Рабочая программа для 11 класса по учебному предмету «Биология» составлена на основе Федерального Государственного стандарта. В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.
Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностнодеятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.
Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Всё это даёт возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приёмам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
Помимо этого, в курсе окружающего мира рассматривается ряд понятий, интегративных по своей сущности и значимых для последующего изучения систематического курса биологии: тела и вещества, неорганические и органические вещества, агрегатные состояния вещества, испарение, почва и др. Опираясь на эти понятия, учитель биологии может более полно и точно с научной точки зрения раскрывать физико-химические основы биологических процессов и явлений, изучаемых в основной школе (питание, дыхание, обмен
В свою очередь, содержание курса биологии в основной школе, включающее сведения о многообразии организмов, биологической природе и социальной сущности человека, служит основой для изучения общих биологических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе, где особое значение приобретают мировоззренческие, теоретические понятия.
Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой важное неотъемлемое звено в системе непрерывного биологического образования, являющееся основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса:
Общая биология: Учебник для 10–11 классов общеобразовательных учреждений: базовый уровень / Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.; Под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2013.
План
Эволюция (сентябрь – ноябрь)
- Возникновение и развитие эволюционных представлений
- Чарльз Дарвин и его теория происхождения видов
- Доказательства эволюции
- Вид. Критерии вида
- Популяции
- Роль изменчивости в эволюционном процессе
- Естественный отбор – направляющий фактор эволюции
- Формы естественного отбора в популяциях
- Случайные изменения частот генов и генотипов в популяции
- Приспособленность организмов – результат действия факторов эволюции
- Видообразование – результат эволюции
- Основные направления эволюционного процесса
Возникновение и развитие жизни на Земле (декабрь – январь)
- Развитие представлений о возникновении жизни
- Современные взгляды на возникновение жизни
- Развитие жизни в Криптозое
- Развитие жизни в Палеозое
- Развитие жизни в Мезозое
- Развитие жизни в Кайнозое
- Многообразие органического мира. Классификация организмов
Происхождение человека (февраль – март)
- Происхождение человека
- Ближайшие «родственники» человека среди животных
- Основные этапы эволюции приматов
- Первые представители рода Homo. Появление человека разумного
- Факторы эволюции человека
Основы экологии (март – май)
- Предмет экологии, факторы среды
- Взаимодействие популяции разных видов
- Сообщества. Экосистемы (биогеоценозы)
- Поток энергии и цепи питания
- Свойства и смена экосистем
- Агроценозы
- Применение экологических знаний в практической деятельности человека
- Состав и функции биосферы
- Круговорот химических элементов. Биогеохимические процессы в биосфере
- Глобальные экологические проблемы
- Общество и окружающая среда