Пунктуация. Знаки препинания: завершения, разделения, выделения • теория

Пунктуация – это раздел грамматики, который изучает знаки препинания и правила их постановки при письме.

Знаки препинания служат для отделения предложений друг от друга в тексте, для разделения и выделения в предложении смысловых отрезков.

В русском языке всего десять знаков препинания. Их можно разделить на три группы:

  • Выполняющие функцию завершения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие);
  • Выполняющие функцию разделения (запятая, точка с запятой, тире, двоеточие);
  • Выполняющие функцию выделения (двойные кавычки, круглые скобки, восклицательный знак, запятая/две запятых, тире/два тире, двоеточие и тире, употребляемые вместе).

Знаки завершения заканчивают фразу и ставятся в конце предложения. Также возможны случаи, когда знаки завершения ставятся в середине предложения. Они используются:

— для оформления отдельного предложения как законченного;

— для отделения определенного слова в предложении от следующего.

Знаки препинания в конце предложения

  • Точка (.) – знак препинания, который используется для разделения предложений в тексте и сокращения слов. Точка не ставится в заголовках и в тех предложениях, которые оканчиваются другими знаками препинания;
  • Вопросительный знак (?) – знак препинания, используемый в конце предложения, в котором какой-либо вопрос.
  • Восклицательный знак (!) – знак препинания, который выполняет отделительную функцию, выражает сильное чувство: восхищение, волнение, изумление;
  • Многоточие (…) – знак препинания, который используется в том случае, если какая-то часть предложения опущена. Часто содержит в себе скрытый смысл текста.

Правила употребления знаков завершения

  1. В конце повествовательного и побудительного предложения ставится точка, если в них не выражены сильные чувства;
  2. В конце вопросительного предложения ставится знак вопроса;
  3. В конце любого предложения ставится знак восклицания, если в этом предложении выражены сильные чувства;
  4. Многоточие ставится в конце недосказанного предложения.

Знаки разделения служат для обозначения границ между однородными членами в простом предложении и для разделения простых предложений в сложном.

К разделительным знакам относятся:

  • Запятая (,) – знак препинания, который разделяет слова, группы слов или простые предложения в составе сложного;
  • Точка с запятой (;) – знак препинания, который ставится между независимыми предложениями, объединённых в одно сложное предложение без помощи союзов;
  • Тире (–) – знак препинания, который обозначает пропуски: пропуск связки в сказуемом, пропуск члена предложения в неполном предложении, пропуск противительных союзов;
  • Двоеточие (:) – знак препинания, который ставится при обобщении после обобщаемого слова, между авторскими словами и прямой речью, а также между двумя частями сложного бессоюзного предложения, когда вторая часть поясняет первую или дополняет её.

Знаки выделения служат для обозначения прямой и косвенной речи, а также границ смысловых отрезков, которые осложняют простое предложение – вводных слов, обращений, обособленных второстепенных членов.

К выделительным знакам, кроме ранее известных, относятся: кавычки и двойные скобки. Кавычки («») необходимы для выделения прямой речи, цитат и заглавий, а скобки (_) служат для выделения отдельных слов или частей предложения, содержащих пояснение к основному тексту.

Место в предложении, где необходимы знаки препинания, можно найти по определенным признакам:

  • Морфологические: наличие причастий, деепричастий, союзов;
  • Синтаксические: наличие нескольких грамматических основ, обособленных членов предложения, однородных членов, прямой речи;
  • Звуковые: произношение с вопросительной или восклицательной интонацией;
  • Смысловые: пояснение, выражение причины, рассуждение.

Основные принципы русской пунктуации

В основе русской пунктуации лежит три принципа:

  1. Структурный;
  2. Смысловой;
  3. Интонационный.

Структурный принцип принято считать основным принципом русской пунктуации. Его еще называют синтаксическим, потому что он основан на строении предложения, на его синтаксической структуре. К примеру, точка всегда ставится в конце предложения, а между частями сложного предложения – определенные разделительные знаки.

Смысловой принцип также влияет на постановку знаков препинания. В большинстве случаев смысловое деление текста совпадает с синтаксическим, однако возможны и такие случаи, когда синтаксическое деление подчинено смысловому. К примеру, при постановке «авторских» знаков препинания, функция которых заключается в различении смысла, а не делении предложения на синтаксические части.

Интонационный принцип в меньшей мере влияет на постановку знаков препинания, чем предыдущие принципы. Однако тоже играет значительную роль. К примеру, выбор постановки знака препинания в конце предложения (точки или восклицательного знака) зависит именно от интонационного принципа. Но буквального совпадения между интонацией и знаками препинания нет, далеко не всегда паузы делаются в тех местах, где стоит какой-нибудь знак препинания.

Текст: Екатерина Лохова, 8k 👀

Все упражнения 👇

Аббревиатуры и сложносокращённые слова 6 классАнализ текстаВиды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраскеВыразительные средства русского языкаГлавные и второстепенные члены предложенияГлагол как часть речи. Личные окончания глаголов. 5 классГрафика. ОрфографияДвусоставные и односоставные предложенияДеепричастие как часть речи 7 классЗнаки препинания в бессоюзном сложном предложенииЗнаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связьюЗнаки препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом предложенииЗнаки препинания при обособленных членах предложенияЗнаки препинания при однородных членахЗнаки препинания при сравнительных оборотах и уточненияхИ/Ы, А/Я, У/Ю, О/Е (Ё) после шипящих и ЦИмя прилагательное как часть речи 5-6 классИмя существительное как часть речи 5 классИмя числительное как часть речи 6 классИтоговое собеседование 2021Категория состояния как часть речи 7 классЛексика и фразеология. Фразеологизмы. 5 классЛексикография. Словари. Этимология слов 5 — 6 классМеждометие как часть речи 7 классМестоимение как часть речи 6 классМорфемика и словообразование. Части слова. 5 классМорфемный и словообразовательный разбор слова 5 классМорфологический разбор слова. Морфология и орфография.Наречие как часть речи 7 классНЕ с глаголамиОбращения, вводные слова и вставные конструкции. Знаки препинания при нихОднородные и обособленные члены предложенияОрфоэпия. 5 классОсложнённое простое предложениеПериод. Знаки препинания в периоде. Трудные случаи пунктуации и синтаксисаПравила переноса словПравила постановки двоеточияПравописание гласных и согласных в приставкахПравописание корнейПравописание Н и ННПравописание НЕ и НИПравописание окончаний. Суффиксы причастий и деепричастийПравописание предлогов, союзов и частицПравописание приставокПравописание словарных словПравописание суффиксовПричастие как часть речи 7 классПростое и сложное предложенияПрямая речь, диалог, цитирование. Знаки препинанияПунктуационный анализ предложенияПунктуация. Знаки препинания: завершения, разделения, выделенияРабочая программа по русскому языку 10 классРабочая программа по русскому языку 5 классРабочая программа по русскому языку 6 классРабочая программа по русскому языку 7 классРабочая программа по русскому языку 8 классРабочая программа по русскому языку 9 классРаспространённые и нераспространённые, полные и неполные предложенияСамостоятельные части речи 7 классСинтаксис. Словосочетание и предложениеСинтаксический анализ словосочетания и предложенияСклонение имен существительных. Таблица окончаний по падежам.Слитное и раздельное написание НЕСлитное, дефисное, раздельное написание словСлужебные части речи: предлоги, союзы, частицыСпособы передачи чужой речи и знаки препинания при нихСредства связи предложений в текстеСтили речиТекст как речевое произведениеТире в простом и сложном предложенияхТире между подлежащим и сказуемымУпотребление твёрдого и мягкого знаковФонетический анализ слова. Звуки и буквы. 5 классФункционально-смысловые типы речиЧередование звуков. Беглые гласные. 5 классЯзыковые нормы