Смысл названия комедии «Горе от ума»

Тема, над которой вам предстоит работать, обращена к названию комедии Грибоедова «Горе от ума». Оно довольно расплывчатое, вызывающее ряд вопросов. От какого ума? Ведь и житейский опыт, и дальновидность, и здравомыслие, и образованность – всё это разные проявления ума. О каком же из них говорит Грибоедов? И кому – горе?

Почему Ум не понимают

В содержании работы вы можете учесть и использовать материал о том, что первоначальный вариант названия пьесы – «Горе уму». Основную сюжетную линию будущего произведения Грибоедов сформулировал в письме Катенину следующим образом: «Девушка, сама не глупая, предпочла дурака умному человеку». Но в такую схему, которая отражала довольно традиционный любовный конфликт, совершенно не укладывались общественные противоречия. Да и звучало подобное название как приговор всякому уму на все времена. Грибоедов пытался представить парадоксальную, но, к сожалению, вполне узнаваемую ситуацию, в которой положительное качество – ум – приносит несчастье (горе). Именно подобная ситуация нашла отражение в новом названии — «Горе от ума».

Исходя из этого, можно сформулировать центральный вопрос, который был поставлен Грибоедовым в пьесе: почему умный человек оказывается отвергнутым и обществом, и любимой девушкой? В чём причины этого непонимания? Это вопрос как философский, так и психологический. Он возникает в любое время и в любую эпоху, что делает комедию актуальной и современной.

Отметим и то, что Чацкий, главный герой комедии, являясь носителем передового ума, который есть синоним высокой степени просвещения, свободолюбия, свободомыслия, независимости, непримиримости к несправедливости, жажды знаний, терпит «горе» от него. В этом заключается общественный смысл заглавия. Однако нужно учесть и другое: уже в начале комедии сам герой говорит, что у него «ум с сердцем не в ладу». В чём же это проявляется? В доме Фамусова он появляется ради Софьи. Чувство, сердце влекут его к Софье, а ум заставляет его разоблачать мир, к которому принадлежит девушка. Это делает его настолько оторванным от реальности, что он произносит страстные монологи даже на балу. С этим связан и второй смысл заглавия: «горе» Чацкого и от ума, который действует под влиянием сильного, искреннего чувства — неразделённой любви. Это нравственно-психологический смысл заглавия.

План сочинения

Предлагаем вам план, опираясь на который вы сможете написать свою творческую работу на данную тему. Уже из плана видно, что в сочинении будут отражены разные типы ума, разъяснена суть основного конфликта, будет ясно, кто получает свой «мильон терзаний».

  1. Трагедия безумия благородной личности как традиционная в литературе.
  2. Столкновение ума, носителя передового миропонимания, с поколением «отцов». Его неизбежность и острота.
    1. «Отцы» — непримиримые противники вольнодумства (« Он вольность хочет проповедать!»), защитники незыблемой основ старины («Учились бы, на старших глядя»).
    2. Споры Чацкого с Фамусовым и его окружением как защита независимой личности, нового мировоззрения и высокой нравственности.
    3. Общие мотивы монологов Чацкого как выражение духовных исканий молодого поколения декабристской эпохи.
    4. Быть умным в кругу Фамусова. Что это значит? Так ли уж глуп Молчалин?
    5. Личная и общественная драма Чацкого в их сложном переплетении. «Мильон терзаний» героя.
    6. Бал — кульминация конфликта: нескрываемая враждебность, предательство Софьи. Драматизм одиночества Чацкого, его бескомпромиссный разрыв с московским обществом и домом Фамусова.
  3. Чацкий — «побежденный победитель», «передовой воин, застрельщик и — всегда жертва» (Гончаров).

Рекомендуем вам обратиться к статье Ивана Александровича Гончарова «Мильон терзаний». Предлагаем прочитать отрывок из неё, который имеет непосредственное отношение к теме работы: «Мильон терзаний» и «горе» — вот что он пожал за все, что успел посеять. До сих пор он был непобедим: ум его беспощадно поражал больные места врагов. Фамусов ничего не находит, как только зажать уши против его логики, и отстреливается общими местами старой морали. Молчалин смолкает, княжны, графини — пятятся прочь от него, обожженные крапивой его смеха, и прежний друг его, Софья, которую одну он щадит, лукавит, скользит и наносит ему главный удар втихомолку, объявив его под рукой, вскользь, сумасшедшим.

Он чувствовал свою силу и говорил уверенно. Но борьба его истомила. Он, очевидно, ослабел от этого «мильона терзаний», и расстройство обнаружилось в нем так заметно, что около него группируются все гости, как собирается толпа около всякого явления, выходящего из обыкновенного порядка вещей.

Он не только грустен, но и желчен, придирчив. Он, как раненый, собирает все силы, делает вызов толпе — и наносит удар всем, — но не хватило у него мощи против соединенного врага».

Вам может быть полезна статья современного литературоведа В.Е. Красовского, посвящённая комедии «Горе от ума». Небольшая цитата из неё имеет прямое отношение к теме сочинения: «История критических интерпретаций пьесы отражает сложность и глубину ее социальной и философской проблематики, обозначенной в самом названии комедии: «Горе от ума». Проблемы ума и глупости, безумия и сумасшествия, дурачества и шутовства, притворства и лицедейства поставлены и решены Грибоедовым на многообразном бытовом, общественном и психологическом материале. По существу, все персонажи комедии, включая второстепенных, эпизодических и внесценических, втянуты в обсуждение вопросов об отношении к уму и различным формам глупости и безумия. Главной фигурой, вокруг которой сразу концентрировалось все многообразие мнений о комедии, стал умный «безумец» Чацкий. От истолкования его характера и поведения, взаимоотношений с другими персонажами зависела общая оценка авторского замысла, проблематики и художественных особенностей комедии».

Первый вариант сочинения

Новаторство Александра Грибоедова в том, что он создал комедию, в которой ярко проявилось только зарождающееся направление в литературе – реализм. Драматург еще не полностью отступает от законов классицизма, но уже во многом использует реалистичный метод. Во-первых, произведение строится на нескольких конфликтах: любовном и социальном. Во-вторых, классификация героев выходит за рамки однозначно положительных и отрицательных. В-третьих, в комедии нет счастливой развязки. В классицистической комедии авторы в финале разрешают конфликт, показывая торжество положительных героев и позор негативных. Классицизм давал готовые ответы читателям. Грибоедов в комедии «Горе от ума» конфликт оставляет неразрешенным, заставляя читателя задуматься над его возможным решением.

В первом издании комедия имела название «Горе уму». Этот вариант подводил к мысли, что в основе конфликта находится умный человек, который противостоит глупому обществу. Но «один в поле не воин», поэтому побеждают глупцы, которых большинство, а умного человека считают безумцем. Такой смысл названия не совсем подходил для реализации замысла автора, поэтому он изменяет название на «Горе от ума». Теперь проблема ума в комедии становится шире и не ограничивается образом главного героя. Автор подталкивает нас к выводу, что не всегда идеи, рожденные великим умом, приводят к счастью.

Александр Чацкий – главный герой комедии, ключевая фигура, которая противостоит московскому обществу. Он повидал мир, впитал в себя дух вольнодумства, поэтому, вернувшись в Москву, видит ограниченность мышления «отцов». Герой остроумен, подмечает малейшие слабости Фамусова и его окружения. Однако так ли умен герой, как думает? Например, Александр Пушкин, прочитав комедию, не счел Чацкого по-настоящему умным человеком, потому что умные люди понимают, когда и перед кем высказывать свои идеи. Герой говорит прекрасно, но фамусовское общество глухо к его речам, оно просто не способно его понять, потому что мыслит иначе. Поэтому Чацкий просто «мечет бисер» перед недостойными людьми – и это не признак великого ума, по мнению Пушкина.

Сам Грибоедов симпатизирует своему герою, считая его одним здравомыслящим человеком среди двадцати пяти глупцов. В таком неравном противостоянии угадываются романтические мотивы. Но автор не показывает нам чуда в финале, напротив, единственного здравомыслящего человека объявляют сумасшедшим. В чем же причина его поражения? Чацкий умен, но его идеи хороши только в теории. Герой не учитывает реалии жизни фамусовского общества, поэтому его размышления для них – это пустой звук. Не добившись любви и понимания, Чацкий разочаровывается, так и не осознав, что его «горе» — от ума, который порождает идеи, далекие от реальной жизни.

Второй вариант сочинения

Название произведения имеет огромное значение для понимания текста. Через название автор может указать как на основную мысль, так и на проблематику произведения. То же самое касается и пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума». В таком случае, каков смысл названия данного произведения? Грибоедов через название подчёркивает наличие в пьесе такой важной проблемы, как проблема ума.

Александр Андреевич Чацкий – почти идеальный герой Грибоедова: он образован, остроумен, поддерживает идеи о необходимости перемен во всех сферах жизни общества. При этом Чацкий – раздражитель для окружающего общества, потому что замечает в нем преимущественно недостатки. С момента появления в доме Фамусова обо всех московских знакомых он отзывается иронично и насмешливо, не щадя даже уважаемых персон. Фамусов видит в этом опасное вольнодумство и просит Чацкого молчать при полковнике Скалозубе и гостях.

Даже с Софьей, с которой провел детство и в которую был влюблен, главный герой не находит общего языка. Для девушки он просто человек, которому приятно злословить. По сути дела, никто не понимает правдивость слов Чацкого, потому что у всех остальных своя правда. Он критикует чинонопочитание и страсть к богатству, но для общества это не только норма, но и хорошая традиция. Фамусовское общество попросту не понимает, чем так недоволен Чацкий.

Здравомыслие и трезвый взгляд на жизнь дворянского общества позволяют Чацкому увидеть его недостатки. Он с грустью отмечает, что личность человека исчерпывается его положением в обществе и богатством, что просвещение и культура ущемляются, что прогрессивные идеи отвергаются. Фамусовское общество агрессивно в защите своих идеалов. Главный герой не только становится лишним человеком, но и объявляется безумцем из-за своих взглядов. В этом – горе здравомыслящего Чацкого, пытающегося образумить общество. Название комедии подчеркивает, что умному человеку пока нет места в обществе.

Первоначально комедия называлась «Горе уму». Умным в данной пьесе всегда считали Чацкого, потому что сам Грибоедов назвал его таковым, и многие литераторы поддержали его в этом. Однако Пушкин не смог согласиться с этим, он на роль умного человека выдвинул самого Грибоедова, потому что Чацкий, по его мнению, всего лишь повторял мысли автора комедии, потому что долгое время находился рядом с ним.

Также стоит отметить, что в произведении «Горе от ума» нет глупых людей, просто все умны по-своему. Грибоедов, представляя такое количество героев, как бы спрашивает читателя, что же такое ум.  Почти все персонажи рассуждают на эту тему. У всех есть свое представление о том, кого считать умным.

Несмотря на то, что главная проблема комедии — ум, немаловажное значение в ней имеют и чувства. Именно из-за их противоречивости страдает Чацкий, говоря, что «ум с сердцем не в ладу». Многие считают, что главный герой ушел, чтобы «не навредить» своему уму, однако это не совсем так. Он удалился, потому что его чувство не могло перенести нанесённого оскорбления, как от света в целом, так и от выбора Софьи в частности.

Название любого произведения — ключ к его пониманию. Название комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» вносит в конфликт пьесы необычайно важную категорию, а именно категорию ума. Источник такого непривычного названия, к тому же первоначально звучавшего как «Горе уму», восходит к русской пословице, в которой противостояние между умным и глупым заканчивалось победой дурака. Конфликт между умником и глупцом вообще всегда был очень важен и актуален для комедиографов, предшественников А. С. Грибоедова, принадлежавших к школе классицизма.
Вспомним тех же Мольера и Бомарше, в их комедиях этот конфликт присутствует, он обозначен там довольно зримо. В «Горе от ума» этот конфликт выглядит иначе, переосмысляется. Современники не могли не почувствовать этого, поскольку возникло несколько мнений. Сам Грибоедов показал горе Чацкого от его ума, а Пушкин вовсе отказал ему в уме.

«Но Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен», — писал И. Гончаров. Пушкин же действительно говорил в письме Бестужеву о том, что «умное действующее лицо» в комедии — Грибоедов, а Чацкий — это только «пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями». Итак, что же такое ум в комедии Грибоедова и кто является в ней умным человеком?

Ум является теоретической добродетелью. Для предшествовавших комедиографов он не был недостатком (положительными героями являются Стародум, Правдин в «Недоросле» Фонвизина и т. д.). Отклонениями, которые высмеивались авторами, были глупцы (например, Митрофан у Фонвизина). Важно отметить, что только соблюдение меры считалось умом. А умом как чувством меры обладает Молчалин, а не Чацкий. Ум Молчалина служит хозяину и помогает, Чацкому же его ум (а «речь его кипит умом, остроумием», как говорит Гончаров) только вредит, он сродни безумию для окружающих, именно он приносит ему «мильон терзаний». Удобный ум Молчалина противопоставляется странному и возвышенному уму Чацкого, но это уже не борьба ума и глупости. В пьесе Грибоедова нет глупцов, ее конфликт строится на противостоянии разных типов ума. Таким образом, «Горе от ума» — комедия, перешагнувшая классицизм. Категория ума имеет отношение к философскому строю пьесы, невозможному в комедии классицизма, ориентированному на уже заданные абсолютные истины.

Список литературы

  1. Володин П.М. «История русской литературы XIX века». Москва, 1962 г.
  2. Пиксанов Н.К. «Творческая история “Горе от ума”». Ленинград, 1983г.
  3. Орлов В. «Грибоедов. Очерк жизни и творчества». Москва, «Гослитиздат», 1947 г.
  4. Смольников И.Ф. «Комедия А.С.Грибоедова “Горе от ума”». Москва, Просвещение, 1986 г.
Текст: Елена Бочкова, 12k 👀