Пунктуационный анализ предложения. 8 класс • теория

Пунктуация — это раздел грамматики, который изучает знаки препинания, правила их постановки и употребления в письменной речи.

Главная функция пунктуации заключается в том, чтобы сделать нашу письменную речь упорядоченной, четкой, понятной и ясной.

В основе пунктуации русского языка лежит три принципа:

1. Интонационный. Знаки препинания являются формальным показателем ритмики и мелодики речи, отражают интонацию речи.

2. Синтаксический. Знаки препинания выделяют отдельные предложения и их части в составе сложных предложений;

3. Логический. Пунктуация обеспечивает понимание текста, смысловое деление его на части и соответственную постановку знаков препинания.

В русском языке десять основных знаков препинания: точка, запятая, тире, двоеточие, точка с запятой, многоточие, вопросительный знак, восклицательный знак, кавычки, скобки (круглые).

Разделы русской пунктуации и основные группы правил

  • Знаки препинания в конце предложения;
  • Знаки препинания внутри простого предложения;
  • Знаки препинания между частями сложного предложения;
  • Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Определение

Пунктуационный анализ предложения – это выделение в нём знаков препинания и объяснение их постановки. В данном разборе можно выделить следующие этапы:

  1. выделение имеющихся знаков препинания;
  2. объяснение необходимости их постановки согласно правилам русского языка;
  3. определение роли данных знаков в предложении.

Условия постановки знаков препинания могут быть грамматические, интонационные или смысловые. При пунктуационном разборе мы объясняем не только наличие знаков, но и их отсутствие там, где можно ошибиться. Если в предложении есть несколько знаков препинания, выполняющих одну функцию, они группируются и объясняются один раз.

Пунктуационный разбор направлен на анализ знаков препинания. Его выполнение способствует формированию у ученика умения объяснить постановку или отсутствие того или иного знака препинания, а также определять функции пунктограмм.

Знаки препинания внутри и в конце предложения

В конце предложения в зависимости от интонации и цели высказывания может стоять точка, многоточие, вопросительный и восклицательный знаки (иногда возможна одновременная постановка вопросительного и восклицательного знаков). Восклицательный знак ставится при восклицательной интонации, соответственно вопросительный – при вопросительной интонации. При интонационном умолчании следует ставить многоточие. В иных случаях в конце предложения ставят точку.

Знаки препинания внутри предложения делятся на непарные (запятая, восклицательный знак, вопросительный знак, точка с запятой, двоеточие, тире) и парные (скобки, кавычки).

При объяснении знаков внутри предложения помним про следующие правила:

  1. знаки на границе простых предложений в составе сложного (если предложение сложное);
  2. тире между подлежащим и сказуемым;
  3. знаки препинания при однородных членах и обобщающем слове (если есть);
  4. знаки препинания при обособленных членах предложения;
  5. знаки при сравнительных оборотах и уточняющих членах предложения;
  6. знаки при словах и конструкциях, грамматически не связанных с другими членами предложения;
  7. знаки препинания при прямой речи, диалоге и цитировании.

Пунктуационный анализ предложения

Для пунктуационного анализа используются либо предложения со вставленными знаками препинания, либо предложения, где необходимо самостоятельно расставить знаки препинания.

Пример со вставленными знаками

Сделаем пунктуационный разбор предложения со вставленными знаками. Для удобства при пунктуационном анализе частично выполняется синтаксический разбор (выделение грамматических основ).

В сказках часто повествуется о том, (1) как, (2) не слезая с тёплой печи, (3) путешествует неунывающий герой. (4)

1 – запятая ставится на границе частей сложного предложения (главная отделяется от подчинительной) перед союзом как.

2 и 3 – запятые ставятся для выделения деепричастного оборота.

4 – точка – знак завершения в конце повествовательного невосклицательного предложения.

Самостоятельная расстановка знаков препинания

Сделаем пунктуационный разбор, предполагающий самостоятельную расстановку знаков препинания.

Молодые мастера живописи (1) руководимые И.Н. Крамским (2) вышли из состава Академии (3) как известно (4) уже в начале года (5) и (6) отказавшись участвовать в конкурсе (7) организовали прославившуюся на весь мир (8) «Артель художников» (9) первую общественную организацию художников в России (10).

1 и 2 – ставим запятые, выделяя причастный оборот, стоящий после определяемого слова.

3 и 4 – ставим запятые, выделяя вводную конструкцию.

5 – ничего не ставим, союз и связывает однородные сказуемые.

6 и 7 – ставим запятые, выделяя деепричастный оборот.

8 – ничего не ставим, причастный оборот находится перед определяемым словом.

9 – ставим тире (или запятую), выделяя приложение.

10 – в конце повествовательного невосклицательного предложения ставим точку.

Пунктуационный разбор сложносочиненного предложения

План

1. Знаки завершения;

2. Знаки разделения между простыми предложениями, из которых состоит сложносочиненное предложение;

3. Знаки препинания в простых предложениях, входящих в состав сложносочиненного;

Образец пунктуационного разбора сложносочиненного предложения

Все вокруг наполнилось весенним ароматом,(2) и вся природа пробудилась ото сна.(1)

Предложение повествовательное, невосклицательное, поэтому в конце ставится знак завершения – точка (1).

Между первым простым предложением «Все вокруг наполнилось весенним ароматом» и вторым «вся природа пробудилась ото сна» перед союзом «и» ставится знак разделения – запятая (2).

Пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения

План

1. Знаки завершения;

2. Знаки разделения между простыми предложениями, из которых состоит сложноподчиненное предложение;

3. Знаки препинания в простых предложениях, входящих в состав сложноподчиненного;

Образец пунктуационного разбора сложноподчиненного предложения

Анна знала,(2) что больше никогда не вернется в это шумное,(3) беспокойное место.(1)

Предложение повествовательное, невосклицательное, поэтому в конце ставится знак завершения – точка (1).

Между первым простым предложением «Анна знала» и вторым «больше никогда не вернется в это шумное, беспокойное место» перед союзом «что» ставится знак разделения – запятая (2).

Еще одна запятая (3) стоит между однородными членами предложения «шумное» и «беспокойное».

Пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения

В конце бессоюзного предложения в зависимости от вида предложения по цели высказывания и эмоциональной окрашенности могут стоять следующие знаки завершения: точка, восклицательный знак, вопросительный знак, многоточие.

В середине бессоюзного предложения стоят знаки разделения, зависящие от отношений между частями бессоюзных предложений. К ним относятся: запятая, точка с запятой, двоеточие и тире.

План

1. Знаки завершения;

2. Знаки разделения между простыми предложениями, из которых состоит сложное бессоюзное предложение;

3. Знаки препинания в простых предложениях, входящих в состав сложного бессоюзного предложения;

Образец пунктуационного разбора сложносочиненного предложения

Мы знали: (2) впереди нас ждут приключения! (1)

Предложение повествовательное, восклицательное, поэтому в конце ставится знак завершения –  восклицательный знак (1).

Между первым простым предложением «Мы знали» и вторым «впереди нас ждут приключения» ставится знак разделения – двоеточие (2), так как вторая часть дополняет значение первой.

Пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи

План

1. Знаки завершения;

2. Знаки разделения между простыми предложениями, из которых состоит сложное предложение;

3. Знаки препинания в простых предложениях, входящих в состав сложного предложения;

Образец пунктуационного разбора сложного предложения с различными видами связи

Восход солнца осветил край неба на горизонте, (2) и вскоре стало светло (3), хотя солнце ещё так и не показалось (1).  

В конце сложного предложения с различными видами связи ставится знак завершения –  точка (1), так как предложение повествовательное, невосклицательное.

Между первым простым предложением «Восход солнца осветил край неба на горинзонте» и вторым « вскоре стало светло» ставится знак разделения – запятая перед сочинительным союзом «и» (2). Между вторым простым предложением и третьим «хотя солнце еще так и не показалось» — тоже ставится знак разделения – запятая перед подчинительным союзом «хотя».

Прямая речь

На схеме пунктуационного разбора прямая речь изображается буквой «П» (если она находится в начале предложения или является самостоятельным предложением) и буквой «п» (если она находится в конце предложения). Слова автора соответственно обозначаются «А» и «а» в зависимости от их местонахождения в предложении.

Таким образом, при пунктуационном разборе возможны несколько вариантов оформления прямой речи:

1. Прямая речь находится перед словами автора:

«П», — а.

«П!» — а.

«П?» — а.

2. Прямая речь находится после слов автора:

А: «П».

А: «П!»

А: «П?»

3. Прямая речь прерывается словами автора:

«П, — а, — п».

«П, — а. — П».

«П! — а. — П».

«П? — а. — П».

Примеры:

Учитель сказал: «Запишите домашнее задание» (А: «П»).

Учитель сказал: «Не забудьте записать домашнее задание!» (А: «П!»).

Учитель спросил: «Записали домашнее задание?» (А: «П?»).

«Пишем контрольную работу», — предупредил учитель. («П», — а).

Когда учитель спросил: «Готовы к контрольной работе?» — все промолчали. (А: «П?» — а).

Текст: Екатерина Лохова, 6.6k 👀

Все упражнения 👇

Аббревиатуры и сложносокращённые слова 6 классАнализ текста 10-11 классВиды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. 8 классВыразительные средства русского языка 11 классГлавные и второстепенные члены предложения. 8 классГлагол как часть речи. Личные окончания глаголов. 5 классГрафика. Орфография. 5 классДвусоставные и односоставные предложения. 8 классДеепричастие как часть речи 7 классЗнаки препинания в бессоюзном сложном предложении 9 классЗнаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью 9 классЗнаки препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом предложении 9 классЗнаки препинания при обособленных членах предложения 8 классЗнаки препинания при однородных членах. 8 классЗнаки препинания при сравнительных оборотах и уточнениях. 8 классИ/Ы, А/Я, У/Ю, О/Е (Ё) после шипящих и Ц. 5 классИмя прилагательное как часть речи 5-6 классИмя существительное как часть речи 5 классИмя числительное как часть речи 6 классИтоговое собеседование 2021Категория состояния как часть речи 7 классЛексика и фразеология. Фразеологизмы. 5 классЛексикография. Словари. Этимология слов 5 — 6 классМеждометие как часть речи 7 классМестоимение как часть речи 6 классМорфемика и словообразование. Части слова. 5 классМорфемный и словообразовательный разбор слова 5 классМорфологический разбор слова. Морфология и орфография.Наречие как часть речи 7 классНЕ с глаголами 5 классОбращения, вводные слова и вставные конструкции. Знаки препинания при них. 8 классОднородные и обособленные члены предложения. 8 классОрфоэпия. 5 классОсложнённое простое предложение. 8 классПериод. Знаки препинания в периоде. Трудные случаи пунктуации и синтаксиса. 11 классПравила переноса слов. 5 классПравила постановки двоеточия. 8-9 классПравописание гласных и согласных в приставках. 5, 10 классПравописание корней. 5, 10 классПравописание Н и НН. 6, 7 классПравописание НЕ и НИ.7 классПравописание окончаний. Суффиксы причастий и деепричастий. 7 классПравописание предлогов, союзов и частиц. 7 классПравописание приставок. 5 классПравописание словарных слов. 5, 10 классПравописание суффиксов. 5, 6, 10 классПричастие как часть речи 7 классПростое и сложное предложения. 9 классПрямая речь, диалог, цитирование. Знаки препинания. 9 классПунктуационный анализ предложения. 8 классПунктуация. Знаки препинания: завершения, разделения, выделения. 8 классРабочая программа по русскому языку 10 классРабочая программа по русскому языку 5 классРабочая программа по русскому языку 6 классРабочая программа по русскому языку 7 классРабочая программа по русскому языку 8 классРабочая программа по русскому языку 9 классРаспространённые и нераспространённые, полные и неполные предложения. 8 классСамостоятельные части речи 7 классСинтаксис. Словосочетание и предложение. 8 классСинтаксический анализ словосочетания и предложения. 8 классСклонение имен существительных. Таблица окончаний по падежам. 5 классСлитное и раздельное написание НЕ. 7 классСлитное, дефисное, раздельное написание слов. 5-7 классыСлужебные части речи: предлоги, союзы, частицы. 7 классСпособы передачи чужой речи и знаки препинания при них. 8 классСредства связи предложений в тексте. 11 классСтили речи. 5-11 классТекст как речевое произведение. 5-11 классТире в простом и сложном предложениях. 8-9 классТире между подлежащим и сказуемым. 8 классУпотребление твёрдого и мягкого знаков. 5 классФонетический анализ слова. Звуки и буквы. 5 классФункционально-смысловые типы речи. 5-11 классЧередование звуков. Беглые гласные. 5 классЯзыковые нормы. 10-11 класс