Пунктуационный анализ предложения

теория по русскому 🐻 пунктуация

Определение

Пунктуационный анализ предложения – это выделение в нём знаков препинания и объяснение их постановки. В данном разборе можно выделить следующие этапы:

  1. выделение имеющихся знаков препинания;
  2. объяснение необходимости их постановки согласно правилам русского языка;
  3. определение роли данных знаков в предложении.

Условия постановки знаков препинания могут быть грамматические, интонационные или смысловые. При пунктуационном разборе мы объясняем не только наличие знаков, но и их отсутствие там, где можно ошибиться. Если в предложении есть несколько знаков препинания, выполняющих одну функцию, они группируются и объясняются один раз.

Знаки препинания внутри и в конце предложения

В конце предложения в зависимости от интонации и цели высказывания может стоять точка, многоточие, вопросительный и восклицательный знаки (иногда возможна одновременная постановка вопросительного и восклицательного знаков). Восклицательный знак ставится при восклицательной интонации, соответственно вопросительный – при вопросительной интонации. При интонационном умолчании следует ставить многоточие. В иных случаях в конце предложения ставят точку.

Знаки препинания внутри предложения делятся на непарные (запятая, восклицательный знак, вопросительный знак, точка с запятой, двоеточие, тире) и парные (скобки, кавычки).

При объяснении знаков внутри предложения помним про следующие правила:
  1. знаки на границе простых предложений в составе сложного (если предложение сложное);
  2. тире между подлежащим и сказуемым;
  3. знаки препинания при однородных членах и обобщающем слове (если есть);
  4. знаки препинания при обособленных членах предложения;
  5. знаки при сравнительных оборотах и уточняющих членах предложения;
  6. знаки при словах и конструкциях, грамматически не связанных с другими членами предложения;
  7. знаки препинания при прямой речи, диалоге и цитировании.

Пунктуационный анализ предложения

Для пунктуационного анализа используются либо предложения со вставленными знаками препинания, либо предложения, где необходимо самостоятельно расставить знаки препинания.

Пример со вставленными знаками

Сделаем пунктуационный разбор предложения со вставленными знаками. Для удобства при пунктуационном анализе частично выполняется синтаксический разбор (выделение грамматических основ).

В сказках часто повествуется о том, (1) как, (2) не слезая с тёплой печи, (3) путешествует неунывающий герой. (4)

1 – запятая ставится на границе частей сложного предложения (главная отделяется от подчинительной) перед союзом как.

2 и 3 – запятые ставятся для выделения деепричастного оборота.

4 – точка – знак завершения в конце повествовательного невосклицательного предложения.

Самостоятельная расстановка знаков препинанияСделаем пунктуационный разбор, предполагающий самостоятельную расстановку знаков препинания.

Молодые мастера живописи (1) руководимые И.Н. Крамским (2) вышли из состава Академии (3) как известно (4) уже в начале года (5) и (6) отказавшись участвовать в конкурсе (7) организовали прославившуюся на весь мир (8) «Артель художников» (9) первую общественную организацию художников в России (10).

1 и 2 – ставим запятые, выделяя причастный оборот, стоящий после определяемого слова. 3 и 4 – ставим запятые, выделяя вводную конструкцию. 5 – ничего не ставим, союз и связывает однородные сказуемые. 6 и 7 – ставим запятые, выделяя деепричастный оборот. 8 – ничего не ставим, причастный оборот находится перед определяемым словом. 9 – ставим тире (или запятую), выделяя приложение. 10 – в конце повествовательного невосклицательного предложения ставим точку.

Пунктуационный разбор направлен на анализ знаков препинания. Его выполнение способствует формированию у ученика умения объяснить постановку или отсутствие того или иного знака препинания, а также определять функции пунктограмм.


Татьяна Сергеевна | 📄 Скачать PDF | Просмотров: 126 | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *