Смысл эпиграфа комедии «Ревизор»
Эпиграф. История появления эпиграфа к комедии «Ревизор»
Сначала вспомним, что такое эпиграф и какова его роль в произведении.
Эпиграф (от греч. epigraphe — надпись) — высказывание, изречение, цитата, которую автор помещает перед произведением или его структурной частью — главой, разделом. Функции, которые выполняет эпиграф, таковы:
- указание на тему произведения;
- непрямое выражение авторской позиции;
- раскрытие идеи произведения;
- указание на важные события в сюжете;
- указание на литературную традицию.
Эпиграф комедии к пьесе «Ревизор» появился в 1842 году, хотя сама пьеса была написана в 1836 году. «Неча на зеркало пенять, коли рожа крива» — эта народная пословица, став эпиграфом, была ответом на острую критику комедии, обвинения автора в необъективности оценки действительности, её искажении. Такие оценки были даны комедии Н.Гоголя современниками:
Вигель – в письме к Загоскину: «Автор выдумал какую-то Россию и в ней какой-то город, в который свалил он все мерзости, которые изредка на поверхности настоящей России находишь…»
Николай Греч: «Не комедия, а карикатура в разговорах…действие ее не новое и притом несбыточно и невероятно; в ней сначала до конца нет ни одного благородного, возвышенного движения, не только мысли».
План сочинения
Напишите свою работу, опираясь на план, который мы предлагаем.
- История появления эпиграфа к комедии Н.Гоголя «Ревизор»
- Смысл эпиграфа к пьесе:
- нравы и порядки в городе N;
- цели жизненные устремления городских чиновников;
- казнокрадство и взяточничество как привычное явление;
- страдания простого люда, находящегося во власти чиновников.
- Уездный город как Россия в миниатюре, отражённый в зеркале сатирической комедии Н.В.Гоголя.
- Беспощадный смех писателя над социальными пороками.
Вариант финальной части сочинения
«Н.В.Гоголь верил, что “силой смеха можно изменить к лучшему мир и человека в этом мире, а озаренное силою смеха слово несет примиренье в душу”. Смех в “Ревизоре” – это смех сатирический, направленный против социальных пороков, крепко укоренившихся в российской действительности. Писатель преподал “разом целой толпе живой урок”, заставив людей посмотреть в зеркало комедии, в котором отразились темные стороны жизни в России: произвол власти, взяточничество, кража денег из государственной казны, невежество, подхалимство.
Слова, которые произносит городничий в его последнем монологе «Чему смеетесь? Над собой смеетесь!» — по смыслу тесно связаны с эпиграфом комедии «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». Автор подчёркивает, что каждый характер взят из жизни и за каждым героем «Ревизора» скрывается целая галерея людей, которые, увидев себя в комедийном зеркале, не хотят этого признать».
Первый вариант сочинения
Эпиграф – важнейшая часть произведения, отражающая его главную мысль, призванная лучше понять его смысл.
Н.В. Гоголь предпослал своей комедии «Ревизор» народную пословицу: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». Эпиграф появился лишь спустя шесть лет после первой постановки комедии в ответ на критику современников. Их возмущало столь нелицеприятное изображение современной им действительности, охватившее все русские характеры и социальные пороки.
Гоголь создал настолько достоверные художественные типы, что почти каждый мог найти в них себя: почтмейстеры так же, как Шпекин, вскрывали письма и читали их, заведующие богоугодных заведений так же, как Земляника, экономили на лекарствах.
Сюжетная линия произведения проста: чиновники уездного города ждут появления ревизора с проверкой. Случайно приняв за него другого человека, начинают выслуживаться перед ним. Когда последний покидает город, ошибка выясняется, а настоящий ревизор приезжает.
Первая фраза комедии стала крылатой, и каждый из нас ее знает наизусть: «Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить пренеприятное известие. К нам едет ревизор». Так завязывается сюжет. Чиновники ожидают проверки с неподдельным страхом, потому что у каждого есть свои грешки. Они пытаются скрыть все недочеты, чтобы внешне все выглядело более-менее нормально.
Самым страшным для них становится тайный приезд ревизора, теперь они могут подозревать любого гостя их городка. Их внимание привлекает молодой человек Иван Александрович Хлестаков, поселившийся в местной гостинице. Впервые мы слышим об этом человеке из уст его слуги Осипа, который характеризует хозяина как человека никчёмного, а потому говорит о нём презрительно. Сам Хлестаков – служащий канцелярии, направляющийся по требованию отца из Санкт-Петербурга домой в Саратовскую губернию.
Когда городничий приходит к нему в номер, Хлестаков не может понять, что происходит. Они глядят друг на друга испуганно и не смеют сказать ни слова.
Когда Хлестаков понимает в чем дело, за кого его принимают, он быстро берет ситуацию в свои руки и старается извлечь максимум пользы для себя: берет взятки, ухлестывает за женой и дочкой городничего, которые по своей безмерной глупости падки на его уловки.
Иван Александрович врет так творчески, что сам начинает верить в свои фантазии. А чиновники, ослепленные страхом, даже и подумать не могут, бывает ли описанное ревизором на самом деле. Едва не женившись на дочери городничего, Хлестаков уезжает из города.
После его отъезда наконец выясняется правда, и приезжает настоящий ревизор.
Комедия заканчивается немой сценой, которая призвана сыграть роль зеркала. Зрители, по замыслу Н.В. Гоголя, должны смотреть на сцену, как в зеркало. Так автор призывает рассмотреть в себе недостатки, присущие героям комедии и попытаться их исправить. Так подтверждается смысл, вложенный автором в эпиграф к произведению – не ругайте зеркало за то отражение, которое видите в нем.
Второй вариант сочинения
Зачастую авторы используют эпиграфы, чтобы дать читателю представление, о чем пойдет речь в произведении. Несмотря на то, что эпиграф к комедии Гоголя появился уже после ее публикации, он является ключом к пониманию сути пьесы и отношения Гоголя к критике «Ревизора».
В качестве эпиграфа к своему бессмертному произведению Гоголь взял русскую народную пословицу: «На зеркало неча пенять, коль рожа крива».
Изначально эпиграфа не было, он появился лишь спустя шесть лет после выхода комедии в свет, представляя собой своеобразный ответ на критику окружающих. Автор сравнивает свое произведение с зеркалом. Ведь многие, узнав в комедии себя, начали обвинять автора в клевете, так как он обличил многие общественные пороки: лень, эгоизм, алчность, взяточничество и др. Также общество стало упрекать Николая Гоголя в том, что он искажает реальность и хочет опорочить жизнь русского народа.
В комедии эпиграф играет большую роль, он передает основную мысль автора. Н.В. Гоголь хочет донести до читателей то, что именно они послужили прототипами героев произведения. И осуждая их, читатель в первую очередь осуждает себя.
Смысл пословицы, взятой к качестве эпиграфа, заключается в том, что прежде чем безосновательно винить окружающих во всех своих бедах, нужно искать корень проблемы в себе, анализировать свои действия. Автор не зря использовал именно это высказывание, поскольку оно отражает смысл произведения и носит обличительный характер. В емкой метафорической форме автор выражает свое отношение к людям, которые не замечают собственных недостатков.
Значение пословицы, использованной писателем в качестве эпиграфа к своей комедии, понятно каждому. В контексте пьесы оно приобретает дополнительные краски. Лучше всего эпиграф разъясняет заключительный монолог Сквозник-Дмухановского. «Чему смеётесь? Над собою смеётесь!..» — кричит он, обращаясь к залу. Зрители видят на сцене самих себя, словно глядятся в зеркало.
Предвидя негативные отзывы, Гоголь включил в монолог городничего такие слова: «… найдется щелкопер, бумагомарака, в комедию тебя вставит. Чина, звания не пощадит, и будут все скалить зубы и бить в ладоши». Театр – зеркало для мира. Потешаясь над карикатурными персонажами, люди не понимают: смешны их собственные недостатки, их представления о мире, их поведение и убеждения. А ругая автора за гротескное уродство героев, никто не признает, что это он сам, его семья, знакомые.
Целая палитра пороков представлена Гоголем в «Ревизоре». Взяточничество и бездеятельность чиновников, искренне считающих, что занимаемое место даёт им право на дополнительный доход, намного превышающий жалование.
В зеркале сатиры могут рассмотреть себя и столичные молодые люди с «необыкновенной лёгкостью в мыслях». Не обременённые заботами даже о своей жизни, они видят её целью бездумное получение примитивных удовольствий. Бессмысленное, пустое существование рано или поздно доведёт до большой беды. А самовлюблённые и высокомерные дамы демонстрируют дурно воспринятые светские манеры и пытаются вести «умные» беседы, употребляя не к месту французские словечки. Заняты они только слухами, нарядами и сплетнями.
Общий для всех героев и самый страшный порок – низкопоклонство. Решив, что Хлестаков – «большая шишка», все в городе пресмыкаются перед ним, ссужают деньгами, верят его безудержной лжи. Жена и дочь городничего наделяют «елистратишку» немыслимыми достоинствами.
В зеркале, которое поставил Гоголь перед дворянской Россией, отразились ограниченность, стяжательство, глупость, угодничество, безответственность. И нет смысла критиковать за это автора. Он лишь нарисовал портреты современников. Смешны герои пьесы, не способные ни к размышлениям, ни к поступкам, ни к честной оценке себя и своей жизни.
Первая же постановка комедии вызвала массу критики со стороны большинства зрителей. «Ревизор» создал всеобщий ажиотаж, и все билеты были раскуплены заранее, однако писатель все равно продолжал сильно переживать за премьеру пьесы. И его опасения оказались оправданы, поскольку он настолько четко и ярко описал своих персонажей, что многие зрители узнали в героях самих себя. И это не могло понравиться. Они не желали признавать реалистичность созданных писателем образов, не хотели замечать своих пороков. Таким образом, эпиграф помогает понять суть характеров и психологию героев, их моральные качества, а также говорит о том, что Гоголь хотел реалистично изобразить устройство общества.
Следует сказать, что эпиграф у произведения появился спустя несколько лет после выхода пьесы. С одной стороны, пословица стала ответом всем злым языкам и критикам, которые спустили на комедию всех собак. Гоголь тем самым показал критикам, что все их недовольства — это результат того, что в героях каждый увидел себя.
С другой стороны, эпиграф хорошо объясняет и смысл самой пьесы. Ведь сам того не понимая, Хлестаков становится зеркалом для других героев комедии. Именно с его появлением обнажаются все пороки, которые завладели чиновниками всех уровней. В финале пьесы чиновники ссорятся между собой, но дружно обвиняют во всех бедах Хлестакова. Хотя, если бы они могли взглянуть на все объективно, увидели бы, что виноваты только они сами.
Третий вариант сочинения
Эпиграф к комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» появился не сразу. Первоначально автор не брал к комедии эпиграфа, было обычное начало текста для театральной постановки — афиша, в которой описывались действующие лица. Критиковать «Ревизора» стали после первого показа пьесы на сцене.
Гоголь очень переживал, хотя знал, что на постановку комедии не было свободных билетов. Всем хотелось посмотреть новую комедию и посмеяться. Критика исходила чаще от тех, кто находил в героях сходные с собой черты. В ответ на такую реакцию Гоголь добавляет эпиграф.
Между первой постановкой и выбором строчек народной мудрости к тексту прошло 6 лет. Комедия стала зеркалом для взяточников, казнокрадов, лентяев и лицемеров. Значение эпиграфа – это намек многочисленным критикам: нашли сходство, лучше молчите, а не кричите об этом на всех углах.
Эпиграф вводит читателя в текст, готовит к восприятию. Смысл эпиграфа «Ревизор» заключается в понимании пословицы: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». В народной мудрости есть насмешка, ирония, упрек и сарказм, то есть то, что можно было увидеть в комедии.
У жителей уездного города, которые встретились с Хлестаковым, было «рыльце в пуху». Они так боялись ревизора, что приняли за него никчемного чиновника, стоящего на самой низшей ступени рангов.
Комедия Гоголя стала зеркалом для глупости в лице Хлопова и отсутствия милосердия в образе Земляники. «Кривые рожи» увидели зрители на сцене: городничего, ворующего из казны, судьи, разрешившего сторожу держать в присутственном месте гусей.
Смысл эпиграфа комедии «Ревизор» уточняет художественный сюжет. За каждым персонажем можно наблюдать, но если его захочется покритиковать, то начинать следует с себя. Эпиграф стал неким предупреждением разбушевавшимся чиновникам, считающим, что Гоголь преувеличил проблемы российской действительности.
Роль эпиграфа в произведении довольна высока. Его смысл чётко отражает самую суть пьесы, именно с этой фразы Гоголь решил начать свой рассказ, чтобы сразу донести до читателя мысль, что изначально необходимо начинать с себя, прежде чем обвинять других. С одной стороны, это зрители, читатели, осуждающие пьесу, не узнав её истинный смысл, с другой — главные герои, которые по своей глупости принимают за ревизора совсем иного человека.
Хлестаков, рожа которого также «крива», впрочем, как и все герои этой пьесы, является неким зеркалом для всех жителей уездного городка. И его основная задача — показать им их истинное лицо, «кривую рожу». Автор пожелал, чтобы каждый герой узнал в этом «зеркале» свои пороки и изъяны. Однако жители видят проблему только в проверке, которую себе организовали, даже не догадываясь, что «зеркало» здесь ни при чём.
Заканчивается пьеса немой сценой, основная функция которой — сыграть роль зеркала. Смотря на сцену, зрители должны увидеть все недостатки главных героев, но заодно и оценить своё собственное отражение в зеркале гоголевской комедии.