Средства связи предложений в тексте | теория по русскому 🐻 культура речи

Смысловая и грамматическая связность – один из важнейших признаков текста. Она проявляется в последовательности и логичности изложения, обеспечиваемой специальными средствами связи между отдельными частями текста.

Выделяются лексические, морфологические и синтаксические средства связи предложений в тексте.

Лексические средства

Слова одной тематической группы

Далее тропинка обрывалась. Деревья, казалось, стояли сплошной стеной.

Лексические повторы

Зависть развивается прежде всего там, где вы сам себе чужой. Зависть развивается прежде всего там, где вы не отличаете себя от других. Завидуете – значит, не нашли себя. (Д.С. Лихачёв)

Повторы формы слова

Над посёлком плыло тёмное небо с яркими иглистыми звёздами. Такие звёзды бывают только осенью. (В.П. Астафьев)

Повтор однокоренных слов

На суде убийца упорно отрицал свою вину. Всё говорило против него, и убедиться в его виновности было так же нетрудно, как в том, что земля чёрная. (А.П. Чехов)

Синонимы и синонимические замены (контекстуальные синонимы, синонимические и описательные обороты и родо-видовые обозначения)

Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей. (Ф.А. Абрамов)

Антонимы (в том числе контекстуальные)

На работе этот человек был серой мышкой. Дома же в нём просыпался лев.

Слова и словосочетания со значением логических связей предложений и резюмирующие слова: вот почему, поэтому, из этого следует, в заключение и т.п.

Морская вода содержит много соли. Вот почему она непригодна для питья.

Морфологические средства

Союзы, союзные слова и частицы в начале предложений

Перестанешь учиться – не сможешь и учить. ИБО знания всё растут и усложняются. (Д.С. Лихачёв)

Всем очень понравился спектакль. Только Ирина, как всегда, была чем-то недовольна.

Личные, притяжательные и указательные местоимения

Призыв об охране лесов должен быть обращён прежде всего к молодёжи. Ей жить на этой земле, ей и украшать её. (Л.М. Леонов)

Может ли злодей-убийца Сальери быть гением? Оттого что он отравитель, разве музыка его стала хуже? (Д.А. Гранин)

Далёким, милым дёрганьем кричали коростели. Эти коростели и закаты незабываемы; чистым видением сохранились они навсегда. (Б.К. Зайцев)

Наречия времени и места

Образ уточняет своё значение благодаря контексту и становится полностью понятным только в конце стихотворения: «Потому что над всем, что было, колокольчик хохочет до слёз». Здесь вступает в силу тема иронии судьбы – судьбы, смеющейся над преходящими явлениями человеческой жизни. (Д.С. Лихачёв)

Единство временных форм глаголов-сказуемых

Показалось солнце. Листья заблестели в его лучах.

Использование степеней сравнения прилагательных и наречий

Поле было огромным. Больше него я в своей жизни ничего не видел.

Синтаксические средства

Синтаксический параллелизм (сходное построение рядом стоящих предложений) Мария сидела в кресле. Собака лежала на полу рядом.
Парцелляция (членение одного большого предложения на несколько неполных) Чтобы быть счастливым в жизни, нужно иметь доброе сердце, высокую душу. Хороший характер.
Неполные предложения – Знаете, о чём мы спорили?

– О литературе, музыке, живописи.

Вводные слова Во-первых, он лучший в городе врач. А во-вторых, он великолепно играет на фортепьяно.
Прямой и обратный порядок слов Этот день ему никогда не забыть. Не забыть никогда, как вся его жизнь в одно мгновенье полетела под откос.

Стоит помнить, что указанные средства связи варьируются в зависимости от темы текста, формы повествования, авторского стиля и т.д. Связь между предложениями может быть как между рядом стоящими предложениями, так и удалёнными друг от друга. Связь между отдельными членами предложения следует отличать от связи между частями сложного предложения.

Смысловые и грамматические средства связи предложений в тексте являются основой для разграничения двух основных видов связи предложений в тексте: цепной и параллельной.

Определение

Цепная (последовательная) связь отражает последовательное развитие мысли, действия, события. Подобная связь обеспечивается в тексте за счёт «сцепки» между новым и предшествующим предложениями. Средствами связи в таком случае выступают повтор, синонимические замены, местоимения, союзы.

Однажды осенью, на возвратном пути с отъезжего поля, я простудился и занемог. К счастью, лихорадка застигла меня в уездном городе, в гостинице; я послал за доктором. Через полчаса явился уездный лекарь, человек небольшого роста, худенький и черноволосый. Он прописал мне обычное потогонное, велел приставить горчичник, весьма ловко запустил себе под обшлаг пятирублёвую бумажку, причём, однако, сухо кашлянул и глянул в сторону, и уже совсем было собрался отправиться восвояси, да как-то разговорился и остался. (И.С. Тургенев «Уездный лекарь»)

Каждое последующее предложение связывается с предыдущим с помощью синонимической замены и использования личных местоимений.

Определение

При параллельной связи предложения не связываются между собой, а сопоставляются или противопоставляются. Параллельная связь основывается на схожих по структуре предложениях, в которых обычно употребляются одинаковые по времени и виду глаголы-сказуемые. Первое предложение при параллельной связи становится «зачином» для всех последующих, которые будут раскрывать мысль первого, конкретизировать его. Основными средствами связи будут синтаксический параллелизм, вводные слова, наречия места и времени.

Оба приятеля нисколько не походили друг на друга. Хорь был человек положительный, практический, административная голова, рационалист; Калиныч, напротив, принадлежал к числу идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных. Хорь понимал действительность, то есть: обстроился, накопил деньжонку, ладил с барином и с прочими властями; Калиныч ходил в лаптях и перебивался кое-как. (И.С. Тургенев «Хорь и Калиныч»)

Все последующие предложения раскрывают значение первого и имеют схожую структуру, подчёркивая противоположность героев.

Текст: Алёна Базан, 4.8k 👀

Задание ER2521R

Прочитайте текст и выполните задания 22–27.

(1)Лишь совсем недавно человек узнал, что Земля – это шар. (2)Думали, стоит Земля на трёх слонах, а ночью звёздный мир её укрывает. (3)Теперь вокруг шара человек пролетает менее чем за два часа. (4)Землю можно увидеть со стороны. (5)Вот снимок, сделанный из космоса. (6)Да, Земля – это шар, на нём видны материки, моря, облака, восходы и заходы Солнца. (7)Подробности земной жизни издалека не видны, но они есть, их много…

(8)Два десятка лет назад американцы провели опрос учёных: что дали человечеству полёты в космос? (9)Много было интересного в ответах. (10)Мне запомнился этот: «Во Вселенной мы одни, и непохоже, что где-нибудь нас ждут. (11)Надо беречь свой дом – родную Землю». (12)Хороший ответ.

13)Сегодня с высоты своих знаний человек может сказать: «Замечательная нам досталась планета». (14)В самом деле, есть на планете вода, без которой жизнь была бы невозможной. (15)Близость Солнца даёт не иссякающее от времени тепло. (16)Вращение Земли обеспечивает чередование дней и ночей на планете, смену времён года. (17)Зелёные растения наполняют атмосферу кислородом. (18)Они накапливают углерод и выделяют в верхние слои атмосферы животворный кислород и озон, прикрывающий всё живое от губительных лучей Солнца.

(19)Конечно, зародившейся жизни миллионы лет приходилось приспосабливаться к изначальным условиям на планете. (20)Живые организмы уступали место на Земле более совершенным. (21)От многих животных уцелели лишь кости. (22)Но некоторые виды дожили до наших времён. (23)Живут в океанской воде на грани истребления человеком громадные киты, самые большие существа, когда-либо жившие на Земле. (24)Самые маленькие из млекопитающих – мышь-малютка и землеройка, весящая всего два грамма.

(25)Между китами и мышами огромное число животных, которым Земля стала родным домом. (26)И во главе всего сущего стоит человек. (27)Он часто решает, кому жить, а кому в жизни должно быть отказано.

(28)Миллионы лет отбирала Природа животных, определяя места, где они могут жить, где могут кормиться. (29)Человек давно изучил эти места и первым тянется к добыче, разрушает среду, в которой животным комфортно. (30)Так разрушаются основы нашего общего Дома.

(31)Многие животные исчезли или стали исключительно редкими. (32)Уже давно мы не видим пролетающих журавлей, мало кто слышит токующих глухарей, крик перепёлок. (33)И так везде на Земле. (34)Двести лет назад американцы варварски истребили миллионы бизонов, а в середине прошлого века химия выкосила в Америке культовую птицу – белоголового орлана. (35)В Африке на больших пространствах уничтожили тысячи носорогов: нужна была земля для посевов зерна. (36)Растут площади жарких пустынь и пустошей, истощаются плодородные земли, высыхают озёра, исчезают на равнинах малые реки.

(37)Вот что имел в виду учёный, ответивший на вопрос о космосе. (38)Планету Земля нам надо беречь. (39)Никто не ждёт высадки землян на другие планеты. (40)А Земля по-прежнему нас кормит, даёт нам дышать, снабжает водой, теплом и радостью жизни, идущей от наших соседей: зверей, птиц, рыб, насекомых, образующих сложный узор жизни.

(41)Вот как выглядит Земля, если взглянуть на неё со стороны. (42)Очертания материков. (43)Следы деятельности вулканов. (44)Огни больших городов и маленьких деревень. (45)Озёра на суше и острова в океане. (46)Текут по Земле большие реки, струнами вытянуты дороги. (47)Земля, изрытая шахтами и лисьими норами. (48)Земля со следами зверей, хлебными полями и кудрями лесов… (49)Такой общий наш Дом.

(По В.М. Пескову*)

* Василий Михайлович Песков (1930–2013) – советский и российский писатель, журналист и фотокорреспондент.

Среди предложений 25–30 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения, лексического повтора и форм слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).


Нам нужно найти такое(-ие) предложение(-я), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения, лексического повтора и форм слова. Читаем и анализируем указанные в задании предложения:

(25)Между китами и мышами огромное число животных, которым Земля стала родным домом. (26)И во главе всего сущего стоит человек. (27)Он часто решает, кому жить, а кому в жизни должно быть отказано.

(28)Миллионы лет отбирала Природа животных, определяя места, где они могут жить, где могут кормиться. (29)Человек давно изучил эти места и первым тянется к добыче, разрушает среду, в которой животным комфортно. (30)Так разрушаются основы нашего общего Дома.

Содержит все три средства связи предложение 29.

Предложение 29 связано с предыдущим с помощью указательного местоимения «эти», лексического повтора «места» и формами слов «животных», «животным»:

(29)Человек давно изучил эти места и первым тянется к добыче, разрушает среду, в которой животным комфортно.

Ответ: 29

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор

Задание ER0221R

Самостоятельно подберите предлог, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите этот предлог.

(1)Как и все другие науки, астрономия возникла из практических потребностей человека. (2)С развитием общества <…> астрономией выдвигались всё новые и новые задачи, для решения которых нужны были более совершенные способы наблюдений и более точные методы расчётов. (3)Поэтому постепенно стали создаваться простейшие астрономические инструменты и разрабатываться математические методы обработки наблюдений.


Чтобы правильно ответить на вопрос, внимательно прочитаем предложение № 2. Затем подберём подходящий по смыслу предлог.

(2)С развитием общества <…> астрономией выдвигались всё новые и новые задачи, для решения которых нужны были более совершенные способы наблюдений и более точные методы расчётов.

На месте пропуска должен стоять предлог ПЕРЕД.

Правильно:

(2)С развитием общества перед астрономией выдвигались всё новые и новые задачи, для решения которых нужны были более совершенные способы наблюдений и более точные методы расчётов.

Ответ: перед

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор

Задание ER2518T

Среди предложений 64–72 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи собирательного числительного. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

(1)Вечером опять сошлись у Старкиных. (2)Говорили только о войне. (3)Кто-то пустил слух, что призыв новобранцев в этом году будет раньше обыкновенного, к восемнадцатому августу, и что отсрочки студентам будут отменены. (4)Поэтому Бубенчиков и Козовалов были угнетены: если это верно, то им придётся отбывать воинскую повинность не через два года, а нынче.

(5)Воевать молодым людям не хотелось: Бубенчиков слишком любил свою молодую и, казалось ему, ценную и прекрасную жизнь, а Козовалов не любил, чтобы что бы то ни было вокруг него становилось слишком серьёзным.

(6)Козовалов говорил уныло:

— Я уеду в Африку. (7)Там не будет войны.

— (8)А я во Францию, — говорил Бубенчиков, — и перейду во французское подданство.

(9)Лиза досадливо вспыхнула. (10)Закричала:

— И вам не стыдно! (11)Вы должны защищать нас, а думаете сами, где спрятаться. (12)И вы думаете, что во Франции вас не заставят воевать?

(13)Из Орго призвали шестнадцать запасных. (14)Был призван и ухаживающий за Лизою эстонец, Пауль Сепп. (15)Когда Лиза узнала об этом, ей вдруг стало как-то неловко, почти стыдно того, что она посмеивалась над ним. (16)Ей вспомнились его ясные, детски чистые глаза. (17)Она вдруг ясно представила себе далёкое поле битвы — и он, большой, сильный, упадёт, сражённый вражескою пулею. (18)Бережная, жалостливая нежность к этому, уходящему, поднялась в её душе. (19)С боязливым удивлением она думала: «Он меня любит. (20)А я, что же я? (21)Прыгала, как обезьянка, и смеялась. (22)Он пойдёт сражаться. (23)Может быть, умрёт. (24)И, когда будет ему тяжело, кого он вспомнит, кому шепнёт: „Прощай, милая”? (25)Вспомнит русскую барышню, чужую, далёкую».

(26)Призванных провожали торжественно. (27)Собралась вся деревня. (28)Говорили речи. (29)Играл местный любительский оркестр. (30)И дачники почти все пришли. (31)Дачницы принарядились.

(32)Пауль шёл впереди и пел. (33)Глаза его блестели, лицо казалось солнечно-светлым, — он держал шляпу в руке, — и лёгкий ветерок развевал его светлые кудри. (34)Его обычная мешковатость исчезла, и он казался очень красивым. (35)Так выходили некогда в поход викинги и ушкуйники. (36)Он пел. (37)Эстонцы с воодушевлением повторяли слова народной песни.

(38)Дошли до леска за деревнею. (39)Дачницы стали возвращаться. (40)Призываемые начали рассаживаться в экипажи. (41)Набегали тучки. (42)Небо хмурилось. (43)Серенькие вихри завивались и бежали по дороге, маня и дразня кого-то.

(44)Лиза остановила Сеппа:

— Послушайте, Пауль, подойдите ко мне на минутку.

(45)Пауль отошёл на боковую тропинку. (46)Он шёл рядом с Лизою. (47)Походка его была решительная и твёрдая, и глаза смело глядели вперёд. (48)Казалось, что в душе его ритмично бились торжественные звуки воинственной музыки. (49)Лиза смотрела на него влюблёнными глазами. (50)Он сказал:

— Ничего не бойтесь, Лиза. (51)Пока мы живы, мы немцев далеко не пустим. (52)А кто войдёт в Россию, тот не обрадуется нашему приёму. (53)Чем больше их войдёт, тем меньше их вернётся в Германию.

(54)Вдруг Лиза очень покраснела и сказала:

— Пауль, в эти дни я вас полюбила. (55)Я поеду за вами. (56)Меня возьмут в сёстры милосердия. (57)При первой возможности мы повенчаемся.

(58)Пауль вспыхнул. (59)Он наклонился, поцеловал Лизину руку и повторял:

— Милая, милая!

(60)И когда он опять посмотрел в её лицо, его ясные глаза были влажны.

(61)Анна Сергеевна шла на несколько шагов сзади и роптала:

— Какие нежности! (62)Он Бог знает что о себе вообразит. (63)Можете представить: целует руку, точно рыцарь своей даме!

(64)Бубенчиков передразнивал походку Пауля Сеппа. (65)Анна Сергеевна нашла, что очень похоже и очень смешно, и засмеялась. (66)Козовалов сардонически улыбался.

(67)Лиза обернулась к матери и крикнула:

— Мама, поди сюда! (68)Она и Пауль Сепп остановились у края дороги. (69)У обоих были счастливые, сияющие лица.

(70)Вместе с Анною Сергеевною подошли Козовалов и Бубенчиков. (71)Козовалов сказал на ухо Анне Сергеевне:

— А нашему эстонцу очень к лицу воинственное воодушевление. (72)Смотрите, какой красавец, точно рыцарь Парсифаль.

(73)Анна Сергеевна с досадою проворчала:

— Ну уж красавец! (74)Ну что, Лизонька? — спросила она у дочери.

(75)Лиза сказала, радостно улыбаясь:

— Вот мой жених, мамочка.

(76)Анна Сергеевна в ужасе воскликнула:

— Лиза, что ты говоришь!

(77)Лиза проговорила с гордостью:

— Он защитник Отечества.

(По Ф. Сологубу*)

* Фёдор Сологуб (1863—1927) — русский поэт, писатель, драматург, публицист.


  1. Внимательно читаем задание и предложенный отрывок текста.
  2. Вспоминаем характеристики указанного средства связи предложений, находим его в тексте. Вспоминаем собирательные числительные – двое, трое, четверо… Перечитаем предложения: числительное обоих (Р.п. собирательного числительного оба) встречается в предложении 69.
Ответ: 69

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор

Задание ER2501

Среди предложений 1-8 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

(1)Я говорил в одном месте, что музей похож на ту ледяную глыбу, большая часть которой скрыта под водой и только подразумевается. (2)Насколько это верно, я убедился, очутившись в разнообразных запасниках музея.

(3)Помещения, где хранится, так сказать, излишек икон, то есть икон либо реставрированных, но не выставленных в основной экспозиции музея, либо ждущих своей реставрации,— помещения эти кажутся чрезвычайно тесными. (4)Во-первых, они на самом деле тесны, во-вторых, в них помещено слишком много икон. (5)Иконы хранятся на стеллажах, поставленные ребром, как книги в библиотеке. (6)Есть полки с небольшими, «домовыми» иконами. (7)Есть ряды «солидных» икон. (8)Есть иконы двухметровой высоты. (9)Впрочем, солидность иконы не всегда зависит от её размеров.

(10)Иногда я наугад брал икону, как книгу с полки, и видел, что икона прекрасна или что она будет прекрасной после умелой и тщательной реставрации. (11)Икон в запасниках тысячи. (12)Красота, которая тонко была распределена по всей Русской земле, теперь соскоблена скребком, подобно позолоте, и собрана в горстки. (13)Горсть в запасниках Третьяковки (около шести тысяч штук), горсть вот здесь, в подвалах Михайловского дворца (четыре тысячи), горсть, допустим, в Ярославском областном музее, горсть в Вологодском музее. (14)А потом уж, после крупных городов, пойдут поскрёбышки: в Суздале, где-нибудь в Тотьме, в Шенкурске, в Городце… (15)На земле же, откуда соскребено и соскоблено, а то и просто смыто, остались кучи щебня, бурьян, иногда омертвевшие, обезглавленные кирпичные помещения, где держат керосин, овёс, корм для свиней, свежеободранные бараньи и телячьи шкуры.

(Владимир Солоухин «Письма из Русского музея», письмо 6)


  1. Внимательно читаем задание и предложенный отрывок текста.
  2. Вспоминаем характеристики указанного средства связи предложений, находим его в тексте. Вспомним указательные местоимения – этот, тот, это, то, который… Перечитаем предложения: местоимение «это» встречается во втором предложении. В нем же мы видим повтор местоимения «я».
Ответ: 2

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор

Задание ER2502

Среди предложений 1—4 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

(1)Жителю России ежедневно формируют мировоззрение катастрофического периода. (2)Он, житель России, уже свыкся с выживанием среди наводнений, ограблений, обрушений и взрывов. (3)Поселки смывает, здания горят, самолёты падают, автомобили сталкиваются, поезда сходят с рельс, а вот интервью с вором, а это трупы боевиков. (4)Теперь про погоду.  

(5)Итак. (6)В России. (7)Ежегодно. (8)Гибнет. (9)На дорогах — 30  000. (10)Тонут — 15 000. (11)Опиваются спиртным — 40 000. (12)Убивают — 30 000. (13)Пропадает без вести — 30 000. (14)Падают с крыш, балконов, окон, деревьев, столбов — десятки человек по стране в день. (15)Суют в станки все части тела и отрывают — ежедневно. (16)Кусаются псами, бодаются быками — что ни час. (17)Кончает самоубийством, вешается, вскрывает вены, бросается под поезд — 25 000 в год. (18)Сосульками с крыш по голове — десятки трупов по стране каждую весну. (19)Бьет током в ванных — чище электрических стульев в старой Америке. (20)Ещё можно насмерть подавиться шашлыком и запариться в сауне.

(По Михаилу Веллеру «Разрушительные теленовости»)


  1. Внимательно читаем задание и предложенный отрывок текста.
  2. Вспоминаем характеристики указанного средства связи предложений, находим его в тексте. Личные местоимения – я, мы, он, она, ты, вы, они… Местоимение мы видим во втором предложении. Там же повторяется и сочетание «житель России», употребленное в первом предложении.
Ответ: 2

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор

Задание ER2503

Среди предложений 15-18 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью определительного местоимения, указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

(9)Конечно, люди и теперь нередко «нравятся» друг другу и «водятся» друг с другом… (10)Но, Боже мой, как все это скудно, поверхностно и беспочвенно. (11)Ведь это только означает, что им «приятно» и «забавно» совместное времяпрепровождение или же, что они умеют «угодить» друг другу… (12)Если в склонностях и вкусах есть известное сходство; если оба умеют не задевать друг друга резкостями, обходить острые углы и замалчивать взаимные расхождения; если оба умеют с любезным видом слушать чужую болтовню, слегка польстить, немножко услужить,— то вот и довольно: между людьми завязывается так называемая «дружба», которая, в сущности, держится на внешних условностях, на гладко-скользкой «обходительности», на пустой любез­ности и скрытом расчете… (13)Бывает «дружба», основанная на совместном сплетничании или на взаимном излиянии жалоб. (14)Но бывает и «дружба» лести, «дружба» тщеславия, «дружба» протекции, «дружба» злословия, «дружба» преферанса и «дружба» собутыльничества. (15)Иногда один берет взаймы, а другой дает взаймы — и оба считают себя «друзьями». (16)«Рука моет руку», люди вершат совместно дела и делишки, не слишком доверяя друг другу, и думают, что они «подружились». (17)Но «дружбой» иногда называют и легкое, ни к чему не обязывающее «увлечение», связывающее мужчину и женщину; а иногда и романтическую страсть, которая подчас разъединяет людей окончательно и навсегда. (18)Все эти мнимые «дружбы» сводятся к тому, что люди взаимно посторонние и даже чуждые, проходят друг мимо друга, временно облегчая себе жизнь поверхностным и небескорыстным соприкосновением: они не видят, не знают, не любят друг друга, и нередко их «дружба» распадается так быстро и исчезает столь бесследно, что трудно даже сказать, были ли они раньше вообще «знакомы».

(По И. Ильину)


  1. Внимательно читаем задание и предложенный отрывок текста.
  2. Вспоминаем характеристики указанного средства связи предложений, находим его в тексте. Вспоминаем местоимения. Определительные – каждый, всякий, любой, весь… Указательные – это, то, этот, тот, который… Внимательно перечитав текст и ища в нем местоимения, в 18 предложении мы видим следующие подряд местоимения «все эти» — определительное и указательное. Лексический повтор здесь тоже есть – «дружбы»; в 17 предложении автор также употребляет форму слова «дружба».
Ответ: 18

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор

Задание ER0201

Самостоятельно подберите частицу, которая должна быть на месте пропуска во втором предложении текста.

(1)Одно из хитроумных приспособлений, которым природа одарила кактусы, — колючки. (2)<…> они помогают растениям выжить в жарких и засушливых областях Южной и Северной Америки: острые и растопыренные колючки защищают растения от поедания животными, густые и плотно прилегающие — спасают от перепадов суточных температур, длинные и толстые — создают, подобно жалюзи, тень, а нектар, который скапливается на остриях некоторых колючек, привлекает насекомых-опылителей. (3)Также колючки помогают кактусам переносить засуху, поскольку конденсируют пар и удерживают капельки росы и дождя.


  • Итак, в задании требуется вставить частицу, вспоминаем необходимую нам группу слов.
  • Сравнивая первое и второе предложения, мы видим, что автор делает акцент на колючках как на особом приспособлении кактусов, но не утверждает, что это их единственное средство выживания в пустыне. Методом подбора мы приходим к выводу, что лучше всего подходят частицы именно или ведь.
Ответ: именно

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор

Задание ER0202

Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста.

(1)Иногда в горах отламываются не мелкие обломки, а огромные глыбы породы; обрушившись вниз, они разбиваются на более мелкие части, загромождая долины. (2)<…> явление называется обвалом. (3)Чаще всего так обрушиваются скалы, сложенные слоями осадочных пород, причём слои эти должны залегать не горизонтально, а под углом к горизонту — по этим слоям и проходят трещины, приводящие к обвалу.


  • Итак, в задании требуется подобрать указательное местоимение, что сильно облегчает нашу задачу. Вспоминаем соответствующую группу местоимений
  • Из указанной группы нам в соответствующей форме подходят местоимения такое или это (не забываем согласовывать грамматически самостоятельные части речи с главным словом). Выбираем один ответ.
Ответ: такое

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор

Задание ER0203

Самостоятельно подберите наречие, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста.

(1)В городах существует особый микроклимат. (2)<…> очень много искусственных твёрдых поверхностей: асфальта, бетона, кирпича, стекла, которые не могут впитывать атмосферную влагу, поэтому все выпадающие осадки удаляются через стоки, что приводит к иссушению не только самой поверхности, но и воздуха города. (3)Сухость городской атмосферы подтверждается тем, что в больших городах обычным явлением считается низкая (абсолютная и относительная) влажность и очень редко бывает туман.


  • Итак, в задании требуется наречие, вспоминаем слова соответствующей части речи.
  • Сравнивая первое и второе предложения, мы видим, что именно в городах очень много искусственных твёрдых поверхностей, то есть, нам нужно наречие, обозначающее место: тут, там или здесь (последнего слова нет в таблице, но его также можно использовать). Попытка подставить любое другое наречие будет безуспешной. Выбираем один из нужных нам вариантов.
Ответ: тут

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор

Задание ER2522T

Среди предложений 5–15 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Запишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).

(1)Вот и кончился последний урок последнего дня нашей школьной жизни. (2)Десять школьных лет завершились по знакомой хрипловатой трели звонка. (3)Все мы, растроганные, взволнованные, радостные и о чём-то жалеющие, растерянные и смущённые своим мгновенным превращением из школяров во взрослых людей, слонялись по классам и коридору, словно страшась выйти из школьных стен в мир, ставший бесконечным. (4) И было такое чувство, будто что-то недоговорено, недожито, не исчерпано за прошедшие десять лет, будто этот день застал нас врасплох.

(5) В класс заглянула Женя Румянцева:

‒ Серёжа, можно тебя на минутку? (6) У меня странное предложение! (7)Давай встретимся через десять лет!

(8)Шутливость совсем не была свойственна Жене, и я спросил серьёзно:

‒ Зачем?

‒ (9)Мне интересно, каким ты станешь. (10)Ты ведь очень нравился мне все эти годы.

(11) Я думал, что Жене Румянцевой неведомы ни эти слова, ни эти чувства. (12)Жизнь её протекала в двух сферах: в напряжённой общественной работе и в мечтаниях о звёздных мирах. (13)Немногие из нас твёрдо определили свой дальнейший жизненный путь, а Женя с шестого класса знала, что будет астрономом и никем другим. (14)Между нами никогда не было дружеской близости. (15) В поисках разгадки я мысленно пробегал прошлое, но ничего не нашёл в нём, кроме одной встречи на Чистых прудах…

(16)Однажды мы собирались в выходной день на Химкинское водохранилище покататься на лодках. (17)Но с утра заморосил дождь, и на сборный пункт пришли только мы с Павликом, Нина и Женя Румянцева. (18)Дождь не переставал ни на минуту. (19)Нечего было и думать о Химках.

‒ (20)Давайте покатаемся на пруду, ‒ предложил я и показал на старую, рассохшуюся лодку-плоскодонку. – (21)Будем воображать, что мы в Химках. ‒ (22)Или в Средиземном море, ‒ вставил Павлик.

‒ (23)Или в Индийском океане, ‒ восторженно подхватила Женя.

(24)Мы вычерпали из лодки воду и отправились в «кругосветное» плавание. (25)Женя придумывала маршрут нашего путешествия. (26)Вот мы проходим Босфор, через Суэцкий канал попадаем в Красное море, оттуда в Аравийское и входим в Тихий океан. (27)Женя неутомимо командовала: «Право руля!», «Лево руля!», «Поднять паруса!», «Убрать паруса!» (28)Отыскивала путь по звёздам: наш компас разбился во время бури.

(29)Больше Женя не бывала с нами. (30)Мы не раз приглашали её на наши сборища, но она отказывалась. (31) А что если в тот единственный раз она пришла из-за меня и из-за меня отступилась, сказав себе с гордой честностью: не вышло…

‒ (32)Почему же ты раньше молчала, Женя? ‒ спросил я.

‒ (33)К чему было говорить? (34)Тебе так нравилась Нина!

(35)С ощущением какой-то досадной и грустной утраты я сказал:

‒ Где же и когда мы встретимся?

‒ (36)Через десять лет, двадцать девятого мая, в восемь часов вечера, в среднем пролёте между колонн Большого театра.

(37)Минули годы. (38)Женя училась в Ленинграде. (39)Зимой 1941 года, жадно ловя известия о судьбе моих друзей, я узнал, что Женя в первый же день войны бросила институт и пошла в лётную школу. (40)Летом 1944 года я услышал по радио указ о присвоении майору авиации Румянцевой звания Героя Советского Союза. (41)Вернувшись с войны, я узнал, что звание Героя было присвоено Жене посмертно.

(42)Жизнь шла дальше, порой я вдруг вспоминал о нашем уговоре, а за несколько дней до срока почувствовал такое острое, щемящее беспокойство, будто все прошедшие годы только и готовился к этой встрече. (43)Я поехал к Большому театру, купил у цветочницы ландыши и пошёл к среднему пролёту между колонн Большого театра. (44)Я постоял там немного, затем отдал ландыши какой-то худенькой сероглазой девушке и поехал домой…

(45)Мне хотелось на миг остановить время, оглянуться на себя, на прожитые годы, вспомнить Женю, лодку, дождик, вспомнить слепоту своей юношеской души, так легко прошедшей мимо того, что могло бы стать судьбой.

(По Ю.М. Нагибину*)


Читаем задание. Вспоминаем, какие местоимения относятся к притяжательным (мой, твой, наш, ваш, свой, его, её, их). Внимательно читаем предложенный отрывок текста:

(5) В класс заглянула Женя Румянцева:

‒ Серёжа, можно тебя на минутку? (6) У меня странное предложение! (7)Давай встретимся через десять лет!

(8)Шутливость совсем не была свойственна Жене, и я спросил серьёзно:

‒ Зачем?

‒ (9)Мне интересно, каким ты станешь. (10)Ты ведь очень нравился мне все эти годы.

(11) Я думал, что Жене Румянцевой неведомы ни эти слова, ни эти чувства. (12)Жизнь её протекала в двух сферах: в напряжённой общественной работе и в мечтаниях о звёздных мирах. (13)Немногие из нас твёрдо определили свой дальнейший жизненный путь, а Женя с шестого класса знала, что будет астрономом и никем другим. (14)Между нами никогда не было дружеской близости. (15) В поисках разгадки я мысленно пробегал прошлое, но ничего не нашёл в нём, кроме одной встречи на Чистых прудах…

Находим притяжательное местоимение ЕЁ в предложении (12):

(12)Жизнь (ЧЬЯ?) её протекала в двух сферах: в напряжённой общественной работе и в мечтаниях о звёздных мирах. 

Записываем цифру 12 в ответ.

 

Ответ: 12

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор

Задание ER0222T

Самостоятельно подберите определительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем предложении текста. Запишите это местоимение. Экология – это наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают. Эти взаимоотношения изучают самые разные науки: биология и химия, астрономия и космология, математика и философия. <…> они вносят свой вклад в экологию, которая сегодня разделилась на ряд самостоятельных дисциплин: общую экологию, агроэкологию, гидроэкологию, экологию человека и т.д.

Чтобы правильно ответить на вопрос, внимательно прочитаем предложения 2 и 3. Затем вспомним, что такое определительные местоимения.

Определительные местоимения указывают на обобщенный признак лица или предмета (сам, самый, весь, всякий, иной, любой, другой, каждый).

Исходя из смысла предложения, на месте пропуска должно стоять определительное местоимение все (мн. ч. от весь). Понимаем, что все они – это науки («биология и химия, астрономия и космология, математика и философия»), которые упоминаются во 2-ом предложении.

Ответ: все

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор

Задание ER0220T

Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен быть на месте пропуска в третьем предложении текста.

(1)Археологи находят в славянских землях много кладов. (2)Ценность клада для науки состоит не в количестве сокровищ, а в качестве ювелирных изделий (среди них попадаются настоящие шедевры). (3)<…> наиболее ценным для археологов является не сам клад, а представление о жизни и быте древних славян, которое складывается в процессе изучения найденных во время раскопок ювелирных украшений. 


  • Итак, в предложении необходимо вставить сочинительный союз, вспоминаем необходимую нам группу слов.
  • Если сравнить второе и третье предложения, мы заметим, что связаны они по принципу противопоставления. Клад ценен для науки качеством изделий, но самое ценное, что он отражает быт и нравы народа того времени. Даже перебирая методом подстановки союзы и, также, тоже, то есть, однако, мы увидим, что лучше всего подходит однако или но. Записываем один из вариантов.
Ответ: однако

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор

Вся теория

Имя существительное как часть речиСклонение имен существительных. Таблица окончаний по падежам.Имя прилагательное как часть речиГлагол как часть речи. Личные окончания глаголов.НЕ с глаголамиФонетический анализ слова. Звуки и буквы.Лексика и фразеология. Фразеологизмы.Морфемика и словообразование. Части слова.Самостоятельные части речиСлужебные части речи: предлоги, союзы, частицыСинтаксис. Словосочетание и предложениеГлавные и второстепенные члены предложенияДвусоставные и односоставные предложенияРаспространённые и нераспространённые, полные и неполные предложенияОсложнённое простое предложениеПростое и сложное предложенияСпособы передачи чужой речи и знаки препинания при нихСинтаксический анализ словосочетания и предложенияИ/Ы, А/Я, У/Ю, О/Е (Ё) после шипящих и ЦУпотребление твёрдого и мягкого знаковПравописание корнейПравописание приставокПравописание суффиксовПравописание Н и ННПравописание окончаний. Суффиксы причастий и деепричастийСлитное и раздельное написание НЕПравописание НЕ и НИПравописание предлогов, союзов и частицПравописание словарных словСлитное, дефисное, раздельное написание словТире между подлежащим и сказуемымЗнаки препинания при однородных членахЗнаки препинания при обособленных членах предложенияЗнаки препинания при сравнительных оборотах и уточненияхОбращения, вводные слова и вставные конструкции. Знаки препинания при нихПрямая речь, диалог, цитирование. Знаки препинанияЗнаки препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом предложенииЗнаки препинания в бессоюзном сложном предложенииИтоговое собеседование 2021Анализ текстаВыразительные средства русского языкаСтили речиФункционально-смысловые типы речиЯзыковые нормыПравила постановки двоеточияТекст как речевое произведениеЗнаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связьюТире в простом и сложном предложенияхПунктуационный анализ предложенияБаллы ЕГЭ по русскому по заданиям 2022Шкала перевода баллов ЕГЭ по русскому 2022Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраскеНаречие как часть речиМестоимение как часть речиОрфоэпияПравописание гласных и согласных в приставкахЧередование звуков. Беглые гласныеМорфемный и словообразовательный разбор словаМорфологический разбор слова. Морфология и орфография.План подготовки к ЕГЭ по русскомуИтоговое сочинение в 2021-2022 учебном годуГрафика. ОрфографияЛексикография. Словари. Этимология словАббревиатуры и сложносокращённые словаИмя числительное как часть речиКатегория состояния как часть речиПричастие как часть речиМеждометие как часть речиДеепричастие как часть речиПунктуация. Знаки препинания: завершения, разделения, выделенияОднородные и обособленные члены предложенияПравила переноса словПериод. Знаки препинания в периоде. Трудные случаи пунктуации и синтаксиса