Пунктуационный анализ предложения

теория по русскому 🐻 пунктуация

Пунктуация – это раздел грамматики, который изучает знаки препинания, правила их постановки и употребления в письменной речи.

Главная функция пунктуации заключается в том, чтобы сделать нашу письменную речь упорядоченной, четкой, понятной и ясной.

В основе пунктуации русского языка лежит три принципа:

1. Интонационный. Знаки препинания являются формальным показателем ритмики и мелодики речи, отражают интонацию речи.

2. Синтаксический. Знаки препинания выделяют отдельные предложения и их части в составе сложных предложений;

3. Логический. Пунктуация обеспечивает понимание текста, смысловое деление его на части и соответственную постановку знаков препинания.

В русском языке десять основных знаков препинания: точка, запятая, тире, двоеточие, точка с запятой, многоточие, вопросительный знак, восклицательный знак, кавычки, скобки (круглые).

Разделы русской пунктуации и основные группы правил

  • Знаки препинания в конце предложения;
  • Знаки препинания внутри простого предложения;
  • Знаки препинания между частями сложного предложения;
  • Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Определение

Пунктуационный анализ предложения – это выделение в нём знаков препинания и объяснение их постановки. В данном разборе можно выделить следующие этапы:

  1. выделение имеющихся знаков препинания;
  2. объяснение необходимости их постановки согласно правилам русского языка;
  3. определение роли данных знаков в предложении.

Условия постановки знаков препинания могут быть грамматические, интонационные или смысловые. При пунктуационном разборе мы объясняем не только наличие знаков, но и их отсутствие там, где можно ошибиться. Если в предложении есть несколько знаков препинания, выполняющих одну функцию, они группируются и объясняются один раз.

Пунктуационный разбор направлен на анализ знаков препинания. Его выполнение способствует формированию у ученика умения объяснить постановку или отсутствие того или иного знака препинания, а также определять функции пунктограмм.

Знаки препинания внутри и в конце предложения

В конце предложения в зависимости от интонации и цели высказывания может стоять точка, многоточие, вопросительный и восклицательный знаки (иногда возможна одновременная постановка вопросительного и восклицательного знаков). Восклицательный знак ставится при восклицательной интонации, соответственно вопросительный – при вопросительной интонации. При интонационном умолчании следует ставить многоточие. В иных случаях в конце предложения ставят точку.

Знаки препинания внутри предложения делятся на непарные (запятая, восклицательный знак, вопросительный знак, точка с запятой, двоеточие, тире) и парные (скобки, кавычки).

При объяснении знаков внутри предложения помним про следующие правила:
  1. знаки на границе простых предложений в составе сложного (если предложение сложное);
  2. тире между подлежащим и сказуемым;
  3. знаки препинания при однородных членах и обобщающем слове (если есть);
  4. знаки препинания при обособленных членах предложения;
  5. знаки при сравнительных оборотах и уточняющих членах предложения;
  6. знаки при словах и конструкциях, грамматически не связанных с другими членами предложения;
  7. знаки препинания при прямой речи, диалоге и цитировании.

Пунктуационный анализ предложения

Для пунктуационного анализа используются либо предложения со вставленными знаками препинания, либо предложения, где необходимо самостоятельно расставить знаки препинания.

Пример со вставленными знаками

Сделаем пунктуационный разбор предложения со вставленными знаками. Для удобства при пунктуационном анализе частично выполняется синтаксический разбор (выделение грамматических основ).

В сказках часто повествуется о том, (1) как, (2) не слезая с тёплой печи, (3) путешествует неунывающий герой. (4)

1 – запятая ставится на границе частей сложного предложения (главная отделяется от подчинительной) перед союзом как.

2 и 3 – запятые ставятся для выделения деепричастного оборота.

4 – точка – знак завершения в конце повествовательного невосклицательного предложения.

Самостоятельная расстановка знаков препинанияСделаем пунктуационный разбор, предполагающий самостоятельную расстановку знаков препинания.

Молодые мастера живописи (1) руководимые И.Н. Крамским (2) вышли из состава Академии (3) как известно (4) уже в начале года (5) и (6) отказавшись участвовать в конкурсе (7) организовали прославившуюся на весь мир (8) «Артель художников» (9) первую общественную организацию художников в России (10).

1 и 2 – ставим запятые, выделяя причастный оборот, стоящий после определяемого слова. 3 и 4 – ставим запятые, выделяя вводную конструкцию. 5 – ничего не ставим, союз и связывает однородные сказуемые. 6 и 7 – ставим запятые, выделяя деепричастный оборот. 8 – ничего не ставим, причастный оборот находится перед определяемым словом. 9 – ставим тире (или запятую), выделяя приложение. 10 – в конце повествовательного невосклицательного предложения ставим точку.

Пунктуационный разбор сложносочиненного предложения

План

1. Знаки завершения;

2. Знаки разделения между простыми предложениями, из которых состоит сложносочиненное предложение;

3. Знаки препинания в простых предложениях, входящих в состав сложносочиненного;

Образец пунктуационного разбора сложносочиненного предложения

Все вокруг наполнилось весенним ароматом,(2) и вся природа пробудилась ото сна.(1)

Предложение повествовательное, невосклицательное, поэтому в конце ставится знак завершения – точка (1).

Между первым простым предложением «Все вокруг наполнилось весенним ароматом» и вторым «вся природа пробудилась ото сна» перед союзом «и» ставится знак разделения – запятая (2).

Пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения

План

1. Знаки завершения;

2. Знаки разделения между простыми предложениями, из которых состоит сложноподчиненное предложение;

3. Знаки препинания в простых предложениях, входящих в состав сложноподчиненного;

Образец пунктуационного разбора сложноподчиненного предложения

Анна знала,(2) что больше никогда не вернется в это шумное,(3) беспокойное место.(1)

Предложение повествовательное, невосклицательное, поэтому в конце ставится знак завершения – точка (1).

Между первым простым предложением «Анна знала» и вторым «больше никогда не вернется в это шумное, беспокойное место» перед союзом «что» ставится знак разделения – запятая (2).

Еще одна запятая (3) стоит между однородными членами предложения «шумное» и «беспокойное».

Пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения

В конце бессоюзного предложения в зависимости от вида предложения по цели высказывания и эмоциональной окрашенности могут стоять следующие знаки завершения: точка, восклицательный знак, вопросительный знак, многоточие.

В середине бессоюзного предложения стоят знаки разделения, зависящие от отношений между частями бессоюзных предложений. К ним относятся: запятая, точка с запятой, двоеточие и тире.

План

1. Знаки завершения; 2. Знаки разделения между простыми предложениями, из которых состоит сложное бессоюзное предложение; 3. Знаки препинания в простых предложениях, входящих в состав сложного бессоюзного предложения;

Образец пунктуационного разбора сложносочиненного предложения

Мы знали: (2) впереди нас ждут приключения! (1)

Предложение повествовательное, восклицательное, поэтому в конце ставится знак завершения –  восклицательный знак (1).

Между первым простым предложением «Мы знали» и вторым «впереди нас ждут приключения» ставится знак разделения – двоеточие (2), так как вторая часть дополняет значение первой.

Пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи

План

1. Знаки завершения;

2. Знаки разделения между простыми предложениями, из которых состоит сложное предложение;

3. Знаки препинания в простых предложениях, входящих в состав сложного предложения;

Образец пунктуационного разбора сложного предложения с различными видами связи

Восход солнца осветил край неба на горизонте, (2) и вскоре стало светло (3), хотя солнце ещё так и не показалось (1).  

В конце сложного предложения с различными видами связи ставится знак завершения –  точка (1), так как предложение повествовательное, невосклицательное.

Между первым простым предложением «Восход солнца осветил край неба на горинзонте» и вторым « вскоре стало светло» ставится знак разделения – запятая перед сочинительным союзом «и» (2). Между вторым простым предложением и третьим «хотя солнце еще так и не показалось» – тоже ставится знак разделения – запятая перед подчинительным союзом «хотя».

Прямая речь

На схеме пунктуационного разбора прямая речь изображается буквой «П» (если она находится в начале предложения или является самостоятельным предложением) и буквой «п» (если она находится в конце предложения). Слова автора соответственно обозначаются «А» и «а» в зависимости от их местонахождения в предложении.

Таким образом, при пунктуационном разборе возможны несколько вариантов оформления прямой речи:

1. Прямая речь находится перед словами автора:

«П», – а.

«П!» – а.

«П?» – а.

2. Прямая речь находится после слов автора:

А: «П».

А: «П!»

А: «П?»

3. Прямая речь прерывается словами автора:

«П, – а, – п».

«П, – а. – П».

«П! – а. – П».

«П? – а. – П».

Примеры:

Учитель сказал: «Запишите домашнее задание» (А: «П»).

Учитель сказал: «Не забудьте записать домашнее задание!» (А: «П!»).

Учитель спросил: «Записали домашнее задание?» (А: «П?»).

«Пишем контрольную работу», – предупредил учитель. («П», – а).

Когда учитель спросил: «Готовы к контрольной работе?» – все промолчали. (А: «П?» – а).

Задание OGR0321 Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Ясная Поляна (1) чудесное место. Оказавшись в этом уютном уголке (2) расположенном всего лишь в 200 км от столицы (3) и в 10 минутах езды от Тулы (4) ощущаешь себя на краю земли. Природа поражает своей красотой (5) и время здесь словно останавливается. Берёзовая аллея (6) яблоневые сады (7) парки (8) и пруды настраивают на творческий лад. Неудивительно (9) что в этих местах творил гениальный писатель Л.Н. Толстой.


  • На месте (1) НЕ СТАВИТСЯ запятая, так как по правилам пунктуации на этом месте должно стоять тире (между подлежащим «Ясная Поляна» и сказуемым «место», которые выражены существительными в именительном падеже).
  • На месте (2), (4) СТАВЯТСЯ запятые, так как они выделяют причастный оборот «расположенном всего лишь в 200 км от столицы и в 10 минутах езды от Тулы».
  • На месте (3) НЕ СТАВИТСЯ запятая перед одиночным союзом И, который соединяет однородные определения.
  • На месте (5) СТАВИТСЯ запятая, так как она разделяет простые предложения в составе сложносочиненного (грамматическая основа первой части – природа (подлежащее) поражает красотой (сказуемое); грамматическая основа второй части – время (подлежащее) останавливается (сказуемое)):
[Природа поражает своей красотой], и [время здесь словно останавливается].
  • На месте (6), (7) СТАВЯТСЯ запятые между однородными подлежащими «аллея», «сады», «парки».
  • На месте (8) НЕ СТАВИТСЯ запятая перед одиночным союзом И, который соединяет однородные подлежащие «парки» и «пруды».
  • На месте (9) СТАВИТСЯ запятая, чтобы отделить придаточное от главного в сложноподчиненном предложении: [Неудивительно], (что в этих местах творил гениальный писатель Л.Н. Толстой).

Правильно: Ясная Поляна – чудесное место. Оказавшись в этом уютном уголке, расположенном всего лишь в 200 км от столицы и в 10 минутах езды от Тулы, ощущаешь себя на краю земли. Природа поражает своей красотой, и время здесь словно останавливается. Берёзовая аллея, яблоневые сады, парки и пруды настраивают на творческий лад. Неудивительно, что в этих местах творил гениальный писатель Л.Н. Толстой.

Ответ: 245679

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | оценить

Задание ER2121R Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Впадина Карагие, расположенная близ восточного побережья Каспийского моря, является одной из самых глубоких впадин в Азии. (2)Её глубина – 132 м, длина – 85 км, ширина – до 25 км. (3)Есть две официальные версии перевода названия глубинной долины: «чёрный склон» и «чёрная пасть». (4)Оба варианта очень точно описывают саму впадину: её склоны имеют вкрапления чёрной породы, а овальные очертания действительно напоминают пасть огромного зверя. (5)Местные жители называют впадину Батыр (в переводе с тюркского – «воин») в честь реликтового озера, находящегося на дне впадины. (6)Когда озеро пересыхает, дно впадины покрывается солончаком – почвой с высоким содержанием соли. (7)По мнению геологов, процесс формирования впадины ещё не завершился. (8)Доказательством тому служат овраги и широкие балки на дне впадины.


Внимательно читаем задание и предложения. Выбираем только те предложения, в которых есть указанный в задании пунктуационный знак – запятая. Это предложения (1), (2), (4), (5), (6), (7).

Разберём эти предложения по порядку:

(1)Впадина Карагие, расположенная близ восточного побережья Каспийского моря, является одной из самых глубоких впадин в Азии – запятые выделяют обособленное определение, выраженное причастным оборотом («расположенная близ восточного побережья Каспийского моря»).

(2)Её глубина – 132 м, длина – 85 км, ширина – до 25 км – запятые между частями бессоюзного сложного предложения (БСП).

(4)Оба варианта очень точно описывают саму впадину: её склоны имеют вкрапления чёрной породы, а овальные очертания действительно напоминают пасть огромного зверя – запятая между частями сложносочинённого предложения (ССП).

(5)Местные жители называют впадину Батыр (в переводе с тюркского – «воин») в честь реликтового озера, находящегося на дне впадины – запятая выделяет обособленное определение, выраженное причастным оборотом («находящегося на дне впадины»).

(6)Когда озеро пересыхает, дно впадины покрывается солончаком – почвой с высоким содержанием соли – запятая между частями сложноподчинённого предложения (СПП).

(7)По мнению геологов, процесс формирования впадины ещё не завершился – запятая выделяет вводную конструкцию «по мнению геологов».

В предложениях 1, 5 запятые выделяют обособленные определения, выраженные причастными оборотами. Значит, записывает эти цифры в ответ.

Ответ: 15

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | оценить

Задание ER2122T Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Юрий Александрович Бычков – спецкор газеты «Советская культура», общественный деятель в области сохранения культурного наследия. (2)В 1967 году он оказался в Суздале. (3)Цель командировки – подготовить материал о том, как живут старинные российские города. (4)Когда материал был собран, Юрий Александрович решил вернуться в Москву не той дорогой, по которой ехал в Суздаль, а окружным путём – по ярославской трассе. (5)Владимир, Суздаль, Ярославль, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Сергиев Посад, Кострому и Иваново – эти города посетил во время поездки Бычков. (6)По итогам командировки в газете «Советская культура» журналист Ю.А. Бычков опубликовал не единственную статью о Суздале, как планировалось изначально, а серию очерков под общим названием «Золотое кольцо», где каждому из городов посвятил отдельный материал. (7) В Москве он увидел, как блестят на солнце купола в Кремле, вспомнил очертания маршрута, по которому проехал, и о том, как блестела рожь вдоль дорог, – так и родилось сочетание «Золотое кольцо».


Внимательно читаем задание и предложения. Выбираем только те предложения, в которых есть указанный в задании пунктуационный знак – тире. Это предложения (1), (3), (4), (5), (7).

Рассмотрим предложения (1), (3), (4), (5), (7) по порядку:

(1)Юрий Александрович Бычков – спецкор газеты «Советская культура», общественный деятель в области сохранения культурного наследия – в этом предложении тире ставится между подлежащим Юрий Александрович Бычков и однородными сказуемыми спецкор и деятель. Правило – тире между подлежащим и сказуемым.

(3)Цель командировки – подготовить материал о том, как живут старинные российские города – в этом предложении тире ставится между подлежащим цель и сказуемым подготовить. Правило – тире между подлежащим и сказуемым.

(4)Когда материал был собран, Юрий Александрович решил вернуться в Москву не той дорогой, по которой ехал в Суздаль, а окружным путём – по ярославской трассе – в этом предложении с помощью тире выделяется уточняющая конструкция по ярославской трассе. Правило – тире перед уточняющей конструкцией.

(5)Владимир, Суздаль, Ярославль, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Сергиев Посад, Кострому и Иваново – эти города посетил во время поездки Бычков – в этом предложении тире ставится перед обобщающим словом города и после ряда однородных членов предложения Владимир, Суздаль, Ярославль, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Сергиев Посад, Кострому и Иваново. Правило – тире перед обобщающим словом после однородных членов предложения.

(7) В Москве он увидел, как блестят на солнце купола в Кремле, вспомнил очертания маршрута, по которому проехал, и о том, как блестела рожь вдоль дорог, – так и родилось сочетание «Золотое кольцо» – тире между грамматическими основами он увидел, блестят купола, вспомнил, проехал, блестела рожь и родилось сочетание «Золотое кольцо». Правило – тире в бессоюзном сложном предложении.

Как видим, тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации в предложениях (1) и (3).

Ответ: 13

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | оценить

Алёна Базан | Просмотров: 2k | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован.