Синтаксический анализ словосочетания и предложения

теория по русскому 🐻 синтаксис

Синтаксис – это раздел науки о языке, который изучает строение и функциональное взаимодействие различных частей речи в предложениях и словосочетаниях.

Синтаксис занимается разбором словосочетаний, предложений, порядком слов, их ролью в предложениях, а также словосочетаниями и фразеологизмами.

Синтаксис изучает подчинительные связи в словосочетании, свободные и несвободные словосочетания, состав и строение предложения.

Определение

Синтаксический разбор словосочетания – это определение грамматического значения словосочетания и средства связи слов внутри него.

Последовательность синтаксического разбора словосочетания

1. Выделить словосочетание из предложения;

2. Определить главное и зависимое слово (поставить вопрос от главного к зависимому);

3. Определить, какой частью речи выражено главное и зависимое слово;

4. Составить схему (модель) словосочетания;

5. Определить вид словосочетания по главному слову: именное, глагольное или наречное;

6. Обозначить средства грамматической связи слов в словосочетании: выделить окончание у зависимого слова и при наличии – предлог. Указать те случаи, когда слова в словосочетании связаны только по смыслу;

7. Определить тип подчинительной связи: согласование, управление, примыкание;

Образец синтаксического разбора словосочетания

Как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова (С. Есенин)

1. Роняет тихо – словосочетание;

2. Роняет (как?) тихо, роняет – главное слово, тихо – зависимое;

3. Главное слово – глагол, зависимое – наречие;

4. Над главным словом ставится крестик и рисуется стрелочка по направлению к зависимому слову;

5. Глагольное;

6. Слова связаны только по смыслу;

7. Тип связи – примыкание;

Определение

Синтаксический разбор предложения – это характеристика предложения по структуре, типу, членам предложения и частям речи.

Синтаксический разбор предложения включает следующие шаги:

  1. Охарактеризовать предложение по цели высказывания:
    • повествовательное (сообщение, факт)
    • вопросительное (вопрос)
    • побудительное (приказ, призыв к действию)

И скучно, и грустно, и некому руку подать / В минуту душевной невзгоды. (М.Ю. Лермонтов) – повествовательное

Что ты тут написал? Что это такое? (И.Ильф, Е. Петров) – вопросительное

Россия! встань и возвышайся! / Греми, восторгов общий глас! (А.С. Пушкин) – побудительное

2. Охарактеризовать предложение по эмоциональной окраске:

    • восклицательное
    • невосклицательное

Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! (Л.Н. Толстой)

Отдаю тебе душу в залог / За твои голубые подснежники. (Н.А. Заболоцкий)

3. Охарактеризовать предложение по наличию грамматических основ:

    • простое (одна)
    • сложное (две и более грамматических основ).

Министерство Любви поддерживало закон и порядок. (Д. Оруэлл) – простое

И вдруг я очутился лицом к лицу с тем самым юношей, который с первого взгляда вызвал в моей душе столь странное волнение. (О. Уайльд) – сложное

Дальнейший разбор выполняется с учётом того, является предложение простым или сложным:

Простое предложение

Сложное предложение

4.  Охарактеризовать предложению по наличию главных членов: двусоставное (есть подлежащее и сказуемое), односоставное (только подлежащее или сказуемое). Если предложение односоставное, указать его тип: определённо-личное, неопределённо-личное, обобщённо-личное, безличное, назывное;

5. Определить полноту предложения: полное (есть все члены, необходимые для понимания предложения), неполное (некоторые члены опущены и восстанавливаются из контекста);

6. Охарактеризовать предложение по наличию второстепенных членов: распространённое (есть второстепенные члены), нераспространённое (нет второстепенных членов);

7. Проверить, осложнено ли предложение. Если да, указать чем – однородными членами, обособленными членами, обращением, вводными словами и конструкциями и др.

8. Подчеркнуть члены предложения и указать, какими частями речи они выражены;

9. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть. Простое предложение в схеме обозначается квадратными скобками.

4. Охарактеризовать предложение по типу связи между частями: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП), сложноподчинённое (СПП), сложное предложение с разными видами связи;

5. Разобрать каждую часть сложного предложения как простое, начиная с пункта №4 соседнего столбца.

Главная часть в СПП и равнозначные предложения в БСП и ССП обозначаются квадратными скобками, подчинительная часть – круглыми.

Синтаксический разбор простого предложения

существительное наречие глагол глагол предлог существительное союз глагол глагол существительное
Катя слегка присела, поместилась возле сестры и принялась разбирать цветы.

(И.С. Тургенев)

  1. повествовательное;
  2. невосклицательное;
  3. простое;
  4. двусоставное;
  5. полное;
  6. распространённое;
  7. осложнено однородными сказуемыми;
  8. выполняется прямо в предложении;
  9. Схема:

Синтаксический разбор сложного предложения

прил. сущ. нареч. нареч. глаг. пред. сущ. прил. сущ.
Важное сведение, по-видимому, действительно произвело на  путешественника сильное впечатление,
союз мест. нареч. глаг. сущ. сущ.  част. дееприч. пр. 
потому что он испуганно обвёл глазами дома, как бы опасаясь в 
мест. сущ. глаг. пред. сущ.
каждом окне увидеть по атеисту.

(М.А. Булгаков)

  1. повествовательное;
  2. невосклицательное;
  3. сложноподчинённое;

4.1. двусоставное; 5.1 полное; 6.1 распространённое; 7.1 осложнено вводным словом;

4.2. двусоставное; 5.2 полное; 6.2 распространённое; 7.2 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом;

9. Схема:

Порядок синтаксического разбора предложения с однородными или обособленными членами остаётся таким же, как и без них. Только следует добавить при их наличии то, что предложение осложнено однородными членами или обособленными, и какими именно.

Синтаксический разбор сложносочиненного предложения

Сложносочиненное предложение состоит из двух или более равноправных частей, которые соединены при помощи сочинительного союза. Выполняя синтаксический разбор сложносочиненного предложения, нужно помнить о том, что необходимо проанализировать предложение в целом и каждую его часть отдельно.

План разбора

1. Выделить члены предложения;

2. Определить какими частями речи выражены члены предложения;

3. Дать общую характеристику предложению (обычно в скобках):

– какое это предложение по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное);

– какое это предложение по интонации (восклицательное/невосклицательное);

– вид предложения (сложносочиненное), количество частей;

4. Разбор каждого простого предложения, входящего в состав сложносочиненного предложения:

– односоставное/двусоставное;

– распространенное/нераспространенное;

– осложнено/не осложнено;

– полное/неполное;;

5. Составить схему предложения. Все части сложносочиненного предложения обозначаются квадратными скобками, союзы остаются в первоначальном виде. При необходимости можно указать в скобках грамматическую основу каждой части (подлежащее – одной линией, сказуемое – двумя).

Образец синтаксического разбора сложносочиненного предложения

Анна хотела поехать в магазин, расположенный за чертой города, но было поздно, и мы, к счастью, уговорили её перенести поездку на другой день.

Анна (существительное) хотела (глагол) поехать (глагол) в магазин (существительное), расположенный за чертой города (причастный оборот), но было (глагол) поздно (наречие), и мы (местоимение), к счастью (существительное), уговорили (глагол) её (местоимение) перенести (глагол) поездку (существительное) на другой (местоимение) день (существительное).

(Повествовательное, невосклицательное, сложносочиненное, состоит из 3 простых предложений; 1 простое предложение – двусоставное, распространенное, осложнено причастным оборотом; 2 простое предложение – односоставное, нераспространенное; 3 простое предложение – двусоставное, распространенное, осложнено вводным словом).

[…], но […], и […].

Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения

План разбора

1. Выделить члены предложения; 2. Определить какими частями речи выражены члены предложения; 3. Дать общую характеристику предложению (обычно в скобках):

– какое это предложение по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное);

– какое это предложение по интонации (восклицательное/невосклицательное);

– вид предложения (сложноподчиненное);

– выделить главное и придаточное предложения, указать место придаточного по отношению к главному;

– если имеется несколько придаточных частей, указать способ соединения частей: последовательное, параллельное или однородное;

– группа сложноподчиненного предложения;

4. Разбор каждого простого предложения, входящего в состав сложноподчиненного предложения:

– односоставное/двусоставное;

– распространенное/нераспространенное;

– осложнено/не осложнено;

– полное/неполное;

5. Составить схему предложения: квадратными скобками обозначается главное предложения, круглыми – придаточные, союзы остаются в первоначальном виде. При необходимости можно указать в скобках грамматическую основу каждой части (подлежащее – одной линией, сказуемое – двумя).

Образец синтаксического разбора сложноподчиненного предложения

Уверяют, что встреча с черной кошкой предвещает несчастье.

Уверяют (глагол), что встреча (существительное) с черной (прилагательное) кошкой (существительное) предвещает (глагол) несчастье (существительное).

(Повествовательное, невосклицательное, сложноподчиненное с придаточным изъснительным, состоит из 2 частей: главное предложение – «уверяют», придаточное – «встреча с черной кошкой предвещает несчастье». Первое простое предложение – односоставное, нераспространенное, обобщенно-личное, неосложненное, полное. Второе простое предложение – двусоставное, распространенное, неосложненное, полное).

[…], (что …).

Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения

Сложные предложения по способу соединения простых предложений, из которых они состоят, делятся на союзные и бессоюзные. Части бессоюзного предложения соединятся без союзов, только при помощи интонации и знаков препинания.

План разбора

1. Выделить члены предложения; 2. Определить какими частями речи выражены члены предложения; 3. Дать общую характеристику предложению (обычно в скобках):

– какое это предложение по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное);

– какое это предложение по интонации (восклицательное/невосклицательное);

– вид предложения (бессоюзное), количество частей;

– определить тип смысловых отношений между частями предложения;

4. Разбор каждого отдельного простого предложения, входящего в состав бессоюзного предложения:

– односоставное/двусоставное;

– распространенное/нераспространенное;

– осложнено/не осложнено;

– полное/неполное;

5. Составить схему предложения. Все части бессоюзного предложения обозначаются квадратными скобками. При необходимости можно указать в скобках грамматическую основу каждой части (подлежащее – одной линией, сказуемое – двумя).

Образец синтаксического разбора бессоюзного сложного предложения

Поможешь другу в беде – друг поможет тебе.

Поможешь (глагол) другу (существительное) в беде (существительное) – друг (существительное) поможет (глагол) тебе (местоимение).

При разборе части речи надписываются над словами.

(Повествовательное, невосклицательное, бессоюзное, смысловые отношения условия, состоит из 2 простых предложений; 1 простое предложение – односостваное, распространенное, неосложненное, полное; 2 простое предложение – двусоставное, распространенное, неосложненное, полное).

[] – [].

Синтаксический разбор сложного предложения с различными видами связи

Существуют сложные предложения, части которых могут быть соединены между собой различными видами связи: союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной.

План разбора

1. Выделить члены предложения; 2. Определить какими частями речи выражены члены предложения; 3. Дать общую характеристику предложению (обычно в скобках):

– какое это предложение по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное);

– какое это предложение по интонации (восклицательное/невосклицательное);

– вид предложения (сложное), количество частей;

– определить вид связи между простыми предложениями в составе сложного предложения;

– указать средства связи частей сложного предложения (сочинительные и подчинительные союзы, союзные слова, интонация);

4. Разбор каждого отдельного простого предложения, входящего в состав сложного предложения:

– односоставное/двусоставное;

– распространенное/нераспространенное;

– осложнено/не осложнено;

– полное/неполное;

5. Составить схему предложения: квадратными скобками обозначается главное предложения, круглыми – придаточные, союзы остаются в первоначальном виде. При необходимости можно указать в скобках грамматическую основу каждой части (подлежащее – одной линией, сказуемое – двумя).

Образец синтаксического разбора сложного предложения с различными видами связи

Когда на смену надоевшей осени приходит белоснежная зима, то кажется: в жизни началась новая глава.

Когда на смену (существительное) надоевшей (причастие) осени (существительное) приходит (глагол) белоснежная (прилагательное) зима (существительное), то кажется (глагол): в жизни (существительное) началась (глагол) новая (прилагательное) глава (существительное).

При разборе части речи надписываются над словами.

(Повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 простых предложений; 1 простое предложение – двусоставное, распространенное, неосложненное, полное; 2 простое предложение – односоставное, нераспространенное, неосложненное, полное, 3 простое предложение – двусоставное, распространенное, неосложненное, полное).

Когда (…), то [] : [].

Синтаксический разбор предложения с прямой речью

Порядок разбора

  1. Тип предложения (предложение с прямой речью);
  2. Выделить прямую речь и слова автора;
  3. Определить, где находится прямая речь относительно слов автора. Составить схему предложения с прямой речью (П – прямая речь, А – слова автора);
  4. Сделать синтаксический разбор прямой речи;
  5. Сделать синтаксический разбор слов автора;

Образец синтаксического разбора с прямой речью

«Поздравляю Вас, коллеги, с наступающим Новым годом!» – торжественно произнес директор.

«П!» – а.

Предложение с прямой речью, прямая речь находится перед словами автора, поэтому после нее ставится тире, а слова автора начинаются с маленькой буквы.

Поздравляю Вас, коллеги, с наступающим Новым годом!

Повествовательное, восклицательное, простое, односоставное, определённо-личное, распространённое, полное, осложнено обращением «коллеги», которое не является членом предложения.

Члены предложения выделены следующими частями речи: поздравляю – глагол, вас – местоимение, коллеги – существительное, с – предлог, наступающим – причастие, Новым годом – имя существительное.

… торжественно произнес директор.

Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, неосложнённое.

Члены предложения выделены следующими частями речи: торжественно – наречие, произнес – глагол, директор – существительное.

Задание OGR0221 Прочитайте текст.

(1)Хотя диалог обычно противопоставляют монологу, но в таком противопоставлении полюсы неравноправны. (2)Диалог – живая форма общения, он может длиться долго; напротив, монолог – искусственная форма речи, и обычно он длится недолго. (3)Правда, на сцене монолог звучит более естественно, чем в жизни. (4)Это объясняется тем, что, во-первых, сценический монолог предполагает фоном всю пьесу и, во-вторых, сами зрители выступают как бы в роли молчаливого собеседника актёра, произносящего монолог. (5)И всё же известная условность монолога сохраняется и на сцене, чем объясняется его постепенное вытеснение с подмостков: в пьесах нашего времени монолог занимает гораздо более скромное место, чем раньше.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов. 

  1. Первая часть предложения 1 – односоставное неопределённо-личное предложение.
  2. Предложение 2 содержит 4 (четыре) грамматические основы.
  3. В предложении 3 первая грамматическая основа – правда.
  4. Две части предложения 4 осложнены вводными словами.
  5. Предложение 5 сложносочинённое.

1.Первая часть предложения 1 – односоставное неопределённо-личное предложение – это ВЕРНОЕ утверждение, так как в первой части предложения есть только один главный член – сказуемое противопоставляют (Хотя диалог обычно противопоставляют монологу, …), которое выражено формой 3-го лица множественного числа настоящего времени.

То есть в предложении невозможно указать, кто именно противопоставляет диалог монологу, а только подразумевается кто-то, кого можно обозначить личным местоимением в форме множественного числа они.

2. Предложение 2 содержит 4 (четыре) грамматические основы – это ВЕРНОЕ утверждение. Выделим грамматические основы:

Диалог (подлежащее) – живая форма общения (сказуемое)он (подлежащее) может длиться (сказуемое) долго; напротив, монолог (подлежащее) – искусственная форма речи (сказуемое), и обычно он (подлежащее) длится (сказуемое) недолго.

3. В предложении 3 первая грамматическая основа – правда – это НЕВЕРНОЕ утверждение, так как правда в этом предложении является вводным словом (Правда, на сцене монолог звучит более естественно, чем в жизни). Отметим. что без этого слова предложение не потеряет смысл.

4. Две части предложения 4 осложнены вводными словами – это ВЕРНОЕ утверждение. Выделим вводные слова в каждой из частей: Это объясняется тем, что, во-первых (вводное слово), сценический монолог предполагает фоном всю пьесу и, во-вторых (вводное слово), сами зрители выступают как бы в роли молчаливого собеседника актёра, произносящего монолог. Эти вводные слова указывают на отношения между частями высказывания.

5. Предложение 5 сложносочинённое – это НЕВЕРНОЕ утверждение, так как это сложное предложение с разными видами связи: подчинительной и бессоюзной.

И всё же известная условность (подлежащее) монолога сохраняется (сказуемое) и на сцене, чем объясняется (сказуемое) его постепенное вытеснение (подлежащее) с подмостков: в пьесах нашего времени монолог (подлежащее) занимает (сказуемое) гораздо более скромное место (сказуемое), чем раньше.

Первая грамматическая основа условность сохраняется соединяется со второй грамматической основой вытеснение объясняется с помощью подчинительного союза чем, а вторая грамматическая основа вытеснение объясняется соединяется с третьей грамматической основой монолог занимает место с помощью двоеточия.

Ответ: 124

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | оценить

Задание ER0822T Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

1) Сразу по приезде в губернский город Чичиков попытался установить деловые связи с местными чиновниками.

Б) неправильное построение предложения с косвенной речью 2) Возвращаясь в родные места, мне вспомнились детские впечатления от впервые увиденной грозы.
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 3) Через неделю после венчания А.С. Пушкин сообщает другу П.А. Плетнёву, что «я женат и счастлив».
Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 4) Установить направление движения древних материковых оледенений можно благодаря изучения состава и строения валунов – обкатанных и слегка закруглённых камней.
Д) ошибка в построении предложения с однородными членами 5) Слова, по мнению Платона, лишены исторического развития и являются результатом постановления «законодателей», которые раз и навсегда определили как звучание, так и значение слов в языке.
6) Сверхпроводники – это материалы, не имеющие электрического сопротивления при сильном охлаждении, поэтому плотность электрического тока, протекающего по такому материалу, может достигать гигантских значений.
7) Если провести опрос среди молодёжи, то можно убедиться в том, что сегодня молодые люди воспринимают и думают о жизни иначе, чем предыдущие поколения.
8) В пьесе А.П. Чехова «Вишнёвом саде» мысли о будущем России наиболее полно выражены в монологах Пети Трофимова, молодого интеллигента, жизнь которого полна труда и лишений.
9) Благодаря комментариям Ю.М. Лотмана к «Евгению Онегину» каждый читатель лучше понимает эпоху А.С. Пушкина.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


Сначала найдём и исключим правильные предложения. Читаем и определяем, что предложения 1, 5, 6 и 9 построены верно.

Дальше смотрим, какие ошибки допущены в оставшихся предложениях:

  • Букве А соответствует предложение №4. Здесь неправильно употреблена падежная форма существительного с предлогом. Верно:

Установить направление движения древних материковых оледенений можно благодаря изучению (вместо благодаря изучениЯ – неправильный падеж: предлог благодаря требует дательного, а не родительного падежа) состава и строения валунов – обкатанных и слегка закруглённых камней.

  • Букве Б соответствует предложение №3. В предложении есть признаки прямой («я женат и счастлив» – речь от первого лица, кавычки) и косвенной речи (сообщает другу П.А. Плетнёву, что). Переделаем предложение в косвенную речь: заменим местоимение первого лица на местоимение третьего лица и раскроем кавычки:

Через неделю после венчания А.С. Пушкин сообщает другу П.А. Плетнёву, что он женат и счастлив (вместо что «я женат и счастлив»).

  • Букве В соответствует предложение №8. Здесь при несогласованном приложении есть определяемое слово (пьесе), поэтому поставим приложение в именительный падеж:

В пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад» (вместо «Вишнёвом саде» – форма приложения изменяется, как при согласованном приложении, а этого делать нельзя, так как есть определяемое слово пьесе!) мысли о будущем России наиболее полно выражены в монологах Пети Трофимова, молодого интеллигента, жизнь которого полна труда и лишений.

  • Букве Г соответствует предложение №2. Здесь ошибка в деепричастном обороте. Верно:

Когда я возвращался (вместо возвращаясь неверный вариант, так как в таком случае деепричастие возвращаясь относится к подлежащему впечатления, а это невозможно, ведь впечатления не могут возвращаться в родные места!) в родные места, мне вспоминались детские впечатления от впервые увиденной грозы.

  • Букве Д соответствует предложение №7. Здесь видим ошибку в построении предложения с однородными членами. Верно:

Если провести опрос среди молодёжи, то можно убедиться в том, что сегодня молодые люди воспринимают жизнь и думают о ней иначе (вместо молодые люди воспринимают и думают о жизни иначе – неправильно, так как у однородных сказуемых воспринимают (что?) и думают (о чём?) разное управление и общее зависимое слово, а такого быть не может!), чем предыдущие поколения.

Ответ: 43827

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | оценить

Алёна Базан | Просмотров: 9.8k | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован.