произведение заканчивается ярким образом, вступающей в свои законные права, зимы. Зимняя «стужа», о которой пишет лирический герой, ассоциируется со старинной хранительницей «древнего уголка». В этом «уголке» хранятся «старинные книги, одежды и оружья». Стужа, которая придёт на смену золотой осени, тщательно пересчитает свои сокровища и лишь затем примет природу в единоличное правление;
- образы берёзы и липы – данные образы обслуживают мифологическую тему обручения влюблённых, перед лицом неизбежной смерти. К примеру, в мифологии Древней Греции имело место подобное предсмертное обручение Персефоны с Аидом. Под актом обручения берёзы и липы подразумевается временной конец осени и наступление зимы. Быть может, именно поэтому эти два дерева герой сравнивает с новобрачными: их редкий и тонкий наряд напоминает венец и фату. Свадьбу берёзы и липы можно воспринимать одновременно как погребение осени и как приход смерти.
Темы и настроение
В произведении Пастернак поднимает важную для себя, и для каждого человека тему – размышление о бренности жизни на земле; о вечности окружающего мира, как части общего мироздания; о кратковременности человеческой жизни, напоминающей смену времён года.
Настроенческий пафос произведения можно охарактеризовать, как восторженно-философский и позитивный. Лирический герой, любуясь красотой осеннего леса, осознаёт скорую «кончину» золотой осени и приход белоснежной зимы. Но в этом угасании, в смене времён года, он чувствует биение жизни, её цикличность и бессмертие.
Основная идея
Основная идея стихотворения заключается в следующем утверждении: в любом увядании заложена надежда на возрождение. Человеческая жизнь строится циклично, как и жизнь природы: вместе с осенью мы «обнуляемся», чтобы к весне заявить о себе в полный голос. Автор уверяет читателей, что в каждом человеке скрыто много душевного потенциала, способного помочь справиться с любыми проблемами и недугами.
Средства выразительности
В стихотворении представлены следующие средства художественной выразительности:
- эпитеты – «сказочный чертог», «след янтарный», «вишнёвый клей», «обруч золотой»;
- метафоры – «древний уголок», «чертог открытый для обзора», «липы обруч», «залы вязов»;
- сравнения – «как на выставке картин», «обруч, как венец», «словно в рамах»;
- олицетворения – «лик берёзы», «бушует лист», «перелистывает стужа», «звучит эхо»;
- возвышенная лексика – «лист древесный», «погребенная земля», «чертог», «лик берёзы».